Поисково-краеведческая и музейная работа в школе.

 

План развития музея на 2007-2008 учебный год и до 2010 года.

1.               Цели и задачи и актуальность программы работы школьного музея.

Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Программа дает возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.

Программа также позволяет формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, создавать компьютерные программы, организовывать объединения учащихся на принципах самоуправления.

Ожидаемые результаты программы.

Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитать в будущем гражданине России:

- чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

- высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией,  умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;

- чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

- способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания;

- физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптировать и сознательно выбирать здоровый образ жизни.

 

2.     Механизм выполнения программы.

 

Для решения поставленных задач учитывается сложившиеся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением.

Школа может сотрудничать с городскими и областными музеями.

При планировании краеведческой работы учитываются положения о смотрах и конференциях городского центра военно-патриотического воспитания, Совета ветеранов города, экспедиции военно-патриотического клуба.

Образовательное учреждение может активно сотрудничать с экскурсионным бюро, что позволит создать систему тематических экскурсий по родному краю с учетом возрастных особенностей учащихся.

Этапы программы и участники.

 

Вся воспитательная работа в рамках краеведения строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.

В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомства с архивами музея, выполняют разовые поисковые работы.

Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классов , выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории улицы, на которой живут, воспоминания старожилов.

Учащиеся 9-11 классов занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях города и области.

2.               Сроки действия программы.

 

Краеведческая работа школы планируется с учетом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы и с учетом городских, областных и всероссийских мероприятий и связаны с юбилейными и государственными датами.

В общеобразовательном учреждении должен сложиться тематический календарный план краеведческого движения. Учащиеся готовятся к конференциям и ведут поисковую и исследовательскую работу школьного музея. Совет музея дает старт подготовки к началу работы в виде перспективных поисковых заданий.

5.   Обеспечение программы

 

Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и научно-методической  базой и кадровым обеспечением:

1)          Комната-музей;

2)          Руководитель краеведческой работы Бурбукина Л. К.-             руководитель школьного музея;

3)          Кружок «Юный краевед»;

4)          Компьютерный класс;

5)          Близкое расположение районной библиотеки;

6)          Спонсорская помощь.

  6.Перспективы

Программа отражает необходимый обществу и демократическому государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Система воспитательной работы является в настоящее время одной из самых перспективных, так как позволяет решить многие проблемы в развитии личности:

- в нравственном сфере: чувство гражданина-патриота, гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям;

- в социальной сфере: навыки общественной активности, что позволяет стать соучастником происходящего через систему ученического самоуправления;

- в познавательной сфере: позволяет развивать  творческие способности, навыки исследовательской работы, формирует умение самостоятельно добывать знания;

- в сфере физического здоровья и культуры: решает занятость детей, повышает нравственный иммунитет к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным проявлениям.

 

Динамика посещения кружков и факультативов по  истории и обществознанию         

 (учащихся)

Название кружка, секции, факультатива

Объем программы   ( в часах)

Количество учащихся

2003-2004

Факультатив «Решение олимпиадных задач по истории и обществознанию»

34 часа

14 чел.

2004-2005

Элективный курс «Право и экономика»

16 часов

15 чел.

Факультатив «Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию»

34 часов

15 чел.

2005-2006

Элективный курс «особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»

16 часов

17 чел.

Факультатив «Решение экзаменационных заданий пре подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию»

34 часов

16 чел.

2006-2007

Элективный курс «Особенности современной цивилизации»

16 часов

19 чел.

 

Кружок «Юный краевед»  Элективный курс

«Выбирающему профессию юриста».

 

68ч

34ч

 

15чел

13чел