Назад (Евставьева Н. М.), назад (педагогическая копилка)
Урок информатики в 4 классе.
(1-ый год обучения)
Тема урока:
« Информация и органы чувств»
-Аннотация: В обычной жизни каждый человек получает огромное количество информации. Научиться систематизировать ее, понимать,
анализировать учит информатика. Уметь отличать разные виды инфор мации, каналы ее получения и с помощью каких органов чувств-
поможет узнать этот урок.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с видами информации на основе
классификации по каналам восприятии;
2.Развивать познавательные навыки, самостоятельность,
мышление;
3.Воспитание познавательной потребности, интереса к пред-
мету и дисциплинированности.
План урока:
1.Обьявление новой темы:
-Мы уже знаем, что на уроках информатики учимся подавать, воспринимать, обрабатывать информацию. На этом же уроке нам предстоит познакомиться с видами информации по каналам восприятия.
2.Знакомство с новой темой:
-Слово ИНФОРМАЦИЯ означает сведения об окружающем мире. Вокруг
нас много источников информации: природа, книги, теле и радиопередачи
и так далее. Всю информацию человек получает с помощью пяти чувств:
вкуса, обоняния, осязания, слуха, зрения.
(Далее пользуюсь показом слайдов)
Глаз – главный помощник человека.
1. Беседа:
- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств.)
Какие органы нам помогают воспринимать окружающий мир? Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
Заучивание слов:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
- А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Два братца через дорогу живут, друг-друга не видят.(Глаза)
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте не видит он, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
Почему? (Они помогают видеть все, что вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза ! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?(Прекрасные, ясные чистые, огромные, веселые и т.д.).
Какие бывают цвет глаз? Кокой бывает величина глаз? ( Можно показать строение глаза). Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Цветная колечко).
Это радужная оболочка, или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка-роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через хрусталик и зрачок и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
2.Опыт (дети наблюдают). Яркий свет – зрачок сужается, слабый- расширяется.
-Глаз устроен из очень нежных тканей. Они хорошо защищены.
-Как защищены глаза ? ( Веки, ресницы защищают их)
-Что еще оберегает глаза? Загадка поможет вам дать ответ:
Под мостом мостищем, под собольком соболищем два соболька разыгрались. (Брови и глаза.)
-Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
–А зачем человеку слёзы? (Тоже защищают глаза от пыли).
3.Оздоровительная минутка.
(Гимнастика для глаз).
– Если глаза устали, выполните такие упражнения:
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами:
Налево –вверх–направо–вниз;
Направо–вверх–налево–вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперёд руки. Следите взглядом за ногтями указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отведите обратно. Повторите 5 раз.
4.Посмотрите в даль в окно 1 минуту.
4 Игра “Полезно– вредно”.
–Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, а что вредно:
Читать лёжа; смотреть на яркий свет;
смотреть близко телевизор;
промывать глаза по утрам;
оберегать глаза от ударов;
тереть глаза грязными руками;
читать при хорошем освещении;
5 Правила бережного отношения к зрению:
Умываться по утрам; не читать лёжа;
смотреть телевизор не более 1–1.5 часа в день;
не читать в транспорте;
оберегать глаза от попаданий в него инородных предметов;
при чтении и письме свет должен освещать страницу слева;
расстояние от глаз до текста должно быть 30–35 см;
употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец–красный);
делать гимнастику для глаз; укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
6. Если вы носите очки:
Не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться;
берегите свои «вторые» глаза;
храните их в футляре;
не кладите стёклами вниз;
снимайте очки во время занятий спортом.
ФИЗМИНУТКА
Цель – снятие утомления глаз.
Как на горке – снег, снег,
Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.
И под горкой – снег, снег,
Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.
И на елке – снег, снег,
Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.
А под снегом спит медведь.
Присесть, сложить ладони вместе у щеки(«уснуть»)
Тише, тише. Не шуметь!
Приложить указательный палец ко рту(«тс-с-«)
3 . Закрепление новой темы:
(Задания выполняются детьми с помощью компьютера - § 3 по Матвеевой –«Рабочие тетради»).
Физкультминутка «Цапля»
( под руководством учителя):
Цель- снятие общего утомления.
Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала.
Шейкой длинной повертела, повертела.
Всю округу осмотрела, осмотрела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась.
Вся встряхнулась, вся встряхнулась.
И укрывшись в камыши
Затаилась, улыбнулась.
4.Самостоятельная работа с помощью раздаточного материала.
5.Обсуждение работ учащихся.
6.Домашнее задание:
Найти в учебнике «Природоведение» тему «Органы чувств» и прочитать.
7.Подведение итогов урока.
Раздаточный материал
1.С помощью какого органа чувств можно по запаху определить, что в чашке?
язык |
|
нос |
|
ухо |
|
глаз |
|
кожа |
2.Укажи, какой орган чувств несет нам информацию о том, что на улице день?
кожа |
|
язык |
|
уши |
|
глаза |
|
нос |
3.Мы получаем звуковую информацию, когда
видим молнию |
|
слушаем радио |
|
нюхаем цветы |
|
пишем письмо |
|
едим кашу |
4.Отметь пример вкусовой информации:
журчание ручейка |
|
вкус арбуза |
|
крик чайки |
|
запах краски |
|
Вид на море |
5.Человек получает осязательную информацию, когда
Пьет чай |
|
ощущает тепло |
|
слушает музыку |
|
решает задачу |
|
поет песню |