Ответ — Как это ни удивительно, но однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что люди разные и у каждого человека своя «правда», свое представление о «правильном» и «неправильном». Более того, человек в течении своей жизни меняется и, соответственно, меняется его представление о «правильном» и «неправильном».

Например, для кого-то на каком-то этапе его жизни «правильным» будет выбрать профессию «врача», но потом ему же захочется стать преподавателем вуза, чтобы делиться своим опытом со студентами, или стать писателем, чтобы делиться с читателями своими размышлениями о жизни после общения с самими разнообразными своими пациентами как А.П. Чехов. А для другого человека «правильным» будет вообще никуда не поступать, а какое-то время просто поработать и уже потом понять, что лучше все-таки учиться…

В целом, правильный выбор профессии предполагает учет своих желаний (своего «хочу»), своих способностей (своего «могу») и учет того, насколько выбираемая профессия востребована на рынке труда («надо»).

В более развернутом виде «правильный» выбор профессии предполагает учет следующих моментов:

  1. своих склонностей;
  2. своих способностей и возможностей (включая и состояние здоровья);
  3. своего уровня притязаний (реализации своих представлений о престижности, «модности» выбираемой профессии и учебного заведения);
  4. учет своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;
  5. учет мнения своих родителей и родственников (которые желают своему ребенку добра и к мнению которых стоит прислушиваться);
  6. учет мнения своих друзей, приятелей, одноклассников (которые хорошо Вас знают и не стесняются говорить правду);
  7. учет потребностей в данной профессии на рынке труда, т.е. насколько легко/ или трудно будет найти хорошую работу после получения данной профессии?
  8. наличия определенной программы действий по выбору профессии (то что психологи-профконсультанты называют «Личной профессиональной перспективой» — сокращенно ЛПП).

Соответственно стоит обозначить, что считается «неудачным» професиональным выбором:

  1. когда профессия выбирается без учета представленных выше моментов (например, профессия выбирается без учета своих способностей и состояния здоровья и в итоге школьник либо не поступает в желанный вуз, либо даже поступив, истощается от чрезмерных перегрузок и просто попадает в психиатрическую больницу…);
  2. профессия выбирается «за компанию», когда школьник поступает туда, куда поступают многие его приятели (например, полкласса дружно поступают в какой-нибудь юридический институт);
  3. когда выбор профессии связан, например, не с увлечением химией, а с любовью к учителя химии (при этом забывают, что и в институте, и на самой работе любимого учителя уже не будет и придется иметь дело с другими людьми);
  4. ориентация на сиюминутное увлечение чем-то при выборе профессии (например, школьник увлекся на некоторое время рисованием и сразу решил поступать в художественное училище, но увлечение быстро потом прошло…) и т.п.

Версия для печати