Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Основная общеобразовательная школа с. Туваны

 

                           

Программа

отдыха и занятости детей

в МОУ «Туванская ООШ»

 

"ШКОЛА
юных волшебников"

 

 

 

Автор Кузьмина Ирина Геннадьевна

                                

Исполнитель:         МОУ «Туванская ООШ»

                          Адрес: 429006 Чувашская Республика, с. Туваны           

                          Шумерлинского  района, ул. Октябрьская 13.

                          Телефон: 47-2-16

 

 

Поддерживающие организации:

Комитет по образованию, Комитет по делам молодежи,

Управление социальной защиты населения,

Центр занятости населения Шумерлинского района

Администрация Туванского сельского

Офис врача общей практики, Туванский модельный клуб.

 

Оказывающие помощь представители общественности:

Попечительский Совет МОУ «Туванская ООШ»,

выпускники прошлых лет, поддерживающие связь со школой,

родительский комитет лагеря с дневным пребыванием детей.  

            

Место реализации программы:

                                 МОУ «Туванская ООШ»

  

Сроки выполнения: лето 2009

                                   

Настоящая Программа составлена в соответствии с Декларацией прав ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом РФ «Об образовании». Она не вступает в противоречие с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, Целевой Федеральной программой «Дети России»,  Уставом МОУ «Туванская ООШ», Комплексной программой совершенствования воспитательного процесса в МОУ «Туванская ООШ». Программа «Школа юных волшебников» является продолжением и составной частью воспитательной системы МОУ «Туванская ООШ», основанной на идеях педагогической поддержки индивидуализации и социализации личности ребенка. В ней предусматривается продолжение деятельности педагогического коллектива по реализации задач приоритетного национального проекта «Образование».    

I. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения.

Предпринятые в последние годы Правительством Российской Федерации шаги для перехода системы образования на инновационный путь развития, затронули все образовательные учреждения. Поставленная Правительством Чувашской Республики и администрацией Шумерлинского района цель по обеспечению доступности современного качественного образования может и должна достигаться не только в течение школьного учебного года, но и в период летнего отдыха детей. Летом имеются благоприятные условия для решения таких задач по реализации приоритетного национального проекта, как

·        совершенствование системы выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности;

·        усиление внимания общества к воспитательной функции школы;

·        привлечение общественности к управлению образовательным процессом.

Продолжительный, напряженный учебный год, заполненный постоянным, кропотливым учебным трудом школьников, позади. Сброшены с плеч заботы. Для детей и подростков наступает пора долгожданного отдыха. А лучший отдых, как известно и доказано, - это отдых активный, и суть его состоит в смене деятельности, впечатлений и обстановки. Известно, что ребенок всегда заполняет свободное время либо добрыми делами, либо дурными, приводящими к противоправному поведению и увлечениям социальными вредностями. Поэтому напрашивается однозначный вывод – летний период для всех детей (и особенно для детей, требующих повышенного педагогического внимания) должен быть насыщен продуктивной, полезной для них и для общества деятельностью. Самореализация творческого потенциала, самоутверждение, саморазвитие – вот основные детские «само», которым всегда необходимы педагогические содействие и поддержка.

Равноправными субъектами непрерывного образовательного процесса являются дети, родители и педагоги. Активная деятельность Попечительского совета школы (коллегиального органа соуправления образовательным учреждением) в течение 2008-09 учебного года с полным правом может быть продолжена в летний период. А выпускники разных лет, проявившие себя в разнообразных сферах творчества, могут стать примером и побудительным мотивом для развития талантов и способностей у нынешних школьников. Вышеперечисленные идеи тесно переплетаются с идеей организации игры, как формы увлекательной работы с разновозрастным детским коллективом в лагере с дневным пребыванием на базе школы.  

