2. Описание реализации Чувашской Республикой направления «Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)»

 

Таблица 2.1

Показатели, характеризующие получение общеобразовательными учреждениями бюджетных средств на реализацию государственного

стандарта общего образования на основе НПФ

 

Наименование показателя

Обязательства,%

2006 г. факт

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2.1. Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в субъекте РФ

100

100

100

100

2.2. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа общеобразовательных учреждений*

41,5

46,5

80

100

2.3. Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно от общего числа общеобразовательных учреждений

61

70

90

100

2.4. Относительное (в% к 2006 году) повышение величины нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных

 

 

 

 

в городской местности

0

18,0

50,9

81,4

в сельской местности

0

14,6

36,0

53,0

2.5. Доля учебных расходов в нормативе подушевого финансирования общеобразовательных учреждений

4,9

6,2

8,0

10,0

* Учтены государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, получающие бюджетные средства на реализацию государственного стандарта общего образования на основе НПФ с коэффициентом, равным 1,0.

 

В результате внедрения с 1 января 2001 года нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, составляет 100%. В Чувашской Республике утвержден перечень предельных поправочных коэффициентов к НПФ, учитывающих разную стоимость образовательной услуги в зависимости от масштабов образовательных учреждений, особенности организации образовательного профиля в коррекционных школах, лицеях, гимназиях, обучение по программам дополнительного образования. Поэтому в показателе 2.2 отражена доля муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ с коэффициентом, равным 1,0 от общего числа общеобразовательных учреждений. В 2009 г. финансовое обеспечение всех общеобразовательных учреждений будет осуществляться на основе единого НПФ. В 2009 г. финансовое обслуживание всех общеобразовательных учреждений будет осуществляться самостоятельными и кустовыми бухгалтериями. Размер НПФ в 2009 г. для финансового обеспечения общеобразовательных учреждений увеличится к 2006 г. по городской местности на 81,4%, сельской местности - на 53,0%. Доля учебных расходов в НПФ увеличится с 6,2% в 2007 г. до 10% в 2009 г.

В 2006 году в Чувашской Республике величина норматива подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, составляла 5897,2 руб. В 2007 году она возросла на 18% и составила 6961,3 руб. С учетом введения новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и увеличения доли учебных расходов в нормативе до 8,0% в 2008 году и до 10% в 2009 году, по прогнозным данным, в 2008 году величина норматива подушевого финансирования для общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, возрастет на 50,9% по сравнению с 2006 годом и составит 8899 руб., а в 2009 году возрастет на 81,4% по сравнению с 2006 годом и составит 10698 руб. (табл. 2.1).

В 2006 году величина норматива подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, составляла 8824,6 руб. В 2007 году она возросла на 14,6% и составила 10113,7 руб. С учетом введения новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и увеличения доли учебных расходов в нормативе, по прогнозным данным, в 2008 году величина норматива подушевого финансирования для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, возрастет на 36% по сравнению с 2006 годом и составит 12001 руб., а в 2009 году возрастет на 53% по сравнению с 2006 годом и составит 13502 руб.

В 2006 году величина учебных расходов в расчете на одного учащегося общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, составляла 289 руб. (5897,2 х 4,9%). В 2007 году она составляет 432 руб. (6961,3 х 6,2%). А с учетом запланированного роста величины подушевого норматива в 2008 и 2009 годах и увеличения доли учебных расходов в 2008 году она составит 712 руб. (8899 х 8,0%), в 2009 году – 1069,8 руб. (10698 х 10,0%). Таким образом, за период с 2006 по 2009 год величина учебных расходов в расчете на одного учащегося общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, возрастет в 3,7 раза.

В 2006 году величина учебных расходов в расчете на одного учащегося общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, составляла 432 руб. (8824,6 х 4,9%). В 2007 году она составляет 627 руб. (10113,7 х 6,2%). С учетом запланированного роста величины подушевого норматива в 2008 и 2009 годах и увеличения доли учебных расходов в 2008 году она составит 960 руб. (12001 х 8,0%), а в 2009 году – 1350,2 руб. (13502 х 10,0%). Таким образом, за период с 2006 по 2009 год величина учебных расходов в расчете на одного учащегося общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, возрастет в 3,1 раза.

За 2007 - 2009 годы объем средств, которые планируются направить на учебные расходы, составит 420,6 млн. руб.

 

2.2. Комплекс мероприятий по реализации направления

 

Анализ ситуации.

Отчет о выполнении программы перехода системы общего

образования на принципы НПФ за предшествующий период

 

Чувашская Республика стала одним из первых субъектов Российской Федерации, в которых было внедрено нормативное бюджетное (подушевое) финансирование общеобразовательных учреждений.

