П Р О Щ А Й
,
Х Х В Е К !
(И Г Р А – П У Т Е Ш Е С Т В И Е )
Цели :
1.
Формирование у учащихся интереса к предметам гуманитарного
цикла
2. Расширение кругозора учащихся
3. Всестороннее развитие личности
4. Активизация познавательной деятельности
5. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине
6. Развитие творческого потенциала
В Е Д У Щ И Й:
-
Дорогие друзья! Наша игра – путешествие посвящена ушедшему ХХ
веку. С каждым годом он все дальше и дальше от нас. Это был
век удивительный – век космоса, атома, автомобилей, компьютеров и
ракет, но вместе с тем и век мировых катастроф, жестоких
правителей. За каждым крупным событием ХХ века стоят личности –
символы своего времени, талантливые актеры и композиторы,
художники, знаменитые ученые, прославленные военачальники.
В нашей игре участвуют 2 команды. Путешествуя в недавнее
прошлое человечества, мы должны пройти по станциям:
1 –я
станция - викторина «Личность века»
2 -
я станция - викторина «Искусство века»
3 –
я станция - творческое задание «Письмо в ХХ век»
В И К Т О Р И Н А «Л И Ч Н О С Т И В Е К А»
Вопросы командам задаются по очереди, за каждый правильный
ответ команда получает жетон.
1.
Выдающаяся народная певица, «Золотой голос России» (
Людмила Зыкина)
2.
Русский писатель, автор романа «Два капитана» и других
популярных произведений ( Валентин Каверин )
3.
Русский режиссер и актер, фильмы которого «Урга»,
«Утомленные солнцем» и другие были удостоены самых престижных
отечественных и зарубежных премий ( Никита Михалков)
4.
Современный хоккеист, кумир отечественных и зарубежных
болельщиков, получивший прозвище «русская ракета» ( Павел Буре)
5.
Талантливый композитор, автор популярных песен
«Геологи»,
«Нежность», «Во имя жизни» (Александра Пахмутова)
6. Выдающийся
ученый, основоположник отечественной научной
Школы физической
оптики, его именем названа одна из улиц на
юго – западе Москвы
(Сергей Вавилов)
7.
Первый в мире летчик – космонавт (Юрий Гагарин)
8.
Конструктор первых советских космических кораблей (Сергей
Королев)
9.
Диктор советского радио, читал важные официальные
сообщения, в том числе и во время Великой Отечественной войны
(Юрий Левитан)
10. Один из кумиров
российской эстрады, его имя увековечено вМоскве на площади звезд в
1999 году (Олег Газманов)
11.
Выдающийся полководец, Маршал Советского Союза, под
его руководством были разработаны и проведены многие
успешные операции в ходе Великой Отечественной войны
(Георгий Жуков)
12.
Первый президент СССР, инициатор перестройки, лауреат
Нобелевской премии мира (Михаил Сергеевич Горбачев)
13.
Великая балерина, артистка Большого театра (Галина Уланова )
14.
Русский футболист, один из лучших вратарей мирового футбола
(Лев Яшин)
15.
Русский писатель и общественный деятель, автор произведений
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг
Гулаг» и других произведений, обличающих
произвол власти (Александр Солженицын)
В И К Т О Р И
Н А « И С К У С С Т В О В Е К А»
Вопросы командам задаются одновременно.
За каждый правильный ответ команда получает карточку.
1.
Популярные артисты, снимавшиеся в фильмах: «Кавказская
пленница», «Самогонщики» и других. (Георгий Вицин, Евгений
Моргунов, Юрий Никулин).
2.
Кинорежиссер, автор мультсериала «Ну, погоди!» (В.
Котеночкин)
3.
Создатель театра зверей в Москве, разработавший новые
методы дрессировки (В. Дуров)
4.
Популярный детский киножурнал (Ералаш)
5.
Великий русский оперный певец, вынужденный эмигрировать из
Советской России (Федор Шаляпин)
6.
Лауреаты Нобелевской премии в области литературы, русские
писатели (Иван Бунин, Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Александр
Солженицын, Иосиф Бродский)
7.
