I. Введение.
Пояснительная записка.
При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим:
· Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
· Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
· Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
· Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе как мощная превентивная форма против безнадзорности, ассоциального поведения подростков.
Летний лагерь, планируемый к открытию будет располагаться на базе Егоркинской средней общеобразовательной школы
Главная идея создания летнего оздоровительного лагеря– предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, дать наиболее важную информацию о своем крае.
Основные принципы летнего лагеря:
· Постановка ребенка в центр воспитательных программ, признание самоценности его личности, утверждение иерархии личностных интересов, коллективных и общественных.
· Способствовать раскрытию духовных и творческих; физических и психологических потенциалов личности ребенка путем создания условий к ее самореализации в деятельности временных коллективов детей и подростков, создаваемых в период летних школьных каникул.
· Максимальная занятость подростков микрорайона и близлежащих школ города в летний период .
II Задачи летнего лагеря.
1. Воспитание гражданственности в рамках реализации идей краеведения.
2. Формирование эмоционально-ценностного отношения в среде социального окружения подростка.
3. Пропаганда здорового образа жизни в среде учащиеся молодежи.
4. Формирование социально-активной личности подростка.
5. Развитие культуры общения детей со своими сверстниками.
6. Развитие бережного отношения к родной земле, природе, миру, культуре.
7. Развитие навыков адаптации детей в окружающем мире.
8. Развитие практических умений и навыков в различных видах творчества и искусства.
III. Содержание и формы работы
Дата |
Содержание |
Место |
Исполнитель |
Отметка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Дела организационного периода |
||||
|
1. Игровая программа для знакомства |
Актовый зал, отрядные |
воспитатели |
|
|
2. Конкурс-представление |
Отрядные |
Воспитатели |
|
|
3. Выбор названия отряда, девиза, эмблемы |
Отрядные |
Воспитатели |
|
|
4. Участие в празднике, посвященном открытию лагерной смены |
Спортивная |
Организатор культурно- |
|
|
5. Правовой тренинг |
Отрядные |
Воспитатели |
|
|
6. Выбор органа детского самоуправления |
Отрядные |
Воспитатели |
|
II. Дела основного периода |
||||
|
1. Игровые программы, конкурсы, экскурсии: |
|
|
|
|
Экскурсия в краеведческий музей |
Музей |
Воспитатели |
|
|
Конкурсная программа о российских традициях |
Отрядные |
Организатор культурно- |
|
|
Конкурсная программа |
Актовый зал |
Организатор культурно- |
|
|
Поход |
В лес |
Воспитатели |
|
|
Экскурсия в музей |
Музей |
Воспитатели |
|
|
Музыкальная викторина |
Актовый зал |
Воспитатели |
|
|
Конкурсная программа |
Актовый зал |
Организатор культурно-массовых мероприятий |
|
|
Выставка изделий декоративно-прикладного творчества |
|
|
|
|
2. Героико-патриотические мероприятия: |
|
|
|
|
Конкурс рисунков |
Отрядные |
Воспитатели |
|
|
Экскурсия в музей истории |
Музей |
Воспитатели |
|
|
Конкурс рисунков на асфальте |
Спортивная площадка |
Воспитатели |
|
|
Посещение в дом ветеранов,
организация |
|
Начальник |
|
|
3. Спортивно-оздоровительные мероприятия: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие в спортивном мероприятии |
Спортивная |
Воспитатели |
|
|
Конкурсная программа |
Парк |
Организатор культурно-массовых мероприятий, инструктор по физическому воспитанию |
|
|
Спортивная программа |
Актовый зал |
Инструктор по физическому воспитанию, организатор культурно-массовых мероприятий |
|
|
Открытие спартакиады |
Спортивная площадка |
Инструктор |
|
|
|
|
|
|
|
Участие в спортивном мероприятии |
Спортивная |
Инструктор по физическому воспитанию, организатор культурно-массовых мероприятий |
|
|
Участие в соревнованиях |
Спортивная |
Инструктор |
|
|
Участие в спортивном празднике, посвященном закрытию спартакиады |
Спортивная |
Инструктор |
|
|
Поход в березовую рощу (подвижные игры, волейбол) |
|
Воспитатели, инструктор |
|
|
4. Мероприятия по профилактике: |
|
|
|
|
Занятие «Создание |
Отрядные |
Социальный |
|
|
Участие в мероприятии «Веселый перекресток» |
Спортивная |
Воспитатели |
|
|
Занятие о вреде табака и алкоголя |
Отрядные |
Социальный |
|
|
Конкурс рисунков |
Отрядные |
Воспитатели |
|
|
Викторина о правилах дорожного движения |
Отрядные |
Воспитатели |
|
|
Занятие «Как сказать наркотикам нет!» |
Отрядные |
Социальный |
|
|
Час учебы для изучения правил дорожного движения |
Отрядные |
Социальный |
|
|
Занятия с элементами тренинга |
Актовый зал |
Социальный педагог |
|
|
5. Мероприятия по развитию творческих способностей: |
|
|
|
|
Работа творческих |
Отрядные |
Педагог- |
|
|
Игровая программа |
Отрядные |
