Назад (Евставьева Н. М.), назад (педагогическая копилка)

Океаны и моря на Земле текут не зря

3 класс

                      Тема: Вода в природе.

Класс оформлен в виде корабля: мачты, флаги, сети, веревочные лестницы, спасательные круги, штурвал

                                Ход:

Учитель: Команда, равняясь! Смирно! Смирно! Здравствуйте товарищи!

Дети: (хором) Здравия желаем, товарищ капитан!

Учитель: Вольно

Команда /дети/ садится на свои места.

— Дорогие друзья, сегодня на нашем научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море и что такое океан, какие бывают моря и океаны, какую пользу они приносят человеку. Мы исследуем морские и океанские глубины, узнаем об их обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты. Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами, то есть младшим матросами. Для этого нам нужно выполнить задания.

 Задание № 1

Учитель: если на карту земли посмотреть, земли на Земле всего одна треть. Странный вопрос возникает тогда: «Планета должна называться «Вода»?» Сколько воды на планете Земля?

 Дети: Две трети

Учитель: Почему наша планета называется «Земля», а не «Вода»?

Дети: Если мысленно убрать с планеты воду, то под ней окажется земля.

Задание № 2

Учитель: Сколько морей и океанов образуют Мировой океан?

Дети: Четыре океана и семьдесят пять морей

 Задание № 3

Учитель: Вспомните, чем славен каждый океан.

Дети: Всего на Земле океанов четыре. Индийский — самый соленый в мире! Атлантический — славен сельдями. Северный Ледовитый – спит подо льдом. Тихий – вовсе не тихий, а самый шумный, огромный, великий.

 Задание № 4

Учитель: Назовите океаны в порядке убывания их площадей.

Дети: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

 Задание № 5

Учитель: Чем море отличается от океана?

Дети: Моря – это часть океана, которая вдается в сушу.

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданиями. Поздравляю вас с присвоением звания юнги.

Чтобы было удобнее работать дальше, класс нужно разделить на несколько групп:

— исследователей морской воды,

— исследователей морских животных;

— экологов (людей, занимающихся изучением и охраной природы)

— Юнги! Слушай мою команду: полный вперед! Поднять якоря! Откройте атласы и давайте сверим маршрут, по которому нам предстоит пройти. Наш корабль вышел из порта Мурманск. Конечная точка маршрута – порт Владивосток. По каким морям пройдет наш корабль?

Дети: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское.

Учитель: Юнги, а каким цветом изображены на карте моря и океаны?

Дети: Синим и голубым.

Учитель: Раз речь зашла о цвете морей и океанов, предоставим слово исследователям морской воды.

 Выходит группа исследователей морской воды.

Ученик 1: Каждое море имеет свой цвет, который меняется в зависимости от разных условий: от погоды, цвета водорослей, песка, цвета обитателей и даже времени суток.

Ученик 2: Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки,

Море может быть зеленым

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня, свинцово-сизым,

С мягкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло-синим,

Просто светлым и просто синим.

 Ученик 3: Море может быть в час заката

То лиловым, то говорливым,

С гордой гривой в час прилива.

Море может быть голубое,

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою

То ли небо, а то ли море

Но бывает оно и черным

Черным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся, горбатым

 Дети садятся на свои места.

Учитель: А теперь давайте немного послушаем шум морских волн. Закройте глаза.

 Звучит запись морского прибоя. Появляется Нептун.

 Нептун: Я пучинный повелитель,

Грозный царь соленых вод

И хотите, не хотите ль –

Только дальше, извините,

Ваш корабль е пойдет. Вот!

Учитель: Да это же сам Нептун! Царь морей и океанов.

Нептун: Да, я – Нептун! И без меня вы дальше не поплывете!

Учитель: Тогда поплыли вместе.

Нептун: Согласен! А это кто?

Учитель: Юные исследователи.

Нептун: Интересно! А на мои вопросы они смогут ответить? Можно ли пить морскую воду?

Выходят группа исследователей: морская вода.

 Ученик 4: Морскую воду пить нельзя, так как в ней растворено много различных солей (35 граммов на литр воды). Это примерно спичечный коробок на литровую банку воду. В морской воде так же есть иод. Поэтому морская вода имеет солено-горький вкус и запах иода.

 Учитель проводит опыт по получению морской воды.

 Ученик 5: Купания в морской воде очень полезно для здоровья человека. В аптеках продается морская соль для того, чтобы принимать морские ванны в домашних условиях.

