Строение и физические свойства воды. Значение, применение и

охрана водных ресурсов.

Цели:

Образовательные:

           1) Показать взаимосвязь между строением и физическими свойствами воды;

           2) Выяснить, какие свойства воды являются аномальными, и как это влияет на облик планеты.

           3) Ознакомить с факторами загрязнения природных вод и путями решения этой проблемы.

 

Воспитательные:

           1) Развивать эстетическое восприятие окружающей природы;

           2) Развивать чувство бережного отношения к водным ресурсам.

 

Развивающие:

            1) формировать умение самостоятельно работать с источниками информации;

            2) способствовать развитию целостного научного мышления о явлениях, науках, их  

            взаимосвязи, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, физики, географии.

 

Оборудование:

             компьютер, мультимедийный проектор, экран, лазерная указка, предметные стёкла, стальные

            иголки или металлические скрепки, кристаллизаторы с водой.

 

                                                                                                              Эпиграф (на доске)

Если в столь простом веществе, как вода,

наукой не всё было открыто, то как много ещё

остаётся неясного и точно не исследованного во

 всём окружающем нас материальном мире…

Н.Д.Зелинский

  

   Урок начинается со слов Антуана де Сент–Экзюпери (слайд 1)

 

      Вода с одной стороны является самым простым и обычным веществом. В тоже время она может преображаться в самые разнообразные формы в виде дождя, снега, инея, тумана, облака и т. д. И, наверное, поэтому, она была и остаётся источником вдохновения поэтов, художников, композиторов. Поэты и писатели всех времён воспевали в своих произведениях красоту морей и рек, шум водопада, загадочность подводного мира. (слайд 2).

 

 

 

 

 Именно любовь к водной стихии, восхищение его многоликостью помогла создать Айвазовскому Ивану Константиновичу такие шедевры, как «Чёрное море» и «Шторм в ночи». (слайд 3)

 

 

А Левитан Исаак Ильич создал свои  великие картины «Весна. Большая вода» и «Озеро».

 

     

Эти картины, показывающие два противоположных состояния водной глади, как бы показывают состояние души этих великих художников. Какие черты их характера и заветные мечты можно увидеть на этих полотнах? ( По данному вопросу учащимся можно предложить научную работу «Образ (многоликость) воды  в творчестве художников, поэтов, писателей»)

 

      Далее учащимся предлагается просмотреть видеофрагменты и сделать вывод.

(слайд 5)

 

       Как предполагаемый вывод можно использовать слова В.И. Вернадского «Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её не заключало бы. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».

      Действительно, такие твёрдые вещества, как гипс и рис в своём составе содержат воду. Её находят в пустынях, которые называются безводными. Вода содержится в горных породах. Даже в расплавленной магме она присутствует в значительных количествах и выделяется в виде пара при извержении вулканов. (слайд 6).

                                             

 

 Учитель: Вспомните из курса географии, как распределена вода на территории Земли?

Ученик: Вода покрывает 3/4 (70% земной поверхности)

97 % - солёная вода Мирового океана;

2,2 % - ледники покровные и горные;

0,6 % - пресная вода рек, озёр, подземных горизонтов;

0,2 % - в атмосфере Земли.

(слайд 7)

 

Учитель: Какую роль играет вода в жизни живых организмов? (Вопрос можно дать заранее группе учащихся по направлениям: 1) для растений; 2) для животных; 3) для человека. (Более подготовленные учащиеся могут создать свои слайды.)

 

Ученик: Находясь в большом количестве в живых организмах, вода играет огромную роль в их

            жизнедеятельности:

         3500 млн. лет назад в океанах появились первые живые существа. И только благодаря воде жизнь продолжает существовать.

         Живые организмы состоят примерно на ¾ из воды.

         Большие количества воды потребляют растения. Подсчитано, что для получения 1 т пшеницы нужно около 1500 т воды, хлопчатника – 10000 т. (слайд 8)

 

 

 

         В человеческом организме 35 л жидкости непрерывно осуществляют «орошение» тела. В этот объём входят: 5л крови, 2 л лимфы, 28 л внутриклеточной и внеклеточной жидкости. Все эти жидкости – водные растворы  органических и неорганических веществ.

(слайд 10)

 

  

Учитель: Велико значение воды в природе.

