1. Описание реализации Чувашской Республикой направления

«Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)»

 

1.1. Действующая в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации новая система оплаты труда работников общего образования (либо разработка и принятие не позднее 2007 года нормативной правовой базы, обеспечивающей ее введение)

 

К настоящему времени новая система оплаты труда (далее – НСОТ) работников общего образования в Чувашской Республике не внедрена, но работа по ее разработке началась в 2006 году, а введение НСОТ запланировано с 1 сентября 2007 года. Новая система оплаты труда работников общего образования определяет связь заработной платы с качеством труда, нормирование и «прозрачный» учет в оплате труда всех видов деятельности учителей, а также участие органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления образованием, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. При этом создаваемая система должна обеспечить повышение мотивации работников сферы образования, создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров, а также усиление стимулирующего воздействия выплат, устанавливающихся в зависимости от результативности труда.

 

Концепция новой системы оплаты труда

работников общего образования (проект)

 

I. Введение

 

В соответствии с Концепцией новая система оплаты труда вводится в систему общего образования и распространяется на оплату труда работников образовательных учреждений Чувашской Республики, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – общеобразовательные учреждения). Концепцией предусматривается вместо тарифных ставок по Единой тарифной сетке установление должностных окладов педагогическим и руководящим работникам общеобразовательных учреждений. При этом базовый размер должностного оклада устанавливается исходя из величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике.

Оплата труда работников по профессиям рабочих и служащих будет осуществляться по общеотраслевой системе оплаты труда рабочих и служащих.

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.

Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики.

Новая система оплаты труда после утверждения нормативным правовым актом Чувашской Республики является обязательной к применению в государственных общеобразовательных учреждениях, а в отношении муниципальных общеобразовательных учреждений новая система оплаты труда вводится нормативным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления.

 

II. Этапы введения новой системы оплаты труда

 

2.1. Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений вводится с 1 сентября 2007 года.

2.2. Введение новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений будет осуществляться в 3 этапа:

1 этап – с 1 сентября 2007 года.

На данном этапе:

- обеспечивается рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения НСОТ на 25% по отношению к уровню средней заработной платы за 2006 год;

- разрабатывается и апробируется механизм связи заработной платы с качеством, результативностью труда, обеспечивается возрастание объема стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда (далее – ФОТ);

- происходит разделение ФОТ на базовую, включающую оплату всех видов деятельности учителей, определенных должностными обязанностями, и стимулирующую части и апробируется механизм участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений в распределении стимулирующей части ФОТ.

II этап – с 1 сентября 2008 года.

На данном этапе:

- обеспечивается рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения НСОТ на 56% по отношению к уровню средней заработной платы за 2006 год;

- осуществляется введение новых вариативных форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников (приложения № 1, 2);

- совершенствуется механизм участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений в распределении стимулирующей части ФОТ.

III этап – с 1 сентября 2009 года.

На данном этапе:

- обеспечивается рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения НСОТ на 95% по отношению к средней заработной плате за 2006 год;

- происходит доработка НСОТ в соответствии с апробированной системой аттестации педагогических и управленческих кадров.

 

III. Методика формирования системы оплаты труда

и стимулирования работников общеобразовательных учреждений

 

3.1. Формирование ФОТ общеобразовательного учреждения осуществляется в пределах утвержденного объема средств на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочными коэффициентами, и отражается в смете доходов и расходов общеобразовательного учреждения.

ФОТ общеобразовательного учреждения (ФОТоу) рассчитывается по следующей формуле:

ФОТоу = N х К x У х Д,

где N – норматив финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта;

К – коэффициент масштаба для данного общеобразовательного учреждения;

У – количество учащихся в общеобразовательном учреждении;

Д – доля ФОТ в нормативе на реализацию государственного стандарта, установленная нормативным правовым актом Чувашской Республики.

Для коррекционных общеобразовательных учреждений, лицеев, гимназий, индивидуального обучения на дому, экстерната, образования в форме семейного воспитания применяется также соответствующий поправочный коэффициент, учитывающий особенности организации образовательного профиля (с учетом количества учащихся, получающих специальные образовательные услуги).

3.2. ФОТ общеобразовательного учреждения состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст):

ФОТоу = ФОТб + ФОТст.

Базовая часть ФОТ включает в себя тарифную и надтарифную части (включая надбавки и доплаты за поверку тетрадей, заведование кабинетом и т.д.).

Стимулирующая часть фонда оплаты труда (ФОТст) определяется по формуле:

ФОТст = ФОТоу х стД,

где стД – стимулирующая доля ФОТоу.

Значение стД определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно. Рекомендуемый диапазон стД от 30 до 40%.

