ПРОГРАММА
Героика -
патриотического воспитания учащихся на традициях народов России
в рамках государственной программы « Патриотическое воспитание граждан РФ»
и конкурса работ в честь 60 - летия Победы в ВО в 1941- 1945 г.г.
Введение.
Патриотизм, обычно основывается на исторической памяти. На воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого. Не зная истории родного края, не видя на примерах людей, живших и живущих рядом, несущих в своей памяти культуру предков, невозможно полно изучать историю Отечества и, тем более, говорить о патриотизме, стоящем именно на героических традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение.
Предлагаемый материал предназначен для работы с учащимися обычной общеобразовательной школы в рамках государственных программ. Программа базируется на местном материале в виде истории своего села в истории России и Чувашии. Идеи, формы и методы работы в достаточной мере раскрыты в работах историков- краеведов Росси: Лихачева Д.-«Земля родная», Матюшкина Г.-«Историческое краеведение», Милонова Н. "Литературное краеведение", Белявского –«Музеи», Данилова» Чувашская история в преданиях», Павлова Б. «История Чувашии», Баханова К. «Театрализованная игра на уроках».
Работа по героико- патриотическому воспитанию может проводиться в трех направлениях:
1.Уроки истории , основам государства и права.
2.Исторический кружок
3.Экспозиции музея Зала Боевой Славы.
В разработке программы можно использовать следующие методы и приемы:
1) Урок- салон. Выбирается время события, место и
костюмы изучаемого периода.
Участники Салона знакомят (защищают) со
своими проектами ,
рефератами.
3) Урок- интервью. Учащиеся- корреспонденты,
журналисты берут интервью у
участников событий. Если речь идет о
событиях далекого прошлого,
ученики сами превращаются в героев интервью.
Дети учатся
общению, монологу, дискуссии.
4) Урок- митинг. Возможность прослушать и
обсудить различные точки зрения на одну
и ту же проблему. Учащиеся учатся
опровергать, доказывать,
становятся ораторами.
5) Урок- клуб путешественников « По местам боевой
славы». Возможность глубже
использовать внеклассную литературу,
углубленно проникать в
историю любого события, любой страны.
В кружке « Живая история»- можно театрализованными
средствами изучать историю.
В Зале Боевой Славы и Краеведческом музее –
ознакомиться с материальными и вещественными источниками знания.
Патриотическое воспитание с использованием Зала Боевой Славы и краеведческого музея..
Экспозиция |
Материалы |
Творчество учащихся |
Труд, быт и культура 16-17 в.в. |
Орудия труда, воспоминания, одежда, личные вещи. |
1.Ремесло в моей деревне- Реферат. 2.Топонимическая карта деревень. 3.История села Туваны -реферат. 4.История школы- реферат. 5.Чуваши в войне 1912 года - реферат. |
Туваны в 20 веке |
Личные вещи, фотодокументы, воспоминания. Фоторепортаж о приезде в Туваны Президента Ч.Р. Н.В.Федорова. |
Рефераты: Профессор Федоров. 1ый учитель нашей школы.Учитель-солдат-поэт.Приезд в ТуваныГероя Советского Союза Орлова Ф.Н. Интервью с руководителем газификации в Туванах (учащиеся) А. Карповым., бывшими председателями колхоза Мостайкиным А.А., и Мостайкиным С.М., Кузьминым В.П. Реферат-« Воспоминания Харитонова А.Х.-Председателя колхоза. |
Туванцы в В.О. войне |
Фотоматериалы, личные вещи ветеранов, награды. |
Рефераты: Туванцы в битве за Москву., Туванцы в обороне Ленинграда, Туванцы в Сталинградской битве, Туванцы на Курской дуге, Туванцы-освободители Европы, Туванцы-партизаны, Туванцы-кавалеры ордена Красной Звезды, Туванцы- кавалеры ордена Красного Знамени, Туванцы- кавалеры Ордена Славы, |
История Туванской средней школы. |
Фотолетопись,воспоминания, архивные материалы |
Рефераты: Выпускники моей школы в различных отраслях народного хозяйства: 1. выпускники- учителя, 2. Врачи и медработники. 3.Специалисты с\х,4.Ученые,5. Офицеры. |
|
|
|
Героико- патриотическое воспитание на уроках истории Г.
