Применение метода проектов
на уроках технологии

(выступление на школьном методическом объединении).

  Таратин А.М.- учитель технологии

  

Учебный проект - самостоятельная творческая работа по проектированию и изготовлению изделия.

-                     Первый этап творческого проекта - выбор и обоснование.

 Он требует тщательного продумывания:

1.                 Есть ли потребность в этом изделии

2.                 Есть ли возможность изготовления изделия в условиях школьной мастерской

3.                 Какими качествами оно (изделие) должно обладать.

4.                 Приблизительные экономические расчеты.

5.                 Безопасность его изготовления и использование, экологичность.

-                     Второй этап – процесс изготовления изделия.

Учащиеся обязательно должны осознать полезность изготавливаемого изделия. Для чего оно нужно?

1.                 Разработка и выполнение технологической карты на изготовление изделия.

2.                 Изготовление изделия, экономические расчеты.

3.                 Оформление проекта, защита проекта.

 

Составим технологическую карту,  приступаем к изготовлению изделия.

В технологическую карту вносятся последовательно операции изготовления изделия,  эскизы, инструменты и приспособления. Выполняя все операции в рациональной последовательности,  не забываем контролировать правильность и точность работ, соблюдение правил «Техники безопасности».

Когда все работы выполнены, выполнена необходимая сборка и отделка внешнего вида изделия - его проверяют и оценивают. Лучше всего это представить самим школьникам.

Итоговый этап работы над проектом - оформление пояснительной записка и сама защита проекта.

В нашей школе для защиты проекта создается комиссия, состоящая из учителей и учеников. Председатель комиссии - директор школы. На защите проектов присутствует вся школа. Ребята младших классов - зрители и болельщики. Их присутствие считаю полезным, ведь через год- два они будут сами выполнять и защищать свои проекты.

Опыт использования метода проектов показывает, что работу по проектированию нужно вести на основе теоретических и практических знании. Учителю нужно направить работу учащегося на достижение 2 - х главных целей: техническую (инженерную) и художественную (дизайн).

Не каждый ученик способен самостоятельно выбрать тему проекта, поэтому работу начинать нужно в начале учебного года. Учителю необходимо сформировать «Банк проектов». В нашей школьной мастерской оборудован стенд «Творческий проект» на котором есть все необходимые материалы: «Положение об ученическом проекте», тематика проектов, образцы изделии и, конечно ж,  в мастерской должен быть весь необходимый материал (заготовки) для изготовления изделия.

Наиболее успешно проходит выполнение проектов в 7- 8- 9 классах. В этих классах школьники уже имеют достаточно прочные теоретические знания, приемы и правила работы с инструментами, работы на станках, смогут выполнить экономические расчеты, дать экологическую оценку изделия. Так же нужно помнить, что объекты проектирования должны быть посильны для учащихся.

Итак, метод проектов дает большие возможности учащимся развивать самостоятельность, инициативу и творчество.

При выполнении проекта можно одновременно использовать знания и умения по нескольким разделам учебной программы (например: Обработка металлов и обработка древесины).

Метод проектов - метод широких возможностей, метод творчества.