УТВЕРЖДАЮ

     Директор МОУ «Туванская основная  общеобразовательная школа»                                         __________________В.Я.Мартынов.

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном
контроле в школе МОУ "Туванская основная общеобразовательная школа"

1.Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании","Типовым положением об образовательном учреждени­ем", Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999г. 22-06-874"Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности", Уставом и Положением школы

программой развития школы и регламентирует содержание и порядок прове­дения внутришкольного контроля администрацией.

1.2.Внутришкольный контроль -главный источник информации для ди­агностики состояния образовательного процесса ,основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследо­ваний, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в об­ласти образования.

Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его поведения.

1.3.Положение о внутришкольном контроле принимается педагогичес­ким советом ,имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.4.Целями внутришкольного контроля являются:

-совершенствование деятельности образовательного учреждения;

-повышение мастерства учителей;

-улучшение качества образования в школе.

 

1.5.Задачи внутришкольного контроля.

-осуществление контроля над исполнением законодательства в обл­асти образования;

-выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их предупреждению;

-анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельнос­ти педагогических работников,

-изучение результатов педагогической деятельности ,выявление по­ложительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

-анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

-оказание методической помощи педагогическим работникам в процес­се контроля.

 

1.6.Функции внутришкольного контроля:

*информационно аналитическая;

*контрольно-диагностическая;

*коррективно-регулятивная.

 

1.7.Директор школы/или/ по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль ,результатов деятельности работников по вопросам:

*соблюдения законодательства РФ в области образования;

*осуществления государственной политики в области образования;

*исполнения финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

*использования методического обеспечения в образовательном процес­се;

*реализации утвержденных образовательных программ и учебных пла­нов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

*соблюдения устава ,справил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

*соблюдения и порядка проведения промежуточной аттестации обучаю­щихся и текущего контроля успеваемости;

*своевременности предоставления отдельным категорям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации ,законодательством Чувашской Республики и правовыми актами органов местного самоуправления.

*работы подразделений организаций общественного питания и меди­цинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

*другим вопросам в рамках компетенции директора школы.

 

1.8.При оценке и ходе внутришкольного контроля учитывается: *выполнение государственных  программ в полном объеме(прохождение

материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.)

*уровень знаний, умений ,навыков и развитие учащихся;

*степень самостоятельности учащихся;

*владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными уме­ниями;

*дифференцированный подход к учащимся ;

*совместная деятельность учителя и ученика;

*наличие положительного эмоционального микроклимата;

*умение отбирать содержимое учебного материала(подбор дополни­тельной литературы, информации и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

*способность к анализу педагогических ситуаций ,рефлексии, самос­тоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

*умение корректировать свою деятельность;

*умение обобщать свой опыт;

*умение составлять и реализовывать план своего развития.

 

1.9.Медоты контроля над деятельностью  учителя:

*анкетирование;

*тестирование;

*социальный опрос;

*мониторинг;

*наблюдение;

*изучение документации;

*анализ самоанализа уроков;

*беседа о деятельности учащихся;

1.10.Методы контроля над результатами учебной деятельности:

* наблюдение;

*устный опрос;

*письменный опрос;

*письменная проверка знаний(контрольная работа);

*комбинированная проверка;

*беседа анкетирование, тестирование;

*проверка документации;

1.11.Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, маниторинга проведения административных ра­бот.

Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых про­верок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, ко­торый обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирова­ние в организации проверок. Он доводится до членов педагогического кол­лектива в начале учебного года

.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляет-

ся в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указан­ных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, органи­заций ,урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между  участни­ками образовательного процесса.

Внутришкольный в виде мониторинга предусматривает сбор, системный чет, обработку и анализ информации об организации и результатах образо­вательного процесса для эффективного решения задач управления качест­вом образования(результаты образовательной деятельности, состояние здо­ровья обучающихся ,организации питания, выполнение режимных момен­тов ,исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагнос­тика педагогического мастерства и т.д.)

Внутришкольный контроль в виде административной работы осущест­вляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной

работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.12.Виды внутришкольного контроля: предварительный-предварительное знакомство;  текущий-непосредственное наблюдение   за   учебно-воспитательным процессом; итоговый-изучение результатов работы школы,педагогов за чет­верть,полугодие,учебный год.

1.13.Формы внутришкольного контроля:

-внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе ,руководители методических объединений, другие специалисты;

-в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

-директор издает приказ (указание о сроках и теме предстоящей проверки), устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание;

-план-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов

внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по от­дельным разделам деятельности школы и должностного лица;

продолжительность тематических или комплексных проверок не дол­жна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

-эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию ,относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

-при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законо­дательства Российской Федерации в области образования, о них сообща­ется директору школы;

-экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;

-при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут  посещать  уроки учителей школы без предварительного пре­дупреждения;

-при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за один день до посещения уроков;

-в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за один день до посещения уроков(экстренным случаем считает­ся письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об об­разовании).

 

1.15.Основания для внутришкольного контроля:

-заявление педагогического работника на аттестацию;

-проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

-обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в об­ласти образования.

