Описание реализации Чувашской Республикой направления Развитие
региональной системы оценки качества образования
(СОКО)»
|
2006 г. факт |
Обязательства |
|||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||
3.2. Количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдачи ЕГЭ |
11 |
11 |
12 |
13 |
В традиционный для Чувашии перечень предметов, по которым выпускникам предоставляется возможность сдавать экзамен в форме ЕГЭ (математика, русский язык, физика, история России, география, биология, химия, английский язык, немецкий язык, французский язык, обществознание) в 2008 году предполагается внести информатику, в 2009 году – литературу.
Таблица 3.2
Наименование показателя |
2006 г. факт |
Обязательства, % |
||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||
3.3. Доля выпускников (общеобразовательных учреждений), проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ |
83,5 |
100 |
100 |
100 |
Под выпускниками понимаются учащиеся общеобразовательных учреждений, завершившие обучение в текущем году. Выпускники прошлых лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, участвующие в ЕГЭ, не учитываются. Показатель рассчитывается как отношение количества выпускников, проходящих в данный год государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по обоим предметам – русскому языку и математике, к общему количеству выпускников данного года в процентах. С 2007 года в республике итоговая аттестация в форме ЕГЭ по русскому языку и математике для всех выпускников 11 классов является обязательной.
Таблица 3.3
Наименование показателя |
2006 г. факт |
Обязательства, % |
||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||
3.4. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам |
45,8 |
48,0 |
50,0 |
60,0 |
Под выпускниками понимаются учащиеся общеобразовательных учреждений, завершившие обучение в текущем году. Выпускники прошлых лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, участвующие в ЕГЭ, не учитываются. Показатель рассчитывается как отношение количества выпускников, проходящих в данный год государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по трем и более предметам, к общему количеству выпускников данного года в процентах. В 2006 году данный показатель в республике составил 45,8%. В связи с тем, что уже сегодня доля выпускников, сдающих три и более предмета в форме ЕГЭ в республике достаточно высока, незначительное повышение этого показателя возможно за счет введения новых предметов (информатика, литература) и расширения охвата специальностей в учреждениях СПО и ВПО, по которым зачисление проводится в форме ЕГЭ.
Таблица 3.4
Наименование показателя |
2006 г. факт |
Обязательства, % |
||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||
3.5. Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями |
0 |
100 |
100 |
100 |
Анализ ситуации
Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системе образования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, программы развития образования стали нормой менеджмента, а внедрение процедур оценки качества позволяет получать объективные и сопоставимые данные. Проблема сегодняшнего дня – освоение технологии управления, ориентированного на результат (БОР – бюджетирование, ориентированное на результат) на всех уровнях образовательного менеджмента, т.к. характер государственных инвестиций в образование идёт по принципу: «деньги в обмен на обязательства».
В Чувашской Республике в течение последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе образования. Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации – это модернизация системы мониторинга и статистики образования в рамках проекта «Реформа системы образования», структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования. Результатом преобразований станет система оценки качества образования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики в последние годы, можно определить так:
- проведен анализ состояния действующей системы мониторинга и статистики образования региона;
- разработана модель, представленная в виде технологической схемы региональной системы мониторинга и статистики образования, определены цели и задачи, схема функционирования[1]. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2003 г. № 20 создан ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий» (далее - ГУ «ЧР ЦНОТ»), благодаря чему в республике появилось связующее звено республиканской системы мониторинга и статистики образования;
- сформирован оптимальный перечень баз данных информации о состоянии и развитии образовательных учреждений на уровне муниципалитетов;
- определён порядок информационного обмена и взаимодействия между региональным центром мониторинга и муниципальными мониторинговыми службами;
- согласован перечень показателей для экспериментального рейтинга муниципальных образовательных систем и ОУ по приоритетным направлениям развития системы;
- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования;
- начато формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования республиканской и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- подготовлена нормативно-правовая база системы мониторинга и статистики – проекты решений, распоряжений, приказов, предложений для внесения в уставы учреждений и организаций, положение об обмене данными и т.д.;
- апробированы комплексные формы статистической отчетности, разработанные проектной группой ГУ-ВШЭ[2];
- подготовлен и утвержден комплекс индикаторов[3]. Собраны значения предлагаемых индикаторов за последние 5 лет – таблицы и диаграммы стали основой для информационного доклада о состоянии системы образования[4];
- подготовлены и опубликованы макеты доклада директора школы, директора УНПО, руководителя муниципального уровня управления образования внешним «заинтересованным непрофессионалам». В школах и муниципалитетах начата работа по организации и проведению публичных докладов[5];
- ведется выбор программного продукта для СОКО. Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их взаимосвязи и адаптации друг к другу;
- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования.
Таким образом:
1. Выработана единая система требований к качеству образования, обеспечивающая максимальное соответствие между образовательными потребностями и возможностями самой системы.
2. Создана модель республиканской службы образовательной статистики и мониторинга качества образования, опыт формирования и функционирования которой может быть диссеминирован в другие регионы.
3. Сформированы отдельные готовые блоки для единой региональной системы оценки качества образования.
