|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Аналитический отчет о результатах реализации КПМО в г. Шумерля за 2009 году Включившись в реализацию комплексного проекта модернизации образования, муниципалитет определил для себя обязательства по всем пяти направлениям КПМО, учитывая при этом и обязательства, которые взяла на себя республика. Подведя итоги можно уверенно сказать, что по всем пяти направлениям показатели муниципалитета были не ниже заявленных обязательств и не ниже обязательств республиканских. Это стало возможным только благодаря слаженной работе всего педагогического сообщества города Шумерля, включая и руководителей ОУ, и педагогов. В муниципалитете проведена большая работа в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования. Реализация КПМО способствовала коренным изменениям в учебно-воспитательной работе ОУ, в результате которых решались задачи реализации проекта. Значительно улучшились условия, в которых учащиеся получают образование. Обновилась и пополнилась материально-техническая база ОУ: получена мебель для начальных классов на общую сумму 1217781,52 руб.; получено оборудование для специализированных кабинетов (биологии, физики, химии, математики, русского языка, ОБЖ, географии, учебно-наглядное оборудование для начальных классов, интерактивные комплексы, компьютерная техника, спортивное оборудование) на общую сумму 9234584,87 руб., которые эффективно используются в процессе обучения. Современное мультимедиаоборудование специализированных кабинетов позволяет применять на уроках электронные учебники, упражнения на цифровых носителях, на уроках физики, химии, биологии учащиеся могут удовлетворить свой познавательный интерес, проводя опыты в виртуальных лабораториях. Документ - камеры, активно используется на уроках биологии для проведения лабораторных работ. Интерактивные комплексы, установленные в кабинетах географии, позволяет использовать различные интерактивные карты по предмету, тренажёры, что открывает широкие перспективы для повышения эффективности учебного процесса. Существенно пополнился библиотечный фонд учебной, художественно и справочной литературой на сумму 1314339,6 руб. Все общеобразовательные учреждения получили оборудование для столовых на сумму 863889 руб. Получен автомобиль «Газель» на сумму 560000 руб. Все это позволяет более эффективно строить образовательный процесс и получать ощутимые результаты, это и увеличение побед на творческих и интеллектуальных конкурсах разного уровня, и увеличение призеров республиканских предметных олимпиад (2007г. – 3 чел.; 2008- 4 чел.; 2009- 5 чел.), Кошелева Мария, обучающаяся МОУ «Гимназия №8» стала призером Всероссийской олимпиады по литературе в 2009 г., заняв II место. Первое направление – введение НСОТ. В рамках введения НСОТ была проведена большая организационно-информационная работа, члены администрации ОУ, работники бухгалтерий и члены Управляющих советов прошли подготовку на республиканских семинарах по переходу на НСОТ. Внесены изменения и дополнения в Уставы ОУ, коллективные договора, в трудовые договоры с работниками, работники своевременно были предупреждены о переходе на НСОТ, разработаны Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников, Критерии и показатели для определения результативности работы работников ОУ. Новая система оплаты труда учителей в школе должна объективно отразить вклад каждого учителя и оценить его труд. НСОТ предусматривает ряд критериев, в соответствии с которыми определяется уровень оплаты труда индивидуально каждому учителю, что приводит к прямой заинтересованности учителя в повышении качества образования, своего профессионального уровня, наполняемости классов. Кроме того, новой системой оплаты труда стимулируется сохранение и повышение наполняемости классов, что гарантирует защиту от создания классов с низкой наполняемостью. КПМО способствовал творческому росту педагогов, раскрытию их индивидуальности, при этом активизировалось их участие в различных конкурсах, в том числе и в конкурсном отборе на получение гранта Президента РФ в размере 100 тысяч рублей. В 2009 году 17 педагогов наших школ принимали участие в конкурсном отборе, 5 педагогов стали победителями этого конкурса. 4 учителя МОУ «Гимназии №8»: Бабанина Елена Алексеевна, Брюханова Елена Александровна, Галанюк Петр Петрович, Ковалив Наталия Владимировна, и учитель МОУ «СОШ №3» Романова Елена Владимировна, (в 2007г. участников -12; победителей 2 человека, в 2008г. участников -16 человек; победителей 3 человека). Галанюк П.П., учитель МОУ «Гимназии №8», принял участие в республиканском конкурсе «Учитель года – 2009» и занял II место. На сегодняшний день является актуальным получение второго высшего образования. 15 педагогов, работающих в школах, имеют второе высшее образование: - 5 педагогов МОУ «СОШ №1» (Зайцев А.М., Кирюшина М.В., Ботманова А.Н., Быченкова И.Е., Муляева Е.М.) - 1 педагог МОУ «СОШ №2» (Сивохина М.В.); - 2 педагога МОУ «СОШ №3» (Яргунин С.В., Охтяров Д.В.); - 1 педагог МОУ «СОШ №6» (Мидукова О. П.); - 6 педагогов МОУ «Гимназия №8» (Мулина М.Н., Димитриев В.А., Галкина Т.С., Ковалив Н.В., Олейникова Н.Г., Галанюк П.П.). С введением новой системы оплаты труда педагогов мы получили следующие положительные результаты:
