4. Развитие сети ОУ региона: обеспечение условий для получения

качественного общего образования независимо от места жительства

 

Задачи оптимальной организации образовательного пространства территории, повышения доступности и эффективности образования в условиях перехода на нормативно-бюджетное финансирование и сложившейся демографической ситуации становятся крайне актуальными. Именно поэтому анализ возможных путей, создание механизмов реструктуризации сети образовательных учреждений (ОУ) и последующая их апробация приобретают первостепенное значение для формирования региональной образовательной политики и эффективной ее реализации с учетом местных условий.

При реализации комплексного проекта предполагается достижение следующих показателей по данному направлению (табл. 4.1):

 

Таблица 4.1

Динамика достижения показателей

 

Наименование показателя

2006 г. факт

Обязательства, %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

4.1. Доля детей, обучающихся в ОУ, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса

40,2

51,4

76

80,2

4.2. Средняя наполняемость классов в ОУ, расположенных в городской местности, в пределах норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами

25

25

25

25

4.3. Средняя наполняемость классов в ОУ, расположенных в сельской местности, в пределах норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами

16

17

 

19

 

20

 

4.4. Создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами, для качественной реализации соответствующих программ по каждому предмету и эффективного использования образовательных ресурсов

73,8

77,9

78,0

78,5

 

В п. 4.1 табл. 4.1 учитывается отношение количества обучающихся (60,6 тыс.) в ОУ республики, удовлетворяющих всем условиям современных требований, к общему количеству обучающихся (143742). В целом в результате реализации комплексного проекта модернизации, мы планируем последовательно решить вопросы доступа в Интернет и улучшения материально-технической базы ОУ, что даст положительную динамику данного показателя за три года на 42,2%.

Как видно из п. 4.4 табл. 4.1, несмотря на значительное ежегодное уменьшение количества старшеклассников (2006 год – 26745 чел.; 2007 год – 25800 чел.; 2009 год - 21750 чел.), возможности выбора профиля у них увеличивается. Важно подчеркнуть, что, если бы реструктуризация сети школ в республике планомерно не проводилась (2003 год – 416 СОШ, 2006 год – 362 СОШ, 2009 год ~ 277 СОШ), значение данного показателя было бы существенно ниже (2009 год – 52) и ежегодно продолжало бы снижаться.

В качестве приложения приведены:

- письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Чувашской Республике от 15 февраля 2007 г. № 03-11/146;

- письмо Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике от 15 февраля 2007 г. № 04/1101.

 

4.5. Комплекс мероприятий по реализации данного направления

 

Анализ ситуации

 

Реструктуризация сети сельских школ — это отклик системы образования на социально-экономические и технологические изменения, происшедшие в XX веке.

Эти изменения предъявляют новые требования к системе образования. Она, с одной стороны, должна быть более рассредоточенной в географическом пространстве, с другой — интегрированной в информационные сетевые структуры. Это дает возможность выбора времени и места получения образования, а значит, изменяет роль учителя.

Социально-экономические особенности современного этапа развития России и Чувашии объективно требуют качественного совершенствования всей системы образования. На современном этапе социально-экономического развития общество предъявляет высокие требования к качеству образовательных услуг, а государство - к развитию человеческого потенциала. Это объяснимо, если учесть, что современный мир, включая и Чувашию, вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создаётся вне среды материального производства. Многократно увеличиваются значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий.

Именно эти требования и определяют суть государственной политики в области образования в Чувашской Республике, которая еще в 1998 году выбрала инновационный путь социально-экономического развития.

Главное конкурентное преимущество республики связано с развитием человеческого потенциала, в частности – с неуклонным повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Чувашии в средне- и долгосрочной перспективе.

Чувашская Республика относится к числу успешно развивающихся территорий и по темпам экономического роста в ПФО занимает ведущее место. Однако процессы, происходящие в экономике региона, отличаются не только высоким уровнем динамизма, но и неравномерностью. Поскольку республика в основном является аграрной, ее население испытывает трудности с устройством на работу, имеет низкий уровень социальной мобильности. Молодые люди мигрируют в крупные и малые города республики.

Ориентация значительного количества выпускников школ на получение ВПО и миграция населения создают диспропорции на рынке труда - при избытке специалистов с высшим образованием ежегодно увеличивается потребность экономики республики в квалифицированных рабочих кадрах. Например, если спрос на рабочих строительных специальностей VVI разрядов в 2 - 3 раза превышает предложение, то ситуация с выпускниками учреждений ВПО и СПО диаметрально противоположная. Завершившийся в 2005 году перевод учреждений НПО в ведение республики и планируемый на 2008 год перевод учреждений СПО создают определенную предпосылку для формирования в регионе единого образовательного комплекса и устранения дисбаланса в подготовке кадров.

