Назад (Евставьева Н. М.), назад (педагогическая копилка)
Океаны и моря на Земле текут не зря
3 класс
Тема: Вода в природе.
Класс оформлен в виде корабля: мачты, флаги, сети, веревочные лестницы, спасательные круги, штурвал
Ход:
Учитель: Команда, равняясь! Смирно! Смирно! Здравствуйте товарищи!
Дети: (хором) Здравия желаем, товарищ капитан!
Учитель: Вольно
Команда /дети/ садится на свои места.
— Дорогие друзья, сегодня на нашем научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море и что такое океан, какие бывают моря и океаны, какую пользу они приносят человеку. Мы исследуем морские и океанские глубины, узнаем об их обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты. Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами, то есть младшим матросами. Для этого нам нужно выполнить задания.
Задание № 1
Учитель: если на карту земли посмотреть, земли на Земле всего одна треть. Странный вопрос возникает тогда: «Планета должна называться «Вода»?» Сколько воды на планете Земля?
Дети: Две трети
Учитель: Почему наша планета называется «Земля», а не «Вода»?
Дети: Если мысленно убрать с планеты воду, то под ней окажется земля.
Задание № 2
Учитель: Сколько морей и океанов образуют Мировой океан?
Дети: Четыре океана и семьдесят пять морей
Задание № 3
Учитель: Вспомните, чем славен каждый океан.
Дети: Всего на Земле океанов четыре. Индийский — самый соленый в мире! Атлантический — славен сельдями. Северный Ледовитый – спит подо льдом. Тихий – вовсе не тихий, а самый шумный, огромный, великий.
Задание № 4
Учитель: Назовите океаны в порядке убывания их площадей.
Дети: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Задание № 5
Учитель: Чем море отличается от океана?
Дети: Моря – это часть океана, которая вдается в сушу.
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданиями. Поздравляю вас с присвоением звания юнги.
Чтобы было удобнее работать дальше, класс нужно разделить на несколько групп:
— исследователей морской воды,
— исследователей морских животных;
— экологов (людей, занимающихся изучением и охраной природы)
— Юнги! Слушай мою команду: полный вперед! Поднять якоря! Откройте атласы и давайте сверим маршрут, по которому нам предстоит пройти. Наш корабль вышел из порта Мурманск. Конечная точка маршрута – порт Владивосток. По каким морям пройдет наш корабль?
Дети: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское.
Учитель: Юнги, а каким цветом изображены на карте моря и океаны?
Дети: Синим и голубым.
Учитель: Раз речь зашла о цвете морей и океанов, предоставим слово исследователям морской воды.
Выходит группа исследователей морской воды.
Ученик 1: Каждое море имеет свой цвет, который меняется в зависимости от разных условий: от погоды, цвета водорослей, песка, цвета обитателей и даже времени суток.
Ученик 2: Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки,
Море может быть зеленым
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мягкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Ученик 3: Море может быть в час заката
То лиловым, то говорливым,
С гордой гривой в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море
Но бывает оно и черным
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым
Дети садятся на свои места.
Учитель: А теперь давайте немного послушаем шум морских волн. Закройте глаза.
Звучит запись морского прибоя. Появляется Нептун.
Нептун: Я пучинный повелитель,
Грозный царь соленых вод
И хотите, не хотите ль –
Только дальше, извините,
Ваш корабль е пойдет. Вот!
Учитель: Да это же сам Нептун! Царь морей и океанов.
Нептун: Да, я – Нептун! И без меня вы дальше не поплывете!
Учитель: Тогда поплыли вместе.
Нептун: Согласен! А это кто?
Учитель: Юные исследователи.
Нептун: Интересно! А на мои вопросы они смогут ответить? Можно ли пить морскую воду?
Выходят группа исследователей: морская вода.
Ученик 4: Морскую воду пить нельзя, так как в ней растворено много различных солей (35 граммов на литр воды). Это примерно спичечный коробок на литровую банку воду. В морской воде так же есть иод. Поэтому морская вода имеет солено-горький вкус и запах иода.
Учитель проводит опыт по получению морской воды.
Ученик 5: Купания в морской воде очень полезно для здоровья человека. В аптеках продается морская соль для того, чтобы принимать морские ванны в домашних условиях.
Ученик 6: На нашей планете есть Мертвое море. Если хлебнуть глоток его воды, то она жжется, как едкая жидкость. Если войти в него по колено, то трудно передвигать ноги, так тяжела его вода. На 1 литр воды приходится 8 коробков соли.