Увеличилось количество научно-исследовательских, творческих работ, выполненных совместно с преподавателями, только за последний учебный год 26 работ старшеклассников стали победителями всероссийских конкурсов, 3 победы в международных конкурсах: Рубцова Татьяна, Долгова Анна, Фомин Олег, Каткова Ксения, Шишова Ирина – СОШ №1 Агашин Александр, Миронова Анна – СОШ №6 Демьянова Ксения, Самарин Иван, Немцева Наталья, Ковалив Ярослав – гимназия №8. Охват дополнительным образованием позволяет обучающимся реализовать свой творческий потенциал в различных видах деятельности. Школа искусств при МОУ «Гимназия №8» с художественным, музыкальным и эстетическим, спортивным отделениями, сетью кружков, студий, секций, клубов создают условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения и самоопределения. Гимназисты принимают участие в различных творческих конкурсах: · «Творчество А. Врубеля» г. Москва; · «Роза ветров» (г. Бугульма)- лауреат I степени Кораблева Вероника (рук. Яцкевич С.Г.); · «Славянский родник» конкурс детских рисунков (Литва) - дипломанты конкурса; · «Праздник детства» - фестиваль музыкально-художественного творчества (г. С-Петербург); · «5 баллов» - фестиваль-конкурс вокального мастерства (г Туапсе)- лауреат III степени Сабанцев Вячеслав (рук. Кощеренкова С.В.); · «Пушкин глазами детей», конкурс художественного творчества (г. Москва) - дипломанты; · Фестиваль рисунков «Сказки Андерсена» (г. Москва)- дипломы участников; · Международный конкурс детского творчества «Открытая Европа» (г. Москва)- лауреат III степени Яргунина Ирина ( рук. Андреева Т.Н.); · Международный конкурс юных вокалистов «KAUNAS – TALANT 2008» (Литва, г. Каунас)-дипломант конкурса Яргунина Ирина; · Международный конкурс детского творчества “Кремлевские звездочки 2009” г. Москва - Яргунина Ирина – 3 место; Белопасцева Диана-3 место. В 2009 году был впервые объявлен республиканский конкурс общеобразовательных учреждений «Образовательная инициатива», проходивший по пяти номинациям. МОУ гимназия №8 заняла II место в номинации «Эффективная модель интеграции учреждений образования и работодателей в целях успешного профессионального самоопределения обучающихся» и получила грант в размере 400 тысяч рублей. МОУ «СОШ №3» заняла III место в номинации «Управление современной школой: шаги сотворческой стратегии (пути приложения инициатив обучающихся, педагогов, родителей и представителей общественности)» и получила грант в размере 300 тысяч рублей. Главной составляющей при введении НСОТ является стимулирующая часть, которая позволила впервые за многие годы стимулировать труд учителя не только морально, но и материально. Именно принцип распределения стимулирующего фонда связывает оплату труда с качеством обучения. Фонд стимулирования за эффективность и качество работы введен с 1 сентября 2007 г. Стимулирующая часть фонда оплаты труда распределяется на основании утвержденных школой критериев и показателей результативности работы всех категорий работников с участием Управляющих советов. Стимулирующая часть фонда оплаты труда руководителям распределяется с участием городского общественного Совета управления образованием. Распределение стимулирующей части ФОТ производится на основе показателей качества труда в зависимости от результативности педагогов. Заработная плата педагогов по сравнению с 2006 годом увеличилась в 2,7 раза. В результате реализация этого направления КПМО удалось решить следующие проблемы: ü отход от уравнительных подходов и обеспечение повышения доходов у учителей, в первую очередь в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы; ü вовлечение значительного числа педагогических работников, родителей в процесс обсуждения механизма введения НСОТ; ü создание механизмов для обеспечения участия органов государственно-общественного управления в согласовании распределения стимулирующей части ФОТ; ü появление заинтересованности руководителя образовательного учреждения в оптимизации штатного расписания и повышении уровня заработанной платы педагогических работников в зависимости от результатов деятельности.