Разработка и принятие Программы «Школа юных волшебников» вызваны:

*необходимостью педагогической поддержки творческого развития детей и их стремления быть участниками социально-значимых дел в школе и в поселке,

*спросом родителей на организованный отдых детей и подростков,

*необходимостью принятия мер по предупреждению детских правонарушений,

*необходимостью продолжения развития системы соуправления образованием и привлечением общественности к вопросам воспитания и обучения.

Реализация Программы будет осуществляться с учетом следующих акцентов воспитательной работы:

  • педагогической поддержки развития личности ребенка;
  • побуждения к проявлению разносторонней творческой активности в соответствии со способностями;
  • совместной деятельности детей и педагогов, их содружества, сотворчества, организации соуправления;
  • сотрудничества и укрепления связей с социумом, способным оказать положительное воздействие на детей в плане творческого совершенствования, трудового развития, ориентирования на здоровый образ жизни;
  • осуществления соуправления лагерем дневного пребывания детей через школьный Попечительский совет и родительский комитет лагеря;
  • стимулирование творческой активности и поощрение наиболее способных и талантливых воспитанников лагеря. 

 

 

II. Цель и задачи Программы, сроки реализации.

Цель: Создание условий для активного отдыха учащихся, для разностороннего развития склонностей и способностей детей в процессе творческой и социально-значимой деятельности в период летних каникул.

Задачи:

1.Создание условий для творческого развития детей, для формирования и развития у них умений культурной организации досуга;

2.Знакомство с первоначальными приемами ведения поисковых и научно-исследовательских работ, разработки социально-значимых проектов;

3.Привлечение школьников к здоровому образу жизни, содействие формированию полезных привычек и навыков;

4.Развитие соуправления образованием через деятельность школьного Управляющего совета, развитие новых форм стимулирования и поощрения способных и талантливых воспитанников; 

5.Профилактика правонарушений и безнадзорности детей и подростков;

6.Взаимодействие с выпускниками прошлых лет, родителями, общественностью и администрацией поселка для организации широкой поддержки детских инициатив, создания ситуации успеха и общественного признания.

Сроки реализации:

Программа краткосрочная, предполагает реализацию в течение лета 2009 года.

III. Сроки действия. Участники.

Поставленные задачи предполагается решать при организации работы лагеря дневного пребывания детей на базе МОУ «Туванская ООШ» в июне-июле 2009 года через организационную форму – «Школу юных волшебников». Ее могут посещать дети и подростки, обучающиеся в МОУ «Туванская ООШ» в 2-8 классах (в возрасте от 8 до 14 лет). Численность детей 8-13-летнего возраста нуждающихся в организованном отдыхе составляет 76 человек, опрос мнения учащихся и их родителей показал, что востребованность детского отдыха в лагере с дневным пребыванием в июне-июле месяце составляет 58%, то есть соответствует наполняемости «Школы юных волшебников» в 39 человек. Среди привлекательных в летний период  занятий учащиеся назвали: занятия спортом, участие в подвижных играх, участие в познавательных играх и конкурсах, изготовление своими руками разных поделок; хотелось бы им петь, танцевать, выступать на сцене, заниматься полезным для людей трудом, изучать природу.

 

 

Структурно-организационная схема Школы юных волшебников:

 

 

Занятия в Школе юных волшебников проводятся в соответствии со склонностями и желаниями детей, ребенок может проявить себя во всех областях в равной или в разной степени, или в нескольких, или только в одной. Главное – творческий рост и итоговый «лично сотворенный продукт» детской деятельности.

Примечание: Для детей от 14 лет и старше при школе  ежегодно,  создается трудовой отряд. Подростки задействованы на хозяйственных работах на территории школы. Трудовой отряд пользуется популярностью у детей и имеет заслуженный авторитет у односельчан. На базе школы в июне 2009 года для данной возрастной категории детей организовывать смену нецелесообразно еще и потому, что большинство подростков выезжают на отдых за пределы поселения.

