Ольга Владимировна Тарасина, педагог-психолог,

 

         Все мы с вами хотя бы раз в жизни сдавали экзамены и поэтому нам знакомы связанные с ними переживания. Это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. А сейчас  в нашу жизнь вошла новая реальность – ЕГЭ. Рискну предположить, что мало у кого эта аббревиатура вызывает положительные эмоции.  Хотя единый государственный экзамен – это обычный экзамен, только основанный на тестовых технологиях. Просто такая форма является относительно нетрадиционной для школы, поэтому к нему  нужна дополнительная подготовка.

Что можем предпринять мы, взрослые, чтобы дети успешно прошли выпускные испытания? Прежде всего,  должны объединить свои  усилия родители, педагоги, психологи и классные руководители. У каждого свои задачи. Но психологически подготовить всех выпускников к выпускным экзаменам  одному психологу трудно. Понимая это, мы   подготовили семинар для классных руководителей выпускных классов, где речь шла о стратегии подготовки школьников  к экзаменам. Предлагаем вашему вниманию материал, который мы предложили классным руководителям. Это серия классных часов с элементами психологического тренинга. Мы воспользовались материалами сайта www. ege. ru, материалами из газеты  «Школьный психолог» № 29 (2003 г.), № 8 (2006г.).

Если в образовательном учреждении педагоги возьмут часть работы по психологической подготовке выпускников на себя, то у педагога-психолога высвобождается время на индивидуальную «штучную» работу с детьми.

 Можно  увеличить количество классных часов и включить обучение приемам запоминания текста, методам работы с текстом. Методические материалы можно найти в тех же источниках, которые мы упоминали выше.

 

 

Программа занятий

с элементами психологического тренинга.

по подготовке учащихся выпускных классов

к выпускным экзаменам

 

Цель занятий: отработка стратегии и тактики поведения учащихся в период подготовки к выпускным экзаменам.

Задачи:

·        отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам и во время экзаменов,

·        обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия

 

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, «мозговой штурм», тренинговые упражнения.

Условия проведения и оборудование:  класс, доска, листы ватмана, коробка, мяч, свеча, газеты, фломастеры, ручки, бумага для записей, памятки по мини-лекциям для учащихся.

Участники: все учащиеся одного класса.

 

 

Тематическое планирование

 

Тема занятия

Продолжительность занятия

1

Знакомимся с процедурой ЕГЭ

1 ч.-1,5 ч.

2

Как лучше подготовиться к экзаменам

1 ч.-1,5 ч.

3

   Учимся справляться со стрессом

1 ч.-1,5 ч.

 

Занятие 1.

Знакомимся с процедурой ЕГЭ

Цель занятия: «отработка»  трудностей, связанных с процедурой ЕГЭ.

Вводная часть.

Ритуал приветствия.

Дети сидят по кругу.

- Начнем сегодняшний день так: встанем и поздороваемся. Здороваться будем с каждым за руку, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное, никого не пропустить

Сообщение о цели  занятий.

- ЕГЭ – это обычный экзамен, но основанный на тестовых технологиях. Так как такая форма экзамена является новой, требуется дополнительная подготовка всех его участников. В ходе занятий мы с вами постараемся приобрести некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Надеюсь, что эти  знания помогут вам более успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах.

 

Основная часть

 «Переименование».

Учащимся предлагается на листочках написать свои ассоциации на слово «ЕГЭ». Сложить  с листочки в коробку. Ведущий перемешивает их и каждый получает уже другой листочек, который зачитывает группе.

Ведущий. «Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное определение экзамену, делающего  восприятие этого события более спокойным».

Учащиеся на листочках зачеркивают написанное слово или на обратной стороне листочка пишут другое, позитивное или нейтральное, определение. Например, вместо «трудное испытание» - просто «экзамен». (Пусть дети постараются  придумать как можно больше таких позитивных определений).

