Открытый урок по обществознанию

                10 класс

 

«Молодежь в современном обществе.

Молодежные субкультуры».

 

Цель:

1.    Познакомить старшеклассников с современными молодежными движениями;

2.    Формировать толерантное отношение к мнению других;

3.    Определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности и возможную молодежную политику государства;

4.    Развивать умение выражать свою точку зрения, вести дискуссию, работать с дополнительной литературой

 

Оборудование:

Экран, проектор, слайды с текстами, презентации учащихся, таблички с названием групп (по выбранным проблемам ).

 

Форма урока:

Защита проектов о молодежных течениях, подведение итогов работы по группам с опорой на знания учащихся и коллективный поиск решения.

 

На доске даны: тема урока и цитата

«Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного».

                                               Д. Карнеги

 

 

Ход урока

 

1.Организационные моменты:

 

Приветствие, тема урока, задачи урока (их учащиеся могут определить сами после объявления учителем темы занятия), краткий план работы.

 

2.Вводное слово учителя:

Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете смысл изречения Карнеги?

 

Уже много веков философы пытаются постичь сущность человека. Занимаются они этим не только из чистой  любознательности, но и по практическим  соображениям. Дело в том, что у каждого человека возникает вопрос: живу ли я так, как надо жить? Для того чтобы на него ответить, необходимо узнать, в чем состоит смысл человеческой жизни. Сегодня мы поговорим о месте современной молодежи в обществе, о поисках своего «я» в этом мире.

 

3.Основная часть урока:

 

А) введение в тему.

 

-Кого можно считать сегодня молодежью?

-С  чем ассоциируется у вас это понятие?

 

 

 

 

 

 

Работа со спайдограммой:

Разные точки зрения на определение возраста молодежи.

От 14 до 25 лет;

От 16 до 30 лет;

От 13 до 19 лет;

От 18 до 25 лет.

Можно сказать, что молодежь в социальной структуре общества занимает переходное положение, поэтому многие социологи и психологи считают, что нижняя граница возраста охватывает подростковый период, а верхняя граница определяется по - разному в промежутке 10 лет.

 

Почему так  «размыты» возрастные границы, определяющие позицию молодежи в обществе?

 

Причина- отсутствие объективного критерия в определении молодости:

-начало самостоятельной трудовой деятельности;

-завершение образования, получение профессии;

-приобретение материальной независимости;

-приобретение гражданских и политических прав;

-вступление в брак;

-возможность ведения самостоятельной, не зависимой от родителей, жизни;

-определенная физиологическая зрелость;

-жизненная и творческая активность.

 

Вопросы:

-Можете вы продолжить список этих критериев?

-Какой из них, на ваш взгляд, является определяющим?

Индивидуальные границы молодости.

Нижняя граница молодости:

-обстоятельства, которые заставляют повзрослеть раньше;

-война, смерть близких, ранняя трудовая деятельность;

Верхняя  граница:

-молодые «старики»;

-«вечная» молодость.

 

-Что волнует молодое поколение сегодня?

 

Одной из молодежных проблем является поиск своего места в жизни. Молодые люди стремятся выразить свою индивидуальность, связывая себя с определенной субкультурой. Сегодня мы поговорим о наиболее популярных молодежных течениях.

Субкультура-это группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура - суверенное целостное образование, часть общественной культуры. Субкультура может носить экстремальный характер и демонстрировать протест против общества или определенных общественных явлений.

 

Б) поговорим о некоторых молодежных течениях в рамках определения молодежной субкультуры.

-Стиль поведения;

-Музыкальные пристрастия;

-Модная атрибутика.

 

 

Работа по группам с заранее подготовленным заданием-презентацией

 

1.Начнем с разговора о более известном течении «хиппи» (подготовленная группа делает сообщение не более 5 мин. с просмотром презентации)

 

2.Сообщение о движении «панков» ( не более 5 мин. с презентацией)

 

3.Сообщение о молодежном движении «байкеров» ( не более 5 мин. с просмотром презентации)

 

4.Сообщение о молодежном движении «готы» и «эмо» (не более      5  мин. )

 

Вывод: Молодежная субкультура- это движение души, стремление выделиться или социальный протест? Молодежная субкультура это больше культура досуга, чем работы.