В текущем 2006 - 2007 учебном году в 561 дневном общеобразовательном учреждении обучаются 143742 учащихся. По сравнению с 1996 годом наблюдается сокращение численности учащихся на 80779 чел. (36%), с 2001 годом - на 58953, или на 29,1% в республике (в сельской местности – на 27,2%). Число школ в 2006 году сократилось по сравнению с 2001 годом на 125 (18,2%). В настоящее время в 431 (76,8%) сельской школе обучаются 68046 учащихся, что составляет 47,3%. Начиная с 2001 года в республике активно осуществляется реструктуризация сети ОУ. За эти годы реструктуризировано 275 школ, в том числе в 2002 – 50, 2003 – 58, 2004 – 41, 2005 – 58, 2006 – 68 школ. Анализируя основные показатели оптимизации, можно с уверенностью сказать, что без реструктуризации в республике невозможно было бы удержать на стабильном уровне такие показатели, как наполняемость классов и соотношение ученик/учитель (табл. 4.2).

 

Таблица 4.2

Динамика показателей оптимизации

 

Показатели

(в среднем по республике)

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Численность учащихся, тыс. чел.

202,5

190,6

178,5

165,7

154,5

143,7

Число учащихся на одного учителя

11

11

10

10

10

10

Средняя наполняемость классов

20,4

20,2

19,9

19,9

19,9

19,9

 

Эти показатели в настоящее время выше, чем в Приволжском федеральном округе (табл. 4.3).

В то же время современная система общего образования республики находится под влиянием демографического спада (рис.4.1). Анализ демографического прогноза численности детей в возрасте от 0 до 17 лет приводит к необходимости продолжения процессов оптимизации сети ОУ. С учетом дальнейших изменений в демографической динамике увеличение приема в 1-е классы и стабилизация темпа снижения численности учащихся предвидятся только в 2008/09 учебном году.

 

Таблица 4.3

Сравнительный анализ показателей оптимизации

 

Показатель

Чувашия

ПФО

Охват основным общим образованием, %

99,4

94,5

Средний размер школы, чел.

256,2

226,9

Наполняемость классов, чел.

19,8

16,4

Число учеников на одного учителя

11,0

10,6

Число учеников на один компьютер

26,0

34,7

 

Рис. 4.1. Динамика численности учащихся

 

В результате планомерной оптимизации сети школ в республике созданы 138 базовых школ, 51 ресурсный центр с современной учебно-материальной базой, реализуются разные модели общеобразовательных учреждений, такие как социокультурный образовательный комплекс (31), школа - детский сад (29), школы возрастных ступеней обучения (16).

Все это создало оптимальные условия для введения профильного обучения, что стало одним из важнейших направлений обновления школьного образования.

В республике наработан хороший опыт организации углубленного изучения отдельных предметов и дифференциации содержания обучения старшеклассников. В 14 гимназиях, 11 лицеях, 75 школах с углубленным изучением отдельных предметов и профильных классах и группах 102 школ по программам профильного обучения занимается 66,4% (в 2006 году – 51%) школьников. Результаты работы таких школ неизменно выше, а ученики на ЕГЭ показывают результаты, не сравнимые с обычными школами. В то же время в этих школах остро стоит вопрос перегрузки школьников, проблема сохранения их здоровья. Для нормализации учебной нагрузки вводится изучение предметов на базовом и профильном уровнях, учащимся предоставляется возможность выбора для изучения тех учебных дисциплин, которые в наибольшей степени соответствуют их индивидуальным интересам и потребностям.

В модернизации общего образования актуальным становится ориентир на распространение предоставления возможности выбора индивидуальных образовательных траекторий и экстерната.

Таким образом, обеспечение доступности качественного школьного образованию осуществляется через проведение реструктуризации, реализацию муниципальных программ сетевого взаимодействия ОУ, введение предпрофильного и профильного обучения, разработку и введение индивидуальных программ и графиков обучения с учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся и пр.

С учетом местных условий в каждом районе и городе Чувашии реализуется свой вариант оптимизации сети ОУ на основе различных моделей. Основными функционирующими моделями реструктуризации сети ОУ являются: кустовые базовые школы с организацией подвоза детей; базовые школы - ресурсные центры с организацией подвоза детей; социокультурные комплексы; модели школа - детский сад; школа ступеней обучения.

Участие школ республики в крупном международном проекте «Реформа системы образования» позволило создать на территории республики сеть ресурсных центров (в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2004 г. № 451-р утвержден перечень базовых средних школ Чувашской Республики, а также определен перечень 51 ресурсного центра), которые оснащены всем необходимым и принимают непосредственное участие в формировании современной образовательной среды. Системные изменения в образовании Чувашии оцениваются с точки зрения того, насколько эффективны вложения средств в образование с социальной, педагогической и экономической точек зрения. Курс на концентрацию ресурсов в центрах и организация сетевого взаимодействия позволяют во много раз повысить эффективность используемого оборудования.

Все эти меры привели к положительным результатам, о чем свидетельствует рост количества побед чувашских школьников на всероссийских и международных олимпиадах, причем зачастую – это дети учащиеся базовых школ – ресурсных центров. Например, среди учреждений общего образования, выигравших гранты Президента Российской Федерации (1 млн. руб.) и Президента Чувашской Республики (200 тыс. руб.) 82% составляют именно базовые школы. Необходимо подчеркнуть, сто реализация президентских программ «Школьный автобус» и «Дорога к школе» позволили значительно увеличить доступность качественных образовательных услуг, независимо от места жительства.