3.3. Базовая часть ФОТ обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель общеобразовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования, старшие вожатые и др.) и младшего обслуживающего (уборщики служебных помещений, дворники, водители и др.) персонала общеобразовательного учреждения.

ФОТб = ФОТауп + ФОТп + ФОТувп + ФОТмоп,

где ФОТауп – доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

ФОТп – доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

ФОТувп – доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;

ФОТмоп – доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.

3.4. Руководитель общеобразовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части ФОТ. При этом фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год, для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала – в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле

ФОТпп = ФОТоу х пп,

где пп – доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс в общем ФОТ.

Значение пп общеобразовательным учреждением определяется самостоятельно (рекомендуемое оптимальное значение пп – 70%).

3.5. В норму рабочего времени педагогических работников, применяемую общеобразовательным учреждением при исчислении заработной платы, входит аудиторная и неаудиторная занятость.

Аудиторная и неаудиторная занятость педагогических работников включает в себя следующие виды работы в соответствии с должностными обязанностями: проведение уроков и подготовка к ним, проверка тетрадей, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, обучение детей-инвалидов на дому, формирование в учебном кабинете базы учебно-наглядных пособий и дидактических материалов, обеспечение работы учебного кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем, подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конференциям, смотрам, конкурсам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, методическая работа, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

В базовую часть фонда оплаты труда педагогического персонала (ФОТпп) включается оплата всех видов деятельности педагогических работников, определенных должностными обязанностями. Должностные обязанности работников утверждаются приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

3.6. В базовую часть фонда оплаты труда включаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Чувашской Республики. Установление надбавок, доплат и других выплат стимулирующего и компенсационного характера осуществляется в соответствии с приложением № 2 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 декабря 2004 г. № 307 «Об условиях и порядке установления надбавок, доплат и других выплат стимулирующего и компенсационного характера в государственных учреждениях Чувашской Республики».

Конкретный перечень работников, имеющих право на повышение базовой части заработной платы (должностных окладов), и размер этого повышения определяются руководителем общеобразовательного учреждения с учетом специфики педагогической работы и условий, в которых она осуществляется, и в зависимости от объёма выполняемых работ.

3.7. Учебный план разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно. Максимальная учебная нагрузка не может превышать нормы, установленные федеральным базисным учебным планом и санитарными правилами и нормами.

Реализация федерального и регионального компонентов учебного плана обязательна для всех общеобразовательных учреждений.

3.8. Оплата труда работников общеобразовательных учреждений производится на основании трудовых договоров, составленных между руководителем учреждения и работниками.

 

IV. Схема расчета должностных окладов

 

4.1. Должностной оклад устанавливается в зависимости от величины базового оклада и размеров повышающих коэффициентов.

4.2. Размер базового должностного оклада устанавливается в зависимости от уровня образования работника.

4.3. Для определения базового размера должностного оклада работников в зависимости от уровня образования базовый размер должностного оклада работников, имеющих среднее (полное) общее образование, принимается за единицу, который рассчитывается исходя из утвержденной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике (табл. 1.1). Базовый размер должностного оклада определяется один раз в год по состоянию на 1 сентября исходя из утвержденной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике в III квартале соответствующего года.

Таблица 1.1

Базовые размеры должностных окладов

в зависимости от уровня образования

 

№ п/п

Уровень образования

Коэффициенты соотношений по уровню образования*

Базовый размер

должностного оклада

1.

Высшее профессиональное образование

1,5

Величина регионального прожиточного минимума х 1,5

2.

Среднее профессиональное образование

1,3

Величина регионального прожиточного минимума х 1,3

3.

Начальное профессиональное образование

1,2

Величина регионального прожиточного минимума х 1,2

4.

Среднее (полное) общее образование

1,0

Величина регионального прожиточного минимума

*Коэффициенты соотношений по уровню образования устанавливаются исходя из количества лет профессионального обучения для получения соответствующего образования.

 

Для определения базового размера должностного оклада работников в зависимости от уровня образования базовый размер должностного оклада работников, имеющих среднее (полное) общее образование, принимается за единицу, который рассчитывается исходя из утвержденной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике. При ежеквартальном изменении величины прожиточного минимума базовый размер должностного оклада пересчитывается.

4.5. В целях повышения требований к уровню квалификации педагогических работников, достижения более высоких результатов труда при установлении должностных окладов педагогических работников общеобразовательных учреждений кроме дифференциации по уровню образования предусматривается их дифференциация в зависимости от профессионального стажа и квалификации. Повышающие коэффициенты применяются к базовому размеру должностного оклада, устанавливающемуся в зависимости от уровня образования.

4.6. Устанавливаются следующие межстажевые коэффициенты по стажевым группам (табл. 1.2).