Вместе с тем работа в республике по этому направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная под задачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данном направлении:
- формирование модели региональной службы оценки качества образования (как структурного элемента единой федеральной системы), увязывающей в комплекс мониторинг и оценку состояния развития образовательных систем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, мониторинг индивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций контроля, надзора и инспектирования в образовании;
- подготовка кадров для системы оценки качества образования;
- выбор и апробация программной среды для сбора, актуализации и первичной обработки информации и обеспечения доступа к ней различных групп пользователей;
- определение параллелей между форматом собираемой информации и возможностями ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
- формирование модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования;
- определение заказа региональной системы управления образованием на информационно-аналитическое обеспечение.
Система оценки качества образования Чувашской Республики создается вне Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики. Координационным центром системы оценки качества образования в Чувашии является специальный уполномоченный орган исполнительной власти - Служба по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики. Это условие является определяющим, поскольку именно оно формирует независимость создаваемой структуры от объекта оценки и позволяет выстроить отдельную вертикаль оценки качества образования при координации со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования.
В структуре Службы по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики предполагаются два управления – управление по надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и управление контрольно-оценочных процедур в сфере образования. Роль инфраструктуры службы будет частично исполнять муниципальная система управления образованием, частично роль инфраструктуры в распределённом варианте передаётся специализированным учреждениям. Предполагается размещение части заказа на оценочные процедуры в других организациях и учреждениях на конкурсной основе.
Таким образом, система оценки качества образования строится на основе распределения бюджетного задания в данной области между рядом специализированных учреждений. Заказчик финансирует согласованную программу заказа, исполнители (государственные и негосударственные учреждения) предоставляет отчеты по результатам исполнения заказа, удовлетворяя информационные потребности исполнительной власти. Тем самым снимается вопрос об объективности оценки и упрощается вопрос об уровне готовности исполнителя качественно выполнить заказ, поскольку проще использовать подбор ряда специализированных учреждений, оперирующих в различных сегментах рынка образования, нежели иметь универсальную организацию. Кроме того, за счёт разделения исполнителей оценочных процедур повышается степень их объективности и независимости.
На рис. 3.1 показана общая концептуальная схема, отражающая состав СОКО Чувашской Республики и ее место в структуре рынка образовательных услуг. На схеме выделены три взаимосвязанные системы: система образования, система потребителей образовательных услуг и республиканская система оценки качества образования.
Модель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования в Чувашии предполагает наличие специального уполномоченного органа исполнительной власти по надзорно-контрольной деятельности, являющегося координационным центром системы оценки качества образования в регионе.
Таким образом, в данной концепции СОКО не рассматривается как часть системы образования, так как она основана на внешней оценке результатов образования и внешней ответственности образовательных учреждений и организаций. В то же время СОКО не может быть представлена в рамках системы потребителей образовательных услуг (инструмент потребителей), так как в ней заинтересована и сама система образования для целей самоуправления и самоорганизации. Внешний характер оценки обеспечивается степенью разделения объекта оценивания и процедуры оценки.
Система образования как объект оценки включает четыре элемента: образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых предусмотрены государственные образовательные стандарты); образовательные организации, реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов; органы управления образованием со своей инфраструктурой, включающей подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие процесс управления; индивидуальные достижения учащихся сами по себе и как показатель качества образовательных программ, результатов работы образовательных организаций и качества управления.
|
Основные функции:
·
Надзор и контроль
·
Аккредитация и лицензирование
образовательной деятельности
·
Инспектирование, работа с жалобами и
обращениями граждан
·
Координация деятельности по оценке
качества образования |
Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки |
Система
оценки качества образования Чувашской Республики
СИСТЕМА
ОЦЕНКИ |
Заказчики и
потребители информации о качестве образования
|
Органы
управления образованием |
Органы
управления образованием |
Органы
управления образованием |
Органы
управления образованием |
Образовательные программы |
Образовательные учреждения |
Индивидуальные достижения обучающихся |
Мониторинг
и оценка состояния и развития региональной и муниципальных
образовательных систем |
Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений |
Аттестация
педагогических и руководящих кадров |
Аттестация
учащихся
|
Мониторинг
индивидуальных достижений учащихся и индивидуальных образовательных
траекторий выпускников школ |
Целевые
нерегулярные исследования
|
Глава
исполнительной власти Чувашской Республики |
Служба по
надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики |
Министерство
образования и молодёжной политики
Чувашской
Республики |
Система
образования Чувашской
Республики
СИСТЕМА
ОЦЕНКИ |
SHAPE \* MERGEFORMAT Рис. 3.1. Модель региональной службы по надзору и контролю
в сфере образования в Чувашии
Заказчики, заинтересованные в СОКО, представлены тремя основными общественными группами потребителей результатов системы образования (рис. 3.2):
SHAPE \* MERGEFORMAT
Информационный портал СОКО
|
Глава исполнительной власти Чувашской
Республики |
Министерство образования и молодёжной
политики Чувашской Республики |
Служба по надзору и контролю в сфере
образования
Чувашской
Республики |
ГУ «ЧР ЦНОТ» |
Центр оценки и развития персонала в системе образования |
Муниципальные органы управления
образованием |
Инфраструктура ОСОКО муниципального
уровня |
Аналитическая группа СОКО
|
Образовательные учреждения |
Образовательные программы |
Индивидуальные достижения учащихся |
Негосударственные организации в
системе ОСОКО |
|
|
Информационно-образовательное
агентство «ЛИДЕР» |
объекты оценки |
Аттестация педкадров
Аттестация выпускников 9 и 11 кл.
