5. Описание реализации Чувашской Республикой направления

«Расширение общественного участия в управлении образованием»

 

Таблица 5.1

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства

2007 г.

2008 г.

2009 г.

5.1. Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения

10

68

95

100

 

Значение показателя рассчитано как отношение количества общеобразовательных учреждений, обладающих названными характеристиками, к общему количеству общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике с учетом изменения сети школ (в%).  В настоящее время в республике в 84% школ созданы управляющие  советы, однако в основном в их функционале не определены полномочия по участию в принятии решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда. В 56 школах созданы управляющие советы с указанными полномочиями. В последующие годы предполагается распространение опыта на все образовательные учреждения.

 

Таблица 5.2

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства

2007 г.

2008 г.

2009 г

5.2. Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений

4

30

60

100

 

Значение показателя рассчитано как отношение количества муниципальных образований, обладающих названными характеристиками, к общему количеству муниципальных образований (в%). В настоящее время из 26 муниципальных образований в одном имеется орган государственно-общественного управления с соответствующими полномочиями.  На 2007 год ставится задача введения в комплекс управленческих полномочий органов общественного участия регламента принятия решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда в 8 муниципалитетах (30%), на 2008 год – 17 муниципалитетах, в 2009 году – во всех муниципалитетах.

 

Таблица 5.3

Наименование показателя

2006 г.

Обязательства

факт

2007 г.

2008 г.

2009 г.

5.3. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности

9,1

Ресурсные центры

64,5

все СОШ

84,5

все ООШ и СОШ

100

 

Значение показателя рассчитано как отношение количества общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, к общему количеству общеобразовательных учреждений с учетом изменения сети школ в (%). В настоящее время из 561 школы в 51 ресурсном центре (9,1%) опубликованы публичные доклады. В 2007 году планируется привести в соответствие утвержденному формату публичную отчетность всех средних школ (362 школы), далее – поэтапно – основные и начальные школы республики.

 

Таблица 5.4

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства

2007 г.

2008 г.

2009 г.

5.4. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет

54

64

80

91

 

Значение показателя рассчитано  как отношение количества общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет, к общему количеству общеобразовательных учреждений с учетом изменения сети школ (в%).  К концу 2006 года в 303 школах (54,0%) созданы сайты, которые регулярно обновляются. В 2007 году: 64% составляют  343 школы от 536 школ республики (сеть меняется в связи с реструктуризацией), в 2008 году – 408 школ от 510 школ, в 2009 году 445 школ от 489, часть начальных школ (44 школы) от 73 начальных школ не будет иметь сайты  в силу организационных причин.

 

Таблица 5.5

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства

2007 г.

2008 г.

2009 г

5.5. Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится ЕГЭ

25

50

70

100

 

Значение показателя рассчитано  как отношение количества ППЭ, где присутствовали общественные наблюдатели, к общему количеству ППЭ в Чувашской Республике (в%). В 2006 году в 15 ППЭ из 60  (25,0%) присутствовали общественные наблюдатели. В  2007 году предполагается охватить не менее 50% ППЭ (в 30 пунктах от 60).  В качестве общественных наблюдателей предполагается привлечение представителей органов государственно-общественного управления школьного и муниципального уровней, журналистов, депутатов, представителей общественных объединений и др.

 

Таблица 5.6

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства

2007 г.

2008 г.

2009 г

5.6. Доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием

0

25

50

100

 

Значение показателя рассчитано как отношение количества общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием, к общему количеству общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике, подлежащих лицензированию в текущем году (в%).   На 2007 год запланировано лицензирование и аттестация 133 школ, в том числе 33 школ с участием общественности. В 2008 году – лицензирование и аккредитация 237 школ, в том числе в 119 школах с участием общественности, в 2009 году – 331 школа будет лицензирована и аккредитована с участием общественности (100%).


5.7. Комплекс мероприятий по реализации данного направления

 

Анализ проводимых в республике преобразований

и обоснование работ

 

Одним из перспективных направлений модернизации системы образования Чувашской Республики является широкое внедрение во все уровни управления образованием государственно-общественной составляющей, что предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся. Важным является отработка механизма представления интересов различных групп потребителей образовательных услуг через органы общественного участия в управлении, что позволит системе образования учитывать эти мнения граждан в более полном объеме.

