Назад (Евставьева Н. М.), назад (педагогическая копилка)

Урок информатики в  4 классе.

                      (1-ый год обучения)

                                   Тема урока:

                   « Информация и органы чувств»

 -Аннотация:  В обычной жизни каждый человек получает огромное количество  информации. Научиться систематизировать ее, понимать,

анализировать учит информатика. Уметь отличать разные виды инфор мации, каналы ее получения и с помощью каких органов чувств-

поможет узнать этот урок.

                                      Задачи  урока:

        1.Познакомить учащихся с видами информации на основе

классификации по каналам восприятии;

       2.Развивать познавательные навыки, самостоятельность,

мышление; 

         3.Воспитание познавательной потребности, интереса к пред-

мету и дисциплинированности. 

                 План урока:

             1.Обьявление новой темы:

 -Мы уже знаем, что на уроках информатики учимся подавать, воспринимать, обрабатывать информацию. На этом же уроке нам предстоит познакомиться с видами информации по каналам восприятия.

            2.Знакомство с новой темой:

 -Слово ИНФОРМАЦИЯ означает сведения об окружающем мире. Вокруг

нас много источников информации: природа, книги, теле и радиопередачи

и так далее. Всю информацию человек получает с помощью пяти чувств:

вкуса, обоняния, осязания, слуха, зрения.

     (Далее пользуюсь показом слайдов)

    Глаз – главный помощник человека.

                      1. Беседа:

- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств.)

Какие органы нам помогают воспринимать окружающий мир? Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Заучивание слов:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

 

    - А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Два братца через дорогу живут, друг-друга не видят.(Глаза)

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте не видит он, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Почему? (Они помогают видеть все, что вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)

Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас  глаза ! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?(Прекрасные, ясные чистые, огромные, веселые и т.д.).

Какие бывают цвет глаз? Кокой бывает величина глаз? ( Можно показать строение глаза). Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Цветная колечко).

Это радужная оболочка, или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка-роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через хрусталик и зрачок и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

        2.Опыт  (дети наблюдают). Яркий свет – зрачок сужается, слабый- расширяется.

-Глаз устроен из очень нежных тканей. Они хорошо защищены.

-Как защищены глаза  ? ( Веки, ресницы защищают их)

-Что еще оберегает глаза? Загадка поможет вам дать ответ:

          Под мостом мостищем, под собольком  соболищем два соболька разыгрались. (Брови и глаза.)

-Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

А зачем человеку слёзы? (Тоже защищают глаза от пыли).

               3.Оздоровительная минутка.

                                     (Гимнастика для глаз).

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

    1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

    2. Делайте круговые движения глазами:

Налево –вверх–направо–вниз;

Направо–вверх–налево–вниз. Повторите 10 раз.

         3. Вытяните вперёд руки. Следите взглядом за ногтями указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отведите обратно. Повторите 5 раз.

    4.Посмотрите в даль в окно 1 минуту.

      4 Игра “Полезно– вредно”.

–Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, а что вредно:

                         Читать лёжа;  смотреть на яркий свет;

                         смотреть близко телевизор;

                         промывать глаза по утрам;

                         оберегать глаза от ударов;

                         тереть глаза грязными руками;

                         читать при хорошем освещении;

                5 Правила бережного отношения к зрению:

     Умываться по утрам; не читать лёжа;

     смотреть телевизор не более 1–1.5 часа в день;

      не читать в транспорте;

      оберегать глаза от попаданий в него инородных предметов;

      при чтении и письме свет должен освещать страницу слева;

     расстояние от глаз до текста должно быть 30–35 см;

     употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец–красный);

    делать гимнастику для глаз;  укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

                            6. Если вы носите очки: 

      Не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться;

                      берегите свои «вторые» глаза; 

                      храните их в футляре;

                      не кладите стёклами вниз;

                      снимайте очки во время занятий спортом.

                       ФИЗМИНУТКА

                           Цель – снятие утомления глаз.

                                 Как на горке – снег, снег,

           Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.

                                И под горкой – снег, снег,

           Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.

                                И на елке – снег, снег,

            Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.

                                А под снегом спит медведь.

            Присесть, сложить ладони вместе у щеки(«уснуть»)

                                Тише, тише. Не шуметь!

             Приложить указательный палец ко рту(«тс-с-«)

                 3 . Закрепление новой темы:

 (Задания выполняются детьми с помощью компьютера - § 3 по Матвеевой –«Рабочие тетради»).

              Физкультминутка «Цапля»

               ( под руководством учителя):

              Цель- снятие общего утомления.

                      Цапля весело гуляла,

                     Всех лягушек разогнала.

                     Покачалась, покачалась,

                     Тину с лапок обобрала.

                    Шейкой длинной повертела, повертела.

                    Всю округу осмотрела, осмотрела.

                    К солнцу сладко потянулась, потянулась.

                    Вся встряхнулась, вся встряхнулась.

                    И укрывшись в камыши

                    Затаилась, улыбнулась.

                 4.Самостоятельная работа с помощью раздаточного материала.

                 5.Обсуждение работ учащихся.

                 6.Домашнее задание:

 Найти в учебнике «Природоведение» тему «Органы чувств» и прочитать.

                 7.Подведение итогов урока.

                    Раздаточный материал

  1.С помощью какого органа чувств можно по запаху определить, что     в чашке?

 

 язык

 

  нос

 

  ухо

 

 глаз

 

 кожа

    2.Укажи, какой орган чувств несет нам информацию о том, что на улице день?

 

 кожа

 

 язык

 

 уши

 

 глаза

 

  нос

 

   3.Мы получаем звуковую информацию, когда

 

видим

молнию

 

слушаем

радио

 

нюхаем

цветы

 

пишем

письмо

 

едим

кашу

 

  4.Отметь пример вкусовой информации:

 

журчание

ручейка

 

вкус

арбуза

 

крик

чайки

 

запах

краски

 

Вид на море

 

  5.Человек получает осязательную информацию, когда

 

Пьет

чай

 

ощущает

тепло

 

слушает

музыку

 

решает

задачу

 

поет

песню

 

Назад (Евставьева Н. М.), назад (педагогическая копилка)