Ответ — Как это ни удивительно,
но однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело
в том, что люди разные и у каждого человека своя «правда»,
свое представление о «правильном» и «неправильном». Более
того, человек в течении своей жизни меняется и, соответственно,
меняется его представление о «правильном»
и «неправильном».
Например, для кого-то на каком-то этапе его жизни
«правильным» будет выбрать профессию «врача», но потом ему
же захочется стать преподавателем вуза, чтобы делиться своим
опытом со студентами, или стать писателем, чтобы делиться
с читателями своими размышлениями о жизни после общения
с самими разнообразными своими пациентами как А.П. Чехов.
А для другого человека «правильным» будет вообще никуда
не поступать, а какое-то время просто поработать
и уже потом понять, что лучше все-таки учиться…
В целом, правильный выбор профессии предполагает учет своих
желаний (своего «хочу»), своих способностей (своего «могу»)
и учет того, насколько выбираемая профессия востребована
на рынке труда («надо»).
В более развернутом виде «правильный» выбор
профессии предполагает учет следующих моментов:
- своих склонностей;
- своих способностей и возможностей (включая
и состояние здоровья);
- своего уровня притязаний (реализации своих представлений
о престижности, «модности» выбираемой профессии
и учебного заведения);
- учет своей информированности о выбираемой профессии
и учебном заведении;
- учет мнения своих родителей и родственников (которые
желают своему ребенку добра и к мнению которых стоит
прислушиваться);
- учет мнения своих друзей, приятелей, одноклассников (которые
хорошо Вас знают и не стесняются говорить правду);
- учет потребностей в данной профессии на рынке труда,
т.е. насколько легко/ или трудно будет найти хорошую работу после
получения данной профессии?
- наличия определенной программы действий по выбору
профессии (то что психологи-профконсультанты называют «Личной
профессиональной перспективой» — сокращенно ЛПП).
Соответственно стоит обозначить, что считается «неудачным»
професиональным выбором:
- когда профессия выбирается без учета представленных выше
моментов (например, профессия выбирается без учета своих
способностей и состояния здоровья и в итоге школьник
либо не поступает в желанный вуз, либо даже поступив,
истощается от чрезмерных перегрузок и просто попадает
в психиатрическую больницу…);
- профессия выбирается «за компанию», когда школьник поступает
туда, куда поступают многие его приятели (например, полкласса
дружно поступают в какой-нибудь юридический институт);
- когда выбор профессии связан, например, не с увлечением
химией, а с любовью к учителя химии (при этом забывают,
что и в институте, и на самой работе любимого учителя
уже не будет и придется иметь дело с другими
людьми);
- ориентация на сиюминутное увлечение чем-то при выборе
профессии (например, школьник увлекся на некоторое время
рисованием и сразу решил поступать в художественное
училище, но увлечение быстро потом прошло…)
и т.п.