Великие балерины, солистки Большого театра (Анна Павлова,
Галина Уланова, Майя Плисецкая)
8.
Скульптор, автор памятников Петру 1, Христофору Колумбу
и многих других работ, его творчество оценивается
неоднозначно. (Зураб Церетели)
9.
Многолетний директор цирка на Цветном бульваре, этот цирк
носит сегодня его имя (Юрий Никулин)
10.
Русский писатель, получивший прозвище «Буревестник революции»
(Максим Горький)
11.
Кинорежиссер, создатель популярнейших кинокомедий «Операция Ы и
другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая
рука», Иван Васильевич меняет профессию» и других (Л. Гайдай)
12.
Какой театр создан Натальей Сац? (Детский музыкальный театр)
13.
Автор текста Государственного гимна СССР и России (Сергей
Михалков)
Т В О Р Ч Е С К О
Е З А Д А Н И Е «П И С Ь М О В Х Х В Е К
Командам предлагается
написать послания своим сверстникам, жившим в 10, 20, 30, 40,50
и 70 – е годы ХХ века. О чем их можно было бы предупредить,
что посоветовать, рассказать? После выполнения всех
заданий подводятся итоги игры.
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Критерии оценки
устного ответа
Оценку «5»
заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического
материала, и ученик может им оперировать
«4» -
есть небольшие недочеты по содержанию ответа
«3» -
есть неточности по сути раскрываемых вопросов
«2» -
есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и
умений.
Критерии оценки
качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка «5». Работа выполнена
в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся
работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения
предполагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для
проведения практической работы теоретические знания, практические умения
и навыки.
Работа оформляется аккуратно,
в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или
самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности
выполнения, не влияющие на правильность конечного результата
(перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных
территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные
учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из
приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа
показывает знание учащимися основного теоретического материала и
овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и
небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая
работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу
учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени
( можно дать возможность доделать работу дома).
Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают
затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материалами, географическими приборами.
Отметка
«2» выставляется в том случае, когда учащиеся не
подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не
позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с
поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала
и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны
учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой
подготовки учащегося.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ. АНАЛИЗ И
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Цель обучения
- мысленно предполагаемый конечный результат,
ожидаемый от направленной взаимосвязанной педагогической деятельности
учителя и учебно-познавательной деятельности ученика по усвоению
различных сторон общественно-исторического опыта человечества: знаний и
умений, науки, морали, труда, литературы, искусства, общей и физической
культуры. Общая цель выдвигается обществом в соответствии с развитием
уровня науки, техники.
Цель урока-
это модель тех конкретных знаний, умений и
навыков, которые необходимо сформировать на уроке.
Иногда цель урока ставится
некорректно: учитель просто сообщает ее учащимся и не подводит их к
осознанию необходимости и важности новых знаний, умений и навыков, т.е.
не создает установку на достижение цели.
Задачи обучения
- усвоение общеобразовательных,
политехнических, специальных знаний, умений и навыков (всех видов,
качеств и уровней), формирование способов творческой деятельности,
нравственных отношений и научного мировоззрения.
Методология
- это система теоретических знаний,
исполняющих роль руководящих принципов, орудий научного исследования и
конкретных средств реализации требований научного анализа явлений
объективной действительности, указывающих общие пути познания.
Подходы рассмотрения методологических
основ процесса обучения:
- психологический.
Его истоки - психологические взгляды Л.С.
Выгодского о двух уровнях развития ученика (уровень актуального
развития, зона ближайшего развития);
- гносеологический. В его основе лежит
логика теории познания объективной реальности, поскольку познание
школьника, как правило, опирается на живые впечатления, наблюдения, т.е.
базируется на ощущениях, которые формируют восприятия, затем
представления. Это простая форма чувственно-образного познания,
являющаяся основой абстрактно-логического способа познания с его
формами: понятия, суждения, умозаключения.