Для установления должностных окладов педагогических работников общеобразовательных учреждений предусматривается их дифференциация в зависимости от профессионального стажа. Базовый коэффициент, равный единице, принимается при наличии педагогического стажа до 2 лет. Межстажевые коэффициенты применяются к базовому должностному окладу, установленному в зависимости от уровня образования.

Таблица 1.2

Стажевые группы и межстажевые коэффициенты

 

Стажевые группы

Межстажевые коэффициенты

До 2 лет

1,0

От 2 до 5 лет

1,2

От 5 до 10 лет

1,17

От 10 до 15 лет

1,15

От 15 лет и более

1,14

Примечание: при установлении должностного оклада молодому специалисту применяется коэффициент 1,2.

 

4.7. Повышающие коэффициенты к базовому окладу в зависимости от квалификации устанавливаются с учетом результатов труда и в соответствии с аттестацией педагогических работников на основе отраслевого Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908, и отраслевых требований к квалификационным категориям педагогических работников.

Начиная с 2008 года планируется внедрение новых вариативных форм и процедур аттестации на квалификационную категорию педагогических и руководящих работников, предусматривающих:

 -   введение в процедуру аттестации учителя двух оценочных процедур: оценка предметной компетенции учителя (степень владения материалом преподаваемого предмета) и оценка общих компетенций (в том числе – ИКТ);

-    организация конкурса на проведение оценочных процедур (среди структур, имеющих сертификацию данной деятельности) с регламентацией участия представителей профессионального сообщества.

Для увеличения зависимости уровня оплаты труда педагогических работников от качества предоставляемой образовательной услуги предусматривается значительное повышение заработной платы при присвоении квалификационной категории (табл. 1.3).

В результате реализации мероприятий по введению новой системы оплаты труда работников общего образования должностной оклад учителя, имеющего высшую квалификационную категорию, увеличится в 3,35 раза и составит 17288,38 руб. вместо 5154,01 руб. в данное время.

 

 

Таблица 1.3

Коэффициенты повышения должностных окладов педагогических

работников, имеющих квалификационные категории

 

Квалификационная категория

Коэффициент

повышения

Вторая

1,5

Первая

2,0

Высшая

3,0

 

V. Схема расчета должностных окладов руководящих работников

 

5.1. Руководящим работникам общеобразовательных учреждений должностные оклады устанавливаются в зависимости от наличия квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководящих работников, к которой учреждения отнесены по объемным показателям.

5.2. К объемным показателям деятельности общеобразовательных учреждений относятся показатели, характеризующие масштаб руководства образовательным учреждением: численность работников учреждения, количество обучающихся, сменность работы образовательного учреждения, превышение плановой наполняемости и другие показатели, значительно осложняющие работу по руководству учреждением.

Показатели, по которым оценивается объем деятельности каждого общеобразовательного учреждения при определении группы по оплате труда руководителей, утверждаются для государственных общеобразовательных учреждений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, для муниципальных образовательных учреждений – соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.

Группа по оплате труда определяется не чаще одного раза в год органом управления образованием по подчиненности общеобразовательного учреждения в установленном им порядке на основании данных статистической отчетности, а также соответствующих документов, подтверждающих наличие указанных объемов работы учреждения.

5.3. Должностные оклады заместителям руководителя устанавливаются на 20% ниже должностного оклада руководителя, руководителям структурных подразделений на 30% ниже должностного оклада руководителя учреждения, что соответствует их квалификационной категории. Должностные оклады указанной категории работников устанавливаются по согласованию с управляющим (попечительским) советом школы.

5.4. Общеобразовательные учреждения относятся к IIV группам по оплате труда руководителей по сумме баллов, определенных на основе утвержденных показателей деятельности, в соответствии с табл. 1.4.

 

 

Таблица 1.4

Группы по оплате труда

руководителей общеобразовательных учреждений

 

Тип (вид)

общеобразовательного учреждения

Группа по оплате труда руководителей по сумме баллов

I

II

III

IV

Общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

 

 

свыше 500

 

 

до

500

 

 

до

350

 

 

до

200

 

Общеобразовательные учреждения относятся к I-IV группам по оплате труда руководителей по сумме баллов, определенных на основе утвержденных показателей деятельности, характеризующих масштаб руководства общеобразовательным учреждением.

5.5. Размер базового должностного оклада руководителя общеобразовательного учреждения устанавливается согласно п. 4.3 Концепции.

5.6. Для установления должностного оклада руководителю общеобразовательного учреждения вводятся коэффициенты повышения:

- в зависимости от группы по оплате труда;

- при наличии высшей квалификационной категории руководящих работников.