 

IV. Кадровое обеспечение. Управление.

Наименование должностей

Кол-во ставок

Управленческие функции

1

Начальник лагеря с  дневным пребыванием детей

1

Обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, утверждает правила внутреннего распорядка, инструктирует персонал лагеря по правилам ТБ, профилактике травматизма, отвечает за организацию учета детей и персонала, несет ответственность за организацию питания. Создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы, оказывает консультативно-методическую помощь воспитателям в планировании и осуществлении деятельности отрядов, содействует обеспечению связи с социумом, родительским комитетом и школьным Попечительским советом.

2

Воспитатель

1

Несет ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение норм санитарной и пожарной безопасности, организацию работы отряда и содержание воспитательной деятельности в рамках программы, планирует и анализирует деятельность отряда, обеспечивает взаимодействие с родителями.

3

Вожатый

1

Организует работу органов самоуправления лагеря, проводит общелагерные досуговые мероприятия.

4

Инструктор по физической культуре

1

Осуществляет специализированную педагогическую деятельность в лагере дневного пребывания детей, участвует в подготовке общелагерных мероприятий, организует детей для участия в поселковых и районных спортивных мероприятиях.

5

Музыкальный работник

0,5

Осуществляет специализированную педагогическую деятельность в лагере дневного пребывания детей, участвует в подготовке общелагерных мероприятий, в организации концертной деятельности.

6

Повар

1

 

Осуществляют хозяйственную деятельность и материально-техническое обеспечение лагеря с дневным пребыванием детей в соответствии с должностными обязанностями.

7

Уборщик помещения

1

 

V. Основное содержание и пути реализации Программы.

Программа организации летнего отдыха и занятости детей и подростков «Школа юных волшебников» краткосрочная, рассчитана на июнь-июль 2009 года. В качестве формы организации жизнедеятельности детей избрана игровая ситуация со сказочным сюжетом существования школы Добрых Магов и Волшебников, в которой могут обучаться искусству волшебства дети 8-14 лет. В школе нет обычных учителей. Обучение и побуждение к творчеству происходит таинственным образом («сами собой» появляющиеся указы, задания из волшебного ларца, следование за катящимся клубком, мячом, и т. п.), что созвучно фасилитационному методу обучения. Особенностью организованной в летний период творческой деятельности детей является ее востребованность и продолжение в дальнейшей школьной жизни.

Исходя из поставленных в Программе задач, осуществляется подбор форм и методов занятий по различным направлениям:

Задача программы

Направление творческой деятельности детей

Основные формы работы

 

Создание условий для творческого развития детей, для формирования и развития у них умений культурной организации досуга

«Сотворение чудес своими руками»

Прикладное творчество, конструирование, рисование,  создание моделей из ненужных вещей, лепка, оригами

Конкурсы и выставки рисунков, поделок. Смотр конструкторского мастерства. Популярная энциклопедия для детей «Я познаю мир. Коллекции и коллекционеры. Изобретения».

«Красота спасает мир»

Занятия по развитию артистических способностей детей, вокально-музыкальное, сценическое, танцевальное творчество. Получение знаний из области музыки, театрального искусства, основ танца.

Разучивание стихов, песен, танцев, игра КВН, постановка небольших сценариев детского театра, кукольного театра. Концерт на сцене СДК. Участие в конкурсах художественного творчества. 

Популярная энциклопедия для детей «Я познаю мир. Музыка. Культура»

 

Дальнейшие перспективы развития детей: участие в конкурсах рисунков, конкурсах прикладного творчества различного уровня, участие в школьной художественной самодеятельности, проведение линеек, праздников, вечеров, концертные выступления в селе.

Задача программы

Направление творческой деятельности детей

Основные формы работы

 

 Знакомство с первоначальными приемами ведения поисковых и научно-исследовательских работ, составления социально-значимых проектов

 

«Познание чудес природы»

Наблюдение явлений природы, самостоятельн проведение простейших исследовательских экспериментов, оформление творческих работ, их защита перед публикой.