- образовательная функция - это
вооружение учащихся системой научных знаний всех видов, качеств трех
уровней, формирование у них специальных и общеучебных умений и навыков
всех видов трех уровней, зафиксированных в программах;
- воспитательная функция — это
организация овладения учащимися опытом эмоционально-ценностного
отношения к миру, действительности, формирование у школьников научного
мировоззрения, нравственных, трудовых, этических, эстетических
представлений и взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения
и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей,
духовной и физической культуры;
- развивающая функция - это
целенаправленное развитие познавательных сил и способностей учащихся, их
психических свойств, мотивов, учения, познавательных интересов,
интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, познавательных
процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения, восприятия,
умения владеть логическими операциями, суждениями, умозаключениями.
Сущность развивающего обучения состоит
в том, что оно интенсифицирует, ускоряет развитие
интеллектуально-волевых качеств школьника, активизирует учение и
движение ученика от незнания к знанию, формирует важные психические
процессы, свойства и качества, развивает самостоятельность, скорость
реакции применения знаний и умений, гибкость ума, потребности к
дальнейшему познанию и действию. Главная задача развивающего обучения -
формирование активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся
и осуществление на этой основе постепенного перехода в самообучение,
управление деятельностью со стороны в самоуправление.
Принципы развивающего обучения (по Л.
В. Занкову):
- ведущая роль теоретических знаний с
одновременным формированием умений и навыков по их применению,
установление взаимосвязей, открытием закономерностей, построение логики
мышления;
- обучение на оптимальном уровне сложности,
раскрывающем потенциальные возможности ученика;
- осознание процесса учения школьником, не
только с пониманием изучаемого, но и с анализом хода познания и
овладения умениями;
- продвижение учащихся в учении достаточно
быстрыми темпами, сочетание полученных новых знаний с постоянным
повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале
открываются новые связи;
- целенаправленная и систематическая работа
над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых;
- создание атмосферы сотрудничества.
Психологические принципы развивающего
обучения (по З.И. Калмыковой):
- проблемность обучения;
- оптимальное развитие различных видов
мыслительной деятельности школьника;
- индивидуализация и дифференциация
обучения;
- специальное формирование как
алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;
- специальная организация мнемической деятельности, обеспечивающей
осознанность и прочность усваиваемых знаний, в которой память и
мышление выступают в неразрывной связи.
-
Основные звенья (этапы) современного урока
1)организационный момент, характеризующийся
внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2) проверка домашнего задания;
3) проверка знаний и умений учащихся для
подготовки к новой теме;
4) постановка цели занятия перед учащимися;
5) организация восприятия и осмысления новой
информации, т.е. усвоение исходных знаний;
6) первичная проверка понимания;
7)
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения
информации и упражнений в ее применении.
Структура урока
- это совокупность различных вариантов
взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения
и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового
материала:
-
первичное
введение материала с учетом закономерностей процесса познания при
высокой мыслительной активности учащихся;
-
указание
на то, что учащиеся должны запомнить;
-
мотивация запоминания и
длительного сохранения в памяти;
-
сообщение либо актуализация
техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая
группировка и т.п.);
-
первичное
закрепление, под руководством учителя посредством прямого повторения
частичных выводов;
-
контроль результатов первичного
запоминания;
-
регулярное систематизирующее
повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в
сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с
дифференцированными заданиями;
-
внутреннее
повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для
приобретения новых;
-
частое включение опорного
материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка
результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и
развития знании, умений, навыков:
-
сообщение
учащимся цели предстоящей работы;
-
воспроизведение учащимися
знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения
предложенных заданий;
-
выполнение учащимися различных
заданий, задач, упражнений;
-
проверка
выполненных работ;
-
обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция;
-
задание
на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и
навыков:
-
постановка
цели урока;
-
повторение
сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
-
проведение проверочных
упражнений;
-
ознакомление с новыми умениями,
показ образца формирования;
-
упражнения
на их освоение;
-
упражнения
на их закрепление;
-
тренировочные
упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
-
упражнения
на перенос в сходную ситуацию;
-
упражнения
творческого характера;
-
итог
урока;
-
задание
на дом.