Формирование нормативной правовой базы, необходимой для внедрения нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, началось в Чувашской Республике еще в конце 90-х годов. В 1998 году был принят Закон Чувашской Республики «О республиканских нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений Чувашской Республики», в котором впервые было дано определение республиканскому нормативу бюджетного финансирования. В 2000 году Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001 год» впервые были утверждены нормативы минимальной бюджетной обеспеченности общеобразовательных учреждений в расчете на одного обучающегося с разделением на городские и сельские школы. С этого времени республиканский норматив бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в разрезе город/село ежегодно утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Величина республиканского норматива в расчете на одного обучающегося выступает в качестве минимальной стоимости, являющейся обязательной для исполнения бюджетов всех уровней.

Одновременно с утверждением республиканского норматива бюджетного (подушевого) финансирования постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики утверждается перечень предельных поправочных коэффициентов, учитывающих разную стоимость образовательной услуги в зависимости от масштабов образовательных учреждений, особенности организации образовательного профиля в коррекционных школах, лицеях, гимназиях, обучение по программам дополнительного образования, на 2007 год (утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2006 г. № 321). В 2007 году в этот перечень входят следующие коэффициенты: коррекционное (компенсирующее) обучение; индивидуальное обучение на дому; обучение в гимназических, лицейских классах; масштаб образовательного учреждения (отдельно для городских школ, сельских школ и начальных школ – детских садов); экстернат; образование в форме семейного воспитания.

Надо отметить, что утверждаемый на республиканском уровне перечень предельных поправочных коэффициентов ежегодно изменяется с целью выравнивания фактических расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося в рамках фактически сложившегося неравенства условий организации образовательного процесса в городской и сельской местности (различная наполняемость классов, наличие деления классов на группы и т.д.). Так, начиная с 2006 года упразднен коэффициент масштаба школ меньше «единицы» для крупных городских школ, уменьшено количество групп школ, разделяемых при определении коэффициента масштаба по контингенту учащихся и т.д.

В течение двух лет утверждались также Правила нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений на очередной год (на 2004 год и на 2005 год). В связи с тем, что в целом механизм нормативного бюджетного (подушевого) финансирования общеобразовательных учреждений в республике сформирован и серьезных ежегодных изменений в нем не ожидается, в 2006 году постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2006 г. № 123 (приложение № 1) утверждены Правила нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в Чувашской Республике, действие которых рассчитано на несколько лет.

Начиная с 2005 года согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» расходы, связанные с реализацией образовательного процесса, финансируются путем предоставления субвенций из Республиканского фонда компенсаций бюджетам муниципальных образований Чувашской Республики. Распределение субвенций регламентируется отдельным приложением к закону о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.

Изменения в законодательстве потребовали внесения изменений и в структуру норматива, что было обусловлено также необходимостью совершенствования механизма подушевого распределения средств между общеобразовательными учреждениями.

Первоначально (с 2001 по 2004 год) в состав норматива включались расходы, связанные с образовательным процессом, эксплуатационные расходы на содержание зданий и сооружений, а также расходы на приобретение оборудования и инвентаря, то есть норматив фактически состоял из двух компонентов: на учебные расходы и на эксплуатационные расходы.

В норматив не входили (не входят и сейчас) расходы социального характера (в том числе расходы на выплату компенсации на приобретение книгоиздательской продукции) и расходы на реализацию целевых программ (учебники, школьные автобусы, информатизация, спортоборудование и др.).

Начиная с 2005 года в структуре норматива произошли существенные изменения: в соответствии с законодательством эксплуатационные расходы были исключены из республиканского НБФ. Таким образом, в настоящее время в состав республиканского норматива бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования входят текущие расходы:

- на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату);

- расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

При этом доля данного вида расходов в нормативе с каждым годом увеличивается: если в 2005 году она составляла 4,6%, то к 2007 году она возросла до 6,2%.

Остальные расходы общеобразовательных учреждений (расходы на оплату коммунальных услуг, приобретение оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт, охрану зданий и сооружений, аккредитацию учреждений, противопожарные и другие мероприятия, связанные с безопасностью учащихся и работников, другие расходы) финансируются из муниципальных бюджетов (в ряде муниципальных районов и городских округов – на основе муниципальных нормативов бюджетного финансирования, которые разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления районов и городов).

Стабильная положительная динамика величины нормативов подушевого финансирования по городу и по селу (с учетом того, что в структуру норматива в 2005-2007 годах не входят эксплуатационные расходы), отражена в табл. 2.2.

Данные анализа величины НПФ характеризуют положительную динамику размеров НПФ. Величина НПФ в 2007 г. по городу увеличилась в 1,75 раза, по селу – в 1,61 раза к уровню 2005 г.