Лицензирование и
аккредитация ОУ
Мониторинг индивидуальных
достижений
Мониторинг и оценка состояния
и развития региональной и муниципальных образовательных систем |
- государственные структуры (в широком смысле интересы государства здесь понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав и гарантий, социальную стабильность и конкурентоспособность российского общества, эффективное управление образованием, в узком смысле интересы государства рассматриваются в связи с тем, что оно является крупнейшим работодателем);
- отдельные граждане, интересы которых часто представляет семья;
- бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения.
Система оценки качества образования Чувашской Республики представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологической базе оценку деятельности системы образования, образовательных организаций и образовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
Цель системы оценки качества образования Чувашской Республики заключается в осуществлении оценки качества образования для формирования информационной основы принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворения образовательных потребностей населения, поступательное движение системы образования, обеспечение социально-экономическое развитие республики.
Служба оценки качества образования Чувашской Республики призвана решать следующие задачи:
1. Разработка организационно-методического обеспечения лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики региональной системы образования, итоговой аттестации выпускников.
2. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов системы образования в вопросах обеспечения лицензирования, аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики в системе образования, проведения итоговой аттестации выпускников.
3. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга республиканской системы образования.
4. Проектирование и содействие в реализации моделей управления образовательными системами; педагогических технологий, методик анализа и прогноза развития системы образования в республике.
5. Организация и проведение работ на базе экспериментальных площадок, направленных на апробацию учебно-методических комплексов для мониторинга образования.
6. Консультационная деятельность.
7. Экспертиза программ, проектов, рекомендаций и других документов и материалов по профилю работы.
Основные функции СОКО:
- организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании (лицензирование образовательной деятельности, аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров);
- организация итоговой аттестации обучающихся в рамках общего и профессионального образования;
- организация оценки результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности;
- сбор, обобщение и представление отраслевой статистической отчетности в федеральные и республиканские органы исполнительной власти;
- организация работ по экспертизе, диагностике, оценке и прогнозу основных тенденций развития системы образования;
- обеспечение руководителей и специалистов системы управления образованием разных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений;
- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о состоянии и развитии системы образования региона и муниципалитетов, а также отдельных образовательных учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей;
- участие в подготовке нормативно-правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами.
Предполагается несколько источников финансирования, которые обеспечат реализацию программы оценки качества образования в регионе:
- бюджет, поскольку речь идет о реализации функции государственной оценки качества образования, при этом основу финансирования составляет программа оценки качества образования в регионе на текущий год. Таким образом, финансируется не структура, а программа ее деятельности. Основой для формирования бюджета становится расчет трудозатрат на реализуемые действия, устанавливаемые учредителем;
- внебюджетные поступления за счет средств клиента. Проведение внеплановых (оперативных) контрольных выходов по ряду процедур, жалобам, заявлениям и т.п. имеет смысл компенсировать за счет средств клиента на основе устанавливаемых ведомством нормативов, компенсации требует и специальный разворот анализа данных, необходимый клиенту;
- целевые программы, реализуемые по инициативе республиканских и муниципальных органов управления образованием, федеральных служб, в том числе и исследовательские проекты разного рода как муниципального и регионального, так и федерального уровней, которые реализуются за счет целевых вложений;
- целевые федеральные средства на реализацию функций инварианта.
Вопрос об источниках финансирования является ключевым, поскольку степень свободы, допускаемая учредителем, позволяет сделать вывод о способности службы объективно оценивать результаты деятельности системы: чем выше степень финансовой свободы, тем выше уровень объективности оценки и наоборот.
Информационный портал службы оценки качества обеспечивает открытость системы оценки и доступность к информации разным группам пользователей. Размещение портала предполагается на сервере ГУ «ЧР ЦНОТ», где будет собираться вся информация о состоянии системы образования Чувашской Республики, о социально-экономических условиях региона, данные специальных оценочных процедур. Формат собираемой информации определяется запросами пользователей и утвержденным комплексом индикаторов состояния системы.
Программная среда поддерживает единую базу данных информации о системе образования республики, хранящуюся на сервере Регионального Центра мониторинга и статистики. Ведомственные учреждения и организации связаны с ГУ «ЧР ЦНОТ» через «окно пользователя», в которое они вносят данные в республиканскую базу данных и получают доступ к обобщенной информации. Среди поставщиков информации можно выделить государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, учреждения сопровождения, учреждения профессионального образования всех форм собственности, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность или ее сопровождение.
Первичная информация собирается на уровне образовательного учреждения. В системе действует принцип «одного окна», суть которого сводится к тому, что каждое учреждение через свое окно вносит информацию по строго определенным формам в поля, доступ к которым в режиме редактирования имеют только официальные представители данного учреждения. Таким образом, за достоверность информации отвечает единственный ее источник. При обратной связи ГУ «ЧР ЦНОТ» также выступает в роли единого окна для всех пользователей, имеющих доступ к данным в режиме просмотра к категориям данных, отструктурированных под определенные группы пользователей. Информация из единой базы данных поставляется ГУ «ЧР ЦНОТ» на федеральный уровень, при этом Центр выступает в роли единственного окна.