Освоение простейших методик изучения растительности и животных, оценки влияния человека на экосистемы. Образное восприятие природы и поведения людей.

Популярная энциклопедия для детей «Я познаю мир. Экология. Космос. Растения. Животные».

«Уроки доброго волшебства»

Побуждение к проявлению заботы о людях, развитие умений находить и делать добрые дела, создавать хорошее настроение у себя и у окружающих.

Акция «Улыбка», организация посильной трудовой деятельности – уход за растениями внутришкольного озеленения, уборка территории, самообслуживание в столовой и в комнате для занятий, шефская помощь пожилым, забота об Обелиске. Проекты Добрых Дел.

Дальнейшие перспективы развития детей: участие в конкурсах исследовательских и проектных работ школьного, районного, окружного уровней («Ученик года», «Я – гражданин России», «Права ребенка в новом веке», «Шаг в будущее»)

Задачи программы

Направление творческой деятельности детей

Основные формы работы

Привлечение детей к здоровому образу жизни, содействие формированию полезных привычек и навыков.  

Профилактика правонарушений и безнадзорности детей и подростков.

«Секреты здоровья и красоты»

Изучение правил безопасного поведения, способов предупреждения травматизма.

Разучивание комплексов утренней гимнастики, участие в спортивных играх и состязаниях. Изучение приемов закаливания.

Подготовка работ для участия в конкурсах красоты, моды, «Варвара-краса - длинная коса» и т. д.

Работа с популярной энциклопедией для детей «Я познаю мир. История моды. Искусство»

Ориентация на ЗОЖ в ходе занятий по методике превентивного образования «Полезные привычки», «Полезные навыки». Оздоровление детей при проведении утренней гимнастики, занятий спортом, подвижных игр на свежем воздухе, при соблюдении режима дня, витаминизации питания.

Привлечение в отряд детей, требующих повышенного педагогического внимания, психолого-педагогическая поддержка и осуществление индивидуального подхода к ним. Привлечение детей, идущих в первый класс в 2009-10 учебном году, содействие их адаптации к школьной среде. 

Дальнейшие перспективы развития детей: участие в спортивной жизни школы, района, соревнованиях «Школы выживания», конкурсах творческих работ в области моды и дизайна.

      Задачи программы

Направление деятельности участников образовательного процесса

*Развитие соуправления образованием через деятельность школьного Попечительского совета, развитие новых форм стимулирования и поощрения способных и талантливых воспитанников.

 

  

*Взаимодействие с выпускниками прошлых лет, родителями, общественностью и администрацией поселка для организации широкой поддержки детских инициатив, создания ситуации успеха и общественного признания.

Поддержка и координация деятельности членов Попечительского совета при организации летнего отдыха детей; изыскание спонсорских средств для приобретения призов для поощрения учащихся за особые творческие достижения; установление призов председателя ПС и председателей комиссий ПС в соответствии с направлениями работы «Школы юных волшебников».

 

Привлечение выпускников из числа студентов для оказания консультационной и практической помощи детям при создании их творческих работ

 

Наряду с разнообразием направлений предусмотрено единство программных мероприятий - проведение коллективных творческих дел, таких как: праздник «Посвящения в юные волшебники» (открытие смены); спортивные дни «Быстрее! Выше! Дальше» и «Призы Спортивного Мага и Феи Грации»; трудовая акция «Наши руки не для скуки!»; концертные выступления на сцене сельского Дома Культуры, подведение итогов «Быть волшебником – это просто!»» (закрытие смены). 

