ПРОГРАММА

Героика - патриотического воспитания учащихся на традициях народов России
в рамках государственной программы « Патриотическое воспитание граждан РФ»
и конкурса работ  в честь  60 - летия Победы в ВО в 1941- 1945 г.г.

 Введение.

        Патриотизм, обычно основывается на исторической памяти. На воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого. Не зная истории родного края, не видя на примерах людей, живших и живущих рядом, несущих в своей памяти культуру предков,     невозможно полно изучать историю Отечества и, тем более, говорить о патриотизме, стоящем именно на героических традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение.

        Предлагаемый материал предназначен для работы с учащимися обычной общеобразовательной школы в рамках государственных программ. Программа базируется  на местном материале  в виде  истории своего села в истории России и Чувашии. Идеи, формы и методы работы  в достаточной мере  раскрыты  в работах историков-  краеведов Росси: Лихачева Д.-«Земля родная», Матюшкина Г.-«Историческое краеведение», Милонова Н. "Литературное краеведение", Белявского –«Музеи», Данилова»  Чувашская история в преданиях», Павлова Б.  «История Чувашии», Баханова К. «Театрализованная игра  на уроках».

      Работа  по героико- патриотическому воспитанию может проводиться в трех направлениях:

                  1.Уроки истории , основам государства и права.
                  2.Исторический кружок
                  3.Экспозиции музея Зала Боевой Славы.

          В разработке программы можно использовать следующие методы и приемы:

 1) Урок- салон. Выбирается время события, место и костюмы изучаемого периода.
                                   Участники Салона знакомят (защищают)  со своими проектами ,
                                   рефератами.

3) Урок- интервью. Учащиеся- корреспонденты, журналисты берут интервью у
                                   участников событий. Если речь идет о событиях далекого прошлого,
                                  ученики сами превращаются в героев интервью. Дети учатся
                                   общению, монологу, дискуссии.

 4) Урок- митинг. Возможность прослушать и обсудить  различные точки зрения на одну
                                 и ту же проблему. Учащиеся учатся опровергать, доказывать,
                                становятся ораторами.

5) Урок- клуб путешественников « По местам боевой славы». Возможность глубже
                                 использовать внеклассную литературу, углубленно проникать в
                                  историю любого события, любой страны.

  В кружке « Живая история»- можно театрализованными средствами изучать историю.
 В Зале Боевой Славы и Краеведческом  музее – ознакомиться с материальными и вещественными источниками знания.

Патриотическое воспитание с использованием Зала Боевой Славы и краеведческого  музея..

 

Экспозиция

Материалы

Творчество учащихся

Труд, быт и культура 16-17 в.в.

Орудия труда, воспоминания, одежда, личные вещи.

 

 1.Ремесло в моей деревне- Реферат.

2.Топонимическая карта деревень.

3.История села Туваны -реферат.

4.История школы- реферат.

5.Чуваши в войне 1912 года - реферат.

Туваны в 20 веке

Личные вещи, фотодокументы, воспоминания. Фоторепортаж о приезде в Туваны  Президента Ч.Р. Н.В.Федорова.

Рефераты:  Профессор Федоров. 1ый учитель нашей школы.Учитель-солдат-поэт.Приезд в ТуваныГероя Советского  Союза Орлова Ф.Н. Интервью с руководителем газификации в Туванах (учащиеся) А. Карповым., бывшими председателями колхоза  Мостайкиным А.А., и Мостайкиным С.М., Кузьминым В.П. Реферат-« Воспоминания  Харитонова А.Х.-Председателя колхоза.

Туванцы в В.О. войне

Фотоматериалы, личные вещи ветеранов, награды.

Рефераты: Туванцы  в битве за Москву., Туванцы в обороне Ленинграда, Туванцы в Сталинградской битве, Туванцы на Курской дуге, Туванцы-освободители Европы, Туванцы-партизаны, Туванцы-кавалеры ордена Красной Звезды, Туванцы- кавалеры ордена Красного Знамени, Туванцы- кавалеры Ордена Славы,

История Туванской средней школы.

Фотолетопись,воспоминания, архивные материалы

Рефераты: Выпускники моей школы в различных отраслях народного хозяйства: 1. выпускники- учителя, 2. Врачи и медработники. 3.Специалисты с\х,4.Ученые,5. Офицеры.