 

1.16.Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде  аналитической справки, справки   о  результатах  внутришкольного  контроля ,доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы ,уста­новленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фак­тов, выводы и при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.

Педагогические работники после ознакомления с результатами внут­ришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материа­лом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах

внутришкольного контроля .

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несог­ласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выво­дам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования.

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, це­лей и задач, а также с учетом реального положения дел.

а)проводятся заседания педагогического или методического сове­тов, производственные совещания с педагогическим составом.

б)сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы.

в)результаты внутришкольного контроля могут учитываться при про­ведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

 

1.17.Директор школы по результатам внутришкольного контроля при­нимает следующие решение.

-об издании соответствующего приказа ;

-об осуждении итоговых материалов внутришкольного контроля колле­гиальным органом;

-о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов(экспертов)

-о привлечении дисциплинарной ответственности должностных лиц;

-о поощрении работников;

-иные решения о пределах своей компетенции.

1.18.О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обу­чающихся ,их родителей ,а также в обращении и запросах других граждан и организаций ,сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  КОНТРОЛЬ.

2.1.Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2.В ходе профессионального контроля руководитель изучает:

-уровень знаний учителя в области современных достижений психоло­гической и педагогической науки ,профессиональное мастерство учителя.

-уровень овладения учителем технологиями развивающего обуче­ния, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

-результаты работы учителя и пути их достижения;

-способы повышения профессиональной квалификации учителя;

2.3.При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

-знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами(тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процес­се работы),поурочными планами ,классными журналами, дневниками, и тетра­дями учащихся ,протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя.

-изучать практическую деятельность работников школы через посеще­ние и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факульта­тивов, секций;

-проводить экспертизу педагогической деятельности;

-проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

-организовать социологические    , психологические, педагогические

исследования, анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

-делать выводы и принимать управленческие решения.

2.4.Проверяемый педагогический работник имеет право:

-знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

-знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

-своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администра­ции;

-обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

2.5.По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

3.1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам дея­тельности школы.

3.2.Содержание тематического контроля может включать вопросы ин­дивидуализации, дифференциации ,коррекции обучения, устранения перегруз­ки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков ,ак­тивизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

3.3.Тематический контроль направлен не только на изучение факти­ческого состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в су­ществующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и ме­тодов работы ,опыта мастеров педагогического труда.

3.4.Темы контроля определяются в соответствии с Программой разви­тия школы, проблемно-орентировачным анализом работы школы по итогам учебного года ,основными тенденциями развития образования в городе, регионе стране.

3.5.Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами , сроками, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

3,6.В ходе тематического контроля :- проводятся тематические иссле­дования (анкетирование тестирование);

-осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций , учащихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков ,секций, анализ школьной и классной документации.

3.7.Результаты тематического контроля оформляются в виде заключе­ния или справки.

3.8.педагогический коллектив знакомится с результатами тематичес­кого контроля на заседаниях педсоветов ,совещаниях при директоре  или заместителях ,заседаниях методических объединений.

3.9.По результатам тематического контроля принимаются меры , нап­равленные на  совершенствование учебно-воспитательного процесса и повы­шение качества знаний ,уровня воспитанности и развития учащихся.

3.10.Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ.

 

4.1.Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном клас­се или параллели.

4.2.Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том, или ином классе или параллели.

4.3.В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах

-деятельность всех учителей;

-включение учащихся в позновательную деятельность;

-привитие интереса к знаниям;

-стимулирование потребности в самообразовании ,самоанализа, само­совершенствованиии, самоопределении.

-сотрудничество учителя и учащихся;

-социально-психологический климат в классном коллективе;

4.4.Классы для проведения классно-обобщающего контроля определя­ются по результатам проблемно-орентировочного анализа по итогам учеб­ного года, полугодия или четверти.

4.5.Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии выявленными проблемами.

4.6.Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами ,сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего конт­роля в соответствии с планом работы школы.

4.7.По результатам классно -обобщающего контроля проводятся ми­нипедсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные ча­сы, родительские собрания.

            КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ

5.1.Комплексный контроль проводится с целью получения полной ин­формации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.

5.2.Для проведения комплексного контроля создается группа ,состо­ящая из членов администрации образовательного учреждения ,руководите­лей методических объединений ,эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.Для работы в составе дан­ной группы администрация может привлекать лучших учителей других школ

,инспекторов или методистов городского Управления образованием ,ученых

Рязанского государственного педагогического университета,   преподавате­лей областного института развития образования.

5.3.Члены группы должны четко определить цели, задачи ,разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

5.4.Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача ,устанав­ливаются сроки ,формы обобщения итогов комплексной проверки.

5.5.Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задача­ми, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом ра­боты школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

5.6.По результатам комплексной проверки готовится справка, на ос­новании которой директором школы издается приказ (контроль за исполне­ние которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета ,совещание  при  директоре  или его заместителях.

5.7.При получении положительных результатов данный приказ снима­ется с контроля.               

                                                                  Принято педагогическим

                                                                   советом школы

                                                                                                  "____"________2002г