Структура урока повторения:
-
организация начала урока;
-
постановка образовательных,
воспитательных, развивающих задач;
-
проверка домашнего задания,
направленного на повторение основных понятий, умозаключений,
основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и
мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении,
нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
-
подведение
итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
-
задание на дом.
Структура урока проверки знаний:
-
организация
начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку.
Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно
волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему
изучению материала;
-
постановка
задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет
проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили
соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы
учащиеся обязательно сами проверили работы;
-
изложение
содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант,
сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени
трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого
ученика;
-
подведение
итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует
допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками
(иногда на это уходит следующий урок);
-
определение
типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их
устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний,
умений и навыков:
-
организация
начала урока (психологический настрой учащихся);
-
сообщение
темы урока и его задач;
-
изучение
новых знаний, необходимых для формирования умений;
-
формирование,
закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях -
по аналогии;
-
упражнения
в применении знаний и умений в измененных условиях;
-
творческое
применение знаний и умений;
-
упражнение
по отработке навыков;
-
домашнее
задание;
-
итог урока с оценкой
проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего
урока:
-
организационный
момент;
-
вступительное слово учителя, в
котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем,
сообщает цель и план урока;
-
выполнение
учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и
письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера,
вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и
явлений;
-
проверка
выполнения работ, корректировка (при необходимости);
-
формулирование
выводов по изученному материалу;
-
оценка результатов урока;
-
подведение
итогов;
-
задание
на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как
правило, имеет две или несколько дидактических целей):
-
организация
начала урока;
-
проверка
домашнего задания, постановка цели урока;
-
подготовка
учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация
знаний, практических и умственных умений;
-
изучение
нового материала, в том числе и объяснение;
-
закрепление
материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с
новым;
-
обобщение
и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и
сформированными;
-
подведение итогов и результатов
урока;
-
задание
на дом;
-
подготовка (предварительная
работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
1. Типология уроков СВ. Иванова:
- вводные
уроки;
- уроки первичного ознакомления с материалом;
- уроки образования понятий, установление
законов, правил;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки повторения и обобщения;
- контрольные уроки;
- смешанные или комбинированные уроки.
2. Типология уроков И.Н. Казанцева:
- уроки с разнообразными видами занятий;
- уроки в виде лекций;
- уроки в виде беседы;
- уроки-экскурсии;
- уроки с использованием телефильма;
- уроки самостоятельной работы;
- лабораторные и др. практические занятия.
3. Типология урока В.А. Онищука:
- урок усвоения новых умений и навыков;
- урок усвоения новых знаний;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- контрольный урок;
- комбинированный урок.
4. Типология уроков Л. В. Маховой:
- рассказ
обзорного типа по всей теме;
- урок вопросов учеников учителю и
дополнительных разъяснений;
- урок - практическая работа;
- урок обобщающего типа с
карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных
элементов учебного материала;
- заключительный опрос по теоретическому
материалу;
-
решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.
5. Типология уроков, разработанная Н.П.
Гузиком:
- уроки теоретического разбора материала
учителем;
- уроки самостоятельного разбора темы
учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам,
алгоритмам;
- уроки-семинары;
- уроки-практикумы; -уроки контроля и оценки.
6. Типология уроков, предлагаемая Р.Г.
Хазанктым:
-
урок-лекция по всей теме;
- уроки решения ключевых задач;
- урок-консультация;
-
урок-зачет.
-
I.
Дидактические требования к современному уроку:
-
четкое
формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов,
их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в
общей системе уроков;
-
определение
оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной
программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности
учащихся;
-
прогнозирование
уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и
навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
-
выбор
наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе
урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание
различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении учащихся;
-
реализация
на уроке всех дидактических принципов;
-
создание
условий успешного учения учащихся.