Этапы реализации Программы:

  • Подготовительный этап – разработка программы, утверждение и согласование с администрацией, Управляющим советом, составление планов (план-графиков и тематических планов занятий), составление предварительных списков детей, разработка сценариев КТД, выбор и составление методических инструкций для выполнения творческих заданий разного направления, создание нормативно-правовой базы; срок выполнения февраль – май 2009; ответственные: начальник лагеря, воспитатели, вожатый.
  • Вводный период – уточнение списков детей, сбор заявлений родителей о зачислении в лагерь с дневным пребыванием, медицинское обследование воспитанников, проведение инструктажей по правилам безопасности, разработка и утверждение графика выхода на работу, режима дня, и т.п.; срок исполнения – 25-30 июня 2009 года; ответственный начальник лагеря.
  • 1 неделя работы Школы юных волшебников – входная диагностика, корректировка планов, организация работы по основным направлениям Школы, оформление информационных стендов, проведение праздника «Посвящения в юные волшебники»
  • 2-3 неделя работы Школы юных волшебников – привлечение к сотрудничеству выпускников прошлых лет, имеющих опыт выполнения творческих работ различного содержание, оказание консультативной помощи воспитанникам; организация акций («Улыбка», «Помощь», «Наши руки не для скуки!»); проведение промежуточной диагностики
  • 4-5 неделя работы Школы юных волшебников – организация и проведение КТД, спортивных праздников, КВНа, смотра изобретательского мастерства; подведение предварительных итогов творческой активности детей; работа с родительским комитетом лагеря, взаимодействие с членами Попечительского совета, проведение промежуточной диагностики
  • 5-8 неделя работы Школы юных волшебников – выступления с творческими отчетами, поселковый концерт, присуждение призов, учрежденных школьным Управляющим советом; проведение итоговой диагностики, праздника «Быть волшебником – это просто!»
  • Период подведения итогов - составление аналитических отчетов, предоставление их Учредителю, пополнение школьной летописи – срок исполнения 30-31 июля 2009 года, ответственные: воспитатель, вожатый,  начальник лагеря.    

VI. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

Для успешной реализации программы «Школа юных волшебников» некоторые материально-технические средства уже имеются, но потребуются и дополнительные вложения:

Наименование

Ед. измерен.

Кол-во

Цена,

Руб.

Сумма,

Руб.

 

1

2

 

 

I.Оборудование

Музыкальный центр

Компьютеры

 

Шт.

Шт

 

 

1

5

 

 

-

-

ИТОГО:

 

Имеется

Имеется

_________

0

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

II.Канцелярские товары

Бумага цветная (набор)

Ватман

Гуашь(набор)

Кисти акварельные

Фломастеры

Тетради

Ножницы

Бумага для оргтехники

Блокноты

Ручки

Клей

 

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

 

15

5

5

25

15

25

10

1

25

25

10

 

20

10

70

10

30

5

50

175

10

3

20

 

ИТОГО:

 

300

50

350

250

450

125

500

175

250

75

200

___________

2725

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

III. Спортивный и игровой инвентарь

Обручи (металлич.)

Скакалки

Теннисные ракетки

Теннисные шары

Бадминтон

Кегли

Шашки

Шахматы

Мяч футбольный

Мяч волейбольный

 

 

 

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

 

 

 

 

 

5

5

4

30

2

2

2

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

имеются

имеется

имеются

имеются

имеются

имеются

имеются

имеются

имеются

имеются

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

V.Рабочие инструменты и спецодежда

Рукавицы рабочие (верхонки)

Метлы

Грабли

Лопаты

Носилки

Ведра

Лейки

Шланг для полива

 

 

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

Шт.

 

 

25

10

10

10

4

6

3

1

 

 

-

-

-

-

-

-

-

 

ИТОГО:

 

 

имеется

имеется

имеется

имеется

имеются

имеется

имеется

___________

 

 

1

 

 

2

 

VI.Заработная плата

Зарплата педагогического коллектива

Расходы на аренду грузового транспорта для вывоза мусора

 

 

 

 

Час.

 

 

 

 

3

 

 

-

 

ИТОГО:

 

 

запланирована

 

 

ИТОГО по всем разделам: 2725 рублей

VII.Ожидаемые результаты.

