Серия «Для бесед с родителями»

 

Как можно поощрять  ребенка к откровенности и оказывать на него влияние?

 

      Существуют пять приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей.

      Приём первый.  Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отражённым вслушиванием». Он состоит из трех частей:

ü     демонстрируйте ребенку, что вы слышите, что он говорит (например, словами: «да», «угу», вопросами:  «а что потом?», «и что же?» и так далее);

ü     позвольте ребёнку выражать его собственные чувства;

ü     докажите, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

 

      Приём второй. Внимательно следите за лицом ребенка. Часто дети уверены, что успешно скрывают свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение…), но дрожащий подбородок, блеск глаз, сдвинутые брови скажут вам иное. Когда слова не соответствуют «языку тела», всегда полагайтесь на «язык тела».

 

      Приём третий. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

 

      Приём четвертый. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Не отвечайте безапелляционно и саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

 

      Приём пятый. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, отражающее ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!» и тому подобное.

 

Критикуйте,  не унижая

      Каждый человек стремится к самоуважению. У каждого есть определённое представление о себе как о человеке. У подростка это представление о себе  («Я»- образ) только складывается. И если оценка себя как личности занижена, то он, скорее, может быть подвержен влиянию извне.

      Его легче уговорить сделать то, что он в глубине души делать не хочет: выпить за компанию, попробовать наркотик, совершить тот или иной асоциальный поступок.

      Постоянно слыша в семье, в школе: «неряха, лентяй» или более грубое: «тунеядец, тупица», он постепенно и неосознанно примет эти определения, включит их в число качеств своей личности. Эти определения станут блоком, перекрывающим духовное развитие подростка, развитие отношений с окружающими и отношения к себе.

 

      Конечно,  критиковать нужно, но очень важно делать это правильно:

      - не «ты - лентяй и бездельник», а «плохо, что ты не учишься, хотя можешь»;

      - не «ты неряха», а «ты не убрал за собой, и меня это очень огорчает».

 

Шпаргалка для родителей.

В большей или меньшей степени, но мы все зависим от социума. Так уж устроен человек, что при всей своей индивидуальности он не может быть свободен от влияния той среды, в которой живет, работает, творит.

Так или иначе, замечает он это или нет, он является отражением действительности, которая его окружает… Что уж говорить о детях, они, как губка, впитывают в себя из жизни все, чем она так полна.

 

*    Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе.

 

*    Если дети окружены насмешкой, они становятся застенчивыми.

 

*    Если дети окружены стыдом, они учатся чувствовать вину.

 

*    Если дети окружены терпимостью, они учатся терпению.

 

*    Если дети окружены поощрением, они учатся уверенности.

 

*    Если дети окружены похвалой, они учатся ценить.

 

*    Если дети окружены справедливостью, они учатся справедливо судить.

 

*    Если дети окружены надежностью, они учатся верить

 

*    Если дети окружены одобрением, они учатся уважать себя.

 

*    Если дети окружены пониманием, они учатся находить в мире любовь.

 

Задумайтесь над этим!

 

Мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Можем создать свою, маленькую и очень добрую вселенную в семье, в своем доме. Пусть хотя бы здесь их окружает любовь.