 

Таблица 2.2

Динамика величины норматива подушевого финансирования

в расчете на одного обучающегося в разрезе город /село

 

Год

Норматив подушевого финансирования, руб.

по городу

по селу

2001

2145,2

2485,8

2002

3666,0

5255,0

2003

4202,5

5999,5

2004

5178,1

7262,3

2005

3975,4

6286,3

2006

5897,2

8824,6

2007

6961,3

10113,7

 

Увеличение норматива бюджетного финансирования отражается на росте удельных текущих расходов на одного учащегося (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Удельные текущие расходы на одного учащегося, руб.

 

Надо отметить, что совершенствованию механизма нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений в значительной мере способствовали и мероприятия, реализованные в 2003 - 2006 годах в рамках проекта «Реформа системы образования», финансируемого за счет средств займа, предоставленного Международным банком реконструкции и развития. Одной из основных целей данного проекта как раз и являлось создание нового организационно-экономического механизма в системе образования, предполагающего подушевое финансирование учреждений образования и повышение их экономической самостоятельности.

Очевидно, что внедрение инновационного механизма финансирования невозможно без организации широкомасштабной подготовки специалистов, ответственных за его внедрение и реализацию, поэтому при переходе на нормативное подушевое финансирование была проведена серия семинаров, во время которой свою квалификацию по вопросам НБФ повысили все руководители и экономисты муниципальных органов управления образованием, а также директора базовых школ и бухгалтера самостоятельных, кустовых и централизованных бухгалтерий.

В последние годы особенное внимание уделяется повышению финансово-хозяйственной самостоятельности школ, что должно помочь директорам оперативно решать возникающие вопросы по планированию и ведению хозяйственной деятельности в условиях увеличения их ответственности за ее результат. В настоящее время все общеобразовательные учреждения республики (кроме филиалов) являются юридическими лицами и имеют собственные лицевые счета. Составление смет доходов и расходов общеобразовательных учреждений (включая подготовку расчетов, распределение средств по предметным статьям и по кварталам) находится в компетенции руководителей школ, что требует от директоров определенных знаний в области экономики и финансов. Наличие собственной бухгалтерии в школе оказывает директорам школ существенную поддержку в решении этих вопросов. С целью оказания директорам и бухгалтерам школ практической поддержки по вопросам разработки смет доходов и расходов были разработаны Методические рекомендации по разработке сметы доходов и расходов образовательных учреждений в условиях нормативного бюджетного финансирования

Если в 2003 году только в 84 школах Чувашии (13%) функционировали самостоятельные бухгалтерии, то в настоящее время уже 61% школ республики имеют самостоятельные бухгалтерии или обслуживаются в кустовых (кластерных) бухгалтериях. Создано 255 самостоятельных и более 20 кустовых бухгалтерий. Для обеспечения эффективного функционирования созданных самостоятельных и кустовых бухгалтерий в 2005 году в бухгалтерии всех базовых школ было поставлено компьютерное и офисное оборудование с программным обеспечением, что позволило создать необходимую материальную базу и полностью автоматизировать учет в соответствии с современными требованиями. Кроме того, были разработаны и доведены до муниципальных органов управления образованием и до школ проекты документов, регламентирующих деятельность самостоятельных, кустовых и централизованных бухгалтерий (положения и договора на обслуживание), которые обеспечивают финансово-хозяйственную самостоятельность школ при различных формах бухгалтерского обслуживания.

Следствием повышения финансово-хозяйственной самостоятельности школ стали более рациональное использование бюджетных ресурсов, оперативность в принятии управленческих решений и увеличение объемов привлекаемых внебюджетных средств, в том числе от платных образовательных услуг (с 2001 по 2005 год их объем увеличился в 3,8 раза).

В целом наблюдается заметная положительная динамика по привлечению внебюджетных средств как общеобразовательными учреждениями, так и учреждениями НПО.

При этом структура внебюджетных средств следующая:

- участие в федеральных проектах и экспериментах – 20,3%;

- участие в международных проектах – 29,7%;

- добровольные пожертвования – 4,5%;

- производственная деятельность и платные образовательные услуги – 43,1%;

- прочие – 2,4%.

То, что 50% этих средств поступает от участия в федеральных и международных проектах, указывает на заинтересованность системы образования в привлечении инвестиций, ее готовность к этому, а также подтверждает тот факт, что уже немалая часть средств выделяется на основе программно-целевого принципа, ориентированного на результат и являющегося стимулом для возможного поощрения учреждений, добивающихся лучших результатов.

При этом надо отметить, что удельный вес расходов на образование в расходной части бюджета Чувашской Республики увеличивается из года в год. Расходы на образование стали самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете республики (табл. 2.3 и 2.4). Объем бюджета отрасли по сравнению с 2001 годом, когда было внедрено нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, увеличился более чем в три раза и достиг почти 4,2 млрд. руб.