Педагог- |
|
|
Занятие «Смешение свойств» |
Отрядные |
Педагог- |
|
|
Занятие «Необычные |
Отрядные |
Педагог- |
|
|
Занятие «Незавершенные фигуры» |
Отрядные |
Педагог- |
|
|
Занятие «Лимерики» |
Отрядные |
Педагог- |
|
|
Занятие «Необычное |
Отрядные |
Педагог- |
|
III. Дела заключительного периода |
||||
|
Диагностика уровня
сплоченности |
Отрядные |
Педагог- |
|
|
Участие в празднике, посвященном окончанию лагерной смены |
Актовый зал |
Организатор культурно- |
|
|
Концерт |
Актовый зал |
Организатор культурно- |
|
|
Ярмарка, награждение
воспитанников |
Актовый зал |
Организатор культурно- |
|
|
«Танцевальный |
Актовый зал |
Организатор культурно- |
|
|
Лагерная «свеча», |
Актовый зал |
Организатор культурно- |
|
IY. Механизм реализации программы
летнего лагеря
К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив школы, педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования микросоциума, учреждения культуры.
Исполнение Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых заказчиком – Управлением образования города, администрацией МОУ «Егоркинская СОШ».
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.
Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летнего лагеря при школе, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.
Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки кадров, обеспечивающих организацию летнего отдыха и оздоровления детей, созданию «методической копилки».
Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период вожатые:
знакомятся с правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря.
по решению начальника лагеря распределяются по отрядам.
составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей
подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
принимают участие в благоустройстве лагеря.
Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.
Организационный период (оргпериод) длится первые 3 дня. В этот период происходит адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «аутсайдер», «креативщик», «критик» и т.д.).Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для вожатых. В первые дни перед вожатым стоит несколько задач:
рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда;
создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок)
включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены)
создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к вожатому и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.
В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам- лидерам.
На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми. Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник», «Праздник нечистой силы», «Зарница». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда («Украденный полдник»), либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».
Заключительный период начинается за три дня до конца смены.
Провести генеральную уборку помещений.
Y.Ожидаемые результаты реализации Программы
Создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга детей через сотрудничество с учреждениями ДО, учреждениями социума, МЧС, ГИБДД.
Увеличение к концу реализации Программы числа детей, охваченных организованным отдыхом.
Улучшение социально-психологического климата
Формирование умений, навыков, приобретение жизненно необходимого опыта к адекватным действиям в экстремальных ситуациях
Совершенствование материально-технической базы летнего лагеря через сотрудничество с ГИБДД , МЧС.
Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде.
Создание «методической копилки» по результата работы.
Контроль за исполнением программы осуществляет администрация МОУ «Егоркинская СОШ»
Практическая воспитательная деятельность.
Основное назначение деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
Практическая воспитательная деятельность включает в себя:
1. Проектно- проблемный тип деятельности.
2. Проектно- ориентированная форма организации деятельности ребенка.
3. Развитие мотивации личности к познанию, приобретению жизненного опыта.
4. Организацию и проведение занятий.
5. Проведение занятий по планам творческих секций.
6. Организацию и проведение совместных воспитательных мероприятий отрядов лагеря с учреждениями ДО, учреждениями социума, МЧС, ГИБДД.
7. Выступление секций для родителей, воспитанников других оздоровительных лагерей.
Основана на принципах:
Дополнительности , непрерывности, системности , гуманизации, добровольности, конкурентоспособности, равенства образовательных способностей, параллельности, вариативности.
Оценка результативности данной воспитательной деятельности будет осуществляться:
Все мероприятия проводятся совместно с МЧС, ГИБДД, ОДН, с учащимися дополнительного образования микросоциума, со спортивными, культурными учреждениями, с привлечением общественных организаций, родителей, жителей микросоциума.