В целом, анализируя деятельность всех уровней власти можно констатировать, что созданы все условия для дальнейшей комплексной модернизации республиканской системы образования: накоплен кадровый инновационный потенциал, отработаны механизмы стратегического планирования и управления на региональном и муниципальном уровнях, улучшилась материальная и кадровая база, накоплен ряд разработок нормативного и методического характера, управление образованием все более приобретает государственно-общественный характер.

 

Финансово-экономическое обоснование

 

Для финансового обеспечения реализации мероприятий в рамках реализации комплексного проекта предполагается использовать средства республиканского, муниципальных бюджетов, привлеченные внебюджетные средства (инвестиции, грантовые средства и пр.), в том числе из республиканской адресной инвестиционной программы (табл. 4.4).

Общая финансовая потребность на реализацию мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений республики в рамках комплексного проекта на 2007 - 2009 годы составляет 1938,7 млн. руб.

Средства, выделяемые из республиканского и муниципальных бюджетов на строительство школ в 2007 году, предусмотрены республиканской адресной инвестиционной программой. На ремонт и приобретение учебного оборудования средства на 2007 год предусмотрены Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год».

На 2008-2009 годы выделение средств из республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотрены Комплексной программой экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003 - 2010 годы, утвержденной Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 39.

Средства, выделяемые из муниципальных бюджетов, предусмотрены в бюджетах муниципальных районов и городских округов в соответствии с муниципальными программами развития.

Объем финансирования на реализацию мероприятий по оптимизации сети ОУ в рамках комплексного проекта определяется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.

Основной риск реализации комплексного проекта вызван противоречием между отсутствием достаточного объема средств и преобладанием бюджетного финансирования в его реализации. С одной стороны, отсутствие достаточного бюджетного финансирования проекта не обеспечит базовых условий для организации и проведения конкурсов на разработку, апробацию и осуществление предусмотренных проектом инновационных моделей, их экспертную оценку и научное сопровождение. С другой стороны, отсутствие или недостаточный объем привлеченных внебюджетных средств (инвестиций, грантов, благотворительной помощи и др.) приведет к тому, что стратегическая цель, поставленная проектом, не будет полностью и в срок достигнута, влияние гражданского общества, работодателей и иных структур на систему образования и результаты ее развития окажутся декларативными.

В целом в процессе реализации различных программ оптимизации сети ОУ необходимо более тщательно учитываться и сопоставляться социальные, педагогические, экономические и иные проблемы.

В качестве эффектов проекта можно ожидать, что за 3 года реализации комплексного проекта сеть ОУ будет оптимизирована с учетом демографических условий и региональной стратегии модернизации образования, будет решен вопрос полного удовлетворения транспортной доступности, получат развитие различные модели базовых школ, будут созданы необходимые организационные, научно-методические, кадровые и иные условия для развития профильного обучения, увеличится доля детей, занятая в сфере дополнительного образования. Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения и пр. Будет создан ряд нормативных документов для внесения предложений по изменению федерального и регионального законодательства.

 


Таблица 4.4

Предполагаемые объемы и источники финансирования

 

п/п

Наименование мероприятия

Сумма, млн. руб.

Источники финансирования, млн. руб.

бюджет

Чувашской Республики

муниципальный бюджет

внебюджетные источники

1. Проведение оптимизации сети ОУ. Развитие форм различных моделей базовых школ

1.

Реализация целевых республиканских, муниципальных программ по оптимизации сети ОУ и развитию вариативных моделей базовых школ

1,3

0,3

1,0

-

2.

Обучение специалистов, управленцев системы образования

0,2

0,1

0,1

-

3.

Разработка и тиражирование нормативно-правовых, методических документов, их диссеминация

0,3

0,1

0,1

0,1

2. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей

1

Реализация целевых республиканских, муниципальных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей

42,0

6,0

30,0

6,0

2

Обучение специалистов, управленцев системы образования

0,2

0,1

0,1

-

3

Разработка и тиражирование нормативно-правовых, методических документов, их диссеминация

0,2

0,1

0,1

-

3. Улучшение материально-технической базы ОУ

1

Строительство и ввод в эксплуатацию 10 новых объектов образования, в том числе быстровозводимых модульных школ из современных материалов

782,0

702,0

80,0

-

2

Оснащение школ-участников комплексного проекта необходимым учебным оборудованием, материальными ресурсами, комплектами современных учебных и методических пособий в соответствии с рекомендациями МОН РФ

568,3

319,2

174,1

75,0

3

Ремонт учебных помещений школ-участников комплексного проекта, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм (в т.ч. водоснабжение, пожарные и охранные сигнализации, улучшение теплового режима)

186,0

21,0

120,0

45,0

4

Реализация республиканской и муниципальных программ «Школьный автобус» для решения вопросов обеспечения пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью ОУ, в том числе для организации профильного обучения

133,0

33,0

100,0

-

5.

Реализация республиканской и муниципальных программ «Дорога к школе» для решения вопросов обеспечения пространственной доступности

154,0

-

154,0

-

4. Развитие информатизации образования

1

 

Реализация целевых республиканских, муниципальных программ, направленных на развитие информатизации образования

48,0

24,3

22,3

1,4

2

Внедрение системы межмуниципальных методических центров для поддержки информатизации общего образования

16,3

15,3

0,5

0,5

3

Реализация проектов и грантов педагогических работников, управленцев и специалистов системы образования (программы обучения «Интел», IT-технологии и пр.)