 

 

 

Таблица 2.3

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете

Чувашской Республики, %

 

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Всего

23,8

20,1

23,4

21,2

22,6

23,2

29,4

 

Бюджет на образование в Чувашии стал самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете республики. Его доля в консолидированном бюджете республики с 20,1% в 2001 г. достиг до 29,4% в 2006 г.

 

Таблица 2.4

Расходы на образование из средств консолидированного бюджета

Чувашской Республики, млн. руб.

 

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Консолидированный

бюджет

944,33

1250,14

2151,86

2633,5

2971,6

3574,21

4166,4

 

Ежегодным расходам на образование из консолидированного бюджета Чувашской Республики характерна положительная динамика. Расходы на образование из средств консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2006 г. увеличились по сравнению с 2000 г. в 4,41 раза и достигли 4166,4 млн. руб.

С введением нормативного бюджетного (подушевого) финансирования и казначейской системы исполнения бюджетов обеспечено целевое использования средств и гарантированное своевременное финансирование выплаты заработной платы и других расходов по реализации государственного стандарта общего образования, заработная плата учителей в 2006 году увеличилась по сравнению с 2005 годом на 38,0% (по отрасли в целом – более чем на 31%). Кроме того, появилась возможность стимулирования качества работы педагогов (надтарифный фонд оплаты труда на стимулирующие выплаты увеличился с 9 до 25%, с 2005 года появилась возможность увеличения фонда оплаты труда на дифференцированную оплату труда педагогических работников на основе аттестации). При этом очевидно, что заработная плата педагогов еще мала и существующая система оплаты труда учителей имеет ряд серьезных недостатков, в связи с чем необходимо предпринимать шаги по разработке и внедрению новой системы оплаты труда педагогов, которая будет находиться в прямой зависимости от качества, эффективности и результативности их труда. Данный вопрос в настоящее время является приоритетным.

Внедрение нового финансового механизма позволило обосновать оптимизацию сети общеобразовательных учреждений и напрямую повлияло на процесс реструктуризации сети школ: число малочисленных школ, качество образования в которых не соответствовало современным требованиям, что подтверждали и результаты ЕГЭ, существенно сократилось, а базовые школы, в которых сосредоточены лучшие материальные, педагогические и методические ресурсы, стали реально заинтересованными в привлечении все большего количества учащихся, для чего необходимо все больше усилий вкладывать в повышение качества и доступности образования. Начиная с 2001 года были реструктурированы (закрыты, реорганизованы в филиалы или изменили статус) 263 школы, или 38% от общего числа школ в 2001 году. К настоящему времени в республике функционирует 561 школа, в том числе 51 ресурсный центр и 31 социокультурный образовательный центр. Благодаря внедрению НБФ и оптимизации сети школ, несмотря на ежегодное снижение численности обучающихся (с 190607 в 2002/03 учебном году до 143742 в 2006/07 учебном году), стабилизировались и даже несколько улучшаются такие основные показатели, как наполняемость классов и число учащихся на одного учителя (наполняемость классов уже в течение ряда лет держится на уровне 19,9 человека, причем в городской местности она не опускается ниже 25 учащихся, а в сельской местности возросла с 15,6 в 2002 году до 16,0 в 2006 году, число учащихся на одного учителя не снижается ниже 11).

В результате реструктуризации произошло значительное высвобождение средств, которые остались в отрасли и были направлены на развитие материальной базы школ, а также на содержание и эксплуатацию школьных автобусов (табл. 2.5).

В результате реструктуризации произошло значительное высвобождение средств, которые остались в отрасли и были направлены на развитие материальной базы школ, а также на содержание и эксплуатацию школьных автобусов. Данные таблицы показывают, что резкое увеличение объема высвобожденных средств начинается с 2003 г., с периода наиболее активного проведения мероприятий по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений.

 

Таблица 2.5

Высвобождение средств в результате реструктуризации

общеобразовательных учреждений, тыс. руб.

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

513,6

6414,6

15698,0

13501,8

14319,0

 

Опыт Чувашской Республики, касающийся внедрения и совершенствования механизма нормативного подушевого финансирования, заинтересовал многие регионы Российской Федерации: в 2005 - 2006 годах стажировку в Чувашии прошли представители более 20 регионов, планирующих внедрить нормативное бюджетное финансирование в сфере общего образования.

Так как опыт нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений оказался позитивным, к настоящему времени разработаны и утверждены нормативно-правовые документы, касающиеся внедрения нормативного бюджетного финансирования в сфере начального профессионального и дошкольного образования. С 2008 года планируется перевести на нормативное бюджетное финансирование школы-интернаты, учреждения среднего профессионального и дополнительного образования.