Формирование инструментов общественного участия потребителей образовательных услуг в современной системе образования направлено на реализацию задачи развития гражданского общества, формирования у них демократической культуры, способствующей привлечению и целенаправленному использованию дополнительных ресурсов. Здесь важна не только забота о развитии партнерских отношений между областью образования и социумом, но и становление системы локального сетевого взаимодействия в рамках образовательных систем большего масштаба.

Начиная с 2000 года в республике все большее внимание уделяется вопросам государственно-общественного управления образованием (как на республиканском, так и на муниципальном и школьном уровнях) в рамках реализации различных республиканских программ и крупных федеральных и международных проектов. В настоящее время образовательные учреждения республики наделяются все большей свободой, управленческой и финансовой самостоятельностью, накладывающей на них дополнительную ответственность за результаты своей деятельности.

2005/06 учебный год – период активного становления государственно-общественного управления образованием в Чувашской Республике. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики определило стратегию развития и планомерно осуществляет тактические продвижения. Темой августовской республиканской конференции работников образования в 2005 году было «Создание и развитие деятельности институтов общественного участия в управлении образованием». 29 августа 2005 г. состоялось Учредительное собрание Чувашского республиканского союза попечителей образования. Его основными целями являются:

-                   консолидация деятельности образовательных и иных заинтересованных организаций, попечительских движений, их объединений для наиболее эффективного обеспечения реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации;

-                   повышение эффективности ресурсного обеспечения образования, а также доступности и качества образования путем создания системы общественно-государственного управления образованием;

-                   участие в выработке органами государственной власти определенной политики, обеспечивающей эффективное управление образовательной деятельностью, повышение качества образовательных услуг.

В соответствии с рекомендациями Республиканского координационного совета по модернизации и развитию образования в Чувашской Республике, состоявшегося 29 апреля 2005 г., в настоящее время в Чувашской Республике ведется работа по созданию районных и городских попечительских советов, управляющих советов в школах, общественных объединений из разных представителей системы образования. Кроме того, в рамках проекта «Реформа системы образования», финансируемого за счет средств займа, предоставленного Международным банком реконструкции и развития в 2003 - 2006 годах, проведен ряд мероприятий, связанных с развитием этого направления деятельности. С апреля 2003 года (начало реализации проекта «Реформа системы образования» в Чувашии) количество попечительских советов в школах республики возросло более чем в два раза. В настоящее время в 84% школ созданы органы общественного управления (в 2006 году – 68,0%). Это способствует реализации процесса эффективного взаимодействия школы и социума, созданию оптимальной системы привлечения широких слоев общественности к управлению образованием.

Согласно приказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 4 октября 2005 г. № 744, в целях эффективного формирования инновационной среды в системе образования Чувашской Республики в рамках проекта «Реформа системы образования» и подпроекта «Развитие государственно-общественного управления образованием в Чувашской Республике на 2005 - 2007 годы» и на основании решения Республиканского экспертного совета от 3 октября 2005 г., открыты республиканские экспериментальные педагогические площадки по апробации моделей школьных попечительских, управляющих и других советов на базе муниципальных общеобразовательных учреждений. Таковыми стали 20 школ и 4 муниципальных органа управления образованием. В планах последующего развития системы государственно-общественного управления увеличение количества попечительских советов, являющихся отдельными юридическими лицами и управляющих советов, обладающих комплексом реальных управленческих полномочий, в том числе по принятию решений по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда школы.

Активное участие общественных организаций в управлении образованием заявлено одним из основных принципов реализации национального проекта. Реальной работой общественности уже на первом этапе проекта стало ее участие в проведении конкурсного отбора лучших школ и учителей. Возглавил эту деятельность Чувашский республиканский союз попечителей образования. В экспертизе представленных материалов также участвовали Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Ассоциация врачей Чувашской Республики, Республиканский союз женщин, молодежные общественные организации и др. В выстроенном им рейтинге школ и учителей лучшими названы те, которые признаны таковыми и учащимися и родителями и бывшими выпускниками. Эта оценка в большинстве случаев совпала и с мнением педагогического сообщества. Опыт работы общественных объединений в рамках национального проекта подтвердил, что они являются весьма заинтересованными партнерами в улучшении состояния системы образования, если есть предмет реального сотрудничества.