5.7. В зависимости от группы по оплате труда устанавливаются следующие коэффициенты (табл. 1.5):

 

Таблица 1.5

Коэффициенты повышения должностных окладов

руководителей общеобразовательных учреждений

в зависимости от групп по оплате труда

 

Группы по оплате труда

Коэффициенты повышения

IV

1,0

III

1,3

II

1,5

I

2,0

 

В зависимости от групп по оплате труда устанавливаются коэффициенты повышения должностного оклада руководителя общеобразовательного учреждения от 1,0 при IV группе по оплате труда до 2,0 при I первой группе по оплате труда.

5.8. При наличии высшей квалификационной категории должностной оклад руководителя общеобразовательного учреждения устанавливается с учетом коэффициента повышения, равного 1,8.

 

VI. Порядок установления должностных окладов

руководящим и педагогическим работникам

 

6.1. Оплата труда руководителя общеобразовательного учреждения производится на основании трудового договора с учредителем, других работников – на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.

6.2. Ответственность за своевременное и правильное установление соответствующей заработной платы учителям и другим работникам возлагается на руководителей общеобразовательных учреждений.

В случаях изменения в течение учебного года у педагогических работников стажа педагогической работы, образования или присвоения работникам ученой степени, квалификационной категории, государственной награды – почетных званий им устанавливается новый должностной оклад с учетом изменений.

6.3. Изменение размеров должностных окладов производится:

- при увеличении стажа педагогической работы – со дня достижения соответствующего стажа или со дня представления документа о стаже, дающего право на повышение размера должностного оклада;

- при получении образования или восстановлении документа об образовании – со дня представления соответствующего документа;

- при присвоении государственной награды – почетного звания – со дня присвоения;

- при присвоении квалификационной категории – со дня вынесения решения аттестационной комиссией о присвоении соответствующей квалификационной категории;

- при присуждении ученой степени кандидата наук, доктора наук – со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение должностного оклада в период пребывания его в очередном или дополнительном отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы, исходя из нового оклада, производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

 

VII. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда

общеобразовательного учреждения

 

7.1. Система стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения включает:

- выплаты, предусмотренные за наличие ученой степени, государственные награды – почетные звания;

- поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.).

7.2. В разработке регламента распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и в распределении поощрительных выплат по результатам труда обязательно участие органа, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образованием на муниципальном уровне (при распределении поощрительных выплат руководителям общеобразовательных учреждений) и на школьном уровне (при распределении поощрительных выплат другим категориям работников общеобразовательных учреждений).

7.3. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах общеобразовательного учреждения и (или) в коллективных договорах. Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается. При распределении поощрительных выплат по результатам труда учитывается мнение профсоюзной организации.

Примерные критерии для распределения поощрительных выплат по результатам труда приведены в приложении № 3 к заявке по направлению ««Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)».

 

VIII. Гарантии по оплате труда

 

Заработная плата работников общеобразовательных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (ставок) заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.

Ниже приведены показатели по направлению «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)», характеризующие результаты, которые планируется достичь в рамках реализации регионального комплексного проекта модернизации образования (табл. 1.6).


Таблица 1.6

Показатели, характеризующие результаты введения новой системы оплаты труда

работников общеобразовательных учреждений

 

п/п

Наименование показателя

Обязательства,%

2006 г. факт.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1.

Рост абсолютного значения средней зарплаты учителей за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 года

0

25

56

95

2.

Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразо­вательных учреждений

60

63

67

70

3.

Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на новую систему оплаты труда

0

100

100

100

4.

Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике

0

100

100

100

 

В результате реализации мероприятий по введению новой системы оплаты труда работников общего образования должностной оклад у учителя, имеющего высшую квалификационную категорию, увеличится в 3,35 раза и составит 17288,38 руб. вместо 5154,01 руб. в данное время.


1.2. Комплекс мероприятий по реализации направления

 

Описание ситуации.

Предпосылки перехода на новую систему оплаты труда

работников общего образования

 

В настоящее время регулирование оплаты труда работников общего образования осуществляется на основе тарифной системы оплаты труда (ЕТС), включающей в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 мая 2006 г. № 111 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики».

Повышение тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки производится регулярно в соответствии с нормативными правовыми актами Чувашской Республики. Рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в отрасли «Образование» составил: 2001 год – 45,4% к 2000 году; 2002 год – 71,9% к 2001 году; 2003 год – 14,8% к 2002 году; 2004 год – 23,6% к 2003 году; 2005 год – 30,3% к 2004 году; 2006 год (январь – ноябрь) – 31,1% к аналогичному периоду 2005 года.

При этом надо отметить, что средняя заработная плата в целом по экономике в республике увеличивается не менее быстрыми темпами, но отношение средней заработной платы в образовании к средней заработной плате в целом по экономике в Чувашской Республике остается примерно на одном уровне, а в 2004 – 2006 годах наблюдается определенная положительная динамика (табл. 1.7).