0,9

-

-

0,9

5. Реализация мероприятий по развитию профилизации обучения

1

 

Реализация целевых республиканских, муниципальных программ по введению предпрофильной подготовки профильного обучения

5,3

5,0

0,1

0,2

2

Обучение специалистов, управленцев системы образования

0,4

0,2

0,2

-

3

Разработка и тиражирование нормативно-правовых, методических документов, их диссеминация

0,3

0,1

0,1

0,1

 

ИТОГО

1938,7

1126,8

682,7

129,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.5

Перечень нормативных правовых и методических документов

 

Наименование

Документа

Краткое содержание документа

(аннотация)

Сроки

разработки

введения

в действие

Нормативные правовые акты (имеющиеся)

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2002 г. № 121 «Об организации специальных (школьных) перевозок учащихся ОУ, расположенных на территории Чувашской Республики»

Положение разработано в соответствии с законами Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании", Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами и пр. Положение содержит порядок доставки учащихся ОУ на учебные занятия школьным автобусом

2002 г.

август

2002 г.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2003 г. № 137 «О республиканской программе реструктуризации сети ОУ в Чувашской Республике на 2003 - 2005 годы»

Программа разработана в целях развития образования в республике, обновления его содержания, ресурсного и кадрового обеспечения. Направлена на формирование новой сети ОУ, преимущественно в сельской местности в условиях решения задач модернизации образования в республике.

2003 г.

июнь

2003 г.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2005 г. № 168 «О республиканской целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы»

Основной целью программы является решение задач по развитию единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике, обеспечению доступа обучающихся и преподавателей к высококачественным локальным и сетевым образовательным ресурсам. Программа содержит описание программных мероприятий и их ресурсного обеспечения

июль

2005 г.

июль

2005 г.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 июня 2005 г. № 144 «О Республиканской целевой программе развития образования на 2006–2010 годы

Программа подготовлена и реализуется в целях обеспечения современного качества образования. Задачами программы являются: развитие инновационной образовательной инфраструктуры, формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования и пр.

2005 г.

июнь

2005 г.

Распоряжение главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 6 июня 2004 г.
№ 106 о
Программе сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми ОУ Моргаушского района Чувашской Республики на 2004-07 годы

Программа предназначена для обеспечения управляемого перевода муниципальной системы образования в новое состояние, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка. Задачи Программы направлены на достижение нового качества образования, создание ассоциаций ОУ в учебных округах, организацию сетевого взаимодействия ОУ, реализацию принципа нормативно-бюджетного финансирования ОУ

2004 г.

июнь

2004 г.

Распоряжение главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. № 98 о Юськасинском муниципальном образовательно-культурном комплексе Моргаушского района Чувашской Республики

Положение регулирует деятельность общеобразовательного учреждения как муниципального образовательно-культурного комплекса. В рамках реализации данной модели, происходит объединение ресурсов различных ведомств социальной сферы, сосредоточенных в конкретном населенном пункте. В Положении прописаны порядок взаимодействия структур различных ведомств, финансирование

2003 г.

апрель

2003 г.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 6 октября 2003 г. № 532 «Положение об учебном округе Чувашской Республики»

В Положении определены методические, нормативные и технологические цели и задачи учебного округа. Приведено описание функционирования учебного округа, определен порядок взаимоотношений с муниципальными образованиями и образовательными учреждениями

2003 г.

октябрь

2003 г.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 17 февраля 2005 г. № 02-503 «Положение о ресурсном центре (в области общего среднего образования)»

Положение описывает цели, задачи и функционирование ресурсного центра в области общего среднего образования. Определяет порядок взаимоотношений ресурсного центра с базовыми школами. В Положении прописан механизм их сетевого взаимодействия.

2005 г.

февраль

2005 г.

Нормативные правовые акты (планируемые)

Распоряжения глав муниципалитетов о «Муниципальной программе реструктуризации сети общеобразовательных учреждений на 2007 - 2009 годы»

Программа реструктуризации будет принята в каждом муниципалитете и направлена на формирование новой сети ОУ на основе анализа демографических процессов, имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов.

апрель - июнь

2007 г.

август

2007 г.

Распоряжения глав муниципалитетов о «Муниципальной программе сетевого взаимодействия образовательных учреждений»

Программа будет принята в каждом муниципалитете. Программа будет содержать анализ развития системы образования, подробное описание программных мероприятий и ее ресурсное обеспечение

август - сентябрь

2007 г.

январь

2008 г.

Распоряжения глав муниципалитетов о внедрении «Образовательных ваучеров»

Положение определяет механизм обеспечения равноправия, признания и конвертируемости базовых и дополнительных образовательных программ.

декабрь

2007 г.

январь

2008 г.

Инструктивно-методические документы (имеющиеся)

Информационный доклад о состоянии системы образования Чувашской Республики в 2004/05 учебном году. Чебоксары: ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 2005. 40 с.