Работа по вовлечению общественности в управление школьными учреждениями ведется с учетом материалов, разработанных в других регионах Российской Федерации и на федеральном уровне, в частности Институтом образовательной политики «Эврика». В рамках проекта «Реформа системы образования» в 2003 - 2006 годах в г. Чебоксары ИОП «Эврика» проведены экспертно-аналитические семинары по апробации разработанных программ обучения общественных управляющих и их консультантов. Во время этих семинаров свою квалификацию по вопросам общественного управления повысили более 50 представителей Чувашской Республики, в том числе и бизнес-партнеров. В 2005 - 2006 годах в республике отобраны и обучены 28 кандидатов в общественные управляющие и их консультанты, проведена работа по подготовке индивидуальных проектов.

В 2006 году созданы Совет директоров школ и Ассоциация учителей Чувашии, деятельность которых способствует формированию общественной составляющей в управлении системой образования со стороны ее представителей, готовых взять на себя ответственность за качество образования от имени корпорации. Первым реальным шагом в становлении этой системы стало участие Ассоциации учителей республики, Совета директоров в процедуре аттестации педагогических работников, аттестации школ и участие в конкурсных комиссиях в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

В настоящее время в республике продолжается активный процесс по созданию новых форм государственно-общественного управления, разработке нормативной правовой базы, уточнению полномочий этих органов и направлений их деятельности. В числе самых распространенных органов, которые создаются в школах республики, – управляющий совет, характеризующийся следующими направлениями деятельности:

-        определение направлений развития общеобразовательного учреждения, участие в разработке и утверждении программы развития школы;

-        повышение эффективности финансово-экономической деятельности школы;

-        заслушивание отчетов членов администрации школы;

-        участие в подготовке публичного доклада;

-        участие в создании условий для оптимальной организации образовательного процесса;

-        обеспечение контроля за соблюдением надлежащих условий обучения и воспитания, включая обеспечение безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

-        обеспечение контроля за соблюдением прав участников образовательного процесса;

-        участие в оценке качества образования обучающихся;

-        участие в рассмотрении конфликтных ситуаций.

Полномочия и функции этих органов включаются в уставы общеобразовательных учреждений. Насущной задачей, требующей отработки соответствующего механизма, становится участие управляющего совета в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и участие в разработке критериев оценки деятельности педагогов.

Информированность родителей о деятельности образовательного учреждения, о состоянии региональной (муниципальной) системы, о своих правах и обязанностях – это одно из основных условий организации партнерского сотрудничества образовательного учреждения и семьи. Существенную роль в обеспечении родителей значимой для них информационной средой играют республиканские источники информации. Несмотря на то, что школы нередко предпочитают дозировать информацию для родительской общественности, на первый план в последнее время стала выходить практика публичных отчетов. В рамках федерального проекта «Разработка макетов публичных докладов регионального, муниципального уровней и отчетов школы и учреждений начального профессионального образования» в апреле - октябре 2005 г. в Чувашии региональная группа экспертов подготовила такой доклад о состоянии системы образования Чувашской Республики на основе интерпретации ведомственной статистики. Отчетный публичный доклад о выполнении принятой программы действий «Состояние и результаты функционирования системы образования Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в 2004/05 учебном году», публичные доклады – эссе директоров МОУ «Лицей № 1» г. Чебоксары и Чебоксарского профессионального лицея явились своего рода презентацией этапов развития своих учебных заведений. Все подготовленные материалы были изданы и распространены среди руководителей муниципального уровня, директоров школ и УНПО на августовской конференции работников образования (24 августа 2005 г.), посвященной проблеме развития государственно-общественного управления в образовании. Примеры данных публичных докладов послужили отправной точкой в деле подготовки подобных документов педагогическими коллективами школ республики в 2006 году. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все школы, участвовавшие в конкурсе, провели «дни открытых дверей», где общественности были представлены публичные отчеты о развитии общеобразовательного учреждения. Опыт оказался успешным, и в январе - феврале 2007 г., в рамках марафона мероприятий, посвященных 10-летию Президентской программы «Новая школа», все основные и средние школы республики представили публичные отчеты на суд общественности по теме «1997- 2007: путь к новому качеству образования».

Целенаправленный характер происходящим в данном направлении изменениям придает Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 июня 2005 г. № 144, одной из основных задач которой является развитие новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций. В указанной программе утверждены индикаторы оценки эффективности формирования и внедрения системы государственно-общественного управления образованием в Чувашской Республике.