и Права.
ТЕМА |
Исторические образы |
Самостоятельное творчество |
1.Борьба с иноземными
захватчиками в 13-14 вв.1.Куликово поле.2. Ледовое побоище3. Невская битва. |
А.Невский, Д.Донской, Пересвет, Осляба. |
Рефераты: « Невский с героями Полтавы, Войны 1812 г., ВО войны 1941-1945гг. « А.Невский в искусстве России»., « Награды России в честь А.Невского и Д.Донского».» Русская церковь и герои Ледового побоища и Куликова поля» Театрализованное представление: А.Невский перед битвой и после разгрома крестоносцев, Д.Донской на приеме у Митрополита Сергия Радонежского, Реферат: Отец Сергий» |
17 век. Смутное время. Освобождение России от иноземных захватчиков. Династия Романовых. |
Минин и Пожарский. Иван Сусанин. |
Рефераты: «Иван Сусанин в Русской литературе и музыке», Конкурс рисунка на тему Сусанины в России, Костюмированное представление « Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»,Реферат-« Сусанины в В.О. войне» , «Россия помнит о героях . Храмы и памятники в честь героев смутного времени». |
Россия в 18-19 вв.Северная война, Отечественная война 1812г., Русское военное искусство, Крымская война, Русско - Турецкие войны. |
Петр 1,М.Кутузов,Багратион, Д.Давыдов, А.Суворов, Нахимов, Истомин, Корнилов, Румянцев, Ушаков, Скобелев,. |
Инсценировка-«Наука побеждать», «Речь Петра перед Полтавой». Интервью с героями обороны Севастополя, С участником партизанского отряда Герасима Курина. Литературный салон :» В гостях у Д.Давыдова».Рефераты: «Награды России», « Чувашия и ее вклад в преобразованиях Петра 1», « Храмы в честь побед в Северной войне», « Петр в творчестве русских мастеров пера и кисти»,» Птенцы гнезда Петрова», « Чувашия в Отечественной войне 1812 года», « Петр в Нижнем Новгороде», « Они родились на чувашской Земле»,.Дискуссия: « Бородино –Кому досталась победа?» Интервью с героями обороны Шипки. |
Права и обязанности граждан России |
Конституция Р.Ф Статья 58. |
Рефераты: Офицер- профессия героическая!, « Туванцы - офицеры. Интервью с Офицерами Российской Армии. Диспут: «Я бы в армию пошел пусть меня научат!» Встреча с работниками Военкомата. |
Право на образование и медицинское обслуживание. Право на здоровье. |
Президент Ч.Р. о программе здорового образа жизни. Конституция Р.Ф. |
1.Собщения на тему « Спорт и физкультура в нашей школе».2.Реферат: «Чувашские чемпионы-спортсмены». |
Уголовное право. |
У.К., «Из сводок МВД» |
Реферат:» Туванцы - офицеры МВД», Интервью с ветераном МВД Мартыновым, Обсуждение-диспут: «Преступление и наказание». |
« Мировая война и ВО, война 1941-1945гг. |
Жуков, Василевский, Генералы-выходцы из земли чувашской, Экономика Чувашии и ее вклад в победу. |
Рефераты:» ТУВАНЫ в помощь фронту»,»Промышленность Шумерли и ее вклад в победу» |
|
|
|
Героика - патриотическое воспитание в кружке « Живая история».
|
Ледовое побоище |
1.Костюмы воинов 13 века. |
|
Северная война. |
1. А.С. Пушкин «Полтава» |
|
« Варща суламе» |
Реферат-салон: инсценированное воспроизведение произведений, отрывков поэтов и писателей. |
|
Урок-концерт: «Песня-боец» |
1.Чтение и исполнение произведений, посвященных этим
событиям. |