 

         Вода – терморегулятор; (слайд 11)

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вода – растворитель, разрушитель и создатель горных пород. (слайд 12)

 

 

  Учитель: Какое значение имеет большой круговорот воды в обеспечении водой планеты? (слайд 13)

 

Ученик:

    Благодаря круговороту воды на сушу поступает большое количество влаги и тепла. Даже территории, находящиеся далеко от океанов, могут получить необходимое количество воды для питания рек, озёр, подземных вод. Наряду с осадками воздушные массы, приходящие со стороны океана, приносят тепло в зимнее время и прохладу летом. Благодаря круговороту воды суша не становится безжизненной пустыней.

 

Учитель: Почему воду называют самым аномальным веществом в мире?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, выслушаем мнения экспертов, которые работали в разных группах.

Дальше идёт выступление I группы учащихся, которые заранее подготовились по такому заданию:

— Рассмотрите график температур кипения и плавления водородных соединений элементов VI группы главной подгруппы. При какой температуре вода должна кипеть, а при какой – замерзать?

Соответствует ли это действительности? (слайд 14)

 

Вывод учащихся:

         При сравнении водородных соединений элементов VI группы видно, что вода должна замерзать при около -100°С, кипеть – около -80°С. На самом деле вода замерзает при 0°С, а кипит при 100°С.

 

Учитель: Существуют ли на Земле места, где температура ниже -80°С? В каком виде находилась бы вода на планете, если температуры плавления и кипения соответствовали бы графику? К чему бы это привело?

С этим заданием работали учащиеся II группы и они сделали соответствующий вывод:

 

 Задание III группе:

— По какой формуле вычисляется плотность? (=m/V)

— Меняется ли масса воды с изменением температуры? (не меняется)

— Что происходит на холоде с закрытой бутылкой, до краёв наполненной водой? Почему? В какую сторону меняется объём воды при переходе из жидкого состояния в твёрдое? Как при этом меняется плотность?

 

Вывод:

 

Задание IV группе учащихся (слайд 16)

Рассмотрите график. Сделайте вывод о значении этого свойства воды для живых существ.

 

 

Вывод учащихся:

 

 

Задание V группе учащихся: Что такое теплоёмкость? (количество теплоты, необходимое для нагревания 1 кг вещества на 1°С). Чему она равна у воды? [(4,18 Дж/(г·К)]. Какова она у остальных жидкостей? (Работа по справочнику)

 

 

Вывод:

глицерин 2,43; этиловый спирт 2,85.

 

Небольшая лабораторная работа:

Вывод: Вода имеет очень высокое поверхностное натяжение воды – 0,073 Н/м при 20°С. По

            прочности на разрыв струя воды не уступает стальной проволоке того же сечения.

 

Обобщение учителя.

        Итак, вернёмся к первоначальному вопросу: «Почему воду называют самым аномальным веществом в мире?»

Учитель: Какова причина всех этих аномалий?

Объяснение учителя:

       Молекула воды образуется при взаимодействии двух атомов водорода и одного атома кислорода. Каждый атом водорода имеет один неспаренный s-электрон. В атоме кислорода два неспаренных р-электрона. При перекрывании двух  р-электронных облаков атомов кислорода с s-электронными облаками двух атомов водорода образуются две полярные ковалентные связи (слайд 18).

При этом общие электронные пары, образующие химические связи, смещены к атому кислорода, как к более электроотрицательному элементу. В структурной формуле это смещение показано знаками + и -.  р-орбитали взаимно перпендикулярны, и угол между связями должен быть 90°. Но из-за взаимного отталкивания электронных облаков двух атомов водорода этот угол становится равным 104,5°. Молекула воды представляет собой диполь. Это значит, что с одной стороны она имеет положительный заряд (+), а с другой - отрицательный заряд (-).

     Молекулы воды имеют полярную структуру, чем объясняется их склонность к объединению в более крупные комплексы. Это явление называется ассоциацией молекул.  Лед имеет структуру, похожую на структуру воды. В структуре льда есть пустые пространства. Вот почему лед легче, чем вода, и плавает на ее поверхности. (слайд 19)

 

      Доказательство ассоциации молекул воды - структура снежинок. Хотя в природе и не существует двух одинаковых снежинок, каждая из них имеет правильную гексагональную форму.