 

5.    Представление отдельной группой буклета о современной молодежи (не более  3 мин.)

 

6. Работа по группам: Словарная работа с тестами.

А) часть учащихся выполняют работу на компьютерах (тесты)

Б) часть учащихся выполняют работу на бумажном носителе.

 

6. Просмотр презентации о встречах молодежи с Президентом страны Путиным В.В.(не более 3 мин.)

 

 

 

7. Выполнение экспресс - кроссворда «Молодежная культура».

 

(Часть учеников выполняют работу на компьютерах часть на бумажном носителе.)

 

 

 

 

 

8. Работа с первоисточником   « Послание Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова Государственному Совету. (Работа с текстом, о будущем молодежи с.16-17  )

 

 

 

 

Подведение урока.              Выставление отметок.

 

Работа над цитатой.

 

8.«Искусство взаимного понимания - это наиболее важное в человеческих отношениях искусство, которое может способствовать возникновению высшей гуманности; лишь благодаря  ему стали понятными значение индивидуума и  неповторимая ценность всякой человеческой души»  (С. Цвейг)

 

 

 

 

 

 

Словарная работа на тему «Особенности молодежи».

 

Сопоставьте понятие и определение:

 

1.Тинейджеры                   а) Самоуверенность в поведении, в речи.

2.Инфантилизм                    б) Культура какой-то части молодежи

                                               со своими нравственными критериями.                                                          3. Субкультура                     в) Молодежь от 13 до 19 лет.      

4. Репутация                         г) Стремление к иждивенчеству.

5. Апломб                             д) Создавшееся общее мнение о достои-

                                                нствах и недостатках кого – либо, чего-

                                                      либо.    

              

 

 

 

 

 

Словарная работа на тему «Особенности молодежи».

 

Сопоставьте понятие и определение:

 

1.Тинейджеры                 а) Самоуверенность в поведении, в речи.

2.Инфантилизм                    б) Культура какой-то части молодежи

                                               со своими нравственными критериями.                                                          3. Субкультура                     в) Молодежь от 13 до 19 лет.      

4. Репутация                         г) Стремление к иждивенчеству.

5. Апломб                             д) Создавшееся общее мнение о достои-

                                                нствах и недостатках кого – либо, чего-

                                                      либо.     

  

Ответы:                                                  

 

 

 

 

 

Словарная работа на тему «Особенности молодежи»  Сопоставьте понятие и определение:

 

1.Тинейджеры                   а) Самоуверенность в поведении, в речи.

2.Инфантилизм                    б) Культура какой-то части молодежи

                                               со своими нравственными критериями.                                                          3. Субкультура                     в) Молодежь от 13 до 19 лет.      

4. Репутация                         г) Стремление к иждивенчеству.

5. Апломб                             д) Создавшееся общее мнение о достои-

                                                нствах и недостатках кого – либо, чего-

                                                      либо.    

              

 

Ответы:

 

 

Инновационные технологии, используемые в работе

инновац.

технологии

проблем.

обучение

проект.

деятельн.

модели-

рование

ролевая

игра

программиров.

обучение

мозговой штурм

исследоват.

деятельность

5кл

+

 

+

+

 

+

 

6кл

+

 

+

+

 

+

+

8кл

+

+

+

+

+

+

+

10кл

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании.

Учебный год

Вид мероприятий

Тематика, возраст учащихся

Используемая технология

 

2004-2005

 

2005-2006

 

Литературно-исторический сценарий, посвященный дню Победы. 

«Со школьного порога, шагнувшие в войну» 10 класс

ИКТ (мультимедийный проектор)

метод научного исследования

Интеллектуальная игра

 

«Мы выбираем, нас выбирают» 10 класс

ИКТ (мультимедийный проектор)

Экспресс-экскурсия по школьному музею

«Школа вчера, сегодня, завтра», 11 класс

Метод научного исследования, ИКТ (мультимедийный проектор)

 

2006-2007

Деловая игра. Поездка в Москву с победителями игры.       Посещение Государственной Думы.

«Народный избранник», 10-11 классы

Метод научного исследования, принцип проблемности