Задача доклада – рассказать общественности и органам государственной власти о состоянии системы образования и результатах реализации образовательной политики на территории Чувашской Республики. В региональном докладе характеризуются ресурсы системы образования, эффективность их использования, анализируется кадровое обеспечение, акцентируется внимание на социальной функции образования

2005 г.

2005 г.

Доступность качественного общего и начального профессионального образования в Чувашской Республике (результаты социологического исследования, 2005 г.). Чебоксары: ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 2005. 60 с.

Данный сборник, предназначенный для специалистов системы управления образованием и заинтересованной общественности, содержит анализ опроса учащихся 9 и 11 классов, их родителей по проблемам доступности качественного общего образования в республике, результаты интервью с руководителями и учителями школ, преподавателями вузов и родителями учащихся

 

2005 г.

2005 г.

Реструктуризация сети учреждений общего образования. Приложение № 2 к журналу «Вестник образования», 2006. 77. 96 с.

Содержит описанию опыта Чувашской Республики по реализации на территории республики программы реструктуризации. Описывает опыт сетевого взаимодействия ОУ, типовых моделей базовых школ. Приведен ряд нормативных документов

2005 - 2006 г.

2006 г.

Инструктивно-методические документы (планируемые)

Методическое пособие. Описание опыта сетевого взаимодействия ОУ муниципалитета, в том числе разработка нормативной базы

Описывает лучшую практику организации сетевого взаимодействия ОУ муниципалитета. Пособие содержит примеры типовых договоров для реализации профильного обучения; механизм передачи части норматива на обучение одного школьника по профильной дисциплине в профильную школу, опыт формирования индивидуальных траекторий обучения учащихся

2008 г.

2008 г.

Разработка нормативного и методического пакета документов, регламентирующего деятельность автономного учреждения

Пакет документов описывает цели, задачи и функционирование автономного учреждения. Содержит описание опыта его функционирования, риски и рекомендации по возможному их преодолению

2008 г.

2008 г.


Мероприятия по улучшению условий образовательного процесса

и материально-технической базы образовательных учреждений

 

Несмотря на многолетнюю работу по модернизации системы образования, накопленный опыт, ряд существенных наработок в системе общего образования, в республике имеются проблемы, требующие дополнительного обсуждения, мониторинга и решения опираясь на грамотные управленческие решения.

1 группа. Проблемы, связанные с демографическим спадом и неравномерностью расселения населения на территории республики:

- в сельской местности наблюдается несоответствие удельного веса школ количеству учащихся в них: доля сельских школ составляет 75% всех ОУ, в то время как учится в них только 47% школьников республики;

- в процессе реструктуризации сети ОУ и реализации определенной модели базовой школы приходится не только принимать решения об изменении юридического статуса школ, но и менять образовательный процесс;

- недостаточно отработаны схемы взаимодействия ОУ для организации эффективного сетевого взаимодействия вследствие недостаточной материально-технической оснащенности, мобильности и недостаточной подготовки кадровых ресурсов, способных работать в новых современных условиях.

 

Таблица 4.6

Динамика сети общеобразовательных учреждений

 

Число школ в республике

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего

561

536

510

489

СОШ

362

331

316

277

ООШ

140

142

115

127

Начальные школы

42

48

66

73

ОУ для детей с отклонениями в развитии и учебно-воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением

17

15

13

12

 

При реализации комплексного проекта в республике будет продолжена реструктуризация. В 2007 году будет реструктурировано 66 школ, в 2008 году – 60 школ, в 2009 году – 39 школ.

Таким образом, за годы проектной деятельности в результате оптимизации будет реструктурировано 165 школ, из которых будут закрыты 67 (табл. 4.6). Реструктуризация активно идет, прежде всего, в сельских районах, но этот процесс активизируется и в городской местности.

Изменение сети городских школ будет выглядеть следующим образом: к 2009 году их количество уменьшится на 13, из них школами ступеней обучения будут 9 начальных школ, 29 основных и 10 школ старшей ступени обучения (табл. 6).

В Чувашской Республике 21 административный сельский район, 1723 сельских населенных пункта. 225 школьных автобусов ежедневно перевозят более 10 тысяч учащихся.

 

Таблица 4.7

Динамика городских школ ступеней обучения

 

Показатель

Всего школ

2007 г. (факт)

2009 г. (прогноз)

Количество школ/наполняемость школ

108/700

95/725

Типы возрастных школ:

 

 

Начальная ступень

2

9

Начальная и основная ступень

4

12

Старшая ступень

2

10

Средняя (1 - 11 классы)

100

64

 

Для выявления и измерения пространственной доступности (унифицированная методика ГУ Высшая школа экономики) была проанализирована ситуация, связанная с подвозом детей на мезо- и микроуровнях (т.е. от уровня небольшой сети школ до уровня отдельных населенных пунктов, входящих в зону обслуживания ОУ). Этот анализ позволил решить две основные задачи:

1.      Оценка доступности (на всех уровнях) на определенный момент времени с возможностью сравнения результатов, полученных на разных территориях.

2.      Системная оценка сложившихся показателей доступности, которая дает возможность выработки конкретных рекомендаций по улучшению транспортной доступности образования на данной территории.