Нептун: Ну, молодцы!
Учитель: И у меня для вас вопрос, юнги. Какое море нельзя найти на нашей планете?
(На доске плакат: синее, красное, белое, черное, желтое).
— выберите, но только правильно, а то Нептун обидится.
Дети: Синее
Нептун: Молодцы!
А теперь слово предоставляется исследователям морских растений.
Ученик 7. Подводный мир растений так же разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня мы поговорим о водорослях.
Ученик 8: Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы из морской капусты – одной из разновидностей водорослей.
Ученик 9:Ценность морской капусты в том, что в ней содержатся много минеральных солей, необходимых организму человека, а также иод, недостаток которого влияет на умственные способности. Даже в соль, которая продается в магазине, добавляется иод.
Ученик 10: На побережье Дальнего Востока и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема.
Нептун: А кто из вас, специалистов знает, что нельзя положить в морской винегрет. На доске плакат: морская капуста, морской салат, морские огурцы, морская свекла.
Ученик 10: Морскую свеклу.
Нептун: Правильно.
Дети садятся на места.
Учитель: А как вы думаете, какая связь между боксерскими перчатками и морскими водорослями, между мороженым и морскими водорослями.
Дети: Иногда для набивки боксерских перчаток используют морские водоросли. Как добавка в мороженое идут также морские водоросли.
Учитель: Сейчас с необычным докладом выступит научно-исследовательский центр, занимающийся изучением морских животных.
Дети разыгрывают сценку «Случай с Евсейкой» (по М. Горькому)
В середине класса на стуле сидит мальчик с удочкой в руках.
Автор: Однажды маленький мальчик Евсейка — очень хороший мальчик – сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба капризная и не клюет, а день был жаркий, стал Евсейка со скуки дремать и бултых! – свалился в воду.
Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонечко, потом нырнул и тотчас же достиг морского дна. Сел на камень смотрит вокруг.
Ползет, не торопясь, алая морская звезда, боком – боком двигается краб, а вот качается морская лилия, тащится морская черепаха, а над ее щитом играет летучая рыбка.
Морская звезда: Гляди-ка! Вот чудовище приплыла, два хвоста!
Краб: И чешуи нет, Фи!
Морская лилия: И плавников только два.
Морская черепаха: И жабр нет, ха! Чем он дышит?
Летучая рыбка: Вот урод, так урод!
Евсейка: Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек.
Автор: А вокруг – господи. Собралось много разных морских обитателей – числа нет! Проплыла мимо медуза, совсем как мокрый носовой платок, одно ухо щекочет камбала, а другое – щупает кальмар, даже по голове путешествует креветка, запуталась в волосах и дергает их.
На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит.
Голотурия: Желаю с вами познакомиться поближе.
Автор: Перед самым носом скачет морской конек и укоряет Евсейку.
Морской конек: Хорош! Хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-яй-яй!
Автор: Надоело терпеть эти издевательства. Евсейка ухватился за хвост рыбы- луны и поплыл к поверхности моря.
Евсейка: Ух ты! Вот я и вынырнул!
После сценки дети поясняют.
Ученик 11: Краб относится к ракообразным. У него 10 конечностей. Две передние – это мощные клешни, которыми он добывает пищу и обороняется.
Ученик 12: Медузы похожи на мокрый носовой платок. Но на самом деле они очень красивы. За 20 часов до начала шторма они уходят на дно, предупреждая об опасности.
Ученик 13: У морских черепах не просто ноги, а ласты, потому что они хорошие пловцы и ныряльщики. Самки черепах выползают на берег, вырывают ямку и откладывают 100- 200 яиц.
Ученик 14: Кальмаров часто называют спрутами. Них самые большие в мире глаза – полметра в диаметре.
Ученик 15: Передвигается кальмар, втягивая в себя воду, а потом выстреливая ее. В случае опасности он выбрасывает черную жидкость, которая скрывает его от преследователей.
Ученик 16: А если опасность грозит летучей рыбе, то она разгоняется, выныривает и пролетает некоторое расстояние над водой.
Ученик 17: Рыба камбала известна тем, что у нее оба глаза находятся на одном боку.
Ученик 18: На морском дне можно встретить морскую звезду.
Ученик 19: И рыбу-луну. Ну совсем как на небе.
Ученик 20: Живут в океанских водах морской конек и морской еж.
