Ответ — по большому счету (в идеале)
старшеклассник может самостоятельно выбрать профессию, учебное
заведение, сам поступить туда, успешно получить диплом и стать
квалифицированным специалистом. И есть немало таких примеров. Но в
большинстве случаев школьник все-таки нуждается в определенной
помощи со стороны взрослых. Но и такая помощь предполагает, что
какие-то действия молодой человек должен совершить самостоятельно.
Дальше мы обозначим ситуацию, когда старшеклассник не может
полностью самостоятельно решить вопрос о выборе профессии (или
у него есть определенные сомнения в сделанном выборе и он хочет себя
перепроверить). Что в такой ситуации может сделать сам школьник, а с
чем ему лучше обратиться за помощью к специалистам.
1. Какие проблемы, связанные с выбором профессии, лучше
решит специалист:
- Оценка профессиональной пригодности к тем или иным професиям;
- Оценка профессиональных склонностей к тем или иным професиям;
- Помощь в планировании своих жизненных и профессиональных
перспектив — составление дальнего профессионального плана
и планов на ближайшее будущее: какие шаги надо предпринять уже
сейчас и в ближайшие месяцы (поступление на подготовительные
курсы, посещение Дней открытых дверей в вузах и колледжах
и т.п.);
- Обсуждение возможных путей преодоления своих недостатков
(например, обсудить вопрос, что делать с ленью, с излишней
вспыльчивостью и т.п.);
- Обсуждение вопроса о том, как лучше использовать свои
имеющиеся возможности и таланты, как использовать их при
подготовке к поступлению в вуз;
- Обсуждение вопроса о том, как преодолевать возможные внешние
препятствия на пути достижения своих целей (например, как быть
с родителями, которые противодействуют выбору школьника);
- Обсуждение вопроса о том. как лучше использовать имеющиеся
объективные возможности для реализации своих профессиональных
целей (например, с какой помощью стоило бы обратиться
к родителям при выборе профессии);
- Информирование об интересующих профессиях (обычно это делается
через рассказы о профессиях или с помощью профессиограмм —
кратких описаниях профессий);
- Информирование о возможных учебных заведениях, где можно
получить интересующие школьника профессии;
- Выбор и обоснование возможных резервных вариантов на случай
неудачи по основному варианту выбора (например, что делать, если
не удастся с первого раза поступить в желанный вуз?);
- Просто помочь школьнику обрести уверенность и оптимизм в своем
профессиональном будущем (если в этом ему не могут помочь друзья
и родители)…
2. Что реально может сделать сам школьник, выбирающий
профессию:
- Как минимум обратиться к психологу-профконсультанту (в с воей
школе, в Центре профориентации молодежи или даже в Центре
занятости населения), т.е. найти такого специалиста и хотя
бы прийти к нему…
- Обраться за помощью к своим учителям;
- Обратиться за помощью к своим родителям (хотя бы попробовать);
- Обратиться за помощью к друзьям и знакомым;
- Самостоятельно сходить в те учебные заведения, где можно
получить интересующую Вас профессию, заметим, что сейчас проход
во многие вузы по пропускам, поэтому надо узнать, когда в этом
вузе будет «День открытых
дверей»;
- Постараться через своих друзей и родственников познакомиться
со студентами тех вузов, куда Вы собираетесь поступать и уже
от них получить интересующую Вас информацию. Аналогично можно
познакомиться со специалистами по интересующей Вас профессии
и просто поговорить с ними, стоит ли Вам эту профессию выбирать;
- Часто бывает полезно обратиться за консультацией к врачу,
чтобы узнать, подходите ли Вы к данной профессии по состоянию
здоровья. Это особенно важно применительно к профессиям
с особыми условиями труда (спасателям, военным, пожарникам,
летчикам, водителям, охранникам и т.п.).
- Самостоятельно почитать об интересующей Вас профессии
и учебном заведении (в том числе, ознакомиться со справочной
литературой, с различными Справочниками и Пособиями для
поступающих в те или иные вузы);
- По возможности повысить свою успеваемость по тем предметам,
по которым придется сдавать экзамены в желанный вуз (включая
и занятия с репетитором) и т.п.