Эффекты внедрения НСОТ: ü повысилась заинтересованность педагогов в работе с одарёнными и отстающими детьми, в том числе и во внеурочное время; ü меняется отношение общественности к системе образования в ОУ: - повышается заинтересованность в росте качества работы школы. ü повышаются требования родителей к качеству образования детей: - родители в первую очередь начинают принимать участие в оценке работы учителя. Фактическая доля оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений составила 70%, что соответствует запланированной. Данный показатель выполнен за счет изменения структуры общеобразовательных учреждений, баланса штатных расписаний в соответствии с потребностями в образовательных услугах. Второе направление-«Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)». В результате внедрения с 1 января 2001 года нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений все школы города получают бюджетные средства на основе принципов НПФ. До перехода на новую систему оплаты труда все общеобразовательные учреждения перешли на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет. Данный показатель соответствует заявленному показателю и составляет 100%. Финансовая самостоятельность школ позволяет им дополнительно привлекать внебюджетные средства. Относительное (к 2006 году) повышение величины нормативов подушевого финансирования в 2009 году составляет 83,3% в связи с увеличением норматива подушевого финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования до 11062,7 руб на 1 обучающегося. По сравнению с 2007 годом заработная плата учителей выросла на 53%. За счёт реализации этого направления КПМО созданы предпосылки для снижения неэффективных бюджетных расходов. Механизмы нормативного финансирования активизировали процессы: ü снижение доли неэффективных расходов на образование; ü обеспечения гарантированного сохранения бюджета ОУ; ü увеличения средств на развитие образования; ü обеспечение прозрачности при формировании бюджета ОУ на календарный год; ü оптимизация штатной численности административно-управленческого и обслуживающего персонала школы; ü создание стимулов к укреплению средней наполняемости классов. Внедрение нового финансового механизма напрямую повлияло на процесс реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. В городе решаются задачи оптимальной организации образовательного пространства, повышения эффективности образования в условиях сложившейся демографической ситуации. В 2007 году проведена реорганизация муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» путем присоединения к ней МОУ «СОШ №7». Это дало возможность городу сохранить контингент учащихся. При этом улучшились такие показатели, как наполняемость классов, число учащихся на одного учителя. Анализируя ситуацию по наполняемости школы, отсутствие в 2009-2010 учебном году 11-х классов в МОУ «СОШ №6» с общей наполняемостью школы 290 обучающихся, отдел образования просматривает вариант перевода в ближайшие годы данную школу в основную. В 2008 году проведена реструктуризация МУДО «ДДТ» путем присоединения к нему МУДО «СЮТ» и МУДО «СЮН». 3. Развитие муниципальной системы оценки качества образования. «От качества образования зачастую зависят человеческие судьбы». Д.Медведев В рамках комплексного протека модернизация образования большую роль играет система оценки качества образования. Участие Чувашской Республики в конкурсе субъектов РФ по модернизации образования наряду с введением новой системы оплаты труда, развитием государственно-общественного управления образованием делает актуальным проблему создания системы объективной и независимой оценки качества образования не только на региональном и на муниципальном уровне, но и на уровне каждого конкретного образовательного учреждения. Муниципальная система оценки качества образования начала формироваться с момента вступления Чувашской Республики в эксперимент по проведению ЕГЭ. С 2007 года апробируется новая форма итоговой аттестации выпускников 9-х классов по алгебре, русскому языку; с 2008 года - по химии, физике, с 2009 года по истории России, обществознанию, географии, биологии, геометрии. С 2008 года аттестация выпускников 9-х классов в новой форме проходила с участием территориальной экзаменационной комиссии. § Результаты выпускники 9-х классов в 2009 году показали неплохие: § Средний балл по р.яз. -3,5 § по алгебре – 3,6 § по химии – 4,8; § по физики - 4,3; § по биологии-4,4; § по географии – 4,2; § по геометрии -4,0; § по истории – 3,1; § по обществознанию – 4,1 С 2008 года в итоговой аттестации за курс средней школы в режиме ЕГЭ принимают участие обучающиеся групп очно-заочного обучения. На уровне муниципалитета утверждено Положение о муниципальной системе оценки качества образования. Функционирование системы оценки качества образования разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования. Целями создания муниципальной системы оценки качества образования являются: 1) формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования в г. Шумерля, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в городе; 2) получение объективной информации о состоянии качества образования в г. Шумерля, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; 3) повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием; 4) принятие обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления образованием. Задачами построения системы оценки качества образования являются: 1) формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; 2) оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их итоговой аттестации; 3) оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, областной и муниципальных образовательных систем; 4) оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг; 5) выявление факторов, влияющих на качество образования; 6) содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; 7) содействие в подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
8) расширение общественного участия в управлении
образованием на территории города Шумерли. Использование новых технологий обучения, участие в различных образовательных проектах способствует повышению качества образования. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ.