Таким образом, в Чувашской Республике создана и уже несколько лет функционирует своя модель нормативного бюджетного (подушевого) финансирования в сфере образования, механизм НБФ в сфере общего образования внедрен на всех уровнях, и все школы республики, кроме школ-интернатов, доля которых составляет 3,0% в общем количестве школ, получают средства на реализацию государственного стандарта общего образования на основе республиканского НБФ, но к настоящему времени для обеспечения комплексности решения проблем модернизации образования уже назрела необходимость адаптировать сложившийся механизм нормативного подушевого финансирования к изменениям, происходящим как в сфере самого финансового механизма (внедрение новой системы оплаты труда работников общего образования), так и в рамках развития сети общеобразовательных учреждений республики. Кроме того, в настоящее время меняется само понимание принципов нормативного подушевого финансирования, так как существующая развернутая система поправочных коэффициентов, когда с учетом поправочного коэффициента некоторые общеобразовательные учреждения получают в расчете на одного учащегося значительно больше средств, чем другие, не позволяет в полной мере реализовывать принцип «деньги следуют за учеником». В связи с этим при определении количества общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, учитывались только те учреждения, которые получают средства по нормативу с поправочным коэффициентом по масштабу образовательного учреждения, равным единице. Сегодня их доля в общем количестве общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике составляет 46,5%, а к 2009 году достигнет 100%.

При этом учитывается и тот факт, что, несмотря на демографический спад, характерный в настоящее время для системы общего образования, постепенно уменьшаются темпы снижения количества учащихся в общеобразовательных учреждениях. Если в период с 2001/02 по 2006/07 учебные годы количество учащихся в общеобразовательных учреждениях ежегодно уменьшалось примерно на 12 тыс. человек, то прогноз численности детей в возрасте от 0 до 17 лет позволяет сделать вывод о том, что начиная с 2007/08 учебного года отрицательная динамика уже не будет так ярко выражена, а к 2009/10 году ситуация стабилизируется.

Данные о количестве учащихся в общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики представлены на рис.2.2 (2004/05 – 2006/07 учебные годы – фактические данные, 2007/08 – 2009/10 учебные годы – прогнозные данные).

Рис.2.2. Динамика числа учащихся в общеобразовательных учреждениях

Чувашской Республики

 

Таким образом, в рамках Комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике планируется решать следующие задачи:

1. Максимальное приближение норматива бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования к универсальной и всеобщей норме:

- уменьшение дифференциации между нормативами бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося в сельской и городской местности и выравнивание фактических расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося, направленное в том числе на решение проблемы обратной связи между расходами и качеством (в малокомплектных школах наиболее высокие расходы на одного учащегося при самом низком качестве). В целом при дальнейшем выравнивании условий организации образовательного процесса в сельской и городской местности (увеличение наполняемости классов, числа учащихся на одного учителя в сельской местности и т.д.) дифференциация между нормативами бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося в сельской и городской местности будет ежегодно уменьшаться (если в 2005 году норматив для городских школ составил 63% от норматива для сельских школ, то в 2007 г. – 69%). Решение данной задачи напрямую связано с вопросами дальнейшей оптимизации сети общеобразовательных учреждений, а также предполагает работу с кадровыми ресурсами и осуществление внутриотраслевых преобразований, таких как обеспечение оптимальной наполняемости классов-комплектов, обеспечение оптимального количества классов в параллели, определение оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей к фонду оплаты труда других категорий работников и т.д. - сокращение количества поправочных коэффициентов. В первую очередь речь идет об оптимизации с 2008 года поправочных коэффициентов по масштабу образовательного учреждения для городских и сельских школ с контингентом учащихся более 100 человек. Таким образом, сохранятся только 2 группы школ, к которым будет применяться коэффициент масштаба: сельские школы с контингентом учащихся до 100 человек и начальные школы - детские сады. Кроме того, планируется отменить поправочные коэффициенты на обучение в гимназических и лицейских классах. Для поддержки инновационных образовательных учреждений, лицеев, гимназий предполагается введение проектного метода финансирования. Методология его активно реализуется в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Мы в республике будем переориентировать целевые республиканские и муниципальные программы развития образования для поддержки инноваций на конкурсной основе. Средства на предоставление образовательных услуг сверх норматива лицеи, гимназии и др. должны «зарабатывать» на конкурсной основе по результатам своей работы.

2. Обеспечение нормативного принципа планирования расходов, финансируемых из местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений).

К настоящему времени не во всех муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики разработаны и утверждены нормативы бюджетного финансирования расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений. Целесообразно, чтобы соответствующие нормативы были утверждены во всех муниципальных районах и городских округах, но для того, чтобы было обеспечено определенное единообразие в методике расчетов и происходило уменьшение дифференциации данных расходов в расчете на одного учащегося по муниципалитетам, на региональном уровне необходимо подготовить соответствующие методические рекомендации.

