Таблица 5.1
Значение
показателя рассчитано как отношение количества общеобразовательных учреждений,
обладающих названными характеристиками, к общему количеству общеобразовательных
учреждений в Чувашской Республике с учетом изменения сети школ (в%). В настоящее время в республике в 84% школ
созданы управляющие советы, однако в
основном в их функционале не определены полномочия по участию в принятии
решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда. В 56
школах созданы управляющие советы с указанными полномочиями. В последующие годы предполагается распространение
опыта на все образовательные учреждения.
Таблица 5.2
Наименование показателя |
факт |
Обязательства |
||
|
|
|
||
5.2. Доля муниципальных
образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический,
государственно-общественный характер управления образованием,
ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по
распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений
|
4 |
30 |
60 |
100 |
Значение показателя рассчитано как отношение
количества муниципальных образований, обладающих названными характеристиками, к
общему количеству муниципальных образований (в%). В настоящее время из 26 муниципальных
образований в одном имеется орган государственно-общественного управления с
соответствующими полномочиями. На 2007
год ставится задача введения в комплекс управленческих полномочий органов
общественного участия регламента принятия решений о распределении средств
стимулирующей части фонда оплаты труда в 8 муниципалитетах (30%), на 2008 год –
17 муниципалитетах, в 2009 году – во всех муниципалитетах.
Таблица 5.3
Наименование показателя |
|
Обязательства |
|||
факт |
|
|
|
||
5.3. Доля
общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным
изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и
финансово-хозяйственной деятельности
|
9,1 Ресурсные центры |
64,5 все СОШ |
84,5 все ООШ и СОШ |
100 |
|
Значение показателя рассчитано как отношение
количества общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ,
отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и
финансово-хозяйственной деятельности, к общему количеству общеобразовательных учреждений
с учетом изменения сети школ в (%). В настоящее время из 561 школы в 51
ресурсном центре (9,1%) опубликованы публичные доклады. В 2007 году планируется
привести в соответствие утвержденному формату публичную отчетность всех средних
школ (362 школы), далее – поэтапно – основные и начальные школы республики.
Таблица 5.4
Наименование показателя |
факт |
Обязательства |
||
|
|
|
||
5.4. Доля общеобразовательных
учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты
в сети Интернет
|
54 |
64 |
80 |
91 |
Значение показателя рассчитано как отношение количества общеобразовательных
учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в
сети Интернет, к общему количеству общеобразовательных учреждений с учетом
изменения сети школ (в%). К концу 2006
года в 303 школах (54,0%) созданы сайты, которые регулярно обновляются. В 2007
году: 64% составляют 343 школы от 536 школ
республики (сеть меняется в связи с реструктуризацией), в 2008 году – 408 школ
от 510 школ, в 2009 году 445 школ от 489, часть начальных школ (44 школы) от 73
начальных школ не будет иметь сайты в
силу организационных причин.
Таблица 5.5
Наименование показателя |
факт |
Обязательства |
||
|
|
|
||
5.5. Отношение числа
общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых
проводится ЕГЭ
|
25 |
50 |
70 |
100 |
Значение показателя рассчитано как отношение количества ППЭ, где присутствовали
общественные наблюдатели, к общему количеству ППЭ в Чувашской Республике (в%).
В 2006 году в 15 ППЭ из 60 (25,0%)
присутствовали общественные наблюдатели. В
2007 году предполагается охватить не менее 50% ППЭ (в 30 пунктах от
60). В качестве общественных
наблюдателей предполагается привлечение представителей органов
государственно-общественного управления школьного и муниципального уровней,
журналистов, депутатов, представителей общественных объединений и др.
Таблица 5.6
Наименование показателя |
факт |
Обязательства |
||
|
|
|
||
5.6. Доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и
аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей
общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных
органам управления образованием
|
0 |
25 |
50 |
100 |
Значение показателя рассчитано как отношение
количества общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых
проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа
лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления
образованием, к общему количеству общеобразовательных учреждений в Чувашской
Республике, подлежащих лицензированию в текущем году (в%). На 2007 год запланировано лицензирование и
аттестация 133 школ, в том числе 33 школ с участием общественности. В 2008 году
– лицензирование и аккредитация 237 школ, в том числе в 119 школах с участием
общественности, в 2009 году – 331 школа будет лицензирована и аккредитована с
участием общественности (100%).