Доля учащихся 11-х классов, сдавших ЕГЭ по трем и более предметам: 2006-2007 учебный год – 27,5% 2007-2008 учебный год - 66,6% 2008-2009 учебный год – 94% Тенденция последних лет такова, что всё большее количество выпускников поступает в престижные ВУЗы за пределами республики. Среди ведущих ВУЗов России, в которых учатся и успешно заканчивают наши учащиеся, Российская экономическая академия им. Плеханова, МИФИ, Медицинская академия им. Сеченова, Московский автодорожный институт, Московский государственный технический университет, Московская академия им. Ломоносова, Московский государственный педагогический университет (город Москва); Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, военно-морская академия Санкт-Петербурга, КГТУ, медицинский институт г. Казань, КАИ, ; НГУ им. Лобачевского, Волжская государственная академия, Нижегородское военно-командное училище, медицинская академия (г. Н.Новгород). Не смотря на обширную географию поступаемости учащихся в ВУЗы тем не менее прослеживаются предпочтения выпускников, основанные на выбранных ими профилях на старшей ступени обучения в школе. В 2006-2007 учебном году соответствие профиля выбранному направлению обучения в ВУЗе составило 48%, в 2007-2008 учебном году – 76%, в 2008-2009 учебном году – 79%. С 2009 года все общеобразовательные учреждения являются республиканской экспериментальной площадкой по созданию и апробации моделей индивидуализаций образования (внедрение технологий, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, апробацию индивидуальных учебных планов для старшеклассников). Накопленный опыт подготовки выпускников и учителей к новой форме государственной (итоговой) аттестации, в целом меняет в положительную сторону отношения к ЕГЭ общественности. Процедура подготовки, и начала ЕГЭ освещались местным телеканалом «Новая реальность», в качестве общественных наблюдателей присутствовали члены городского общественного Совета управления образованием. В 2009году выпускники 4-х классов участвовали в мониторинге уровня обученности по русскому языку и математике по материалам Центра новых образовательных технологий. Качество обученности по математике составило в 2008-2009 уч. году - 44%. Качество обученности по русскому языку - 67%.
4. Развитие сети общеобразовательных учреждений города: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства Создание условий для получения качественного образования независимо от места жительства осуществляется в ОУ через введение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, разработки и введения индивидуальных программ и графиков обучения с учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся и др. На базе двух общеобразовательных учреждений (МОУ «СОШ №1» и МОУ «СОШ №3») отрабатывается модель школы ступеней - обучения. Два общеобразовательных учреждения (МОУ «СОШ №3», МОУ «Гимназия №8») являются базовыми школами. Определение школ как базовых позволило организовать сетевое взаимодействие с другими общеобразовательными учреждениями для предоставления учащимся качественных образовательных услуг. В целях обеспечения доступности к получению качественного образования 39 обучающихся приезжают в ОУ города Шумерля из близлежащих деревень. Наполняемость классов на протяжении нескольких последних лет остается стабильной:2007- 3048 обучающихся, средняя наполняемость - 25,6; 2008 г.- 2943 обучающихся, ср. наполняемость - 25,2; 2009 г. – 2840 обучающихся, ср. наполняемость - 25,1. Важный показатель по данному направлению, который по городу составляет 100% – «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса». В него входит: обеспеченность школ центральным отоплением, канализацией, водопроводом, современными учебными классами, компьютерным и интерактивным оборудованием, столовой для приёма пищи, квалифицированными педагогами и т.д. 5. Расширение общественного участия в управлении образованием В результате создания органа государственно-общественного управления в ОУ и внедрение процедур общественного наблюдения, оценки и контроля за качеством образования повысилась открытость системы образования, сформирован механизм выявления оформления и реализация общественного заказа на содержание и качество образования. Органы государственно-общественного управления (далее – советы) созданы и работают во всех общеобразовательных учреждениях города Шумерли. По данным текущего мониторинга показатель составляет 100%. В связи с новой функцией советов по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, внесены изменения в уставы общеобразовательных учреждений. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.