Назад(Педагогическая копилка), назад (Краснова Л. М.)

Тема: Копытные млекопитающие.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с многообразием копытных, раскрыть особенности животных этой группы.
  2. Далее развивать навыки учащихся работать с дополнительной литературой, выступать перед аудиторией. 
  3. Показывая роль копытных в природе и в жизни человека, показать необходимость их охраны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронные диски «Природа России», «Зоология», слайды на диске.

Методы и приемы: рассказ, беседа, использование компьютера, работа с тестами, выступление учащихся.

                                          Ход занятия.

I. Повторение изученного материала.

1.      Отряды каких млекопитающих мы изучили?

2.       Вспомнить признаки представители различных отрядов.

               Выполнить задание. Выписать номера признаков для каждого отряда:   I вариант – насекомоядные, II вариант – грызуны, III вариант – хищные.

1.      Зубы не дифференцированы.

2.      Хорошо развиты клыки.

3.      Резцы растут всю жизнь.

4.      Очень плодовиты.

5.       Имеется диастема.

6.      Относится выхухоль.

7.      Относится капибара.

8.   Относится барсук.

9.      Очень прожорливы.

10.  Питается животной пищей.

11.  Хорошо развит нюх.

12.  Относится хорь.

13.  Относится крот.

             14. Горностай

             15. Относится соня. 

  Ответы:

I – 1,6,9,11,13,                  II – 3,4,5,7,15,            III – 2,8,10, 12,14,  

За каждый правильный ответ один балл.

Если все верно, получаете пять баллов.

II. Изучение нового материала.

1.   Многообразие копытных.

В мировой фауне копытных насчитывается 200 видов, а в России – 22 вида.

                 

                                               Отряды копытных.

              Парнокопытные                                                 Непарнокопытные                                            жвачные                     нежвачные                                              зебра

Корова                       свиньи                                                      тарпан

лось                            кабан                                                        осел

жираф                        бегемот                                                     лошади

коза                                                                                              носорог

овцы                                                                                            тапиры

олень                                                                                            кулан

дикие бараны.                                                                                                                               

2. Признаки отрядов.

Признаки парнокопытных.                                             Признаки непарнокопытных. 

  1. Четное число пальцев, два из них                       1. Нечетное число пальцев.

одеты копытами.                                                         2. Слепая кишка развита сильно.

  1. Большинство растительноядные,                        3. Зубы:
  2. Длинный кишечник.
  3. Относительные крупные размеры.                     
  4. Способность быстро бегать.
  5. Детеныши рождаются зрячими,

покрыты волосяным покровом, способ-

ные через несколько часов бегать за ро-

дителями.

  1. Зубы: на нижней челюсти резцы и клы-

ки, на верхней челюсти их нет и есть

коренные зубы.

  1. У жвачных сложный желудок, состо-

ящий из рубца, сетки, книжки, сычуга.

 

 3.Характеристика некоторых представителей.

Выступление учащихся и просмотр видеофрагментов.

4.Копытные, исчезнувшие с лица Земли.

                 1. Тур .              2. Тарпан.                3. Зебра Квагга.              4. Сибирский носорог.

 Около 350 лет назад на территории нашей страны жили предки домашнего рогатого скота – туры. Они водились почти по всей Европе, Северной Африке, на Кавказе, в Малой Азии. Тур был необычайно стройным и красивым животным. Высоконогий, сильный, с прямой спиной и посаженной на мощной шее головой с красивыми, лирообразно изогнутыми рогами. Быки туров были матово – черными, коровы – рыжевато-бурыми. Эти звери жили в сырых заболоченных лесных местах небольшими стадами. Врагов у них не было, волки против сильных туров были бессильны. Их жертвами иногда становились лишь старые либо больные животные. К сожалению, о туре мы можем говорить только в прошедшем времени. У поминание тура встречается во многих исторических документах, где часто описывается охота на этих животных. Дольше всего они сохранялись в Польше и Литве. Польский король Сигизмунд III Ваза издал приказ об охране мест обитания туров. Но охрана слишком запоздала. В то время в Якторовском лесу, близ Варшавы, обитало всего лишь несколько десятков туров. Ничто уже не могло спасти их от вымирания. И в 1627 году пал последний тур. Интересно, что ни  в одной стране от тура не осталось даже чучела.

Подобное случилось и с европейской степной лошадью – тарпаном. Она была истреблена еще сто лет назад ради ее мясо. В середине прошлого столетие по всему Азово – Черноморью встречались табуны этих животных. Они были очень грациозными, выносливыми. В1879 году вольные тарпаны на юге страны были уничтожены. Единственный в мире скелет тарпана хранится в Зоологическом музее Академии наук России в Санкт –Петербурге.

Жертвой человеческий алчности пала зебра квагга, обитавшая в степных равнинах и саваннах Южной Африки. Она была истреблена охотниками ради ее красивой шкуры – красновато – коричневой с белыми пятнами и шоколадными паласами на шее. Последняя квагга умерла в Амстердамском зоопарке в 1883году.

4.   Копытные занесенные в Красную книгу России.

Зубры, кулан, лошадь Пржевальского, сахалинский кабарга, уссурийский пятнистый олень, дзерен, амурский горал, безоаровый козел, алтайский горный баран, снежный баран.

5.   Роль копытных в природе в жизни человека:

-        регулируют рост растительности;

-        участвуют в круговороте веществ;

-        одомашнены для получения продуктов питания и выполнение хозяйственных работ.

6.Мероприятия по охране диких копытных :

-        охрана природных сообществ;

-        изучение, учет их численности;

-        создание заповедников и заказников;

-        разведение в зоопарках;

-        интродукция.

 

7.Представители копытных в фауне Чувашии:

лось, кабан, пятнистый олень, европейский олень, косуля.

 

III Закрепление изученного материала. Выписать номера признаков,  характерных.

 I вариант – парнокопытных,   

II вариант – непарнокопытных.

 

  1. Имеют парное число пальцев.
  2. Пальцы покрыты копытами.
  3. Тапир.
  4. Имеют сложный  желудок.
  5. Носорог.
  6. Питаются растительной пищей.
  7. Имеют слепую кишку.
  8. Тур.
  9. На верхней челюсти нет резцов.
  10.  Большинство одомашнены.
  11. Сорок зубов.
  12. В желудке живут простейшие.
  13. Есть рубец.
  14. Зубр.
  15. Жираф.
  16. Имеют не парное число пальцев.
  17. Желудок одно камерный.
  18. Зебра.
  19. Тарпан

      20. Осел.

Ответ:

I вариант: 1,2,4,6,8,9,10,12,13,14,15.                      II вариант: 2,3,5,6,7,11,16, 17,18,19,20

За каждый правильный ответ – один, балл общий балл - 11.

Общая сумма баллов за работу на уроке с тестами – 16. если набрали

                от  14 до 16 баллов – 5,

                от 12 до 14 баллов – 4,

                от 10 до 12 баллов –3,

                меньше 10 баллов – не зачтено. 

  IV Домашний работа параграф 80.

Назад(Педагогическая копилка), назад (Краснова Л. М.)