Одним из перспективных направлений модернизации
системы образования Чувашской Республики является широкое внедрение во все
уровни управления образованием государственно-общественной составляющей, что
предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении
различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно
влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в
выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды
для учащихся. Важным является отработка механизма представления интересов
различных групп потребителей образовательных услуг через органы общественного
участия в управлении, что позволит системе образования учитывать эти мнения
граждан в более полном объеме.
Формирование инструментов общественного участия
потребителей образовательных услуг в современной системе образования направлено
на реализацию задачи развития гражданского общества, формирования у них
демократической культуры, способствующей привлечению и целенаправленному использованию
дополнительных ресурсов. Здесь важна не только забота о развитии партнерских
отношений между областью образования и социумом, но и становление системы
локального сетевого взаимодействия в рамках образовательных систем большего
масштаба.
Начиная с 2000 года в республике все большее внимание
уделяется вопросам государственно-общественного управления образованием (как на
республиканском, так и на муниципальном и школьном уровнях) в рамках реализации
различных республиканских программ и крупных федеральных и международных
проектов. В настоящее время образовательные учреждения республики наделяются
все большей свободой, управленческой и финансовой самостоятельностью,
накладывающей на них дополнительную ответственность за результаты своей
деятельности.
2005/06 учебный год – период активного становления
государственно-общественного управления образованием в Чувашской Республике.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики определило
стратегию развития и планомерно осуществляет тактические продвижения. Темой
августовской республиканской конференции работников образования в 2005 году
было «Создание и развитие деятельности институтов общественного участия в
управлении образованием». 29 августа
-
консолидация
деятельности образовательных и иных заинтересованных организаций,
попечительских движений, их объединений для наиболее эффективного обеспечения
реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации;
-
повышение
эффективности ресурсного обеспечения образования, а также доступности и
качества образования путем создания системы общественно-государственного
управления образованием;
-
участие в
выработке органами государственной власти определенной политики, обеспечивающей
эффективное управление образовательной деятельностью, повышение качества
образовательных услуг.
В соответствии с рекомендациями Республиканского
координационного совета по модернизации и развитию образования в Чувашской
Республике, состоявшегося 29 апреля
Согласно приказу Министерства образования и молодежной
политики Чувашской Республики от 4 октября
Активное участие общественных организаций в управлении
образованием заявлено одним из основных принципов реализации национального
проекта. Реальной работой общественности уже на первом этапе проекта стало ее участие
в проведении конкурсного отбора лучших школ и учителей. Возглавил эту
деятельность Чувашский республиканский союз попечителей образования. В
экспертизе представленных материалов также участвовали Торгово-промышленная
палата Чувашской Республики, Ассоциация врачей Чувашской Республики,
Республиканский союз женщин, молодежные общественные организации и др. В
выстроенном им рейтинге школ и учителей лучшими названы те, которые признаны
таковыми и учащимися и родителями и бывшими выпускниками. Эта оценка в
большинстве случаев совпала и с мнением педагогического сообщества. Опыт работы
общественных объединений в рамках национального проекта подтвердил, что они
являются весьма заинтересованными партнерами в улучшении состояния системы
образования, если есть предмет реального сотрудничества.
Работа по вовлечению общественности в управление
школьными учреждениями ведется с учетом материалов, разработанных в других
регионах Российской Федерации и на федеральном уровне, в частности Институтом
образовательной политики «Эврика». В рамках проекта «Реформа системы образования»
в 2003 - 2006 годах в г. Чебоксары ИОП «Эврика» проведены
экспертно-аналитические семинары по апробации разработанных программ обучения общественных
управляющих и их консультантов. Во время этих семинаров свою квалификацию по
вопросам общественного управления повысили более 50 представителей Чувашской
Республики, в том числе и бизнес-партнеров. В 2005 - 2006 годах в республике
отобраны и обучены 28 кандидатов в общественные управляющие и их консультанты,
проведена работа по подготовке индивидуальных проектов.
