Педагогический проект

 

Формирование

творческих способностей обучающихся

 

 

Выполнил: учитель ИЗО, черчения и технологии 

МОУ «СОШ № 3»

Таратин Александр Михайлович

 

 

Введение

Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Главная цель сегодняшней системы образования - это воспитание свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.

Качественное образование - это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

                В современной педагогике широко распространен метод проектов. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Конечно, это не означает возврата к педагогике проектов 20-х годов, где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется. Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства не предусматривается и программой по изобразительному искусству Б.М. Неменского для общеобразовательной школы. В программе выделены лишь три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Не упоминают о методе проектов и методические пособия по преподаванию ИЗО в школе В.С.Кузина, И.И.Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой.

Может ли метод проектов внести в изучение изобразительного искусства что-то новое? Может ли он вообще применяться на уроках ИЗО, насколько это применение будет эффективно? Эти вопросы я задавал себе, размышляя над возможностью использования метода проектов на уроках изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной школы.

 

  Содержание проекта

 Основное назначение – способствовать формированию у обучающихся творческих способностей, обучению грамоте изобразительного искусства, развитию мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков.

 

 Цель курса: формирование творческих способностей детей, развитие навыков практической работы; повышение познавательного интереса и углубления знаний в области изобразительного искусства.

  Задачи:

1.      Образовательная: углубить знания обучающихся в области изобразительного искусства; научить применять известные способы изображения предметов и объектов природы, человека и животных.

2.      Воспитательная: сформировать навыки самостоятельного выполнения художественных  работ.

3.      Развивающая: развивать творческие способности детей.

 

 

Субъектом выступают учащиеся МОУ «СОШ №3»

Объектом воздействия являются творческие способности обучающихся.

Ресурсы:

1.  Существующие

1) Человеческие – обучающиеся 5 – 7 классов, проявляющие интерес к изобразительному искусству.

2) Материальные – бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

2.      Необходимые ресурсы – создание специализированного кабинета изобразительного искусства, содержащего мольберты, коллекцию предметов для постановок натюрмортов, технические средства обучения (компьютер, проектор, обучающие CD), музыкальный центр.

Реализация проекта

 

Реализация проекта включает в себя несколько этапов.

I Подготовительный.

1)      Изучение литературы и подбор учебного материала.

2)    Разработка программы обучения.

- При составлении календарно-тематического плана необходимо выделить ведущую тему (раздел), которые будут вынесены на проектирование.

- Далее сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений нужно руководствоваться программными требованиями. Кроме того, сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его воспитания.
 II. Основной

1)      Регулярные занятия с обучающимися, способствующие выработке практических умений и навыков.

2)      Формирование  навыков самостоятельного выполнения творческих.

3)      Применение информационных технологий.

4)      Участие в творческих конкурсах и выставках.

   III.Заключительный

1)      Анализ предшествующей работы.

2)      Совершенствование форм и методов обучения.

 

 Ожидаемый  результат

 

Обучающиеся должны уметь:

1.      Самостоятельно изображать предметы, природу, человека, окружающий мир.

2.      Составлять композиции.


            Я решил начать работу по внедрению в обучение метода проектов с 5класса, а именно  при изучении темы "Художник и зрелище" (II четверть).  Идею подсказали сами ребята: им хотелось организовать в классе мини-театр. Кроме того, программа Б.М. Неменского рекомендует объединить большинство уроков четверти созданием образов моделей костюмов.  Мне предстояло испробовать метод проектов впервые. Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности ее сформулировать, определить и высказать. Детей заинтересовали вопросы об организации выставок и презентаций. Они приводили примеры, почерпнутые из книг, телевизионных передач. Постепенно мы сосредоточились на тематике «Мода и образ». И вот совместными усилиями выявлена проблема: создание картинной галереи в школе. Предстояло сформулировать задачи проекта, распределить их по группам, обсудить возможные творческие решения.

Специфика учебного предмета "Изобразительное искусство" продиктовала мне особую организацию самих уроков. Известно, что в 5 классе на уроки ИЗО отводится 1 час в неделю. При этом класс занимается в полном составе (25-30 человек). Метод проекта предполагает работу в малых группах. Исходя из этого, в рамках программы «Школа полного дня» был организован кружок изобразительного искусства «Волшебные кисти», в котором занятия проводятся 1 раз в неделю.

        Работа над проектом заняла 5 кружковых занятий по 2 часа и представлена в таблице:
 

№ урока

Тема

Предметные задачи

Результаты

1-2

Афиша

- познакомить с назначением, видами афиш;
- учить написанию различных видов шрифтов;
- развивать навыки работы с кистью и акварелью

эскиз афиши

3-4

Эскизы кукол

- учить различать виды кукол, правильному выполнению эскиза перчаточной куклы.

эскизы кукол

5-6

Изображение кукол

- учить создавать художественный образ кукольного персонажа;

 

эскизы костюмов

7-8

Декорация

- познакомить с видами декораций;
- учить приемам изготовления декораций;
- развивать навыки работы с художественным материалом.

декорации

9-10

Выставка

- воспитывать любовь к прекрасному.

защита проектов (работ).

    Специфика деятельности учителя и учащихся была следующей:
 

№п/п

Этап урока

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

начинание

- определение темы, целей;
- выбор малых групп (на первом занятии).

- уточняют информацию;
- обсуждают задание.

- мотивирует учащихся;
- объясняет цели;
- наблюдает.

2.

планирование

- формулирование и анализ задач;
- ролевое распределение в группе.

- формулируют задачи;
- изучают и уточняют информацию;
- распределяют задания.

- помогает;
- наблюдает

3.

выполнение

- уточнение плана деятельности;
- обсуждение альтернатив;
- выполнение проекта.

- работают над проектом;
- выполняют творческое задание.

- советует (по просьбе);
- консультирует;
- наблюдает.

4.

оценка

- анализ достигнутых результатов

- участвуют в коллективном самоанализе и самооценке

- направляет процесс анализа и оценки;
- наблюдает.



            При этом на протяжении всех занятий учитель выступает в роли консультанта и помощника, но не эксперта. Результаты проекта будут представлены в виде презентаций, выставок в преддверии Нового года. При защите проекта использовалась коллективная оценка результатов (по номинациям "Лучшая композиция", "Лучшая афиша", "Лучшие эскизы моделей", "Мастер-класс").

Надо отметить, что активность ребят на этих занятиях была просто поразительной, уроки не ограничивались обычными рисунками. Степень творчества очень высокая. Единственное огорчение - время, которого всегда не хватало. "Радость", "восторг", "гордость", "интерес" - так охарактеризовали дети свои эмоции после защиты проекта.

Таким образом, проект, апробированный нами, можно классифицировать как творческо-прикладной, средней продолжительности, объединяющий знания изобразительного искусства, литературы, музыки, театра; деятельность творческо-поисковая, результат конкретный.

    Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако педагогу нужно учитывать следующее:

              · метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО;
                          · следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;

 · учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;

· следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;

· проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;

· для средней школы желательно использовать краткосрочные проекты;

· для начинающего педагога желательно записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это поможет быть более объективным при защите проектов;

 · полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.

 

 

    Литература

    1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
    2. Программа по изобразительному искусству 1-8 класс. /Под рук. Б.М. Неменского. - М.: Мин. обр., 1992. - 130 с.
    3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6.- С.24-29.