Ваш ребенок вас не слушает? Что делать?
1. Старайтесь быть всегда рядом с ребенком (не только в горе, но и в радости).
2. Будьте всегда примером для подражания, авторитетом для своих детей (не жди от груши яблок).
3. Нельзя неадекватно реагировать на “плохое” поведение ребенка, не учитывать мотивы.
4. Не делайте за ребенка много того, что он может сделать сам.
5. Если ваш ребенок стал раздражительным, смеется без причины, если на его руках стали появляться ссадины, царапины, он начинает избегать вас, не участвовать в семейных делах, если он потерял интерес к прежним увлечениям, то срочно обращайтесь к специалистам за консультацией.
Существуют игры и упражнения, которые помогают взрослым не только посмотреть со стороны на свое общение с ребенком, но и подобрать более удобный и понятный стиль объяснения, а также учат ребенка самостоятельно составлять инструкции.
Научившись понятно объяснять другому, чего он хочет, ребенок начинает лучше понимать, чего хотят от него. Кроме того, ребенок учится грамотно задавать вопросы, если что-то непонятно. Вот лишь некоторые из них:
«Строитель-архитектор». Игру можно проводить с помощью конструктора, мозаики или кубиков Коса, нужны нарисованные образцы узоров и конструкций.
Один из участников — «архитектор» (взрослый или ребенок) выбирает, что будет построено, не показывая изображение другому — «строителю». Архитектор диктует, объясняет строителю, что и как надо сделать, но не называет при этом конечный результат.
Например, не говорит: «Сделай солнце, а потом домик», а просит выбрать необходимые детали для их изображения (например, 4 желтые полукруглые мозаики, 10 синих прямоугольных и т.д.), правильно расположить их в пространстве (в левом верхнем углу; поверни по часовой стрелке; нет, не так, по-другому). Затем участники сверяют получившееся с исходной картинкой и меняются ролями.
Эта игра учит ребенка выделять последовательность действий.
«Пойми меня». Необходимо передать по цепочке определение загаданного предмета, явления или действия. Каждый новый игрок должен пользоваться синонимами, так как повторять уже сказанное нельзя.
Эта игра развивает способность выделять значимое, учит подыскивать слова, чтобы что-то объяснить, и способствует расширению словарного запаса.
Составление и разгадывание кроссвордов также помогает развитию понятливости.
Если ребенок плохо запоминает, что ему надо делать и в каком порядке, составляйте с ним всевозможные памятки, расписания и схемы действий. Повесьте или поставьте их на видном месте.
Правила общения с ребенком.
1.Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
2 Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
3. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
4. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.
5. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
6. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.
7. Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Можем создать свою, маленькую и очень добрую, вселенную в семье, в своем доме. Пусть хотя бы здесь их окружает любовь.