Пользователями системы мониторинга и статистики образования являются органы управления системой образования Чувашской Республики, образовательные учреждения всех ступеней и форм, учреждения и организации сопровождения образовательного процесса, потребители информации вне системы образования и неструктурированные пользователи.
Каждая группа получает информацию от ГУ «ЧР ЦНОТ» на бумажных или электронных носителях. Структура, формат собираемых данных и используемые показатели специально разработаны и закреплены. Это инвариантная часть, включающая статистическую и мониторинговую информацию. Результаты нерегулярных мониторинговых и пр. исследований оформляются в виде аналитических записок, брошюр и др. Это вариативная часть информации о системе образования. Программа сбора вариативной части информации утверждается службой на год. Для оперативного доступа пользователей к информации в обобщенном виде информация размещается на портале, предусматривается также ограниченный доступ через «окно просмотра», параметры которого зависят от группы пользователей.
Ключевым моментом, определяющим эффективность деятельности в информационном обеспечении принятия управленческих решений, является качество анализа собираемой информации. Для анализа и интерпретации собранной информации должна функционировать экспертно-аналитическая группа, работа которой осуществляется по трем приоритетным направлениям: во-первых, регулярное представление аналитики о состоянии системы образования; во-вторых, мониторинг принятых управленческих решений и ведущихся в республике проектов, включающий разработку показателей под конкретное преобразование и внесение коррекции в процедуру сбора информации, в-третьих, подготовка вариантов оптимальных управленческих решений по новым пилотным проектам (проектирование, моделирование).
Предполагается создание АНО, позволяющей объединять экспертов в области образования (группа экспертов формируется под задачу и будет иметь переменный состав). Это, во-первых, позволит отделить сбор и представление информации от практики его анализа, оставить первую часть на государственном и ведомственном поле, а анализ информации передать общественной экспертно-аналитической группе, имеющей статус самостоятельного юридического лица и негосударственную форму собственности. Во-вторых, усилит преимущества интегрированной государственно-общественной системы и поможет преодолеть риски, свойственные каждой модели в отдельности.
Таким образом, информационное обеспечение принятия управленческих решений базируется на двух противоположных потоках информации: ГУ «ЧР ЦНОТ» обеспечивает под контролем Министерства образования и молодежной политики и Службы по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики сбор информации, которая анализируется группой экспертов, формируемой каждый раз под задачу и имеющиеся ресурсы. Подготовленная и отструктурированная информация затем доводится ГУ «ЧР ЦНОТ» до каждой группы потребителей по принципу «одного окна».
СОКО Чувашии включает в себя пять основных подсистем, становление и развитие которых представлено ниже в плане-графике проектных мероприятий (рис. 3.3).
Основные проектные задачи в рамках этих подсистем распределены следующим образом:
1. Модернизация системы мониторинга, оценки состояния и развития региональной и муниципальных образовательных систем
В этом направлении в республике уже сделаны крупные шаги по формированию республиканской системы мониторинга и статистики, разработке комплекса индикаторов, проведена апробация адресного информационного обеспечения принятия решений разных уровней управления. Нерешёнными остаются проблемы разработки программной среды и создания единого портала, а также переход из экспериментального в штатный режим использования имеющихся наработок.
Проектные задачи:
- разработка, апробация и внедрение общего регламента комплексной оценки состояния и развития образовательных систем (в том числе эффективность системы управления) в контексте приоритетов образовательной политики на основе свода данных различных процедур оценки качества образования;
- закрепление зон ответственности за показатели качества образования за региональным, муниципальным и школьным уровнями управления;
- создание единого информационного портала о СОКО с обязанностью представления данных всех мониторинговых и целевых исследований, а также нерегулярных запросов, проводимых в системе образования Чувашской Республики;
Информационный портал
Службы оценки качества
образования |
Кадастр
образовательных учреждений Чувашии: условия осуществления
образовательного процесса и результаты
|
Оперативная информация о
лицензировании и аккредитации образовательных учреждений |
Аналитический отчёт о квалификации
педагогических кадров |
Аналитический отчёт о результатах
итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов |
Информация о
характере образовательных и трудовых траекторий выпускников школ
республики, особенностях рынка услуг профессионального образования
|
Ежегодный
доклад о состоянии и развитии системы образования Чувашской
Республики |
Свободный
доступ |
Регламентированный доступ |
Индивидуальные результаты итоговой
аттестации выпускников 9 и 11 классов |
Информация о результатах ЕГЭ по
учителю, образовательному учреждению, муниципалитету |
Банк данных
«БУДУЩЕЕ ЧУВАШИИ» |
Информация о состоянии и развитии
образовательного учреждения, муниципалитета, территориальных
образовательных систем – значение индикаторов, рассчитанное на
основе статданных и дополнительного обследования и соцопросов |
Публикации о
системе образования, форум |
Информация о характере публикаций,
перечне поднимаемых вопросов, возможных решениях проблем и принятия
предложений |
Данные специальных исследований |
Информация о результатах олимпиад,
конкурсов, соревнований |
Статсборник «Образование Чувашии» |
Первичные данные всех оценочных
процедур |
Первичные данные оценочных процедур |
Статистическая обработка, анализ,
презентация |
Аттестация учащихся |
Аттестация педкадров – отраслевая
система оценки профессиональной деятельности
|
Лицензирование и аккредитация ОУ |
Мониторинг и оценка состояния и
развития региональной и муниципальных образовательных систем |
Мониторинг индивидуальных достижений учащихся и индивидуальных
образовательных траекторий выпускников школ
|
Целевые исследования
|
Рис. 3.3. Структура информационного портала СОКО
- мониторинг публикаций о системе образования Чувашской Республики в СМИ и обращений граждан в органы управления образования и образовательные учреждения. Подготовка аналитической записки о характере публикаций, перечне поднимаемых вопросов, возможностях решения проблем и принятия предложений;
- введение форм ежегодной публичной отчётности директоров школ, руководителей муниципального и республиканского уровней управления образования.