В 2006 году созданы Совет директоров школ и Ассоциация
учителей Чувашии, деятельность которых способствует формированию общественной составляющей
в управлении системой образования со стороны ее представителей, готовых взять
на себя ответственность за качество образования от имени корпорации. Первым
реальным шагом в становлении этой системы стало участие Ассоциации учителей
республики, Совета директоров в процедуре аттестации педагогических работников,
аттестации школ и участие в конкурсных комиссиях в рамках приоритетного
национального проекта «Образование».
В настоящее время в республике продолжается активный
процесс по созданию новых форм государственно-общественного управления, разработке
нормативной правовой базы, уточнению полномочий этих органов и направлений их
деятельности. В числе самых распространенных органов, которые создаются в
школах республики, – управляющий совет, характеризующийся следующими
направлениями деятельности:
-
определение
направлений развития общеобразовательного учреждения, участие в разработке и
утверждении программы развития школы;
-
повышение
эффективности финансово-экономической деятельности школы;
-
заслушивание
отчетов членов администрации школы;
-
участие в
подготовке публичного доклада;
-
участие в
создании условий для оптимальной организации образовательного процесса;
-
обеспечение
контроля за соблюдением надлежащих условий обучения и воспитания, включая
обеспечение безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
-
обеспечение
контроля за соблюдением прав участников образовательного процесса;
-
участие в оценке
качества образования обучающихся;
-
участие в
рассмотрении конфликтных ситуаций.
Полномочия и функции этих органов включаются в уставы
общеобразовательных учреждений. Насущной задачей, требующей отработки соответствующего
механизма, становится участие управляющего совета в распределении стимулирующей
части фонда оплаты труда и участие в разработке критериев оценки деятельности
педагогов.
Информированность родителей о деятельности
образовательного учреждения, о состоянии региональной (муниципальной) системы,
о своих правах и обязанностях – это одно из основных условий организации
партнерского сотрудничества образовательного учреждения и семьи. Существенную
роль в обеспечении родителей значимой для них информационной средой играют республиканские
источники информации. Несмотря на то, что школы нередко предпочитают дозировать
информацию для родительской общественности, на первый план в последнее время
стала выходить практика публичных отчетов. В рамках федерального проекта
«Разработка макетов публичных докладов регионального, муниципального уровней и
отчетов школы и учреждений начального профессионального образования» в апреле -
октябре
Целенаправленный характер происходящим в данном
направлении изменениям придает Республиканская целевая программа развития
образования в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденная
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 июня
Таким образом, в республике ведется целенаправленная
работа по совершенствованию системы государственно-общественного управления
образованием. Несмотря на успехи, данное направление работы сталкивается с
рядом проблем. Опыт последних лет показал, что основным направлением работы
фондов и попечительских советов, созданных при учреждениях общего образования,
является их деятельность по обеспечению прямой финансовой поддержки школ, тогда
как их функции должны быть намного шире в соответствии с задачами, стоящими
перед обществом. Не всегда и не везде удается создать общественный совет как
«горизонтальную» управленческую структуру из-за отсутствия компетентных кадров,
но всегда и везде есть возможность организовать диалог с местным социумом по
актуальным проблемам развития образования. Организация такого диалога может
рассматриваться как одно из принципиальных изменений, происходящих в системе
управления образованием. И сегодня в практике функционирования в Чувашской
Республике подобных структур присутствуют различные формы участия
общественности в принятии управленческих решений.
На этапе реализации программных действий в Чувашии
были выявлены, по крайней мере, три ключевые проблемы, сопровождающие введение
государственно-общественного управления в школьную действительность:
1. Отсутствие
точного понимания сути соуправления, непрописанность функций этих структур,
преобладание внешней мотивации их создания могут привести подобные
преобразования к формальности.