Один из важных моментов, который учитывался при этом, это способ передвижения, характеризующийся разной скоростью и разными затратами (финансовыми и физическими) на достижение цели (табл. 4.8).

 

Таблица 4.8

Анализ способов передвижения учащихся в Чувашии

 

Число учащихся

в сельских населенных пунктах

Способы передвижения, %

пешком (не требуется перевозка)

на школьном автобусе

на регулярных «попутках»

на рейсовом автобусе

68046

55,3

14,7

5,0

25,0

 

Проведенный совместно с учеными Высшей школы экономики системный анализ позволил определить, что основными типами ОУ по широте и сложности ареала обслуживания являются ОУ с узким и средним ареалами обслуживания.

За 3 года реализации комплексного проекта необходимо:

- улучшить транспортную доступность ученикам из 14,7% населенных пунктов и организовать подвоз для примерно 2,8 тысяч учащихся;

- увеличить число школьных автобусов ориентировочно на 70 - 80 единиц.

2 группа. Проблемы, связанные с ухудшением здоровья детей.

В современных условиях проблемы здоровья школьников, как и населения в целом, являются особенно актуальными как для России в целом, так и для Чувашской Республики.

В республике активно проводится работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Во всех школах введен третий урок физкультуры, создана система обеспечения двигательной активностью школьников не менее 6 часов в неделю. 83,8% школ имеют спортивные залы. Началось массовое строительство физкультурно-спортивных комплексов (на сегодняшний день их 5, в 2007 г. будет введено еще 5) и к 2010 году предполагается, что они будут функционировать во всех районах и городах республики.

При реализации комплексного проекта предполагается осуществление следующих мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей:

- массовое обучение педагогических и руководящих работников здоровьесберегающим технологиям;

- интеграция деятельности ОУ и учреждений здравоохранения (офисов семейного врача) при реализации типовой модели социокультурного образовательного комплекса;

- реализация республиканского проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Чувашской Республики», отработка механизма вступления ОУ – участников комплексного проекта в Европейскую сеть школ, содействующих здоровью;

- организация и реализация республиканского эксперимента «Интеграция программ общего и дополнительного образования по физкультуре» и т.д.

3 группа. Проблемы, связанные с ресурсным обеспечением ОУ.

На здоровье ученика влияют условия образовательного процесса. За последние годы в республике активно идет процесс строительства новых современных зданий школ, отвечающих всем требованиям санитарных норм и правил. За 2000-2006 годы введено в эксплуатацию 40 современных объектов образования. Однако, несмотря на высокие темпы ресурсного обеспечения в республике, еще существуют проблемы:

- низка оснащенность учреждений образования средствами предупреждения пожаров и пожаротушения, оборудованием для столовых и пр.;

- не всегда состояние учебных помещений соответствует санитарным правилам и нормам;

- требует коренного обновления морально устаревшее учебное и лабораторное оборудование.

Для решения этих проблем в рамках комплексной модернизации региональной системы образования предполагается:

- строительство и ввод в эксплуатацию 10 новых объектов образования, в том числе быстровозводимых модульных школ из современных материалов;

- оснащение ОУ необходимым учебным оборудованием, материальными ресурсами, комплектами современных учебных и методических пособий;

- создание единой диспетчерской сети для сопровождения школьных автобусов и т.п.                                                                                                                                 

4 группа. Проблемы, связанные с развитием информатизации образования.

В Чувашской Республике активно идет процесс информатизации образования. Показатель оснащенности школ современной техникой увеличился по сравнению с 2001 годом в 9 раз. К 2006 году в республике на один компьютер приходится 26 учащихся (по городу - 40, по селу - 22 ученика), 69% школ подключено к высокоскоростной сети Интернет. Существующие проблемы касаются не столько обновления материальной базы, сколько эффективного ее использования:

1) информатизация образования зачастую воспринимается как увеличение числа компьютерной техники и не всегда понимается как обновление содержания, методов и организационных форм обучения;

2) интенсивный поток информатизации образования не всегда сопровождается своевременной подготовкой кадров, существует проблема неэффективного использования компьютерного оборудования и сопутствующих учебных материалов.

В рамках реализации проекта образования предполагается:

- реорганизация методической службы и создание муниципальных межшкольных центров (ММЦ) для поддержки информатизации общего образования (ММЦ будут созданы в 100% муниципалитетах);

- внедрение элементов дистанционного обучения в 100%;

- муниципалитетов республики с использованием сети Интернет и лучшего кадрового ресурса муниципалитета.

5 группа. Проблемы, связанные с развитием профильной школы.

Профильное обучение должно предоставлять возможность заниматься любому ребенку по выбранному профилю. Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с профильным обучением. Первая – необходимость учета не только желания ребенка, но и его способности и возможности. Вторая – это неравенство в доступе к профильному обучению в сельской местности.

В рамках комплексного проекта образования планируется реализация мероприятий по развитию профильной школы:

- профилизация старшей ступени:

1) развитие 21 сельской многопрофильной школы старшей ступени с организацией подвоза детей;

2) развитие 10 многопрофильных и 5 однопрофильных городских школ старшей ступени, ориентируясь на пешеходную доступность.