2.Отраслевая система оценки персонала и аттестации руководящих и педагогических работников
Традиционная практика аттестации педагогических и руководящих работников, сложившаяся на данном этапе в республиканской системе образования, несмотря на достаточную вариативность оценочных процедур, в целом не привела к качественным изменениям в оценке персонала в отрасли.
Анализ ситуации позволил выявить ключевые недостатки сложившейся практики:
- логика построения системы оценки педагогических и руководящих работников не соответствует принципам новой образовательной политики, существующая персонал–стратегия не соответствует новой кадровой политике в сфере оплаты труда педагогических и руководящих работников;
- на региональном уровне не разработана нормативно-правовая база, отражающая современные стандарты деятельности педагогических и руководящих работников системы образования (описание моделей рабочих мест, квалификационные карты, карты компетенций на уровне учреждений, технологические карты по проектированию должностных позиций и т.п.);
- не разработаны региональная модель и институциональные механизмы привлечения внутренних и внешних экспертов к оценке персонала, отсутствует система подготовки внутренних экспертов;
- доминируют методы оценки, ориентированные на выявление внешнего экспертного мнения, а не на самооценку аттестуемым результатов собственной деятельности и перспектив профессионального развития;
- аттестация, прежде всего, направлена на выявление соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям квалификации, а не на развитие профессионального и личностного потенциала аттестуемого.
Для кардинального изменения ситуации необходимо создание отраслевой системы оценки персонала и аттестации педагогических и руководящих работников, учитывающей переход на новую систему оплаты труда, что позволит обеспечить внедрение региональной системы оценки качества образования. Пересмотр порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников относится к компетенции Федерации, поэтому на региональном уровне планируется модернизация форм и процедур аттестации в рамках уже действующего порядка. Нами в приложении дан проект Вариативных форм и процедур проведения аттестации педагогических работников, в котором есть концептуальные изменения по процедуре.
Проектные задачи:
- разделение процедур аттестации педагогических и руководящих кадров, выделение блока обязательных оценочных процедур и экспертизы результатов деятельности;
- введение в процедуру аттестации педагогических кадров двух оценочных процедур: оценка предметной компетенции учителя (степень владения материалом преподаваемого предмета) и оценка общих компетенций (в том числе ИКТ);
- организация конкурса на проведение оценочных процедур (среди структур, имеющих сертификацию данной деятельности) с регламентацией участия представителей профессионального сообщества;
- проведение экспертизы результатов профессиональной деятельности;
- принятие решения об аттестации на соответствующую категорию аттестационной комиссией соответствующего уровня на основании результатов оценочных процедур и экспертизы профессиональной деятельности;
- обеспечение участия органов государственно-общественного управления в процедурах оценки и аттестации педагогических и руководящих работников.
3. Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений
Лицензирование образовательной деятельности в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования на территории Чувашской Республики осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Процедура лицензирования осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796. В Чувашской Республике действует Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования», утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 25 декабря 2006 г. № 994. В соответствии с указанным Административным регламентом определены сроки рассмотрения документов лицензиата, порядок консультирования, проведения лицензионной экспертизы и т.д., начиная с регистрации заявления и приема пакета документов и включая выдачу оригинала лицензии. Этим же регламентом определены должностные обязанности ответственного исполнителя, принявшего документы в работу, и республиканской экспертной комиссии Минобразования Чувашии.
Аттестация и аккредитация ОУ, функционирующих на территории Чувашской Республики, кроме образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. Процедура аттестации и аккредитации осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Приказом Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 1327.
Приказом Минобразования Чувашии от 29 декабря 2004 г. № 1107 утвержден «Временный порядок аттестации образовательных учреждений». На стадии утверждения находится Административный регламент по оказанию государственной услуги «Аккредитация образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и дополнительного образования детей» с учетом изменения законодательства.
Проектные задачи:
- включение процедуры аттестации образовательных учреждений в регламент аккредитации;
- оптимизация нормативно-правовой базы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Использование результатов внешних оценочных процедур в аккредитации образовательных учреждений;
- включение в состав экспертных комиссий для лицензирования и аккредитации образовательных учреждений представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием.
4. Модернизация системы аттестации учащихся и мониторинг уровня обученности
Система аттестации учащихся призвана ликвидировать институциональные разрывы между ступенями обучения и согласовать требования к качеству образования на переходах.