 

Таблица 1.7

Данные о средней заработной плате работников образования

в Чувашской Республике, руб.

Наименование

показателя

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

январь – ноябрь

1. Средняя заработная плата работников образования в Чувашской Республике

724

1053

1810

2078

2568,7

3345,8

4322,0

2. Средняя заработная плата в целом по экономике в Чувашской Республике

1196

1726

2461

3215

4061,3

5073,1

6218,4

 

Отношение средней заработной платы в образовании к средней заработной плате в целом по экономике в Чувашской Республике следующее: 2001 год – 61%; 2002 год – 73,5%; 2003 год – 64,6%; 2004 год – 63,2%; 2005 год – 65,9%; 2006 год (январь – ноябрь) – 69,5%.

В целом по Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) отношение средней заработной платы в образовании к средней заработной плате по экономике находится примерно на таком же уровне (61,6% в 2003 г., 62,4% в 2004 г., 64,1% в 2005 г.), но в абсолютных цифрах показатели по Чувашской Республике ниже, чем в целом по Российской Федерации (в 2005 г. в Чувашской Республике среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по отрасли «Образование» составила 3345,8 руб., в Российской Федерации в целом – 5477,9 руб.; средняя зарплата по экономике в Чувашской Республике – 5073,1 руб., по Российской Федерации – 8550,2 руб.).

В настоящее время действующими являются тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2006 г. № 240 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики». С 1 октября 2006 г. тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики установлена в размере 1221 руб. в месяц, а органами местного самоуправления приняты аналогичные решения в отношении оплаты труда работников муниципальных организаций.

Несмотря на то, что Чувашская Республика является дотационным регионом, еще до перехода на новую систему оплаты труда работников общего образования в республике принимаются меры для материальной поддержки работников сферы образования как за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, так и за счет средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Так, ставки заработной платы (оклады) педагогических и руководящих работников повышаются:

- до 25% согласно Указу Президента Чувашской Республики от 22 января 2000 г. № 8 «О мерах по увеличению денежных доходов населения»;

- на 5% согласно Указу Президента Чувашской Республики от 8 августа 2005 г. № 66 «Об увеличении оплаты труда работников бюджетной сферы в Чувашской Республике».

Указом Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова от 5 октября 2005 г. № 101 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике» учреждены 30 грантов по 10 тыс. руб. – педагогическим работникам, 20 грантов по 200 тыс. руб. – образовательным учреждениям.

Кроме того, необходимо отметить, что с введением нормативного бюджетного финансирования увеличился надтарифный фонд оплаты труда на стимулирующие выплаты с 9 до 25%, а с 2005 года появилась возможность увеличения фонда оплаты труда на дифференцированную оплату труда педагогических работников на основе аттестации на 10%.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» Чувашской Республике на государственную поддержку государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2006 году было выделено:

- в виде субсидий - 33,0 млн. руб. (для 33 школ – победителей конкурсного отбора);

- на денежное поощрение лучших учителей – 11,2 млн. руб. (для 112 учителей – победителей конкурсного отбора);

- на выплату денежного вознаграждения педагогическим работникам, выполняющим функции классного руководителя – 108,491 млн. руб.

В консолидированном бюджете Чувашской Республики на 2006 год на стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, было предусмотрено 4,0 млн. руб., поощрение лучших учителей – 0,3 млн. руб., государственную поддержку способной и талантливой молодежи – 12,04 млн. руб., информатизацию образования – 5,1 млн. руб., дополнительное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя – 21,0 млн. руб. Аналогичные суммы запланированы и на 2007 год.

При введении новой системы оплаты труда, особенно в условиях дотационного региона, повышение заработной платы невозможно без использования внутренних ресурсов и сокращения непроизводительных расходов. Анализ статистических данных позволяет определить возможные направления изыскания дополнительных резервов.

За период с 2002 по 2006 год количество учащихся в общеобразовательных учреждениях уменьшилось на 24,59% (с 190607 чел. в 2002 году до 143742 чел. в 2006 году). Количество общеобразовательных учреждений уменьшилось на 15,3% (с 662 в 2002 году до 561 в 2006 году). Наполняемость классов в городской местности за этот период несколько снизилась (с 25,8 в 2002 году до 25,0 в 2006 году) и находится в соответствии нормами СанПиН, а в сельской местности несколько возросла (с 15,6 в 2002 году до 16,0 в 2006 году).