2. Отсутствие
у действующих и вновь создающихся управляющих советов функций и полномочий по
реальному соуправлению, подмена прав на управление обязанностями по
дополнительному ресурсному обеспечению образовательного учреждения.
3. Отсутствие
в практике деятельности администрации школы взаимосвязи между привлечением
дополнительных средств на нужды образовательного учреждения за счет средств родителей
или внешних спонсоров и обязательствами школы перед потребителями в отношении
качества образовательных услуг.
Существующий сегодня механизм
государственно-общественного управления зависит от активности общественных
институтов управления школой в решении вопросов стратегического развития
образовательных учреждений. Без участия общественности в системе образования не
может произойти смена ответственности перед начальством на ответственность
перед клиентом. Без участия общественности в управлении школой и развития государственно-общественного
взаимодействия решение одной из важнейших задач школы – формирование у учащихся
необходимой культуры для жизни в гражданском обществе – представляется невозможным.
Основными проектными
задачами, решение которых обеспечит расширение общественного участия в
управлении образованием в Чувашии, будут:
-
разграничение и
согласование полномочий между государственной и общественной составляющей.
Совершенствование нормативно-правовой базы участия общественности в управлении
образованием. Внесение изменений в Закон Чувашской Республики «Об образовании».
Нормативно-правовое обеспечение процедуры принятия стратегических решений
государственным и муниципальными органами управления образованием,
предусматривающее обязательное согласование проектов решений с представителями
общественности;
-
создание
инициативных точек для организации работы по созданию и сопровождению структур
соуправления;
-
распространение
опыта уже сложившихся моделей[1]
общественного участия в управлении образованием на разных уровнях. Подготовка
пакета методических рекомендаций «Развитие государственно-общественного управления
образованием в Чувашской Республике: сборник документов и аналитических материалов»;
-
формирование на
базе созданных структур общественного участия в управлении образованием
переговорных площадок различных групп потребителей образовательных услуг,
социальных групп, имеющих интересы к системе образования;
-
подготовка кадров
для работы в органах соуправления и создания центров сопровождения их деятельности;
-
развитие практики
совместной деятельности с общественными объединениями (совместные проекты).
Совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных
структур по руководству образовательными проектами;
-
общественный
аудит состояния школ. Создание нормативной правовой базы, организационных схем
для участия общественности в работе экспертной комиссии по лицензированию и
аккредитации образовательных учреждений, при проведении государственной
аттестации выпускников школ (выпускные экзамены в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе);
-
развитие форм
соуправления муниципальным образованием. Создание нормативной правовой базы для
участия местного сообщества в программировании
развития муниципального образования;
-
развитие сети
общественно-активных школ;
-
становление
сельских школ как образовательных, культурных и общественных центров села.
В
рамках проекта нами будут разработаны и апробированы форматы ежегодного аналитического отчета о
состоянии системы образования республики, муниципалитета, публичного отчета
школы. В экспериментальном порядке
совместно с органами статистики, контрольно-надзорными органами в области
финансов будет составлена структура публичного отчета школы, которая будет
включать наряду с экспертно-аналитической информацией о результатах содержательной
деятельности (самоанализ работы школы «На сколько хороша наша школа»»), отчет о ее финансово- экономической
деятельности, основанный на отчетах исполнения смет доходов и расходов,
позволяющий осуществлять выводы об эффективности использования бюджетных и внебюджетных
средств, в том числе и проводить камеральные
проверки.
Для финансового обеспечения реализации мероприятий по данному направлению
предполагается использовать средства республиканского, муниципальных бюджетов и
внебюджетные средства. Общая финансовая потребность на реализацию мероприятий
по расширению общественного участия в управлении образованием на 2007 - 2009
годы составит 2,81 млн. руб. (табл. 5.2). Указанные средства предусмотрены в
республиканских, муниципальных целевых программах, утвержденных Кабинетом
Министров Чувашской Республики и органами местного самоуправления.