Проектные задачи, которые будут решены в рамках проекта:
- введение в штатный режим единого государственного экзамена выпускников 11 класса. Анализ накопленного в рамках эксперимента опыта и отработка алгоритма использования результатов ЕГЭ в аналитических материалах и оценочной деятельности;
- апробация новой формы итоговой аттестации для выпускников 9 классов. Нормативно-правовое, организационно-технологическое и методическое сопровождение на уровне республики;
- апробация процедуры оценки общеучебных достижений учащихся.
5. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся и индивидуальных образовательных траекторий выпускников школ
Одним из основных результатов работы системы образования является становление человеческой индивидуальности под внешним влиянием и внутренним саморазвитием. Каждый человек, получая образование, развивается по своему индивидуальному пути, и поэтому личные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого. Поэтому востребованной становится оценка спектра индивидуальных достижений личности. В рамках этой модели индивидуальные достижения каждого учащегося учитываются и накапливаться по принципу портфолио. Спектр достижений складывается не только из результатов официальных оценочных процедур, но и из успешности участия в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, а также результатов оценки компьютерной грамотности, функциональной грамотности иностранных языков, предпрофессиональных и профессиональных компетенций (сертификаты, подтверждающие прохождение этих процедур, также вносятся в банк достижений). На определённом этапе выпускник получает портфолио-резюме, которое он может представить в конкурсную комиссию или работодателю.
Проектные задачи, которые будут решены в рамках проекта
- формирование единой республиканской базы данных об индивидуальных образовательных траекториях выпускников образовательных учреждений Чувашской Республики;
- разработка единого регламента аккумуляции на уровне образовательного учреждения данных об индивидуальных достижениях учащихся за время их обучения и стандартизация портфолио выпускника основной и полной средней школы;
- разработка и апробация процедуры оценки и сертификации неучебных достижений и компетенций учащихся;
- формирование на основе информации школьного портфолио и базы данных об индивидуальных образовательных траекториях банка лучших выпускников «Будущее Чувашии» и определение регламента его использования для адресного привлечения специалистов государственными предприятиями и бизнес-структурами.
Финансово-экономическое обоснование
Для финансового обеспечения реализации мероприятий по данному направлению предполагается использовать средства республиканского, муниципальных бюджетов и внебюджетные средства. Общая финансовая потребность на реализацию мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования на 2007 - 2009 годы составит 69,2 млн. руб. Указанные средства предусмотрены в республиканских и муниципальных целевых программах, утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами местного самоуправления, в различных проектах. Также будут привлечены внебюджетные средства.
Предполагаемые объемы и источники финансирования
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сумма, млн. руб. |
Источник финансирования, млн. руб. |
||||
республиканский бюджет
|
муниципальный бюджет |
внебюджетные источники |
|||||
1. Создание службы по надзору в сфере образования |
|||||||
1 |
1.1. Организация деятельности специального уполномоченного органа исполнительной власти «Служба по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики» |
- |
Сумма будет обозначена после определения объема субвенций из федерального бюджета, выделяемых Чувашии на осуществление переданных полномочий |
- |
- |
||
2. Мониторинг, оценка состояния и развития республиканских и муниципальных систем |
|||||||
1 |
2.1. Реализация мероприятий республиканских и муниципальных целевых программ по вопросу «Развитие региональной системы оценки качества образования» |
17,6 |
15,0 |
2,6 |
- |
||
2 |
2.2. Организация работ по сбору и актуализации статистической информации о республиканской системе образования |
1,5 |
1,5 |
- |
- |
||
3 |
2.3. Введение кадастра образовательных учреждений Чувашии |
0,3 |
0,3 |
- |
- |
||
4 |
2.4. Подготовка и издание аналитических материалов о развитии системы образования Чувашии |
1,5 |
0,9 |
0,3 |
0,3 |
||
3. Аттестация педагогических кадров |
|||||||
1 |
3.1. Организация аттестации педагогических и руководящих работников по новой форме |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
||
2 |
3.2. Организация и проведение оценочных процедур |
0,8 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
||
3 |
3.3. Проведение аудита кадровых процессов и мониторинговых исследований по оценке квалификации педагогов |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
||
4. Лицензирование, аккредитация образовательных учреждений |
|||||||
1 |
4.1. Лицензирование ОУ |
2,7 |
0,2 |
2,0 |
0,5 |
||
2 |
4.2. Аккредитация ОУ |
5,6 |
0,3 |
4,2 |
1,1 |
||
5. Аттестация учащихся |
|||||||
1 |
5.1. Организация ЕГЭ в 11 классах |
31,0 |
15,0 |
16,0 |
- |
||
2 |
5.2. Организация итоговой аттестации выпускников 9 классов по новой форме |
4,8 |
1,8 |
3,0 |
- |
||
3 |
5.3. Реализация республиканского проекта «Оценка качества образования выпускников начальной школы» |
1,0 |
0,4 |
0,6 |
- |
||
6. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся |
|||||||
1 |
6.1. Актуализация единого республиканского банка данных об индивидуальных образовательных траекториях выпускников школ |
0,3 |
0,3 |
|
- |
||
2 |
6.2. Разработка и реализация проекта по внедрению новых способов исчисления образовательного рейтинга учащихся |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
- |
||
3 |
6.3. Организация и проведение процедур по оценке неучебных достижений и компетенций школьников |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
- |
||
4 |
6.4. Ведение банка данных лучших выпускников школ «Будущее Чувашии» |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
- |
||
|
ИТОГО |
69,2 |
37,6 |
29,4 |
2,2 |
||
Аннотированный перечень нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов
Наименование документа |
Краткое содержание документа (аннотация) |
Сроки |
|
разработки |
введения в действие |
||
Нормативные правовые акты |
|||
Внесение изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «Об образовании»
|
Установление полномочий республики в осуществлении контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования |
I квартал 2007 г. |
1 января 2008 г. |
Указ Президента Чувашской Республики «О создании органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования» |
Создание нового органа исполнительной власти республики, осуществляющего функции контроля качества образования надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования» |
IV квартал 2007 г.