по городу Шумерля составляет 100%. Руководители общеобразовательных учреждений очень ответственно относятся к выполнению всех заявленных муниципалитетом обязательств. Перед размещением публичных отчетов на сайтах ОУ в общеобразовательных учреждениях проходят отчеты руководителей перед родителями и общественностью. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет составляет 100%. Еженедельно на уровне муниципалитета проводится мониторинг обновления сайтов общеобразовательными учреждениями. Это является одним из показателей для выплаты стимулирующей части руководителям ОУ. Развитие общественной составляющей экспертизы качества образования обеспечивается мероприятиями в рамках государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, проведением общественных презентации образованности обучающихся, аттестации педагогических и руководящих работников, участием органов самоуправления в принятии решений по обеспечению в т.ч. финансовому деятельности образовательного учреждения; лицензирования, государственной аккредитации образовательных учреждений формирует основы экспертного отношения общества к образованию как к институту собственного воспроизводства и развития, закладывает содержательные основы социального партнерства в сфере образования и гражданского участия в управлении образованием. В процедуре лицензирования и аккредитации ОУ обязательное участие принимают общественные эксперты. В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в экспертную комиссию были введены общественные эксперты. 6. Организационное обеспечение реализации РКП Обязательства по подготовке управленческих кадров по обеспечению реализации комплексного проекта были выполнены, прежде всего, за счет того, что четыре руководителя из пяти прошли обучение через семинары, проводимые Эврикой. Все руководители прошли обучение в ЧРИО. Реализация КПМО осуществляется в соответствии с утвержденными планами. Разработана и принята вся необходимая нормативно-правовая база для успешной реализации КПМО в городе Шумерля по всем направлениям. В школах сформировались и успешно действуют школьные команды по реализации КПМО и ведётся систематический мониторинг достижения показателей КПМО.
Анализ системных изменений, возникших и возникающих в ходе реализации КПМОРазработанные инструктивно-методические материалы для муниципальных и школьных управленческих команд позволили запустить на местах апробацию новой системы оплаты труда, государственно-общественное управление образованием, оптимизировать сеть общеобразовательных учреждений. Реализация КМПО проводится по 5 основным направлениям, каждое из которых имеет свои показатели, отчет о реализации КПМО ежегодно предоставляется в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Школы регулярно принимают участие в анкетировании по удовлетворенности населения (родителей, членов управляющих (попечительских) советов, учащихся, учителей) качеством образования, которая оценивается вопросами, которые позволяют оценить удовлетворенность населения учебным процессом и уровнем профильного образования, включая полученные профессиональные и личностные компетенции учащихся. В свою очередь, учебный процесс оценивался тремя составляющими: 1) техническое или инфраструктурное обеспечение, включая учебно-методическое обеспечение; 2) содержательная сторона образования; 3) эмоционально-психологическая удовлетворенность выпускников. КПМО в городе Шумерля стал одним из инструментов управления результатами, позволяющим перевести внедрение инноваций в регулярный режим и способствующим дальнейшим положительным системным эффектам. В результате реализации комплексного проекта в г. Шумерля: 1. Оптимизирована работа по развитию муниципальной системы оценки качества образования. 2. Разработано нормативно-правовое обеспечение муниципальной системы оценки качества образования. Определены права, обязанности и ответственность объектов оценки и потребителей информации. 3. Оптимизирована работа по обеспечению развития общественной составляющей экспертизы качества образования мероприятиями через: - государственную (итоговую) аттестацию, в том числе в форме ЕГЭ; - общественные презентации образованности обучающихся, результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников; - процедуры лицензирования, государственную аккредитацию образовательных учреждений; аттестации педагогических и руководящих работников; - участие органов самоуправления, общественных организаций в принятии решений по обеспечению (в т.ч. финансовому) деятельности образовательного учреждения; - привлечение общественных экспертов (отбор лучших учителей, отбор образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы развития и др.). - введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений.
Заместитель главы администрации по вопросам социальной политики – начальник отдела образования О.Ф. Курмаева
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||