Предполагаемые объемы и источники финансирования
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сумма, млн. руб. |
Источник финансирования, млн. руб. |
||
республиканский бюджет Чувашской Республики |
муниципальный бюджет |
внебюджетные источники |
|||
1. |
Реализация
мероприятий по подготовке общественных управляющих для системы образования |
0,36 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
2. |
Организация
системы общественного наблюдения (контроля) за проведением итоговой
аттестации выпускников 9 и 11 классов |
1,4 |
0,35 |
0,6 |
0,45 |
3. |
Организация
деятельности экспертных советов по приоритетным направлениям развития общего
среднего и дополнительного образования |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
4. |
Реализация
проекта по подготовке общественных аудиторов деятельности образовательных
учреждений |
0,45 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
5. |
Организация
работы общественной приёмной в рамках портала службы по надзору и контролю в
сфере образования |
0,2 |
0,2 |
|
|
|
ИТОГО |
2,81 |
|
|
|
Таблица 5.8
Мероприятие |
Сроки реализации |
Дальнейшее использование результатов |
Внесение изменений в Закон Чувашской Республики «Об образовании», в
Положение о Министерстве образования и молодёжной политики Чувашской Республики |
II квартал |
сформированная нормативно-правовая база участия общественности в
управлении образованием позволит массово развивать различные модели государственно-общественного
управления |
Нормативно-правовое
обеспечение процедуры принятия стратегических решений государственным и муниципальными
органами управления образованием, предусматривающее обязательное согласование
проектов решений с представителями общественности |
апрель - октябрь |
разработанный пакет нормативно-правовых, инструктивно-методических
документов по обязательному согласованию проектов решений государственных и
муниципальных органов с представителями общественности позволит в течение
реализации проекта создать на всех уровнях указанную систему |
Вовлечение
созданных в республике общественных объединений (Чувашский республиканский
союз попечителей образования, Совет руководителей образовательных учреждений,
Ассоциация учителей, управляющих и попечительских советов муниципалитетов и
школ и др.) в общественную экспертизу программ, организацию конкурсов,
присуждению премий, представлению грантов |
январь (в течение срока реализации) |
наработанный
опыт организации переговорных площадок для согласования интересов различных
внутренних профессиональных и внешних (в том числе общественных) групп будет
описан и распространен по всей республике. Будет создана система общественной
оценки результатов школы, педагогов, обучающихся |
Организация
системы общественного наблюдения (контроля) за проведением итоговой
аттестации выпускников 9 и 11 классов |
1 марта |
в
течение реализации проекта представители общественности будут участвовать в
100% пунктов, в которых проводятся экзамены на 9 и 11 классы. Это обеспечит
повышение прозрачности и объективности процедуры итоговой аттестации,
возрастание доверия и взаимной ответственности за результаты образования |
Реализация
мероприятий по подготовке общественных управляющих для системы образования |
январь декабрь |
в
рамках серии семинаров будут подготовлены общественные управляющие (не менее
400 человек) для школ, которые обеспечат качество работы управляющих советов
школ |
Реализация
мероприятий по разработке и утверждению формата ежегодного аналитического
отчета о состоянии системы образования республики, муниципалитета, публичного
отчета школы |
январь (в течение срока реализации проекта ежегодно) |
ежегодно
во всех школах будут разработаны и опубликованы ежегодные аналитические
отчеты – публичные отчеты, размещены на сайтах школ, муниципалитетов, направлены
родителям, имеющим доступ в Интернет |
Организационное
и методическое сопровождение введения в практику деятельности муниципальных
образовательных систем ежегодных публичных докладов |
с |
ежегодно
во всех муниципальных образованиях будут разработаны и опубликованы публичные
доклады, размещены на сайтах, что позволит развивать практику программно-целевого
управления и механизма согласования заказа разных групп потребителей |
Организация
деятельности экспертных советов по приоритетным направлениям развития общего
и дополнительного образования |
январь (в течение срока реализации проекта ежегодно) |
экспертные
советы будут решать вопросы координации деятельности общего и дополнительного
образования |
Реализация
проекта по подготовке общественных аудиторов деятельности образовательных
учреждений |
март |
будут
подготовлены общественные аудиторы |
Таблица 5.9
Наименование документа |