|
1 января 2008 г. |
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «О Положении органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющем функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования» |
Установление функций вновь созданного органа государственной власти, регистрация нового органа |
I квартал 2008 г. |
1 квартал 2008 г. |
Приказы руководителя созданного органа исполнительной власти Чувашской Республики «О структуре органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования» |
Установление структуры аппарата, штатного расписания, утверждение положений о структурных подразделениях и должностных регламентов государственных гражданских служащих, внутреннего распорядка органа и др. |
I квартал 2008 г. |
I квартал 2008 г. |
Соглашение между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Минобрнауки России |
Определение объема субвенций из федерального бюджета, необходимых для осуществления переданных Российской Федерацией полномочий об образовании и др. |
I квартал 2008 г. |
I квартал 2008 г. |
Приказ руководителя органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования |
Установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников образования |
I квартал 2008 г. |
I квартал 2008 г. |
Приказ руководителя органа исполнительной власти ЧР «О вариативных формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ Чувашской Республики» |
Установление вариативных форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ Чувашской Республики |
I квартал 2008 г. |
I квартал 2008 г. |
Инструктивно-методические документы |
|||
Методические рекомендации органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования
|
Инструктивные материалы по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов ОУ. Методические рекомендации по проведению лицензионной и аккредитационной экспертизы ОУ различных типов и видов, осуществлению контроля и надзора в области образования. |
I полугодие 2008 г. |
I полугодие 2008 г. |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Дальнейшее использование результатов |
Формирование нормативно-правовой базы СОКО Чувашской Республики |
январь - сентябрь 2007 г. |
Регламентация оценочной деятельности и надзорно-контрольной функции |
Определение перечня отслеживаемых тенденций и закрепление зон ответственности за показатели качества образования за региональным, муниципальным и школьным уровнями управления |
апрель 2007 г. |
Появляется содержательная основа для мониторинга и основа для принятия управленческих решения на основе полученных данных |
Создание единого информационного портала о СОКО с обязанностью представления данных всех мониторинговых и целевых исследований, также нерегулярных запросов, проводимых в системе образования Чувашской Республики. Поддержка, сопровождение и развитие портала. Формирование службы сопровождения информационного портала СОКО в составе ГУ «ЧР ЦНОТ» |
декабрь 2007 г. |
Условия создания и поддержки информационного портала. Реализация принципа «одного окна» в системе образования, формирование единой отраслевой база данных, упорядочение информационных потоков |
Разработка и принятие программы информационно-аналитического обеспечения системы образования Чувашской Республики на год, включающую комплекс мониторинговых исследований и процедур оценки качества образования |
октябрь 2007 г. |
Переход работы службы ОКО на систему государственного заказа по информационно-аналитическому обеспечению управления. Финансирование не структуры, а функции |
Принятие положения о публичном докладе директора школы, руководителя муниципальной и региональной систем образования |
август 2007 г. |
Закрепление структуры, сроков и порядка представления форм публичной отчётности |
Организационно-технологическое и методическое сопровождение введения публичной отчётности в практику управления на всех уровнях |
в течение реализации проекта |
Внедрение практики программно-целевого управления на всех уровнях, обеспечение открытости и общественного участия в управлении |
Мониторинг публикаций о системе образования Чувашской Республики в СМИ и обращений граждан в органы управления образования и образовательные учреждения. Подготовка аналитической записки о характере публикаций, перечне поднимаемых вопросов, возможностях решения проблем и принятия предложений |
ежегодно с 2008 г. |
Внимание к внешним требованиям, появление переговорной площадки разных групп пользователей |
Разработка и реализация комплекса исследовательских проектов по изучению развития республиканской системы образования |
в течение реализации проекта |
Дополнение данных статистики по приоритетным направлениям развития системы. |
Разработка Концепции региональной кадровой политики в системе образования. Формирование персонал-стратегии системы образования с учетом результатов проведенного аудита кадровых процессов |
январь 2007 г. |
Обновление принципов кадровой политики и проектирование кадровых процессов в соответствии с новой системой оплаты труда педагогических и руководящих работников |
Разработка и утверждение Положения об оценке персонала и аттестации педагогических и руководящих работников на основе новой системы оплаты труда |
январь 2007 г. |
Внедрение новой системы оценки и развития персонала и аттестации педагогических и руководящих работников в системе образования, учитывающей переход на новую систему оплаты труда |
Разработка критериев эффективности деятельности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений разного типа и вида |
2007 –
2008 гг.