При этом за этот же период число штатных единиц в общеобразовательных учреждениях уменьшилось на 16% (с 34100,79 в 2002 году до 28622,02 в 2006 году), а количество человек, работающих в общеобразовательных учреждениях, уменьшилось на 13,58% (с 29199 в 2002 году до 25235 в 2006 году), в том числе:

- учителей: количество штатных единиц уменьшилось на 22,2% (с 17786,1 в 2002 году до 13841,33 в 2006 году), число работающих физических лиц – на 18,38% (с 16078 в 2002 году до 13123 в 2006 году);

- административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала: количество штатных единиц уменьшилось на 9,4% (с 16314,69 в 2002 году до 14780,69 в 2006 году), число работающих физических лиц – на 7,69% (с 13121 в 2002 году до 12112 в 2006 году).

Средняя нагрузка педагогов в неделю за последние несколько лет изменилась незначительно (с 21,9 часа в 2003 году до 21,0 часа в 2006 году).

В 2006 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в общеобразовательных учреждениях составила 4193,0 руб., в том числе у учителей – 5368,0 руб., у административно-управленческого персонала – 4465 руб., у прочих работников – 1883,0 руб.

Очевидно, что для успешного внедрения новой системы оплаты труда, тем более в условиях дотационной республики, необходимо сочетать меры по ее внедрению с дальнейшей работой по оптимизации как сети общеобразовательных учреждений, так и кадрового состава работников общеобразовательных учреждений с учетом возможных социальных рисков, а также с совершенствованием системы аттестации и развитием государственно-общественного управления образованием.

Таким образом, реализация Комплексного проекта модернизации образования по направлению «Введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей» сможет помочь достичь следующей основной цели: повышение качества образования через увеличение мотивации работников общеобразовательной сферы к качественному результату труда и создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров.

К настоящему времени уже реализован ряд мероприятий, направленных на разработку и внедрение новой системы оплаты труда работников общего образования:

- проведен анализ действующей системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и ее эффективности;

- проведено изучение имеющегося опыта в части используемых систем оплаты труда в образовании, ориентированных на оплату в зависимости от его качества;

- проведен анализ социальных и иных рисков при внедрении новой системы оплаты труда;

- разработана Концепция новой системы оплаты труда работников общего образования;

- определена потребность в финансовых средствах на введение новой региональной системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в соответствии с разработанной Концепцией, (табл. 1.8).

 


Таблица 1.8

Финансово-экономическое обоснование

 

Категории работников

общеобразовательных учреждений

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1. Учителя:

 - численность, чел.

 - средняя заработная плата, руб.

 

11771

4498

 

11210

5623

 

10680

7029

 

10270

8786

дополнительная потребность на увеличение заработной платы при введении НСОТ, млн. руб.

 

-

153,0

 

11210 • 5623 • 12 • 1,262 = 54,6

11771 • 4498 • 12 • 1,262 = =801,8

183,0

 

10680 • 7029 • 12 • 1,262 = = 1137,0

230,0

 

10270 • 8786 • 12 • 1,262 = = 1366,5

2. Руководители (включая заместителей):

 - численность, чел.

 

 

1365

 

 

1345

 

 

1320

 

 

1300

 - средняя заработная плата, руб.

 

5512

 

6890

 

8613

 

10800

 - дополнительная потребность на увеличение заработной платы при введении НСОТ, млн. руб.

 

-

27,0

 

1345 • 6890 • 12 • 1,262 = 140,4

1365 • 5512 • 12 • 1,262 = 114,0

32,0

 

1320 • 8613 • 12 • 1,262 =

= 172,2

40,0

 

1300 • 10800 • 12 • 1,262 =

= 213,0

3. Другие педагогические работники, не ведущие образовательную деятельность:

 - численность, чел.

 

 

 

2149

 

 

 

2130

 

 

 

2110

 

 

 

2100

 - средняя заработная плата, руб.

3864

4830

6040

7550

 - дополнительная потребность на увеличение заработной платы при введении НСОТ, млн. руб.

-

30,0

 

2130 • 4830 • 12 • 1,262 = 155,8

2149 • 3864 • 12 • 1,262 = 125,8

37,0

 

2110 • 6040 • 12 • 1,262 =

= 193,0

47,0

 

2100 • 7550 • 12 • 1,262 =

= 240,0

Итого дополнительная потребность, млн. руб.

-

210,0

252,0

317,0

Дополнительная потребность на создание фонда стимулирования, млн. руб.

-

 

110,0

 

150,0

 

182,0

Всего дополнительная потребность на введение НСОТ, млн. руб.

-

 

320,0

 

402,0

 

499,0

 

В Чувашской Республике 93,1% учителей имеют высшее образование, стаж педагогической работы до 2 лет имеют 2,5%, от 2 до 5 лет – 4,5%, от 5 до 10 лет – 10,1%, от 10 до 20 лет – 38,7%, свыше 20 лет – 44,2%. Средняя тарифная ставка учителя с высшим образованием по действующей системе оплаты труда равна 3641,3 руб. В условиях НСОТ она составит 6945,4 руб. При этом в период с 2006 по 2009 год (включительно) количество учителей ориентировочно уменьшится на 9% к уровню 2006 года.