     Высокие температуры плавления и кипения также объясняются наличием водородной связи. Прочность четырёх водородных связей  соизмерима с прочностью ковалентной связи.

     Благодаря полярной структуре молекул вода может растворять другие полярные вещества, например, многие соли, кислоты, щёлочи  и т. д. Поэтому вода океанов и морей содержит много растворённых веществ. Даже пресные воды рек и озёр являются растворами многих веществ.

 

Учитель: Как же получить абсолютно чистую воду?

Вспомним способы разделения смесей. Вода в реке может быть мутной от взвешенных частиц.

Как можно разделить воду от таких примесей?

 

Ученик: Можно использовать фильтрование. Взвешенные частицы не проходят через фильтровальную бумагу.

 

Учитель: Но это ещё не чистая вода, она содержит растворённые вещества, которые не остаются на фильтре. Для получения чистой воды её перегоняют нагреванием до кипения с последующим охлаждением пара в приборе, называемом дистиллятором. Такой метод получения чистой воды называется дистилляцией, а сама вода – дистиллированной, которая и обладает всеми вышеуказанными физическими свойствами.

      Рассмотрите слайд 20.

Учитель:

        Много ли воды на Земле? Сколько воды можно использовать для питья? ( Морская вода не подходит, ледники расположены далеко, подземные воды нужно поднять на поверхность, болотная вода не пригодна для питья. Значит, доступной воды – менее 1 %)

    Не только для питья, но и для многих других целей необходима пресная вода. К основным потребителям её относятся: сельское хозяйство (70 %), промышленность, включая энергетику (20 %) и коммунальное хозяйство (15 %). В промышленном производстве наиболее водоёмкими являются химическая, целлюлозно-бумажная и металлургическая промышленность.

 

Задание:

        Принято считать, что житель благоустроенного города расходует в среднем в сутки 250 л воды. Сколько истратит за год семья из четырёх человек?

 

 Потребление человечеством пресной воды неимоверно растёт (слайд 21), особенно с XIX века.

 

Отсюда вытекает проблема бережного отношения к водным ресурсам.

Основными факторами загрязнения воды являются:

 

 

 

 

 

Воды, сбрасываемые после использования человеком, называются сточными. Сточные воды предприятий, содержащие ядовитые вещества, часто сбрасывают в водоёмы без предварительной очистки. В Чувашской Республике сточные воды большинства предприятий проходят очистку на очистных сооружениях примерно по таким стадиям. (видеофрагмент слайда 23)

 

 

Основные пути решения проблемы загрязнения водных ресурсов:

·        Рациональное использование пресной воды.

·        Необходимо строительство очистных сооружений. Использованную воду возвращать в природные водоёмы только после очистки.

·        Многократное использование воды на промышленных предприятиях.

·        Разработка новых способов очистки вод и переработки промышленных отходов.

·        Запрет на проведение ядерных испытаний  в водах Мирового океана.

 

Выводы урока:

 

Проверку усвоения знаний можно проводить отгадыванием кроссворда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)      Самое аномальное вещество в мире;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)      Молекула с противоположно заряженными полюсами;

 

 

 

 

3)      Твёрдое агрегатное состояние воды;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)      Объединение частиц в более крупные комплексы;

 

 

 

 

 

 

5)      Однородная прозрачная смесь;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)      Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты

    необходимо сообщить телу, чтобы нагреть его на 1 °С;

7)      Водная оболочка Земли;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8)      Переход твёрдого вещества в жидкое;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9)      Парообразование;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10)   Переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твёрдое.

11)   Удаление вредных примесей воды;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12)   Самый распространенный химический элемент Вселенной;

 

 

13)   Прибор для получения дистиллированной воды.

 

 

 

 

 

 

                     14)  Стадия очистки воды;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      15)  Масса единичного объёма вещества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1)  Причина аномальности воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

 

Список использованной литературы:

         Габриелян О. С. Химия. 8 класс.

         Дергольц В. Ф. Мир воды. – Л.:Недра, 1979.

         Культский Л. А., Даль В. В., Ленчина Л. Г. Вода знакомая и загадочная. – Киев: Радянська школа, 1982.

         Мезенцев В. Энциклопедия чудес. – М.: Знание, 1988.

         Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. – М.: Педагогика, 1981.

         Электронный учебник по химии. 8 кл. – Просвещение.

         Электронный учебник «Шедевры русской живописи».