Поисково-краеведческая и музейная работа в школе.
План развития музея на 2007-2008 учебный год и до 2010 года. 1. Цели и задачи и актуальность программы работы школьного музея. Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения. Программа дает возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе. Программа также позволяет формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, создавать компьютерные программы, организовывать объединения учащихся на принципах самоуправления. Ожидаемые результаты программы. Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитать в будущем гражданине России: - чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину; - высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно; - чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; - способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания; - физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптировать и сознательно выбирать здоровый образ жизни.
2. Механизм выполнения программы.
Для решения поставленных задач учитывается сложившиеся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением. Школа может сотрудничать с городскими и областными музеями. При планировании краеведческой работы учитываются положения о смотрах и конференциях городского центра военно-патриотического воспитания, Совета ветеранов города, экспедиции военно-патриотического клуба. Образовательное учреждение может активно сотрудничать с экскурсионным бюро, что позволит создать систему тематических экскурсий по родному краю с учетом возрастных особенностей учащихся. Этапы программы и участники.
Вся воспитательная работа в рамках краеведения строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы. Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома. В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомства с архивами музея, выполняют разовые поисковые работы. Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классов , выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории улицы, на которой живут, воспоминания старожилов. Учащиеся 9-11 классов занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях города и области. 2. Сроки действия программы.
Краеведческая работа школы планируется с учетом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы и с учетом городских, областных и всероссийских мероприятий и связаны с юбилейными и государственными датами. В общеобразовательном учреждении должен сложиться тематический календарный план краеведческого движения. Учащиеся готовятся к конференциям и ведут поисковую и исследовательскую работу школьного музея. Совет музея дает старт подготовки к началу работы в виде перспективных поисковых заданий. 5. Обеспечение программы
Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением: 1) Комната-музей; 2) Руководитель краеведческой работы Бурбукина Л. К.- руководитель школьного музея; 3) Кружок «Юный краевед»; 4) Компьютерный класс; 5) Близкое расположение районной библиотеки; 6) Спонсорская помощь. 6.Перспективы Программа отражает необходимый обществу и демократическому государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Система воспитательной работы является в настоящее время одной из самых перспективных, так как позволяет решить многие проблемы в развитии личности: - в нравственном сфере: чувство гражданина-патриота, гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям; - в социальной сфере: навыки общественной активности, что позволяет стать соучастником происходящего через систему ученического самоуправления; - в познавательной сфере: позволяет развивать творческие способности, навыки исследовательской работы, формирует умение самостоятельно добывать знания; - в сфере физического здоровья и культуры: решает занятость детей, повышает нравственный иммунитет к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным проявлениям.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамика посещения кружков и факультативов по истории и обществознанию (учащихся)
|