Краткое содержание документа (аннотация) |
Сроки |
|
разработки |
введения в действие |
||
Нормативные
правовые акты |
|||
Устав общественной организации «Чувашский республиканский союз
попечителей образования» |
определены цели, задачи, основные направления деятельности и другие
обязательные и возможные позиции |
разработан |
зарегистрирован |
Устав общественной организации «Совет директоров общеобразовательных
учреждений» |
определены цели, задачи, основные направления деятельности и другие
обязательные и возможные позиции |
разработан |
зарегистрирован |
Устав общественной организации «Ассоциация учителей Чувашии» |
определены цели, задачи, основные направления деятельности и другие
обязательные и возможные позиции |
разработан |
зарегистрирован |
Пакет изменений в Закон Чувашской Республики «Об образовании» |
определены законодательные основы участия общественности в управлении
образованием |
май |
октябрь |
Изменения в Положение о Министерстве образования и молодежной
политики Чувашской Республики |
определён порядок взаимодействия с Чувашским республиканским союзом
попечителей |
май |
октябрь |
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики
от 4 октября |
создание республиканских экспериментальных педагогических площадок по
апробации моделей школьных попечительских, управляющих и др. советов на базе
20 муниципальных общеобразовательных учреждений и моделей государственно-общественного
управления муниципальной системой образования на базе 4 муниципалитетов» |
разработан |
действует |
Положение о порядке проведения общественной экспертизы
республиканских целевых программ развития и крупных проектов по модернизации
системы образования и отдельных её компонентов |
определён порядок проведения общественной экспертизы республиканских
целевых программ развития и крупных проектов по модернизации системы
образования и отдельных её компонентов |
|
|
Положение об общественных наблюдателях процедуры проведения итоговой
аттестации выпускников 9 и 11 классов |
определены цели, принципы и алгоритм действий организации системы
общественного наблюдения за процедурой итоговой аттестации выпускников 9, 11
классов и информирования общества о процедуре и результатах |
март |
март |
Положение о публичном докладе директора образовательного учреждения,
руководителей муниципальных и региональной образовательных систем |
определены информационная основа, формат, алгоритм подготовки,
написания и презентации доклада, согласованы сроки и инвариантные показатели |
сентябрь |
октябрь |
Инструктивно-методические
документы |
|||
Общий алгоритм действий на муниципальном уровне и уровне учреждения
образования по разворачиванию деятельности органов общественного самоуправления |
описан общий алгоритм действий на муниципальном уровне и уровне
учреждения образования по разворачиванию деятельности органов общественного
самоуправления |
|
|
Методические рекомендации по внесению изменений и дополнений в уставы
образовательных учреждений при введении форм общественного участия в
управлении образовательным учреждением |
содержится перечень разделов устава, требующих изменения и рекомендуемый
вариант их редакции. Прописаны возможные варианты перераспределения функций
управления (определены сферы управленческих полномочий государственной и
общественной составляющей), регламентирован порядок принятия решений о
распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда
общеобразовательного учреждения |
|
|
Пакет методических рекомендаций «Развитие государственно-общественного
управления образованием в Чувашской Республике: сборник документов и
аналитических материалов» |
содержатся материалы по анализу проблемы расширения общественного
участия в управлении образованием в Чувашской Республике, описание основных
моделей на каждом из уровней управления, пакеты нормативно-правовых документов,
лежащих в основе наиболее удачных практик общественного участия в управлении |
составлен в ноябре |
|
Методические рекомендации по участию общественности в определении
требований к качеству итоговой государственной аттестации выпускников |
определён порядок участия общественности в процедурах оценки качества
выпускников |
1 марта |
1 марта |
Общий алгоритм действий на муниципальном уровне и уровне учреждения
образования по разворачиванию деятельности органов общественного самоуправления |
описан общий алгоритм действий на муниципальном уровне и уровне
учреждения образования по разворачиванию деятельности органов общественного
самоуправления |
|
|
[1] Под моделью государственно-общественного управления здесь и далее понимается соотношение форм общественного участия, взаимосвязь их прав и обязанностей, очередность появления и соподчинённость, а также нормативно-правовая основа их функционирования.