После выполнения упражнения поговорить о том, что изменилось в восприятии экзамена у детей.

 «Тест «Знаком ли ты с процедурой ЕГЭ?» (Это тестирование можно провести в режиме  он-лайн, сайт www. ege. ru . Примерный текст  в  Приложении 1).

Ведущий  предлагает учащимся выполнить тест. Время – 5-10  минут на самостоятельное выполнение. Правильность выполнения теста лучше просчитывать в процентах. (12 правильных ответов – 100%). После завершения тестирования подробно обсуждаются правильные варианты ответов на каждый вопрос.

 

                      «Бегущие огни» (энергизатор)

Дети сидят по кругу, один из них говорит соседу: «Привет!». Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое. Волна вставаний и повторений побежит по кругу. Выполнять упражнение надо с максимальной скоростью. Когда волна прошла 5-7 человек, нужно добавить к фразе еще один элемент. Например, хлопок. Все последующие игроки должны выполнить именно этот комплекс, а затем (после 5-7 ходов) очередной участник добавляет еще что-нибудь и т. д.

 Упражнение «Нейтрализация трудностей»

Делим класс на 2 группы: «оптимистов» и «пессимистов».

Ведущий. «На доске нарисована таблица (см. далее). Пессимисты заполняют первый столбик, оптимисты – второй. Делаем это по очереди. Сейчас кто-то из пессимистов заполнит первую строчку. Оптимисты, подумайте, как можно «нейтрализовать» эту трудность. Впишите это во второй столбик. Затем следующий пессимист заполняет следующую строчку. Оптимисты предлагают свой вариант разрешения проблемы. И т. д.».

 

Трудности, которые мы испытываем в процессе подготовки и сдачи экзаменов

Способы преодоления трудностей

 

 

 

 

          Обсуждаем результаты.

                       Упражнение  «Снежки».

Учащиеся делятся на 2 группы. Каждый «лепит» из газетного листа снежный ком и начинает обстреливать противоположную команду. Побеждает та команда, у которой после завершения игры  на территории окажется меньше всего снежков. (Эта игра снимет накопившееся напряжение и усталость).

Заключительная часть.

                      Завершение  занятия

- Какие открытия вы сегодня сделали, что осознали, поняли?

 

Занятие 2

Как лучше подготовиться к экзаменам

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам.

Вводная часть.

Упражнение «Приветственное письмо»

Ведущий. «Я предлагаю вам написать приветствие на листочках и положить их в коробку. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей встрече».

Основная часть

Упражнение  «Дерево целей».

Ведущий.  «Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Ваши цели должны быть конкретными и достижимыми. Очень часто человек работает нерезультативно просто потому, что не определил для себя,  какой цели он хочет достичь, не определил конкретные шаги по ее достижению. Посидите несколько минут в тишине и подумайте о том, какой цели вы хотели бы достичь при сдаче экзаменов?  Предлагаю Вам нарисовать  «Дерево целей»      

                      Каждый рисует свое «ДЦ». В нижней части размещается общая цель (это ствол). От ствола рисуется несколько лучей (веток), соответствующих конкретным шагам  (подцелям), необходимым для достижения этой цели. Например, чтобы хорошо сдать экзамен, надо: получить необходимую информацию, выучить предмет, вовремя успеть на экзамен. Каждую из этих задач мы в свою очередь делим на составляющие, где расписываются более частные задачи. Это будут «веточки» дерева. Например, чтобы выучить предмет, надо взять учебник, определить время подготовки и так далее. Последняя веточка – то, что можно сделать через минуту.

Упражнение «Ловля моли» (энергизатор)

Ведущий указывает на одного из участника игры, представляя его как «хозяина, который пригласил нас в дом. У него развелось много моли.  Хозяин пригласил нас с тем, чтобы мы все вместе помогли ему избавиться от нее». Далее ведущий предлагает убить штук по 10-15 моли, и первым демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам, по вещам в комнате и т. п. Прекращается игра с учетом степени вовлеченности всех участников в игру.