Ученик 21: Они совсем не похожи на наземных братцев.
Ученик 22: Еще в океанских водах живут морской огурец или голотурия, и морская лилия.
Ученик 23: Они тоже животные.
Учитель: Есть на морской дне удивительные животные, которые все принимают за растения. Они различны по форме: то напоминают олений рог, то веер, то мозг человека. И называются эти животные кораллами. Живые кораллами. Живые кораллы напоминают сказочный лес. Умирая, эти животные образуют полые острова. Встречаются коралловые рифы только в теплой чистой и соленой воде. Больше всего их около Австралии. Там даже есть Коралловое море. Из некоторых видов изготавливают украшения, а местные жители используют их для строительства. Немало морских обитателей показал наш центр исследователей морских животных. И каких морских обитателей знаете вы? Дети называют тех обитателей, которые еще не были названы.
Нептун: А вот и мое задание. Выберите, но только правильно, название рыб-инструментов. Все ли эти рыбы есть?
На доске плакат: рыба-молот, рыба-пила, рыба-топор, рыба-напильник.
Дети: Это рыба-молот и рыба-пила.
Нептун: Молодцы, правильно!
Учитель: Из многих рыб человек изготавливает консервы. Именно рыбы дают малышам любимый рыбий жир.
Выходят два представителя группы, исследователей морских животных.
Ученик 11: Вы, наверное, слышали про Книгу рекордов Гиннеса. У моря тоже есть свои рекорды.
Самое большое и тяжелое млекопитающее – кит, его длина – 33 метра, вес – 187 тонн. На спине такого гиганта могут поместиться 30 слонов, а в желудок уйдет грузовик пищи.
Ученик 12: Самая страшная рыба – акула. Акулы появились 100 миллионов лет назад, раньше, чем динозавры. Они очень прожорливы!
После Великой Отечественной войны в животе одной пойманной акулы нашли авиационную бомбу.
Самое быстрое животное морей и океанов – дельфин-касатка. Скорость его передвижения 55 км-час.
Нептун: Вот молодцы, порадовали старика!
Звучит сигнал «SOS»
Учитель: Звучит сигнал «SOS» - сигнал тревоги. Пришел черед выступить и экологам.
Выходит группа экологов.
Ученик 24: За последние годы люди нанесли огромный вред морю и его обитателям. Шел танкер, вез нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть разлилась по поверхности воды.
Ученик 25: пострадали птицы – чайки, утки гагары: садясь на воду, они уже не могли взлететь, потому что нефть склеила их перья, и они погибли. Нефть не пропускает солнечные лучи. Растения не вырабатывают кислород. Рыбам дышать нечем, и они тоже погибают.
Ученик 26: В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора. Однажды у далеких берегов случилась беда. Стали гибнуть киты. Они задыхались, так как в дыхательные пути или попадали полиэтиленовые пакеты, которые принесло морское течение.
Ученик 27: 250 лет назад в морях жили огромные неповторимые животные. Они мирно жевали растения. Назвали их морскими коровами.
Мясо морских коров оказалось очень вкусным. Люди начали на них охотиться. Животные не боялись людей и доверчиво плыли к ним. А те убивали их.
Прошли годы и морские коровы исчезли. Исчезли навсегда.
Учитель: Многим морским обитателям и сейчас грозит вымирание. Это кожистые морские черепахи, атлантический осетр, севанская форель.
Нептун: Спасибо, юнги. Про все рассказали, про все поведали, а вот про волшебные шары забыли. Может, вы, капитан, нас просветите?
Учитель: Для исследования морских глубин используют специальное оборудование: акваланги, скафандры, подводные лодки, батискафы, донные автоматы, глубоководные лаборатории. А вот как они действуют, юнги узнают, прочитав учебник.
Нептун прощается и уходит
— Мы неплохо потрудились. Давайте подведем итог нашей экспедиции.
Дети отвечают на вопросы:
· В чем отличие морской воды?
· О каких морских обитателях узнали?
· Почему надо охранять моря и океаны?
— Наше путешествие мне хочется закончить словами известного французского океанографа Жака Ив Кусто, который сказал «Если вы любите моря – вы спасете его»
Отдать якоря. Открыть бортовые журналы. Записать домашнее задание:
1. Прочитав в учебнике стр. 160-176
2. Составить таблицу «Растительный и животный мир морей и океанов»
3. Написать сочинение «Морское путешествие»