При этом в качестве задачи на более долгосрочную перспективу рассматривается разработка единого норматива подушевого финансирования расходов как на реализацию государственного стандарта общего образования, так и на ряд материальных затрат, связанных с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений, финансируемых из местных бюджетов.

3. Адаптация механизма нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений к новой системе оплаты труда работников общего образования.

Для этого необходимо доработать Правила нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в Чувашской Республике с учетом принципов новой системы оплаты труда работников общего образования. Кроме того, стабильная положительная динамика величины нормативов бюджетного финансирования должна обеспечивать предусмотренное новой системой оплаты труда повышение доходов работников общеобразовательных учреждений.

4. Обеспечение улучшения материального обеспечения учебного процесса через увеличение доли учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования.

В связи с этим планируется увеличение доли учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования до 10% к 2009 году (в 2007 году она составляет 6,2%) и законодательное закрепление фиксированной доли учебных расходов.

5. Повышение квалификации административных и финансовых работников муниципальных органов управления образованием и школ по вопросам нововведений в механизме нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений:

- организация и проведение обучения руководителей и экономистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики по вопросам нововведений в механизме НПФ на региональном и муниципальном уровнях;

- организация и проведение обучения директоров и главных бухгалтеров общеобразовательных учреждений и главных бухгалтеров кустовых бухгалтерий по вопросам нововведений в механизме НПФ и подготовки расчетов к сметам доходов и расходов общеобразовательных учреждений.

6. Нормативно-правовое обеспечение и внедрение подушевого финансирования общеобразовательных школ-интернатов.

К настоящему времени в Чувашской Республике нормативное подушевое финансирование расходов школ-интернатов на реализацию государственного стандарта общего образования еще не внедрено. Его внедрение запланировано с 2008 года, для чего в 2007 году необходимо разработать соответствующую нормативную правовую базу.

7. Нормативно-правовое обеспечение и внедрение подушевого бюджетного финансирования негосударственных общеобразовательных организаций (учреждений).

В настоящее время в Чувашской Республике в негосударственных общеобразовательных учреждениях обучается лишь 0,09% всех учащихся, но в соответствии с Республиканской целевой программой развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы к 2010 году их число должно увеличиться до 1,3%. В соответствии с федеральным законодательством полномочия по финансированию негосударственных общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, отданы региональной и местной власти, в связи с чем возникает необходимость нормативно-правового подтверждения прав таких учреждений на долю государственного финансирования за счет субвенции из регионального бюджета на уровне утвержденных нормативов.

 


Таблица 2.6

Аннотированный перечень нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов

по вопросам нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений

 

Наименование

документа

Краткое содержание документов

(аннотация)

Сроки

разработки

введения

в действие

Действующие нормативные правовые акты

Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 57 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год»

В Законе утверждено распределение субвенций, выделяемых из Республиканского фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на финансовое обеспечение ОУ для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) на основе нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося дошкольного возраста в сумме 8616,4 руб., школьного возраста в сельской местности в сумме 10113,7 руб., в городской местности – 6961,3 руб.

май-ноябрь

2006 г.

январь

2007 г.

Правила нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в Чувашской Республике, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2006 г. № 123

Правила были разработаны с целью формирования межбюджетных отношений по финансированию муниципальных ОУ в части реализации ими общеобразовательных программ. В Правилах дано определение республиканских нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования, приведена структура норматива бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования, определены показатели, исходя из которых рассчитывается стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги в ОУ на одного обучающегося первой ступени образования. Кроме того, Правила содержат Методику расчета норматива бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования

январь-апрель 2006 г.

май

2006 г.

Перечень предельных поправочных коэффициентов, учитывающих разную стоимость образовательной услуги в зависимости от масштабов образовательных учреждений, особенности организации образовательного профиля в коррекционных школах, лицеях, гимназиях, обучение по программам дополнительного образования на 2007 г., утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2006 г. № 321

Перечнем утверждено 6 поправочных коэффициентов к НБФ (наименование и предельное значение):

1. Коррекционное (компенсирующее обучение).

2. Индивидуальное обучение на дому.

3. Обучение в гимназических, лицейских классах.

4. Масштаб образовательного учреждения (отдельно для городских школ, сельских школ и начальных школ – детских садов).

5. Экстернат.

6. Образование в форме семейного воспитания

 

 

ноябрь - декабрь 2006 г.

январь 2007 г.