Значительно увеличится заработная плата педагогических работников, имеющих квалификационные категории. Наличие второй квалификационной категории увеличивает должностной оклад в 1,5 раза, первой – в 2 раза, а высшей квалификационной категории - в три раза. Например, заработная плата учителя, имеющего высшую квалификационную категорию, составит более 17 тыс. руб.

Новая система оплаты труда вводится в Чувашии в три этапа:

- первый этап - с 1 сентября 2007 г.;

- второй этап - с 1 сентября 2008 г.;

- третий этап - с 1 сентября 2009 г.


Таким образом, дополнительная потребность в средствах на введение НСОТ (с учетом создания фонда стимулирования) составляет 320,0 млн. руб. в 2007 году, 402,0 млн. руб. в 2008 году и 499,0 млн. руб. в 2009 году.

В случае выигрыша Чувашской Республики в конкурсе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, источниками покрытия требующихся расходов будут:

- средства, ранее запланированные в республиканском бюджете Чувашской Республики и бюджетах муниципальных образований на приобретение учебного оборудования, ремонтные работы, повышение квалификации педагогических работников, которые будут высвобождены в связи с финансированием ряда мероприятий в рамках комплексного проекта модернизации образования за счет субсидии из федерального бюджета на развитие материальной базы и организационной инфраструктуры образования (согласно проекту заявки Чувашская Республика претендует на получение из федерального бюджета субсидии на реализацию регионального комплексного проекта модернизации образования в размере 320,0 млн. руб. в год, то есть 960,0 млн. руб. за период с 2007 по 2009 год);

- дополнительно (сверх 320 млн. руб. в год) выделенные средства из республиканского бюджета Чувашской Республики: в 2008 году – 82 млн. руб., в 2009 году – 179 млн. руб.

В 2007 - 2009 годах планируется ежегодно обучать по вопросам введения НСОТ не менее 2000 финансовых и административных работников муниципальных органов управления образованием и школ. Источником финансирования обучения будут средства республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренные на повышение квалификации, переподготовку специалистов и руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. В 2006 году стоимость обучения одного слушателя в год составила 1850 руб. Общая сумма финансовых средств, направляемых на обучение финансовых и административных работников муниципальных органов управления образованием и школ по вопросам НСОТ составит 15,1 млн. руб.

В 2007 г. предполагается разработать проект закона Чувашской Республики о нормативном бюджетном финансировании, где будет предусмотрено, что доля расходов на приобретение учебно-наглядных пособий и учебного оборудования в нормативе бюджетного финансирования к 2010 году будет доведена до 10%, в настоящее время она составляет 6,2%.

 


Таблица 1.9

Аннотированный перечень нормативных правовых и инструктивно-методических документов

по введению новой системы оплаты труда работников образования в Чувашской Республике

 

п/п

Наименование документа

Краткое содержание документов

(аннотация)

Сроки

разработки

введения

в действие

Нормативные правовые акты

1.

Закон Чувашской Республики «О новой системе оплаты труда работников образования в Чувашской Республике»

 

Содержит основные принципы, цели, сроки и этапы введения новой системы оплаты труда работников образования в Чувашской Республике, определяет гарантии по оплате труда, дает характеристику базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда, введение регионального регламента участия органов самоуправления образовательных учреждений, профсоюзов в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда

II квартал

2007 г.

с 1 сентября

2007 г.

2.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «О новой системе оплаты труда работников образования в Чувашской Республике»

 

Утверждает Концепцию новой системы оплаты труда работников общего образования, которая содержит:

- правовые основы методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике;

- принципы формирования фонда оплаты труда работников государственного общеобразовательного учреждения;

- принципы формирования и распределения фонда оплаты труда государственного общеобразовательного учреждения на базовую и стимулирующую части;

- принципы определения стоимости бюджетной образовательной услуги в государственном общеобразовательном учреждении;

- принципы формирования специальной части фонда оплаты педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс;

- принципы формирования и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда государственного общеобразовательного учреждения;

- правила расчета заработной платы руководителя государственного общеобразовательного учреждения и педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

- порядок и условия распределения стимулирующей части фонда оплаты труда госуарственного общеобразовательного учреждения, условия выплаты стимулирующей части ФОТ.

Утверждает объемные показатели деятельности государственных общеобразовательных учреждений и порядок отнесения их к группам по оплате труда руководителей

II квартал

2007 г.

с 1 сентября

2007 г.

3.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики «Об утверждении примерных показателей (индикаторов) результативности и эффективности работы руководителей и педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений»

Содержит перечень показателей (индикаторов), характеризующих качество и результаты работы руководителей и педагогических работников для установления стимулирующих выплат

II квартал

2007 г.