Таким образом, в республике ведется целенаправленная работа по совершенствованию системы государственно-общественного управления образованием. Несмотря на успехи, данное направление работы сталкивается с рядом проблем. Опыт последних лет показал, что основным направлением работы фондов и попечительских советов, созданных при учреждениях общего образования, является их деятельность по обеспечению прямой финансовой поддержки школ, тогда как их функции должны быть намного шире в соответствии с задачами, стоящими перед обществом. Не всегда и не везде удается создать общественный совет как «горизонтальную» управленческую структуру из-за отсутствия компетентных кадров, но всегда и везде есть возможность организовать диалог с местным социумом по актуальным проблемам развития образования. Организация такого диалога может рассматриваться как одно из принципиальных изменений, происходящих в системе управления образованием. И сегодня в практике функционирования в Чувашской Республике подобных структур присутствуют различные формы участия общественности в принятии управленческих решений.

На этапе реализации программных действий в Чувашии были выявлены, по крайней мере, три ключевые проблемы, сопровождающие введение государственно-общественного управления в школьную действительность:

1.  Отсутствие точного понимания сути соуправления, непрописанность функций этих структур, преобладание внешней мотивации их создания могут привести подобные преобразования к формальности.

2.  Отсутствие у действующих и вновь создающихся управляющих советов функций и полномочий по реальному соуправлению, подмена прав на управление обязанностями по дополнительному ресурсному обеспечению образовательного учреждения.

3.  Отсутствие в практике деятельности администрации школы взаимосвязи между привлечением дополнительных средств на нужды образовательного учреждения за счет средств родителей или внешних спонсоров и обязательствами школы перед потребителями в отношении качества образовательных услуг.

Существующий сегодня механизм государственно-общественного управления зависит от активности общественных институтов управления школой в решении вопросов стратегического развития образовательных учреждений. Без участия общественности в системе образования не может произойти смена ответственности перед начальством на ответственность перед клиентом. Без участия общественности в управлении школой и развития государственно-общественного взаимодействия решение одной из важнейших задач школы – формирование у учащихся необходимой культуры для жизни в гражданском обществе – представляется невозможным.

Основными проектными задачами, решение которых обеспечит расширение общественного участия в управлении образованием в Чувашии, будут:

-        разграничение и согласование полномочий между государственной и общественной составляющей. Совершенствование нормативно-правовой базы участия общественности в управлении образованием. Внесение изменений в Закон Чувашской Республики «Об образовании». Нормативно-правовое обеспечение процедуры принятия стратегических решений государственным и муниципальными органами управления образованием, предусматривающее обязательное согласование проектов решений с представителями общественности;

-        создание инициативных точек для организации работы по созданию и сопровождению структур соуправления;

-        распространение опыта уже сложившихся моделей[1] общественного участия в управлении образованием на разных уровнях. Подготовка пакета методических рекомендаций «Развитие государственно-общественного управления образованием в Чувашской Республике: сборник документов и аналитических материалов»;

-        формирование на базе созданных структур общественного участия в управлении образованием переговорных площадок различных групп потребителей образовательных услуг, социальных групп, имеющих интересы к системе образования;

-        подготовка кадров для работы в органах соуправления и создания центров сопровождения их деятельности;

-        развитие практики совместной деятельности с общественными объединениями (совместные проекты). Совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;

-        общественный аудит состояния школ. Создание нормативной правовой базы, организационных схем для участия общественности в работе экспертной комиссии по лицензированию и аккредитации образовательных учреждений, при проведении государственной аттестации выпускников школ (выпускные экзамены в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе);

-        развитие форм соуправления муниципальным образованием. Создание нормативной правовой базы для участия местного  сообщества в программировании развития муниципального образования;

-        развитие сети общественно-активных школ;

-        становление сельских школ как образовательных, культурных и общественных центров села.

В рамках проекта нами будут разработаны и апробированы  форматы ежегодного аналитического отчета о состоянии системы образования республики, муниципалитета, публичного отчета школы.  В экспериментальном порядке совместно с органами статистики, контрольно-надзорными органами в области финансов будет составлена структура публичного отчета школы, которая будет включать наряду с экспертно-аналитической информацией о результатах содержательной деятельности (самоанализ работы школы «На сколько хороша наша школа»»),  отчет о ее финансово- экономической деятельности, основанный на отчетах исполнения смет доходов и расходов, позволяющий осуществлять выводы об эффективности  использования бюджетных и внебюджетных средств, в том числе  и проводить камеральные проверки.

 

Финансово-экономическое обоснование

 

Для финансового обеспечения реализации мероприятий по данному направлению предполагается использовать средства республиканского, муниципальных бюджетов и внебюджетные средства. Общая финансовая потребность на реализацию мероприятий по расширению общественного участия в управлении образованием на 2007 - 2009 годы составит 2,81 млн. руб. (табл. 5.2). Указанные средства предусмотрены в республиканских, муниципальных целевых программах, утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами местного самоуправления.


Таблица 5.7

Предполагаемые объемы и источники финансирования

 

п/п

Наименование мероприятия

Сумма, млн. руб.

Источник финансирования, млн. руб.

республиканский бюджет Чувашской Республики

муниципальный бюджет

внебюджетные источники

1.

Реализация мероприятий по подготовке общественных управляющих для системы образования

0,36

0,12

0,12

0,12

2.

Организация системы общественного наблюдения (контроля) за проведением итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

1,4

0,35

0,6

0,45

3.

Организация деятельности экспертных советов по приоритетным направлениям развития общего среднего и дополнительного образования

0,4

0,1

0,1

0,2

4.

Реализация проекта по подготовке общественных аудиторов деятельности образовательных учреждений

0,45

0,15

0,15

0,15

5.

Организация работы общественной приёмной в рамках портала службы по надзору и контролю в сфере образования

0,2

0,2

 

 

 

ИТОГО

2,81

 

 

 

 

Таблица 5.8

План-график мероприятий, планируемых в Чувашской Республике по направлению

«Расширение общественного участия в управлении образованием»

 

Мероприятие

Сроки

реализации

Дальнейшее использование результатов

Внесение изменений в Закон Чувашской Республики «Об образовании», в Положение о Министерстве образования и молодёжной политики Чувашской Республики

II квартал

2007 г.

сформированная нормативно-правовая база участия общественности в управлении образованием позволит массово развивать различные модели государственно-общественного управления

Нормативно-правовое обеспечение процедуры принятия стратегических решений государственным и муниципальными органами управления образованием, предусматривающее обязательное согласование проектов решений с представителями общественности

апрель - октябрь 2007 г.

разработанный пакет нормативно-правовых, инструктивно-методических документов по обязательному согласованию проектов решений государственных и муниципальных органов с представителями общественности позволит в течение реализации проекта создать на всех уровнях указанную систему

Вовлечение созданных в республике общественных объединений (Чувашский республиканский союз попечителей образования, Совет руководителей образовательных учреждений, Ассоциация учителей, управляющих и попечительских советов муниципалитетов и школ и др.) в общественную экспертизу программ, организацию конкурсов, присуждению премий, представлению грантов

январь 2007 г. – декабрь 2009 г.

(в течение срока реализации)

наработанный опыт организации переговорных площадок для согласования интересов различных внутренних профессиональных и внешних (в том числе общественных) групп будет описан и распространен по всей республике. Будет создана система общественной оценки результатов школы, педагогов, обучающихся

Организация системы общественного наблюдения (контроля) за проведением итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

 

1 марта 2008 г.

в течение реализации проекта представители общественности будут участвовать в 100% пунктов, в которых проводятся экзамены на 9 и 11 классы. Это обеспечит повышение прозрачности и объективности процедуры итоговой аттестации, возрастание доверия и взаимной ответственности за результаты образования

Реализация мероприятий по подготовке общественных управляющих для системы образования

январь 2007 г. –

декабрь 2007 г.

в рамках серии семинаров будут подготовлены общественные управляющие (не менее 400 человек) для школ, которые обеспечат качество работы управляющих советов школ

Реализация мероприятий по разработке и утверждению формата ежегодного аналитического отчета о состоянии системы образования республики, муниципалитета, публичного отчета школы

январь 2007 г. – декабрь 2009 г.

(в течение срока реализации проекта ежегодно)

ежегодно во всех школах будут разработаны и опубликованы ежегодные аналитические отчеты – публичные отчеты, размещены на сайтах школ, муниципалитетов, направлены родителям, имеющим доступ в Интернет

Организационное и методическое сопровождение введения в практику деятельности муниципальных образовательных систем ежегодных публичных докладов

с 2007 г. по плану мероприятий в течение срока реализации проекта

ежегодно во всех муниципальных образованиях будут разработаны и опубликованы публичные доклады, размещены на сайтах, что позволит развивать практику программно-целевого управления и механизма согласования заказа разных групп потребителей

Организация деятельности экспертных советов по приоритетным направлениям развития общего и дополнительного образования

январь 2007 г. – декабрь 2009 г.

(в течение срока реализации проекта ежегодно)

экспертные советы будут решать вопросы координации деятельности общего и дополнительного образования

Реализация проекта по подготовке общественных аудиторов деятельности образовательных учреждений

март 2008 г. - декабрь 2008 г.

будут подготовлены общественные аудиторы

 

Таблица 5.9

Аннотированный перечень нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов

Чувашской Республики (уже существующих и планируемых)

 

Наименование документа

Краткое содержание документа

(аннотация)

Сроки

разработки

введения

в действие

Нормативные правовые акты

Устав общественной организации «Чувашский республиканский союз попечителей образования»

определены цели, задачи, основные направления деятельности и другие обязательные и возможные позиции

разработан

зарегистрирован

Устав общественной организации «Совет директоров общеобразовательных учреждений»

определены цели, задачи, основные направления деятельности и другие обязательные и возможные позиции

разработан

зарегистрирован

Устав общественной организации «Ассоциация учителей Чувашии»

определены цели, задачи, основные направления деятельности и другие обязательные и возможные позиции

разработан

зарегистрирован

Пакет изменений в Закон Чувашской Республики «Об образовании»

определены законодательные основы участия общественности в управлении образованием

май 2007 г.

октябрь 2007 г.

Изменения в Положение о Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики

определён порядок взаимодействия с Чувашским республиканским союзом попечителей

май 2007 г.

октябрь 2007 г.

Приказ Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики от 4 октября 2005 г. №744 «Об открытии республиканских экспериментальных педагогических площадок по апробации моделей школьных попечительских, управляющих и др. советов на базе муниципальных общеобразовательных учреждений и моделей государственно-общественного управления муниципальной системой образования»

создание республиканских экспериментальных педагогических площадок по апробации моделей школьных попечительских, управляющих и др. советов на базе 20 муниципальных общеобразовательных учреждений и моделей государственно-общественного управления муниципальной системой образования на базе 4 муниципалитетов»

разработан

действует

Положение о порядке проведения общественной экспертизы республиканских целевых программ развития и крупных проектов по модернизации системы образования и отдельных её компонентов

определён порядок проведения общественной экспертизы республиканских целевых программ развития и крупных проектов по модернизации системы образования и отдельных её компонентов

2007 г.

2007 г.

Положение об общественных наблюдателях процедуры проведения итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

определены цели, принципы и алгоритм действий организации системы общественного наблюдения за процедурой итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов и информирования общества о процедуре и результатах

март

2007 г.

март 2007 г.

Положение о публичном докладе директора образовательного учреждения, руководителей муниципальных и региональной образовательных систем

определены информационная основа, формат, алгоритм подготовки, написания и презентации доклада, согласованы сроки и инвариантные показатели

сентябрь 2007 г.

октябрь 2007 г.

Инструктивно-методические документы

Общий алгоритм действий на муниципальном уровне и уровне учреждения образования по разворачиванию деятельности органов общественного самоуправления

описан общий алгоритм действий на муниципальном уровне и уровне учреждения образования по разворачиванию деятельности органов общественного самоуправления

 

 

Методические рекомендации по внесению изменений и дополнений в уставы образовательных учреждений при введении форм общественного участия в управлении образовательным учреждением

содержится перечень разделов устава, требующих изменения и рекомендуемый вариант их редакции. Прописаны возможные варианты перераспределения функций управления (определены сферы управленческих полномочий государственной и общественной составляющей), регламентирован порядок принятия решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения

 

 

Пакет методических рекомендаций «Развитие государственно-общественного управления образованием в Чувашской Республике: сборник документов и аналитических материалов»

содержатся материалы по анализу проблемы расширения общественного участия в управлении образованием в Чувашской Республике, описание основных моделей на каждом из уровней управления, пакеты нормативно-правовых документов, лежащих в основе наиболее удачных практик общественного участия в управлении

составлен

в ноябре

2006 г.

2007 г.

Методические рекомендации по участию общественности в определении требований к качеству итоговой государственной аттестации выпускников

определён порядок участия общественности в процедурах оценки качества выпускников

1 марта 2008 г.

1 марта 2008 г.

Общий алгоритм действий на муниципальном уровне и уровне учреждения образования по разворачиванию деятельности органов общественного самоуправления

описан общий алгоритм действий на муниципальном уровне и уровне учреждения образования по разворачиванию деятельности органов общественного самоуправления

 

 

 



[1] Под моделью государственно-общественного управления здесь и далее понимается соотношение форм общественного участия, взаимосвязь их прав и обязанностей, очередность появления и соподчинённость, а также нормативно-правовая основа их функционирования.