Лживых историков следовало бы казнить,
как фальшивомонетчиков.

Сервантес.

(Доклад на педагогическом совете).

Преподавание истории в современной российской средней школе. Размышления вслух.


Главный вопрос, который стоит перед учителями-историками вот уже почти 20 лет ,можно сформулировать очень просто: чему учить? От ответа
на этот вопрос зависят содержание и структура исторического образования, и средства обучения, и методика. К сожалению, сложнее всего отвечать именно на простые вопросы. Крушение советского общества избавило историю от роли служанки идеологии. Но в этой ситуации возникла растерянность, не прошедшая, как представляется, у многих учителей и доныне. Результат этой растерянности -мучительные поиски единой концепции или превращение исторических сведений в нагромождение разрозненных фактов, вообще лишенное осмысления.
Между тем задачи, стоящие перед историческим образованием школьников, достаточно серьезны. Изучение истории необходимо всякому человеку для социализации. Взрослый во многом тем и отличается от ребенка, что ощущает связь эпох, рассматривает себя , свой народ, свою страну во времени, осознает разнообразие мира, человечества. Наконец, изучение истории необходимо человеку для понимания своего времени. Не случайно говорят, что у каждой эпохи свои вопросы к прошлому.
Школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему. Как педагогическая система оно является открытой гуманитарной системой, включающей ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности.
В истории как в учебном предмете выделяются более частные понятия учебного курса: курс отечественной истории, курс всеобщей истории. Анализ соотношения истории как науки и учебного предмета позволяет сделать вывод, что в настоящее время одним из ключевых факторов является методология исторического познания, которая в значительной степени определяет методологию исторического образования. В этих условиях все большое значение имеет формирование профессиональной компетентности учителя истории как гражданина и специалиста.
В конце XX-начале XXI в в условиях информационной и «архивной» революций произошли огромные изменения в развитии мировой и отечественной исторической науки. В значительной степени преодолен искусственный разрыв между отечественной и мировой наукой. Во многом изменилась теоретическая основа исторической науки и исторического образования. Огромное влияние на их развитие оказали идеи М.Вебера, О.Шпенглера, А.Тойнби и других историков мирового уровня. Осмысление этих новых подходов в исторической науке и реализация их применительно к сфере исторического образования является важной задачей отечественной исторической дидактики.
В конце XX в.на развитие исторического образования в мире стал влиять ряд новых факторов .Первым из них стал так называемый «новый исторический» подход, который сформировался Западной и Северной Европе в 1970-начале 1980-х гг и стал оказывать возрастающее влияние на обучение истории в странах Восточной Европы, после событий 1989-1991-х гг., связанных с крахом социалистической системы.
Сторонники «нового исторического подхода» приоритетной задачей исторического образования считают умения анализировать, интерпретировать и обобщать исторические свидетельства, добытые из множества различных первичных и вторичных источников. Другой фактор в пользу пересмотра методологии образования вытекает из понимания необходимости подготовки школьников к жизни в современном мире, который характеризуется этническим, культурным, языковым и религиозным разнообразием.
Сегодня вновь и вновь ставится вопрос о воспитательной функции истории, особенно истории нашего Отечества.
В связи с этим- о сочетании федерального и Национально-регионального компонентов школьного исторического образования. Считаю, что 1990-е гг. дали очень многое для возрождения изучения национальной истории и культуры в нашей стране. Но важно при этом сохранить и то, что всех нас объединяет- нашу общую историю, особенно тех ее героических страниц, которые никто не в состоянии забыть.
Особая тема, на мой взгляд, историческое образование и компьютеризация.
По мнению специалистов, сейчас в стране почти не осталось школ, где не было бы компьютеров, однако, следует признать и тот факт, что насыщение школы техникой пока не привело к ее серьезному и повседневному использованию.
Несколько слов хочу сказать о перспективах становления профильного образования. Как мне кажется, необходимо отказаться от «дробления» старшей школы на бесконечное количество профилей, сохранив при этом три-четыре профиля, достаточно широких для того, чтобы они учитывали профессиональные ориентиры учащихся X-XI классов
и вместе с тем не предрешали их окончательного выбора.
Следует, на мой взгляд, сохранить существующую систему исторического образования в V-IX классах, предусмотрев в X-XI классах не повторение структуры и содержания исторических дисциплин, а создание интегративных курсов, например, «Россия и мир». Меня, как и многих других, педагогов сегодня волнует поиск оптимальной структуры исторического образования; определение перспектив развития профильного обучения , особенности изучения истории на базовом и профильном уровнях в старших классах. Ведь история как учебный предмет обладает значительным потенциалом социализации, что так необходимо в настоящее время.
 

 

Тема, над которой работаю

 

Цели и задачи

Содержание деятельности на данном этапе работы

Пути реализации

Сроки,

результат

«Актуальные проблемы преподавания истории в современной школе».

Развитие и раскрытие творческих способностей учащихся в процессе взаимодействия учебной, игровой и творческо-поисковой деятельности.

Проведение нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий (викторин, деловых игр, игр-состязаний…)

1.Прохождение курсов.

2. Участие в работе ГМО учителей истории.

3.Участие в городских конкурсах по истории и обществознанию.

2005г- выступление на ГМО с докладом «Курс обществознания в профильной школе .Новые методики и подходы». 2006г-участие в дискуссии на ГМО "

Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения

1.На уроках и внеурочной деятельности использовать метод исследований и проектов.

2.Составление программы элективного курса «Выбирающему профессию юриста» для 10 класса.

3.  Составление  программы элективного курса «Особенности современной цивилизации для 11 класса.

4 Составление программы элективного курса «Уголовная ответственность несовершеннолетних» для 9 класса

5. Разработка программы по истории и обществознанию для социально - экономического профиля

Использование полученных теоретических знаний на практике, апробация своей технологии, анализ результатов.

1. Участие в городских научно-              практических конференциях.

2. Проектная деятельность на уроках  истории и обществознания.

3. Ведение элективных курсов.

2004-2007

1. Участие в проведении мастер-класса «Проекты и исследования» в День открытых дверей 24.12.2005 г.

2.Учащиеся-призеры на городских и республиканских научно-практических конференциях.

2006г-Благодарственное письмо депутата Государственной Думы РФ П.Семенова за вклад в организацию и проведение республиканского конкурса «Народный избранник.»

Развитие ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профильного обучения

Глубже освоить информационные технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам

1. Разработка уроков, внеклассных мероприятий с использованием ИКТ

2. Продолжить научно - исследовательскую деятельность с учащимися.

1. Прохождение очередных курсов по предмету в 2008 году.

2. Прохождение курсов по использованию и применению ИКТ в учебной и внеклассной деятельности 2007г.

 

С 2007 года.

Проведение интеллектуальной игры «Всеобщаядекларация прав человека» с использованием ИКТ (мультимедийный проектор.