- реализация республиканской программы по интеграции ОУ с учреждениями дополнительного и профессионального образования всех уровней.


Таблица 4.9

План-график мероприятий по развитию сети ОУ Чувашской Республики

 

Мероприятие

Сроки

реализации

Дальнейшее использование

результатов

1. Проведение оптимизации сети ОУ. Развитие форм различных моделей базовых школ

1.1. Разработка и реализация муниципальных программ реструктуризации сети ОУ

2007 – 2008 гг.

Программы будут реализованы, материалы будут использованы при стратегическом планировании оптимизации

1.1.1. Мониторинговое исследование последствий реструктуризации в Чувашской Республике

2008 г.

Полученные в результате мониторинга материалы будут использованы для подготовки аналитической справки, последующего распространении результатов и послужат материалом для принятия более взвешенных и грамотных управленческих решений

1.1.2. Семинар «Реализация муниципальных программ реструктуризации»

апрель

2008 г.

Будет обучено не менее 90 представителей системы образования. Будут разработаны рекомендации по адаптации и широкому распространению опыта реализации муниципальных программ реструктуризации

1.2. Разработка и реализация муниципальных программ сетевого взаимодействия учреждений и организаций

2007 – 2008 гг.

Программы будут реализованы, материалы будут использованы при стратегическом планировании сетевого взаимодействия и развития различных форм интеграции

1.3. Развитие вариативных моделей базовых школ

2007 – 2009 гг.

Опыт, накопленный в ходе отработки моделей, будет использован в процессе проектирования региональных сетей, включающий в себя: нормативно-правовую базу деятельности ОУ; организационно-управленческие аспекты деятельности ОУ; психолого-педагогические особенности организации образовательного процесса

1.3.1. Обобщение опыта реализации и развитие модели социокультурный образовательный комплекс, включая совершенствование нормативно-правовой базы

2007 – 2009 гг.

Опыт, накопленный в ходе отработки данной модели, будет использован в процессе проектирования региональных сетей. В последующем материалы будут использованы с целью распространения позитивного опыта

1.3.2. Обобщение опыта реализации и развитие модели школа-детский сад, включая совершенствование нормативно-правовой базы

2007 – 2009 гг.

Опыт, накопленный в ходе отработки данной модели, будет использован в процессе проектирования региональных сетей. В последующем материалы будут использованы с целью распространения позитивного опыта

1.3.3. Обобщение опыта реализации и развитие модели школа полного дня, включая совершенствование нормативно-правовой базы

2008 – 2009 гг.

Опыт, накопленный в ходе отработки данной модели, будет использован в процессе проектирования региональных сетей. В последующем материалы будут использованы с целью распространения позитивного опыта

1.3.4. Обобщение опыта реализации и развитие моделей «Многопрофильная сельская школа с элементами дистанционного обучения», «Многопрофильная городская школа»

2007 – 2009 гг.

Опыт, будет использован в процессе проектирования региональных сетей. В последующем презентация апробированной модели будет использована с целью распространения позитивного опыта

1.3.5. Серия семинаров «Обобщение опыта функционирования типовых моделей базовых школ»

февраль 2008 г. –

февраль 2009 г.

Будет обучено не менее 60 представителей системы образования. В рамках семинаров будут разработаны рекомендации по адаптации и широкому распространению функционирования типовых моделей базовых школ

1.3.6. Конференция «Реализация вариативных моделей базовых школ»

ноябрь

2009 г.

Будет обучено не менее 50 представителей системы образования принципам реализации вариативных моделей базовых школ

1.4. Отработка на муниципальном уровне механизма обеспечения равноправия, признания и конвертируемости базовых и дополнительных образовательных программ.

2008 г.

Положительный опыт механизмов взаимозачетов будет описан и распространен повсеместно

1.4.1. Отработка механизмов взаимозачетов через внедрение системы «образовательных ваучеров» в трех пилотных муниципалитетах

2008 г.

Отработанный механизм будет оформлен и распространен в другие муниципалитеты

1.5. Развитие национальных школ в целях интеграции в российское и мировое образовательное пространство

2007 - 2009 гг.

Развитие национальных школ позволит отработать механизм сохранения регионального компонента при реализации программ обучения

1.5.1. Разработка и внедрение современных методических материалов и электронных пособий по чувашскому языку

2008 - 2009 гг.

Школы оснащены необходимыми современными методическими материалами и электронными пособиями по чувашскому языку, что позволит сохранить национальные традиции и повысить эффективность преподавания чувашского языка и в других регионах – местах компактного проживания чувашской диаспоры

1.6 Развитие формы обучения «экстернат» в городских ОУ

2008 – 2009 гг.

Отработанный механизм получит дальнейшее повсеместное развитие

2. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей

2.1. Реализация республиканского проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Чувашской Республики»

2008 г.

В республике в 100% муниципалитетов будут созданы школы содействия здоровью, в последующем все школы – участники проекта войдут в Европейскую сеть школ, содействующих здоровью

2.2. Отработка механизма интеграции деятельности ОУ и учреждений здравоохранения (офисов семейного врача) в 15 социокультурных образовательного комплексах

2008 г.

