Педагогический проект
Формирование
творческих способностей обучающихся
Выполнил: учитель ИЗО, черчения и технологии
МОУ «СОШ № 3»
Таратин Александр Михайлович
Введение
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Главная цель сегодняшней системы образования - это воспитание свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.
Качественное образование - это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
В современной педагогике широко распространен метод проектов. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Конечно, это не означает возврата к педагогике проектов 20-х годов, где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется. Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства не предусматривается и программой по изобразительному искусству Б.М. Неменского для общеобразовательной школы. В программе выделены лишь три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Не упоминают о методе проектов и методические пособия по преподаванию ИЗО в школе В.С.Кузина, И.И.Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой.
Может ли метод проектов внести в изучение изобразительного искусства что-то новое? Может ли он вообще применяться на уроках ИЗО, насколько это применение будет эффективно? Эти вопросы я задавал себе, размышляя над возможностью использования метода проектов на уроках изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной школы.
Содержание проекта
Основное назначение – способствовать формированию у обучающихся творческих способностей, обучению грамоте изобразительного искусства, развитию мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков.
Цель курса: формирование творческих способностей детей, развитие навыков практической работы; повышение познавательного интереса и углубления знаний в области изобразительного искусства.
Задачи:
1. Образовательная: углубить знания обучающихся в области изобразительного искусства; научить применять известные способы изображения предметов и объектов природы, человека и животных.
2. Воспитательная: сформировать навыки самостоятельного выполнения художественных работ.
3. Развивающая: развивать творческие способности детей.
Субъектом выступают учащиеся МОУ «СОШ №3»
Объектом воздействия являются творческие способности обучающихся.
Ресурсы:
1. Существующие
1) Человеческие – обучающиеся 5 – 7 классов, проявляющие интерес к изобразительному искусству.
2) Материальные – бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
2. Необходимые ресурсы – создание специализированного кабинета изобразительного искусства, содержащего мольберты, коллекцию предметов для постановок натюрмортов, технические средства обучения (компьютер, проектор, обучающие CD), музыкальный центр.
Реализация проекта
Реализация проекта включает в себя несколько этапов.
I. Подготовительный.
1) Изучение литературы и подбор учебного материала.
2) Разработка программы обучения.
- При составлении календарно-тематического плана необходимо выделить ведущую тему (раздел), которые будут вынесены на проектирование.
- Далее
сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися
необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких
знаний и умений нужно руководствоваться программными требованиями. Кроме того,
сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную
форму его воспитания.
II.
Основной
1) Регулярные занятия с обучающимися, способствующие выработке практических умений и навыков.
2) Формирование навыков самостоятельного выполнения творческих.
3) Применение информационных технологий.
4) Участие в творческих конкурсах и выставках.
III.Заключительный
1) Анализ предшествующей работы.
2) Совершенствование форм и методов обучения.
Ожидаемый результат
Обучающиеся должны уметь:
1. Самостоятельно изображать предметы, природу, человека, окружающий мир.
2. Составлять композиции.
Я решил начать работу по
внедрению в обучение метода проектов с 5класса, а именно при изучении темы
"Художник и зрелище" (II четверть). Идею подсказали сами ребята: им хотелось
организовать в классе мини-театр. Кроме того, программа Б.М. Неменского
рекомендует объединить большинство уроков четверти созданием образов моделей
костюмов. Мне предстояло испробовать метод проектов впервые. Вопросов было
больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к
возможности ее сформулировать, определить и высказать. Детей заинтересовали
вопросы об организации выставок и презентаций. Они приводили примеры,
почерпнутые из книг, телевизионных передач. Постепенно мы сосредоточились на
тематике «Мода и образ». И вот совместными усилиями выявлена проблема: создание
картинной галереи в школе. Предстояло сформулировать задачи проекта,
распределить их по группам, обсудить возможные творческие решения.
Специфика учебного предмета "Изобразительное искусство" продиктовала мне особую организацию самих уроков. Известно, что в 5 классе на уроки ИЗО отводится 1 час в неделю. При этом класс занимается в полном составе (25-30 человек). Метод проекта предполагает работу в малых группах. Исходя из этого, в рамках программы «Школа полного дня» был организован кружок изобразительного искусства «Волшебные кисти», в котором занятия проводятся 1 раз в неделю.
Работа над проектом заняла 5 кружковых занятий по
2 часа и представлена в таблице:
№ урока |
Тема |
Предметные задачи |
Результаты |
1-2 |
Афиша |
- познакомить с назначением, видами афиш; |
эскиз афиши |
3-4 |
Эскизы кукол |
- учить различать виды кукол, правильному выполнению эскиза перчаточной куклы. |
эскизы кукол |
5-6 |
Изображение кукол |
- учить создавать художественный образ
кукольного персонажа; |
эскизы костюмов |
7-8 |
Декорация |
- познакомить с видами декораций; |
декорации |
9-10 |
Выставка |
- воспитывать любовь к прекрасному. |
защита проектов (работ). |
Специфика
деятельности учителя и учащихся была следующей:
№п/п |
Этап урока |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. |
начинание |
- определение темы, целей; |
- уточняют информацию; |
- мотивирует учащихся; |
2. |
планирование |
- формулирование и анализ задач; |
- формулируют задачи; |
- помогает; |
3. |
выполнение |
- уточнение плана деятельности; |
- работают над проектом; |
- советует (по просьбе); |
4. |
оценка |
- анализ достигнутых результатов |
- участвуют в коллективном самоанализе и самооценке |
- направляет процесс анализа и оценки; |
При этом на протяжении всех занятий учитель выступает в роли
консультанта и помощника, но не эксперта. Результаты проекта будут представлены
в виде презентаций, выставок в преддверии Нового года. При защите проекта
использовалась коллективная оценка результатов (по номинациям "Лучшая
композиция", "Лучшая афиша", "Лучшие эскизы моделей", "Мастер-класс").
Надо отметить, что активность ребят на этих занятиях была просто поразительной, уроки не ограничивались обычными рисунками. Степень творчества очень высокая. Единственное огорчение - время, которого всегда не хватало. "Радость", "восторг", "гордость", "интерес" - так охарактеризовали дети свои эмоции после защиты проекта.
Таким образом, проект, апробированный нами, можно классифицировать как творческо-прикладной, средней продолжительности, объединяющий знания изобразительного искусства, литературы, музыки, театра; деятельность творческо-поисковая, результат конкретный.
Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако педагогу нужно учитывать следующее:
· метод проектов невозможно применить ко
всем темам предмета ИЗО;
· следует четко формулировать предметные задачи уроков
с использованием метода проектов;
· учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;
· следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
· проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;
· для средней школы желательно использовать краткосрочные проекты;
· для начинающего педагога желательно записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это поможет быть более объективным при защите проектов;
· полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.
Литература
1. Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.
Полат. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
2. Программа по изобразительному искусству 1-8 класс. /Под рук. Б.М.
Неменского. - М.: Мин. обр., 1992. - 130 с.
3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика
административной работы в школе. - 2003. - № 6.- С.24-29.