Ученик 6: На нашей планете есть Мертвое море. Если хлебнуть глоток его воды, то она жжется, как едкая жидкость. Если войти в него по колено, то трудно передвигать ноги, так тяжела его вода. На 1 литр воды приходится  8 коробков соли.

Нептун: Ну, молодцы!

Учитель: И у меня для вас вопрос, юнги. Какое море нельзя найти на нашей планете?

          (На доске плакат: синее, красное, белое, черное, желтое).

— выберите, но только правильно, а то Нептун обидится.

Дети: Синее

Нептун: Молодцы!

А теперь слово предоставляется исследователям морских растений.

Ученик 7. Подводный мир растений так же разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня мы поговорим о водорослях.

Ученик 8: Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы из морской капусты – одной из разновидностей водорослей.

Ученик 9:Ценность морской капусты в том, что в ней содержатся много минеральных солей, необходимых  организму человека, а также иод, недостаток которого влияет на умственные способности. Даже в соль, которая продается в магазине, добавляется иод.

Ученик 10: На побережье Дальнего Востока и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема.

Нептун: А кто из вас, специалистов знает, что нельзя положить в морской винегрет. На доске плакат: морская капуста, морской салат, морские огурцы, морская свекла.

Ученик 10: Морскую свеклу.

Нептун: Правильно.

 Дети садятся на места.

 Учитель: А как вы думаете, какая связь между боксерскими перчатками и морскими водорослями, между мороженым и морскими водорослями.

Дети: Иногда для набивки боксерских перчаток используют морские водоросли. Как добавка в мороженое идут также морские водоросли.

Учитель:  Сейчас с необычным докладом выступит научно-исследовательский центр, занимающийся изучением морских животных.

  Дети разыгрывают сценку «Случай с Евсейкой» (по М. Горькому)

     В середине класса на стуле сидит мальчик с удочкой в руках.

 Автор: Однажды маленький мальчик  Евсейка — очень хороший мальчик – сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба капризная и не клюет, а день был жаркий, стал Евсейка со скуки дремать и бултых! – свалился в воду.

Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонечко, потом нырнул и тотчас же достиг морского дна. Сел на камень смотрит вокруг.

Ползет, не торопясь, алая морская звезда, боком – боком двигается краб, а вот качается морская лилия, тащится морская черепаха, а над ее щитом играет летучая рыбка.

Морская звезда: Гляди-ка! Вот чудовище приплыла, два хвоста!

Краб: И чешуи нет, Фи!

Морская лилия: И плавников только два.

Морская черепаха: И жабр нет, ха! Чем он дышит?

Летучая рыбка: Вот урод, так урод!

Евсейка: Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек.

Автор: А вокруг – господи. Собралось много разных морских обитателей – числа нет! Проплыла мимо медуза, совсем как мокрый носовой платок, одно ухо щекочет камбала, а другое – щупает кальмар, даже по голове путешествует креветка, запуталась в волосах и дергает их.

На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит.

Голотурия: Желаю с вами познакомиться поближе.

Автор: Перед самым носом скачет морской конек и укоряет Евсейку.

Морской конек: Хорош! Хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-яй-яй!

Автор: Надоело терпеть эти издевательства. Евсейка ухватился за хвост рыбы- луны и поплыл к поверхности моря.

Евсейка: Ух ты! Вот я и вынырнул!

После сценки дети поясняют.

Ученик 11: Краб относится к ракообразным. У него 10 конечностей. Две передние – это мощные клешни, которыми он добывает пищу и обороняется.

Ученик 12: Медузы похожи на мокрый носовой платок. Но на самом деле они очень красивы. За 20 часов до начала шторма они уходят на дно, предупреждая об опасности.

Ученик 13: У морских черепах не просто ноги, а ласты, потому что они хорошие пловцы и ныряльщики. Самки черепах выползают на берег, вырывают ямку и откладывают 100- 200 яиц.

Ученик 14: Кальмаров часто называют спрутами.  Них самые большие в мире глаза – полметра в диаметре.

Ученик 15: Передвигается кальмар, втягивая в себя воду, а потом выстреливая ее. В случае опасности он выбрасывает черную жидкость, которая скрывает его от преследователей.

Ученик 16: А если опасность грозит летучей рыбе, то она разгоняется, выныривает и пролетает некоторое расстояние над водой.

Ученик 17: Рыба камбала известна тем, что у нее оба глаза находятся на одном боку.

Ученик 18: На морском дне можно встретить морскую звезду.

Ученик 19: И рыбу-луну. Ну совсем как на небе.