Порядок нормативного бюджетного финансирования

расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальном районе (городском округе)

Документ был утвержден в каждом муниципальном районе (городском округе) соответствующим постановлением главы администрации муниципалитета. Порядок определяет принцип формирования расходов ОУ на реализацию государственного стандарта общего образования на основе республиканских нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год и закрепляет обязательства муниципалитета по финансированию расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на основе нормативно-подушевого принципа

октябрь-ноябрь 2005 г.

январь 2006 г.

 

Планируемые нормативно-правовые акты

Закон Чувашской Республики «О нормативном подушевом финансировании расходов в сфере образования в Чувашской Республике»

В Законе будет дано определение НПФ, закреплено, что нормативы финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях, включая общеобразовательные школы-интернаты, утверждаются нормативным правовым актом Чувашской Республики, а нормативы финансирования расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Будет утверждена фиксированная доля учебных расходов в нормативе на реализацию государственного стандарта общего образования по годам: в 2007г. – 6,2%, в 2008 г. – 8,0%, в 2009 г. – 10%. Кроме того, будет утвержден перечень затрат на учебные расходы

май-июль

2007 г.

август 2007 г.

 

 

 

Внесение изменений в Закон Чувашской Республики «Об образовании»

В Закон будет добавлен пункт, гарантирующий, что финансирование расходов на реализацию государственного стандарта общего образования негосударственных образовательных учреждений (организаций), осуществляющих деятельность по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов и имеющих государственную аккредитацию, осуществляется за счет субвенций, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики на основе нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося с коэффициентом 1

октябрь-ноябрь 2007 г.

январь 2008 г.

Правила нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в школах-интернатах Чувашской Республики

Правила будут определять принципы бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных школах-интернатах Чувашской Республики и

содержать Методику расчета норматива бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных школах-интернатах всех типов

октябрь–ноябрь 2007 г.

январь 2008 г.

Нормативные правовые акты представительных или исполнительных органов власти муниципальных районов (городских округов), определяющие Порядок финансирования расходов ОУ на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений на основе нормативов бюджетного финансирования.

Нормативные правовые акты будут содержать Методику расчета муниципальных нормативов бюджетного финансирования расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений и Порядок применения данной методики

сентябрь–ноябрь 2007 г.

январь 2008 г.

Нормативные правовые акты представительных или исполнительных органов власти муниципальных районов (городских округов), определяющие величину норматива бюджетного финансирования расходов подведомственных ОУ на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений

Нормативным правовым актом будет ежегодно утверждаться (и использоваться при формировании местного бюджета на очередной год) величина муниципального норматива бюджетного финансирования расходов ОУ на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений, рассчитанная по утвержденной методике

сентябрь – ноябрь 2007 г.

январь 2008 г.

Инструктивно-методические документы

Методические рекомендации по разработке сметы доходов и расходов ОУ в условиях нормативного бюджетного финансирования (утверждены приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 5 сентября 2005 г. № 656)

Данный документ содержит рекомендации директорам ОУ по подготовке расчетов к сметам доходов и расходов ОУ на основе утвержденного республиканского норматива бюджетного финансирования, системы поправочных коэффициентов и количества учащихся, обучающихся в ОУ по тем или иным образовательным программам. Кроме того, приведены рекомендации по распределению ассигнований, поступающих из различных источников, по предметным статьям; сравнительная таблица подстатей бюджетной квалификации (2005 год по сравнению с 2004 годом) и полный перечень расходов, включаемых в ту или иную подстатью

июль-август 2005 г.

сентябрь 2005 г.

Положение о кластерной (кустовой) бухгалтерии (рекомендовано к использованию письмом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 7 марта 2006 г. № 06/44-875)

В Положении определены цели создания и механизмы функционирования кластерных (кустовых) бухгалтерий, их функции и взаимоотношения с ОУ. Подробно прописано, как должна осуществляться организация бухгалтерского обслуживания ОУ. В качестве приложения к Положению приведена форма Договора на бухгалтерское обслуживание ОУ в кластерной (кустовой) бухгалтерии

январь-февраль 2006 г.

март 2006 г.

Планируемые инструктивно-методические документы

Рекомендации муниципалитетам по обеспечению нормативного принципа планирования расходов, финансируемых из местных бюджетов.

Рекомендации, подготовленные на региональном уровне, должны обеспечить единообразие в методиках расчетов муниципальных нормативов бюджетного финансирования расходов ОУ на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений, и уменьшение дифференциации данных расходов в расчете на 1 учащегося по муниципальным образованиям.

июнь – август 2007 г.

сентябрь 2007 г.

 

Таблица 2.7

План-график мероприятий по направлению

«Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)»

 

Мероприятие

Сроки

реализации

Дальнейшее использование результатов

1. Утверждение фиксированной доли учебных расходов в нормативе на реализацию государственного стандарта общего образования на 2007-2009 годы

сентябрь

2007 г.

