Утверждаю Директор школы: ____________________/А.Ф.Мидукова/ 04.04.2009г.
ПОЛОЖЕНИЕ о внутришкольной системе оценки качества образования
Общие положения
1.1. Положение о внутришкольной системе оценки качества образования (далее - положение) устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее – ШСОКО) в МОУ « Туванская основная общеобразовательная школа Шумерлинского района Чувашской Республики» 1.2. Практическое осуществление ШСОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования и настоящего Положения. 1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.4. В настоящем положении используются следующие термины: Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Для задач управления, качество образования рассматривается как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных учреждениях, муниципальных системах образования и республиканской системе образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных документах к качеству образования. Республиканская система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами с участием государственно-общественных органов управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. Управление качеством образования включает как модель управления, механизмы оценки и обеспечения качества, так и аналитические, информационные системы оценивания. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.5. Положение о ШСОКО, а также дополнения и изменения к ней утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями школьников, Попечительским советом школы и иными заинтересованными организациями.
2. Основные цели, задачи и функции и принципы функционирования ШСОКО Цель внутришкольной системы оценки качества образования заключается в осуществлении оценки качества образования для формирования информационной основы принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей граждан. Система оценки качества образования призвана решать следующие задачи: · формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; · определение степени соответствия качества образования в школе государственным и социальным стандартам; · выявление факторов, влияющих на образовательные результаты; · информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования; · материальное и моральное стимулирование педагогических работников по результатам оценки; · повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов, индивидуальных достижений учеников; · информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга республиканской системы образования; · консультационная деятельность; · экспертиза программ, проектов, рекомендаций и других документов и материалов по профилю деятельности; · реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования; · создание базы статистических данных. Объектом оценки качества образования: - общеобразовательное учреждение; - педагогические работники; - учащиеся. Предмет оценки качества образования: - качество образовательных результатов; - качество условий образовательного процесса; - эффективность образовательного процесса. Основные функции ШСОКО: · обеспечение регионального стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования. · аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников; · экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы; · информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования · обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в школе, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей. · участие в подготовке нормативной правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами. В основу функционирования внутришкольной системы оценки качества образования положены принципы: · реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; · открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; · инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг; · учета индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения воспитания; · доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей; · повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога.
3. Составляющие внутришкольной системы оценки качества образования 3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством: · системы внутришкольного контроля; · общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся школы; · профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит); 3.2. Организационная структура ШСОКО, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов включает администрацию школы, методические объединения, педагогический совет, целевые аналитические группы (комиссии), Попечительский совет школы. 3.2.1. Администрация школы (директор и его заместитель) формируют концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования. 3.2.2. Методические объединения педагогов школы обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями. 3.2.3. Целевые аналитические группы (комиссии) участвуют в оценке продуктивности и профессионализма педагогов в первом направлении их аттестации. 3.2.4. Попечительский совет школы участвует в обсуждении и заслушивает руководителей школы по реализации ШСОКО, дает оценку деятельности руководителей и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации программы развития школы. 4. Организация и технология оценки качества образования 4.1. Оценка качества образования в школе включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется учредителем и вышестоящими органами управления образованием. Вариативная составляющая оценки качества образования определяется приоритетами развития образования на школьном уровне, специальными потребностями субъектов ШСОКО и особенностями используемых школой оценочных процедур. 4.2. Объектами ШСОКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации. 4.3. ШСОКО включает систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. Деятельность по каждому компоненту определяется регламентом реализации ШСОКО. 4.4. Реализация ШСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования: · мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения; · анализом творческих достижений школьников; · результатами внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников; · результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы; · результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественных органов управления школой) и социологических исследований; · системой внутришкольного контроля; · системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе школьной медицинской службы, администрации и органов общественного управления школой; · иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса 4.5. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в регламенте. 4.6. Оценка качества образования осуществляется на основе утверждённой системы индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). 4.7. Перечень индикаторов качества и их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования. 4.8. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. 4.9. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования. 4.10. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения. 4.11. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы. 4.12. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений. 4.13. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в школе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках ШСОКО устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования (образовательный портал). 4.14. Итоги внутришкольной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы в Интернете. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования 5.1. ШСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. 5.2. ШСОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе. Участие указанных структур в оценке качества образования определяется Регламентом оценки качества образования. 5.3 Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования. 5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают: внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов); общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы; условия, созданные в образовательном учреждении в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья школьников. эффективность управления школой, в том числе – в финансово-экономической сфере 5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования современным тенденциям развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся; 5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают: качество образовательных программ; уровень развитие психических функций учащихся по результатам профессионально-психологических исследований (в обобщенном виде); результаты медицинских обследований школьников (на основе обобщенных результатов); результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического, психологического и социально-педагогического тестирований. условия, созданные для реализации программ основного и дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся, там, где для их анализа требуются специальные педагогические или психологические знания. 5.7 Самоанализ результативности обучения и воспитания, сделанный педагогом на основе научно-педагогических методов, рассматривается как вид профессионального анализа, и его результаты могут учитываться при определении внутришкольного рейтинга учителя. Участие педагогов в самоанализе по некоторым показателям качества образования предусматривается Регламентом оценки качества образования. 5.8. Доведение до общественности информации о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования, на сайте школы в Интернете.
|