Ученик 20: Живут в океанских водах морской конек и морской еж.

Ученик 21: Они совсем не похожи на наземных братцев.

Ученик 22:  Еще в океанских водах живут морской огурец или голотурия, и морская лилия.

Ученик 23: Они тоже животные.

Учитель: Есть на морской дне удивительные животные, которые все принимают за растения. Они различны по форме: то напоминают олений рог, то веер, то мозг человека. И называются эти животные кораллами. Живые кораллами. Живые кораллы напоминают сказочный лес. Умирая, эти животные образуют полые острова. Встречаются коралловые рифы только в теплой чистой и соленой воде. Больше всего их около Австралии. Там даже есть Коралловое море. Из некоторых видов изготавливают украшения, а местные жители используют их для строительства. Немало морских обитателей показал наш центр исследователей морских животных. И каких морских обитателей знаете вы? Дети называют тех обитателей, которые еще не были названы.

Нептун: А вот и мое задание. Выберите, но только правильно, название рыб-инструментов. Все ли эти рыбы есть?

 На доске плакат: рыба-молот, рыба-пила, рыба-топор, рыба-напильник.

 Дети: Это рыба-молот и рыба-пила.

Нептун: Молодцы, правильно!

Учитель: Из многих рыб человек изготавливает консервы. Именно рыбы дают малышам любимый рыбий жир.

Выходят два представителя группы, исследователей морских животных.

Ученик 11: Вы, наверное, слышали про Книгу рекордов Гиннеса. У моря тоже есть свои рекорды.

Самое большое и тяжелое млекопитающее – кит, его длина – 33 метра, вес – 187 тонн. На спине такого гиганта могут поместиться 30 слонов,  а в желудок уйдет грузовик пищи.

Ученик 12: Самая страшная рыба – акула. Акулы появились 100 миллионов лет назад, раньше, чем динозавры. Они очень прожорливы!

После Великой Отечественной войны в животе одной пойманной акулы нашли авиационную бомбу.

Самое быстрое животное морей и океанов – дельфин-касатка. Скорость его передвижения 55 км-час.

Нептун: Вот молодцы, порадовали старика!

Звучит сигнал «SOS»

Учитель: Звучит сигнал «SOS» - сигнал тревоги. Пришел черед выступить и экологам.

 Выходит группа экологов.

Ученик 24: За последние годы люди нанесли огромный вред морю и его обитателям. Шел танкер, вез нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть разлилась по поверхности воды.

Ученик 25: пострадали птицы – чайки, утки гагары: садясь на воду, они уже не могли взлететь, потому что нефть склеила их перья, и они погибли. Нефть не пропускает солнечные лучи. Растения не вырабатывают кислород. Рыбам дышать нечем, и они тоже погибают.

Ученик 26: В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора. Однажды у далеких берегов случилась беда. Стали гибнуть киты. Они задыхались, так как в дыхательные пути или попадали полиэтиленовые пакеты, которые принесло морское течение.

Ученик 27: 250 лет назад в морях жили огромные неповторимые животные. Они мирно жевали растения. Назвали их морскими коровами.

Мясо морских коров оказалось очень вкусным. Люди начали на них охотиться. Животные не боялись людей и доверчиво плыли к ним. А те убивали их.

Прошли годы и морские коровы исчезли. Исчезли навсегда.

Учитель: Многим морским обитателям и сейчас грозит вымирание. Это кожистые морские черепахи, атлантический осетр, севанская форель.

Нептун: Спасибо, юнги. Про все рассказали, про все поведали, а вот про волшебные шары забыли. Может, вы, капитан, нас просветите?

Учитель: Для исследования морских глубин используют специальное оборудование: акваланги, скафандры, подводные лодки, батискафы, донные автоматы, глубоководные лаборатории. А вот как они действуют, юнги узнают, прочитав учебник.

Нептун прощается и уходит

— Мы неплохо потрудились. Давайте подведем итог нашей экспедиции.

Дети отвечают на вопросы:

·        В чем отличие морской воды?

·        О каких морских обитателях узнали?

·        Почему надо охранять моря и океаны?

— Наше путешествие мне хочется закончить словами известного французского океанографа Жака Ив Кусто, который сказал «Если вы любите моря – вы спасете его»

           Отдать якоря. Открыть бортовые журналы. Записать домашнее задание:

1.     Прочитав в учебнике стр. 160-176

2.     Составить таблицу «Растительный и животный мир морей и океанов»

3.     Написать сочинение «Морское путешествие»

Назад (Евставьева Н. М.), назад (педагогическая копилка)