|
|
Организация и проведение регулярных оценочных процедур для персонала и аттестации педагогических и руководящих работников. Разработка и внедрение методики самооценки |
в течение реализации проекта |
|
Создание АНКО «Центр оценки и развития персонала в системе образования» формирование должностной позиции «менеджер по персоналу» (HR-менеджер) |
2008 г. |
Появление центра инфраструктуры системы развития персонала в отрасли |
Размещение на республиканском образовательном портале банка лучших управленческих и образовательных практик педагогических и руководящих работников, принимающих участие в оценочных процедурах и аттестации |
в течение всего периода реализации |
Распространение опыта лучших управленческих и образовательных практик педагогических и руководящих работников |
Содействие формированию института внешних экспертов (управляющие и попечительские советы, ассоциации педагогов и руководителей и т.д.) и обеспечение их участия в процедурах оценки персонала и аттестации педагогических и руководящих работников |
2007 –
2010 гг.
|
Обеспечение участия органов государственно-общественного управления в процедурах оценки и аттестации педагогических и руководящих работников |
Проведение мониторинга внедрения новой системы оценки и аттестации персонала в отрасли |
2007 – 2010 гг. |
Мониторинг результативности эффективности проводимых мероприятий |
Включение в состав экспертных комиссий для лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием |
январь 2007 г. |
Обеспечение участия органов государственно-общественного управления в процедурах оценки и аттестации образовательной деятельности |
Формирование нормативно-правовой базы обновлённой процедуры лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования |
2008 г. |
Регламентация процедуры лицензирования и аккредитации ОУ и учреждений дополнительного образования. Расширение принципа «ответственности перед законом» |
Разработка и апробация технологии оценки надпредметных навыков и компетенций (по аналогии с международными исследованиями PISA, TIMSS) |
2008 г. |
Закрепление приоритетов компетентностного подхода над знаниевым. Возможность оценки компетентностно-ориентированных критериев образовательных результатов |
Организация итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования в форме ЕГЭ |
ежегодно |
Введение ЕГЭ в штатный режим |
Организация итоговой аттестации выпускников основной школы. Создание республиканских экспериментальных площадок по апробации новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы |
2007 г. |
Формирование единой системы аттестации учащихся. Регламентация перехода из основной школы в старшую профильную |
Мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой аттестации) выпускников 9, 11 классов |
ежегодно |
Формирование дополнительного блока информации о результатах деятельности образовательных учреждений |
Актуализация единого республиканского банка данных об индивидуальных образовательных траекториях выпускников образовательных учреждений Чувашской Республики. |
ежегодно |
Формирование дополнительного блока информации о результатах деятельности образовательных учреждений. Возможность анализа образовательных потребностей и соответствие их требованиям рынка труда |
Разработка и утверждение реестра олимпиад, соревнований и конкурсов с обозначением их статуса для зачета в портфолио, при аттестации учителей, оценки результативности образовательных программ и образовательных организаций |
апрель 2007 г. |
Стандартизация портфолио и ранжирование республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований |
Разработка и реализация проекта по внедрению новых способов исчисления образовательного рейтинга учащихся (портфель достижений учащихся). Введение единого регламента аккумуляции на уровне ОУ данных об индивидуальных достижениях учащихся за время их обучения и стандартизация портфолио выпускника. |
2008 г. |
Регламентация системы накопления и использования портфолио |
Организация тендера на разработку и апробацию процедуры внешней оценки и сертификации неучебных достижений и компетенций учащихся (функциональная грамотность иностранного языка, компьютерная грамотность, лидерские качества и коммуникативная компетентность). Сертификация новых оценочных процедур |
2008 г. |
Оценка непредметных индивидуальных достижений |
Разработка структуры, программной среды банка данных лучших выпускников школ Чувашской Республики «Будущее Чувашии» |
апрель 2008 г. |
Формирование системы целевой поддержки и привлечения в республику специалистов из числа лучших выпускников республики. Обнаружение точек возможных инвестиций в кадровую политику республики со стороны государства и бизнеса |
[1] «Разработка технологической схемы функционирования системы мониторинга и статистики образования Чувашской Республики», Контракт № ERP/Ch/2.1.3.2/C/04., заказчик - НФПК, ЧРФО, исполнитель – Чувашский республиканский институт образования.
[2] «Проведение пилотной апробации и доработка инструментария государственного статистического наблюдения за системами общего и начального профессионального образования». Контракт №ERP/F2/C/58-04, заказчик - НФПК, исполнитель – ГУ-ВШЭ
[3] «Разработка индикаторов мониторинга системы образования Чувашской Республики» Контракт № ЕRP\CH2/1/3/7- c\04, заказчик - НФПК, ЧРФО, исполнитель – ГУ «ЧР ЦНОТ»
[4] Информационный доклад о состоянии системы образования Чувашской Республики в 2004/05 учебном году/ Составитель: С.А. Боченков, – Чебоксары, ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий», 2005. – 90 с.
[5] «Разработка макетов для ежегодных докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на федеральном, региональном и суб-региональном уровнях и отчетов общеобразовательных учреждений», заказчик - НФПК, исполнитель - МАМСО