Опыт интеграции будет оформлен в виде презентационного материала и распространен повсеместно

2.3. Реализация республиканского эксперимента «Интеграция программ общего и дополнительного образования по физкультуре»

сентябрь 2007 г. -

май 2008 г.

В результате реализации программы будет подготовлен пакет методических и нормативных материалов, положительный опыт будет распространен повсеместно

2.1.1. Семинар «Реализация приоритетных нацпроектов «Образование» и «Здравоохранение», их влияние на развитие системы образования в республике»

декабрь

2008 г.

Представители ОУ, медицинские и физкультурные работники обсудят реализацию приоритетных нацпроектов «Образование» и «Здравоохранение», с целью выработки мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи

2.4. Разработка и реализация образовательных проектов по созданию в республике сети адаптивных школ

2008 г.

Создание и реализация данной программы позволит создать сеть школ, для интеграции детей с ограниченными возможностями в обычные ОУ. В дальнейшем предполагается обеспечить эти школы реабилитационным и вспомогательным оборудованием.

3. Улучшение материально-технической базы ОУ

3.1. Строительство и ввод в эксплуатацию 10 новых объектов образования, в том числе быстровозводимых модульных школ из современных материалов

2007 – 2009 гг.

Будет построено и введено в эксплуатацию 10 новых объектов образования, что позволит обновить сеть образовательных учреждений республики и позволит более эффективно реализовывать базовые и профильные программы

3.2. Оснащение школ - участников РКП необходимым учебным оборудованием, материальными ресурсами, комплектами современных учебных и методических пособий в соответствии с рекомендациями МОН РФ

2007 – 2009 гг.

Школы - участники комплексного проекта оснащены необходимым учебным оборудованием, материальными ресурсами, что позволит боле эффективно реализовывать базовые и профильные программы

3.3. Ремонт учебных помещений школ - участников комплексного проекта в соответствии с требованиями санитарных правил и норм (в том числе водоснабжение, пожарные и охранные сигнализации, улучшение теплового режима)

2007 – 2009 гг.

Учебные помещения школ - участников комплексного проекта приведены (отремонтированы) к требованиям санитарных норм и правил, что позволит более эффективно реализовывать базовые и профильные программы

3.4. Закупка школьных автобусов и решение вопросов обеспечения пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью ОУ. Реализация республиканской программы «Создание единой диспетчерской сети для сопровождения школьных автобусов» в 50% муниципалитетов Чувашской Республики

2007 - 2009 гг.

Школы - участники комплексного проекта оснащены транспортом, что позволит боле эффективно реализовывать базовые и профильные программы. Система диспетчерского сопровождения школьных автобусов повысит безопасность перевозок учащихся

4. Развитие информатизации образования

4.1. Создание регионального и муниципальных банков образования и информационных ресурсов

2008 - 2009 гг.

Банк данных будет использоваться всеми заинтересованными структурами, в том числе социумом

4.2. Создание муниципальных межшкольных центров, содействующих развитию информатизации образования в 100% муниципалитетов республики

2008 г.

В 100% муниципалитетов республики будут созданы муниципальные межшкольные центры, содействующие развитию информатизации образования.

4.3. Организация «дистанционных» уроков в 100% муниципалитетов республики с использованием сети Интернет и лучшего кадрового ресурса республики, муниципалитета, в том числе учителей – победителей ПНПО

2008 - 2009 гг.

В 100% муниципалитетов республики будут проводится «дистанционные» уроки

4.3.1. Серия обучающих семинаров по созданию и развитию школьной Интернет-сети, дистанционного обучения

2007 - 2008 гг.

Будет обучено не менее 60 специалистов. В дальнейшем в республике будут созданы условия для создания и развития школьной Интернет-сети, дистанционного обучения

5. Реализация мероприятий по развитию профильной школы

5.1. Разработка и реализация республиканской программы по интеграции общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного и профессионального образования всех уровней

2008 - 2009 гг.

Совместно с работодателями разработаны республиканская программа и стратегический план по развитию социальных партнерств, который в дальнейшем будет использован для интеграции ОУ с учреждениями дополнительного, высшего профессионального образования, СПО и НПО

5.1.1. Разработка нормативно-правовой базы и методических материалов по интеграции ОУ с учреждениями дополнительного и профессионального образования всех уровней

2009 г.

Разработанные документы будут использованы для дальнейшего распространения лучших практик и внесения предложений по изменению регионального и федерального законодательства

5.1.2 Конференция с привлечением работодателей по обсуждению форм интеграции ОУ с учреждениями дополнительного и профессионального образования всех уровней

апрель

2008 г.

Целевые группы получат сведения о развитии системы образования республики и создания условий для становления региональной системы образования как ресурса социально-экономического развития Чувашии

5.2. Профилизация старшей ступени:

- развитие 21 сельской многопрофильной школы с организацией подвоза детей;

- развитие 10 многопрофильных и 5 однопрофильных городских школ

2008 – 2009 гг.

Будут созданы 21 сельская многопрофильная школа с организацией подвоза детей, 10 городских многопрофильных и 5 однопрофильных городских школ, что позволит обновить сеть ОУ и позволит более эффективно реализовывать базовые и профильные программы