Благодаря созданным программой «Школа юных волшебников» условиям жизнедеятельности будут осуществлены:

  • Активный отдых детей и приобретение ими положительных эмоций;
  • Развитие способностей детей в спорте, искусстве, научно-исследовательской, проектной и трудовой деятельности;
  • Увеличение количества оформленных детских творческих работ, повышение степени участия в различных конкурсах надшкольного уровня;
  • Формирование навыков коллективной деятельности, партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
  • Формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях, реализация идеи творческого труда на благо людей;
  • Развитие соуправления и совершенствование деятельности школьного Попечительского совета;
  • Отработка механизмов стимулирования творческого роста детей; подкрепление морального удовлетворения материальным вознаграждением;
  • Предупреждены случаи правонарушений среди подростков.

Каждый член педагогического коллектива при использовании положительного опыта организации летнего отдыха на базе МОУ «Туванская ООШ»

 сможет внедрить эффективные формы, апробировать новые методы работы, тем самым повысить уровень своего педагогического мастерства.

Работы «юных волшебников» в летний период предполагают перспективное развитие. Как показывает опыт предыдущих лет, наиболее интересные творческие работы и наиболее значимые достижения начинались именно в летний период и продолжались в течение учебного года или даже нескольких лет. Таковыми были:

  • создание и работа экологического отряда «Родничок» и проект «Сделаем Землю чище и краше!» - начало заложено летом 2006 года,  активно проявляли себя в течение 2006-2007 годов, в 2005 году успешно участвовали в республиканском этапе акции «Я – гражданин России»;
  • идея создания литературных альманахов – летом 2008, затем участие в деятельности трудового отряда с летнего периода 2008 года до сегодняшнего дня и другие.

 

VIII.Диагностика социально-психологических явлений

В процессе работы по программе «Школа юных волшебников» предполагается провести входную, промежуточную и итоговую диагностику с целью обеспечения эффективности воспитательного процесса и определения дальнейших перспектив программы.

  • Входная диагностика: анкетирование с целью выяснения настроения и ожиданий детей от летних каникул, изучение склонностей и способностей детей в отношении различных видов творчества;
  • Промежуточная диагностика:

а) подведение итогов дня «в круге» - определяется состояние взаимоотношений в коллективе, уровень самооценки, психологическое состояние воспитанников;

б) работа «Волшебного зеркала» - высказывание мнений по поводу жизнедеятельности отряда и выражение взаимоотношений со сверстниками и руководителями;

в) «Страницы успешности» - стимулирование творческого роста детей;

  • Итоговая диагностика: «Быть волшебником – это просто?».

 

 

Литература

 

  1. Баннов И. И. Социальное проектирование как механизм построения гражданского общества. – Нефтеюганск: ГУП «Нефтеюганская типография», 2005. – 94 с.
  2. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. Автор составитель: Маленкова Л. И., авторский коллектив. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 608 с.
  3. Китаева М. В. Успешный учитель – успешный ученик. Практическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 224 с. («Учение с увлечением»)
  4. Корякина Н. И., Желвакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя) / Общая редакция С. В. Алексеева. СПб., 2000. – 136 с.: ил.
  5. Методическое пособие по организации летнего отдыха детей. Сост.: С.П. Беткер, Е.Н. Лемня, Г.Ф. Ранева; Под. Ред. Е.Г. Мазуровой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001
  6. Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. федеральных и региональных документов и комментариев: Сост. С. В. Барнаков, М.И. Журавлёв, В.И. Савоськина. – М: Графпресс, 2004. – 196 с.
  7. Отдых, оздоровление, занятость детей, подростков и молодежи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Нормативные правовые и методические документы. Ханты-Мансийск, 2006.
  8. Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя./ М.: Центр «Педагогический поиск, 2005. – 176 с.
  9. Приходько О. Б. Уроки для будущего. Практическое руководство по экологическому образованию в школе. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2001. – 212 с.
  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; 1999  (серия книг)