Будет обеспечен ежегодный рост доли учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений (до 10% в 2009 г.)

2. Подготовка и утверждение рекомендаций Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по обеспечению нормативного принципа планирования расходов, финансируемых из местных бюджетов (расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений)

сентябрь

2007 г.

Рекомендации будут использованы в муниципалитетах при разработке и утверждении нормативов бюджетного финансирования расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений. Благодаря их использованию будет обеспечено определенное единообразие в методике расчетов с целью уменьшения дифференциации данных расходов в расчете на 1 учащегося по муниципалитетам

3. Внесение изменений в Закон Чувашской Республики «Об образовании» с целью обеспечения финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования негосударственных образовательных учреждений (организаций) за счет субвенций, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики на основе нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося

декабрь

2007 г.

Будут обеспечены гарантии по нормативному подушевому бюджетному финансированию негосударственных общеобразовательных учреждений (организаций)

4. Доработка Правил нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в Чувашской Республике с учетом принципов новой системы оплаты труда работников общего образования

2007 г.

Будет обеспечена стабильная положительная динамика нормативов подушевого финансирования, позволяющая реализовать принципы новой системы оплаты труда работников общего образования

5. Формирование расходов на образование в республиканском бюджете Чувашской Республики и местных бюджетах муниципальных образований в Чувашской Республике на основе принципов НПФ

2007 – 2009 гг.

Будет продолжена практическая реализация принципов нормативного подушевого финансирования на уровне муниципальных образований

6. Формирование смет расходов и доходов общеобразовательных учреждений на основе принципов НПФ

2007 – 2009 гг.

Будет продолжена практическая реализация принципов нормативного подушевого финансирования на уровне образовательных учреждений

7. Принятие нормативных правовых актов представительных или исполнительных органов власти муниципальных районов и городских округов, определяющих порядок финансирования расходов ОУ на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений, на основе нормативов бюджетного финансирования, утверждение нормативов

декабрь

2007 г.

 

Будет обеспечен нормативный принцип планирования расходов, финансируемых из местных бюджетов (расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений).

Утвержденные нормативы будут использоваться при формировании местных бюджетов на очередной год

8. Изменение системы поправочных коэффициентов к НПФ

2008 – 2009 гг.

Норматив бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования будет приближен к универсальной и всеобщей норме, что позволит в полной мере реализовывать принцип «деньги следуют за учеником»

9. Нормативно-правовое обеспечение и внедрение подушевого бюджетного финансирования общеобразовательных школ-интернатов

январь

2008 г.

Будет обеспечена реализация принципов нормативного подушевого финансирования в отношении всех общеобразовательных учреждений

10. Информирование общественности об эффективности реализации нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием регионального сайта реализации Комплексного проекта модернизации образования Чувашской Республики

2007 – 2009 гг.

Будет продолжено формирование позитивного отношения к реформам в сфере образования

11. Создание самостоятельных и кустовых бухгалтерий и разработка механизма ведения учета централизованными бухгалтериями на основе возмездных договоров

2007 – 2009 гг.

Все общеобразовательные учреждения будут вести бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, то есть повысится финансово-хозяйственная самостоятельность общеобразовательных учреждений, что ведет к более рациональному использованию бюджетных ресурсов, оперативности в принятии управленческих решений и увеличению заинтересованности в привлечении внебюджетных средств

12. Проведение обучения руководителей и экономистов муниципальных органов управления образованием, директоров и главных бухгалтеров общеобразовательных учреждений и главных бухгалтеров кустовых бухгалтерий по вопросам нововведений в механизме НПФ

2007 – 2009 гг.

Будет обеспечена более эффективная реализация принципов нормативного подушевого финансирования на муниципальном и школьном уровнях


Финансово-экономическое обоснование

 

Мероприятия № 1-11 будут реализованы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность органов управления образованием регионального и муниципального уровней.

Реализация мероприятия № 12 будет финансироваться:

- за счет средств Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, предусмотренных для проведения конференций, семинаров, тренингов по вопросам управления и организации системы общего образования в условиях инновационного развития экономики. Источник финансирования: республиканский бюджет Чувашской Республики (2007 год – 0,1 млн. руб., 2008 год – 0,1 млн. руб., 2009 год – 0,1 млн. руб.);

- за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на повышение квалификации, переподготовку специалистов и руководителей образовательных учреждений и органов образования муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. В 2007-2009 годах планируется ежегодно обучать по вопросам совершенствования механизмов НПФ не менее 2000 специалистов. В 2006 году стоимость обучения одного слушателя в год составила 1850 руб. Общая сумма финансовых средств, направляемых на обучение финансовых и административных работников муниципальных органов управления образованием и школ по вопросам НПФ составит 15,1 млн. руб.