План-конспект урока по изобразительному искусству
Мозаика «Сказочная птица»
(2 часа)
5 класс
Цели и задачи урока:
- содействовать воспитанию у детей любви к живой природе;
- формирование графических умений и навыков в изображении сложной формы от общего к деталям;
- связать эстетические познания школьников с жизнью, новыми видами изобразительного искусства;
- освоение технологии мозаики;
- создавать атмосферу увлекательного творческого процесса.
Материалы к уроку:
Для учителя: фотографии произведений художников в технике мозаика; творческие работы обучающихся в стиле мозаика; цветовые гаммы.
Для школьников: картон, мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или фантиков; эскизы композиций сказочный птиц; клей ПВА (м); клеенка, тряпочка, файл.
Ход урока:
1. Анализируем готовую композицию «Птицы».
2. Мы будем делать художественную работу – мозаику.
3. Поэтапная работа.
4. Самостоятельный творческий поиск.
5. Подводим итоги работы. Выставка.
6. Заключение.
Справочный материал.
Мозаика – изображение и узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и др.).
Один из основных видов монументально-декоративного искусства.
Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, и реже для создания станковых картин. В Древней Руси знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы X-XI вв. в Киеве, Чернигове, во Владимиро-Суздальском княжестве славились своими мозаичными картинами из цветной смальты. Позднее это искусство пришло в упадок.
Возродил технику смальтовой мозаики на Руси - М.В. Ломоносов. В своей химической лаборатории он сам проделал тысячи опытов, пока не добился получения цветного стекла. Под его руководством набирались станковые портреты и батальные композиции.
Рекомендации по ходу занятия.
Класс выглядит нарядным. На доске – эскиз сказочных птиц, выставка творческих работ (в стиле мозаика).
Занятие можно начать с прослушивания мелодий, созвучных сказочному настроению и пробуждению в природе.
Обращаем внимание на красивые детские рисунки сказочных птиц.
Сегодня эти рисунки мы превращаем в мозаику.
Самостоятельная работа обучающихся.
1. Легкими линиями карандаша переносим силуэт нарисованной птицы на новый белый лист.
2. Работа в технике мозаики. Закрепляем клеем цветные квадратики и треугольники, добиваясь такого же декоративного решения, как в эскизе. Возможны цветовые гаммы более насыщенные и декоративные.
3. Образная зарядка.
4. Подводим итоги работы. На классной доске закрепляем мозаичные работы, вложенные в файл. Организуем вернисаж «Сказка рождается нами».
5. Новая техника – мозаика – посильна пятому классу. Они познают новые способы декоративного обобщения. Обучающиеся ведут работу по подбору цветового контраста, усилению декоративной выразительности сказочной птицы, композиции. Психологическое настроение от творческой работы возвышает, окрыляет, дает поиск открытий, познаний в новый мир