II.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в
пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока
психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в
предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств
психолого-педагогического воздействия, методических приемов,
обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
1) определение содержания и структуры урока
в соответствии с принципами развивающего обучения: о соотношение
нагрузки на память учащихся и их мышление;
-
определение
объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
-
планирование усвоения знаний в
готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе
самостоятельного поиска;
-
выполнение
учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит
проблему, формулирует ее, кто решает);
-
учет
контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых
учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
учащихся;
-
соотношение
побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие
положительные чувства в связи с проделанной работой, установки,
стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и
принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
-
подготовленность к уроку и
главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее
осуществлению;
-
рабочее
самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с
темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в
осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему
происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
-
педагогический
такт (случаи проявления);
-
психологический
климат на уроке (поддержание атмосферы радостного искреннего общения,
деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности
учащихся:
1)
определение мер для обеспечения условий продуктивной работы
мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия
учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
-
использование
установок в форме убеждения, внушения;
-
планирование условий
устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
-
использование
различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных
знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа,
индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2)
организация деятельности
мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и
умений:
-
определение
уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне
конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов,
«открытий», формулирования выводов);
-
опора на психологические закономерности
формирования представлении, понятии, уровней понимания, создания новых
образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
-
планирование приемов и форм работы,
обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система
вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни
проблемно-эвристического решения задач, использование задач с
недостающими и излишними данными, организация поисковой и
исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых
интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение
заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
-
руководство
повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного,
объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием
умений рассуждать и умозаключать;
-
использование различных видов творческих
работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение
отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и
оформлению работы);
3) закрепление результатов работы:
-
формирование
навыков путем упражнений;
-
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые
условия работы, предупреждение механического
переноса.
Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их
самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню
обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания
индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с
индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и
слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и
слабым ученикам.
III.
Гигиенические требования к уроку:
1) температурный режим;
2) физико-химические свойства воздуха
(необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и
переутомления:
5) чередование видов деятельности (смена
слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение
физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы
учащегося;
8) соответствие классной мебели росту
школьника.
IV.
Требования к технике проведения урока:
1) урок должен быть эмоциональным, вызывать
интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм урока должны быть
оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3) необходим полный контакт во
взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться
педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) доминировать должна атмосфера
доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды
деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы
обучения;
6) обеспечить соблюдение единого
орфографического режима школы;
7)
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Выбор методов и средств обучения
на уроке, как правило, вызывает
большие трудности у посещающих. Объясняется это целым рядом
обстоятельств, в том числе, сложностью проблемы, дискуссионностью ее
решения в науке и др.
Во-первых,
следует помнить, что методы являются
способами усвоения содержания образования, включающего в себя четыре
основные элемента социального опыта: знание о мире (природе, обществе,
технике), опыт осуществления способов деятельности (умения и навыки),
опыт эмоционального отношения к миру (воспитанность, потребности,
мотивы), опыт творческой деятельности (готовность к решению новых
проблем). Усвоение этих элементов в силу специфики их содержания
потребует от учащихся как воспроизводящей, так и творческой
деятельности. В связи с чем система методов должна включать в себя как
репродуктивные, так и продуктивные (проблемные) методы обучения.
Педагогической теории и практике известны два репродуктивных метода:
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) и
репродуктивный, при которых учитель рассказывает, показывает,
демонстрирует опыты, а учащиеся слушают, смотрят, сами ставят опыты,
осмысливают, запоминают, воспроизводят информацию, но все в пределах
уже известных знаний и способов действий.
Три продуктивных (или проблемных) метода:
-
проблемное изложение,
-
частично-поисковый (эвристический),
-
исследовательский - применяются при условии:
а) наличия проблемной ситуации (чаще всего
противоречие, вызывающее затруднение учащихся);
б) наличия познавательной задачи (искомый
вопрос);
в) наличия познавательного интереса, т.е.
желания решить поставленную задачу;
г) наличия
опорных знаний, без которых невозможен познавательный интерес, как
исходный момент проблемного поиска учащихся.
|