 

 

 


                        Героико- патриотическое воспитание на уроках истории  Г. и Права.

ТЕМА

Исторические образы

Самостоятельное творчество

1.Борьба с иноземными   

 

захватчиками в 13-14 вв.1.Куликово поле.2. Ледовое побоище3. Невская битва.

А.Невский, Д.Донской, Пересвет, Осляба.

Рефераты: « Невский с героями Полтавы, Войны 1812 г., ВО войны 1941-1945гг. « А.Невский в искусстве России»., « Награды России в честь А.Невского и Д.Донского».» Русская церковь и герои Ледового побоища и Куликова поля» Театрализованное представление: А.Невский перед битвой и после разгрома крестоносцев, Д.Донской на приеме у Митрополита Сергия Радонежского, Реферат: Отец Сергий»

17 век. Смутное время. Освобождение России от иноземных захватчиков. Династия Романовых.

Минин и Пожарский. Иван Сусанин.

Рефераты: «Иван Сусанин в Русской литературе и музыке», Конкурс рисунка на тему Сусанины в России, Костюмированное представление « Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»,Реферат-« Сусанины в В.О. войне» , «Россия помнит о героях . Храмы и памятники в честь героев смутного времени».

Россия в 18-19 вв.Северная война, Отечественная война 1812г., Русское военное искусство, Крымская война, Русско - Турецкие войны.

Петр 1,М.Кутузов,Багратион, Д.Давыдов, А.Суворов, Нахимов, Истомин, Корнилов, Румянцев, Ушаков, Скобелев,.

Инсценировка-«Наука побеждать», «Речь Петра перед Полтавой». Интервью с героями обороны Севастополя, С участником партизанского отряда Герасима Курина. Литературный салон :» В гостях у Д.Давыдова».Рефераты: «Награды России», « Чувашия и ее вклад в преобразованиях Петра 1», « Храмы в честь побед в Северной войне», « Петр в творчестве русских мастеров пера и кисти»,» Птенцы гнезда Петрова», « Чувашия в Отечественной войне 1812 года», « Петр в Нижнем Новгороде», « Они родились на чувашской Земле»,.Дискуссия: « Бородино –Кому досталась победа?» Интервью с героями обороны Шипки.

Права и обязанности граждан России

Конституция Р.Ф  Статья 58.

Рефераты: Офицер- профессия героическая!, « Туванцы - офицеры. Интервью с Офицерами Российской Армии. Диспут: «Я бы в армию пошел пусть меня научат!» Встреча с работниками Военкомата.

Право на образование и медицинское обслуживание. Право на здоровье.

Президент Ч.Р. о программе здорового образа жизни. Конституция  Р.Ф.

 1.Собщения на тему « Спорт и физкультура в нашей школе».2.Реферат: «Чувашские чемпионы-спортсмены».

Уголовное право.

У.К., «Из сводок МВД»

Реферат:» Туванцы - офицеры МВД», Интервью с ветераном МВД Мартыновым, Обсуждение-диспут: «Преступление и наказание».

« Мировая война и ВО, война 1941-1945гг.

Жуков, Василевский, Генералы-выходцы из земли чувашской, Экономика Чувашии и ее вклад в победу.

Рефераты:» ТУВАНЫ  в помощь фронту»,»Промышленность Шумерли и ее вклад в победу»

 

 

 

 

Героика - патриотическое воспитание в кружке « Живая  история».

  1. Инсценировка « Возмездие»

Ледовое побоище

1.Костюмы воинов 13 века.
2.Речь А.Невского перед битвой.
3.Карта, диапозитивы, музыка.

  1. Инсценировка « Полтава»

Северная война.

1. А.С. Пушкин «Полтава»
2.Костюмы воинов 18 века.3. Ломоносов-« полтавская баталия» 4.Карта, диапозитивы, музыка.

  1. Великая Отечественная война в чувашской литературе

« Варща суламе»

Реферат-салон: инсценированное воспроизведение произведений, отрывков поэтов и писателей.

  1. Война в Чечне и в Афганистане

Урок-концерт: «Песня-боец»

1.Чтение и исполнение произведений, посвященных этим событиям.
2. Интервью на башне БТРа.
3.Видио-салон: "Этих лет не смолкнет канонада» встреча-диспут по проблеме реабилитации солдат, участников войн.
4. Круглый стол: « Если не я , то кто?»-обсуждение статьи 58 Конституции РФ.