с 1 сентября

2007 г.

4.

Нормативные правовые акты представительных или исполнительных органов власти муниципальных районов и городских округов, утверждающие новую систему оплаты труда работников муниципальных учреждений общего образования

Утверждают Концепцию новой системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального района и городского округа, объемные показатели деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и порядок отнесения их к группам по оплате труда руководителей

II квартал

2007 г.

с 1 сентября

2007 г.

5.

Приказы органов управления образованием муниципальных районов (городских округов) Чувашской Республики «О Порядке проведения тарификации работников муниципальных образовательных учреждений»

Содержат характеристику работ по определению размеров тарифных ставок (окладов), размеров доплат, надбавок, порядок работы тарификационной комиссии

III квартал

2007 г.

III квартал

2007 г.

6.

Приказы общеобразовательных учреждений «Об утверждении показателей (индикаторов) результативности и эффективности работы руководителей и педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений», приказы органов управления образованием для определения показателей результативности работы руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений

Содержат Перечень показателей (индикаторов), характеризующий качество и результаты работы руководителей и педагогических работников для установления стимулирующих выплат

II квартал

2007 г.

с 1 сентября

2007 г.

Инструктивно-методические документы

1.

Методические рекомендации по оплате труда руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений

Документ содержит описание принципов оплаты труда, условий стимулирования руководителей и педагогических работников, базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда, их размеров, а также показателей, характеризующих качество и результаты работы руководителей и педагогических работников

III квартал

2007 г.

с 1 сентября

2007 г.

2.

Методические рекомендации о примерных должностных обязанностях учителя

Рекомендации разъясняют, как обеспечивается учет в оплате труда учителя всех видов деятельности учителя (учебная нагрузка, внеурочная работа по преподаваемому предмету, классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебным кабинетом, учебно-опытным участком и др.)

III квартал

2007 г.

с 1 сентября

2007 г.

 

Таблица 1.10

План-график мероприятий по введению новой системы оплаты труда

работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей

 

Мероприятие

Срок

реализации

Дальнейшее использование результатов

Разработка проекта и принятие Закона Чувашской Республики «О новой системе оплаты труда работников образования в Чувашской Республике»

II квартал

2007 г.

 

Изменение системы оплаты труда работников образования для повышения их доходов в зависимости от качества и результативности труда с 1 сентября 2007 г.

Разработка проекта и принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «О новой системе оплаты труда работников образования в Чувашской Республике»

II квартал

2007 г.

 

Реализация Закона Чувашской Республики «О новой системе оплаты труда работников образования в Чувашской Республике»

Разработка показателей (индикаторов) результативности и эффективности работы руководителей и педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений

II квартал

2007 г.

 

Использование показателей (индикаторов) для оценки качества и результатов работы руководителей и педагогических работников при установлении стимулирующих выплат

Разработка инструктивно-методических рекомендаций по оплате труда руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений

III квартал

2007 г.

Методическое сопровождение введения новой системы оплаты труда

Разработка методических рекомендаций о примерных должностных обязанностях учителя

III квартал

2007 г.

На основании методических рекомендаций во всех общеобразовательных учреждениях будут разработаны примерные должностные обязанности учителя, включающие урочную работу, внеурочную работу по преподаваемому предмету, классное руководство, проверку письменных работ, работу по заведованию учебным кабинетом, учебно-опытным участком и др.

Разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов, обеспечивающих внедрение новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях

III квартал

2007 г.

Обеспечение перехода на новую систему оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений

Проведение общественного обсуждения Концепции новой системы оплаты труда работников общего образования и согласование Концепции с профсоюзом (с использованием форума на сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики)

II - III кварталы

2007 г.

Информирование работников образования о принципах новой системы оплаты труда, ее преимуществах перед ЕТС

Внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие процесс нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в части фонда оплаты труда на основе новой системы оплаты труда

III квартал

2007 г.

Учитывается при разработке Закона Чувашской Республики «О нормативном бюджетном финансировании в сфере образования»

Проведение обучения финансовых и административных работников муниципальных органов управления образованием и школ по введению новой системы оплаты труда

III квартал

2007 г.

Повышение квалификации руководителей органов образования, образовательных учреждений и финансовых работников

Апробация новой системы оплаты труда

II квартал

2007 г.

 

На примере Чебоксарского района и г. Канаша

Доработка новой системы оплаты труда по итогам апробации

III квартал

2007 г.

Учет предложений при разработке НСОТ

Введение новой системы оплаты труда во всех муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики

III квартал

2007 г

Введение НСОТ во всех образовательных учреждениях, реализующих программу начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования