Лживых историков следовало
бы казнить,
как фальшивомонетчиков.
Сервантес.
(Доклад на педагогическом совете).
Преподавание истории в современной российской средней школе. Размышления
вслух.
Главный вопрос, который стоит перед учителями-историками вот уже почти
20 лет ,можно сформулировать очень просто: чему учить? От ответа
на этот вопрос зависят содержание и структура исторического образования,
и средства обучения, и методика. К сожалению, сложнее всего отвечать
именно на простые вопросы. Крушение советского общества избавило историю
от роли служанки идеологии. Но в этой ситуации возникла растерянность,
не прошедшая, как представляется, у многих учителей и доныне. Результат
этой растерянности -мучительные поиски единой концепции или превращение
исторических сведений в нагромождение разрозненных фактов, вообще
лишенное осмысления.
Между тем задачи, стоящие перед историческим образованием школьников,
достаточно серьезны. Изучение истории необходимо всякому человеку для
социализации. Взрослый во многом тем и отличается от ребенка, что
ощущает связь эпох, рассматривает себя , свой народ, свою страну во
времени, осознает разнообразие мира, человечества. Наконец, изучение
истории необходимо человеку для понимания своего времени. Не случайно
говорят, что у каждой эпохи свои вопросы к прошлому.
Школьное историческое образование представляет собой
социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное
явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую
образовательную систему. Как педагогическая система оно является
открытой гуманитарной системой, включающей ценности, традиции, нормы,
принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы,
критерии эффективности.
В истории как в учебном предмете выделяются более частные понятия
учебного курса: курс отечественной истории, курс всеобщей истории.
Анализ соотношения истории как науки и учебного предмета позволяет
сделать вывод, что в настоящее время одним из ключевых факторов является
методология исторического познания, которая в значительной степени
определяет методологию исторического образования. В этих условиях все
большое значение имеет формирование профессиональной компетентности
учителя истории как гражданина и специалиста.
В конце XX-начале XXI в в условиях информационной и «архивной» революций
произошли огромные изменения в развитии мировой и отечественной
исторической науки. В значительной степени преодолен искусственный
разрыв между отечественной и мировой наукой. Во многом изменилась
теоретическая основа исторической науки и исторического образования.
Огромное влияние на их развитие оказали идеи М.Вебера, О.Шпенглера,
А.Тойнби и других историков мирового уровня. Осмысление этих новых
подходов в исторической науке и реализация их применительно к сфере
исторического образования является важной задачей отечественной
исторической дидактики.
В конце XX в.на развитие исторического образования в мире стал влиять
ряд новых факторов .Первым из них стал так называемый «новый
исторический» подход, который сформировался Западной и Северной Европе в
1970-начале 1980-х гг и стал оказывать возрастающее влияние на обучение
истории в странах Восточной Европы, после событий 1989-1991-х гг.,
связанных с крахом социалистической системы.
Сторонники «нового исторического подхода» приоритетной задачей
исторического образования считают умения анализировать, интерпретировать
и обобщать исторические свидетельства, добытые из множества различных
первичных и вторичных источников. Другой фактор в пользу пересмотра
методологии образования вытекает из понимания необходимости подготовки
школьников к жизни в современном мире, который характеризуется
этническим, культурным, языковым и религиозным разнообразием.
Сегодня вновь и вновь ставится вопрос о воспитательной функции истории,
особенно истории нашего Отечества.
В связи с этим- о сочетании федерального и Национально-регионального
компонентов школьного исторического образования. Считаю, что 1990-е гг.
дали очень многое для возрождения изучения национальной истории и
культуры в нашей стране. Но важно при этом сохранить и то, что всех нас
объединяет- нашу общую историю, особенно тех ее героических страниц,
которые никто не в состоянии забыть.
Особая тема, на мой взгляд, историческое образование и компьютеризация.
По мнению специалистов, сейчас в стране почти не осталось школ, где не
было бы компьютеров, однако, следует признать и тот факт, что насыщение
школы техникой пока не привело к ее серьезному и повседневному
использованию.
Несколько слов хочу сказать о перспективах становления профильного
образования. Как мне кажется, необходимо отказаться от «дробления»
старшей школы на бесконечное количество профилей, сохранив при этом
три-четыре профиля, достаточно широких для того, чтобы они учитывали
профессиональные ориентиры учащихся X-XI классов
и вместе с тем не предрешали их окончательного выбора.
Следует, на мой взгляд, сохранить существующую систему исторического
образования в V-IX классах, предусмотрев в X-XI классах не повторение
структуры и содержания исторических дисциплин, а создание интегративных
курсов, например, «Россия и мир». Меня, как и многих других, педагогов
сегодня волнует поиск оптимальной структуры исторического образования;
определение перспектив развития профильного обучения , особенности
изучения истории на базовом и профильном уровнях в старших классах. Ведь
история как учебный предмет обладает значительным потенциалом
социализации, что так необходимо в настоящее время.
|
«Актуальные проблемы преподавания истории
в современной школе». |
Развитие и раскрытие творческих
способностей учащихся в процессе взаимодействия учебной, игровой и
творческо-поисковой деятельности. |
Проведение нетрадиционных уроков и
внеклассных мероприятий (викторин, деловых игр, игр-состязаний…) |
1.Прохождение курсов.
2. Участие в работе ГМО учителей истории.
3.Участие в городских конкурсах по
истории и обществознанию. |
2005г- выступление на ГМО с докладом
«Курс обществознания в профильной школе .Новые методики и подходы».
2006г-участие в дискуссии на ГМО " |
Учебное проектирование и
исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения |
1.На уроках и внеурочной деятельности
использовать метод исследований и проектов.
2.Составление программы элективного курса
«Выбирающему профессию юриста» для 10 класса.
3. Составление программы элективного
курса «Особенности современной цивилизации для 11 класса.
4 Составление программы элективного курса
«Уголовная ответственность несовершеннолетних» для 9 класса
5. Разработка программы по истории и
обществознанию для социально - экономического профиля |
Использование полученных теоретических
знаний на практике, апробация своей технологии, анализ результатов. |
1. Участие в городских
научно- практических конференциях.
2. Проектная деятельность на уроках
истории и обществознания.
3. Ведение элективных курсов. |
2004-2007
1. Участие в проведении мастер-класса
«Проекты и исследования» в День открытых дверей 24.12.2005 г.
2.Учащиеся-призеры на городских и
республиканских научно-практических конференциях.
2006г-Благодарственное письмо депутата
Государственной Думы РФ П.Семенова за вклад в организацию и проведение
республиканского конкурса «Народный избранник.» |
Развитие ИКТ-компетентности как условие
успешной реализации профильного обучения |
Глубже освоить информационные технологии,
расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при
подготовке учебных материалов к урокам |
1. Разработка уроков, внеклассных
мероприятий с использованием ИКТ
2. Продолжить научно - исследовательскую
деятельность с учащимися. |
1. Прохождение очередных курсов по
предмету в 2008 году.
2. Прохождение курсов по использованию и
применению ИКТ в учебной и внеклассной деятельности 2007г.
|
С 2007 года.
Проведение интеллектуальной игры «Всеобщаядекларация
прав человека» с использованием ИКТ (мультимедийный проектор.
|