 Мини-лекция « Как успешно сдать экзамены»

(см. методические материалы на  сайте www. ege. ru )

 

Дискуссия в малых группах

Участники разбиваются  на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера, председателя и т. д.

Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонилась от темы обсуждения, соблюдала правила «мозгового штурма». Функции секретаря: записывать идеи, предложения. Функции таймера: следить за временем. Функции спикера: излагать ясно, кратко, лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.

Ведущий. «Я приветствую вас в нашем НИИ. Для работы предлагаю разделиться на 4 творческие лаборатории. При формировании их будем использовать следующую технику деления: утро – день – вечер – ночь. Предлагаю вам следующие 4 темы для выработки рекомендаций для школьников, сдающих в этом году экзамены.

1 лаборатория: как организовать свою работу, чтобы лучше  подготовиться к экзаменам,

2 лаборатория: как организовать день накануне экзамена,

3 лаборатория: как организовать свою работу на экзамене,

4 лаборатория: как вести себя на экзамене и после его завершения».

После обсуждения в группах, представителя знакомят всех со своим «научным трудом».

 

«Волшебный лес чудес»

Ведущий. «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и всем хорошо и приятно. Разделимся на 2 группы по принципу «лес - роща» и встанем в 2 шеренги. Наши руки – это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из нас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине».

Заключительная часть.

                      Завершение  занятия

- Что вам принес этот день, занятие?

- Помог ли он сделать для себя какие-то выводы?

 

 

Занятие 3

Учимся справляться со стрессом

Цель: обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия.

 

Вводная часть.

Ведущий. «Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен что-то пожелать нам перед сегодняшней работой».

 

Основная часть.

Ведущий. «Во время экзаменов мы испытываем естественное напряжение. Как ни парадоксально, но наша тревога может иногда играть не отрицательную, а охранительную и «страхующую» роль, сопоставимую с ролью боли. Ведь с ее возникновением усиливается поведенческая активность, изменяется характер поведения. В отличие от боли, тревога – это сигнал опасности, которая не всегда реальна. Здесь часто решающую роль играют особенности личности. Тревога  - это естественное состояние во время экзамена, просто надо уметь удерживать ее на определенном уровне, чтобы она не мешала вам работать. Если  эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы.  Что же делать?

Мне нравится такой способ, как «Оценка коэффициента полезного действия эмоций». Он заключается в том, что при возникновении состояния волнения, тревоги, депрессии нужно остановиться и спросить себя: «Насколько мне выгодно и полезно в данный момент ощущать ту или иную эмоцию?». Если человек понимает, что ему выгодно волноваться, поскольку это мобилизует, то можно продолжать это делать. А если ты скажешь себе, что это невыгодно, то эмоции постепенно ослабевают.

                     

«Мозговой штурм»

- А вы знаете какие-либо способы избавления от нервно-психического напряжения?

Ведущий на доске записывает все возможные приемлемые способы избавления от напряжения и тревоги. Когда варианты иссякнут, идет обсуждение, какие способы можно применять в разные моменты подготовки к ЕГЭ, в момент стресса.

«Разучиваем упражнения»

Упражнение 1. «Контраст»

Ведущий. «В момент стресса все мышцы сильно напряжены. Нужно их расслабить и тревога уйдет. Сядьте поудобнее. Сожмите правую руку в кулак. Сжимайте крепче, почти с максимальным усилием! Через 10-12 секунд свободно бросьте руку на бедро, закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в кисти и правом предплечье. Сконцентрируйтесь на этих ощущениях в течение 2-3 минут. Повторите это упражнение еще раз».

Упражнение 2 «Муха»

«Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, без рук попытаться согнать назойливое насекомое».

Упражнение 3. «Лимон»

«Сядьте удобно: руки положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой рук. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя».

Ведущий. « Иногда в состоянии стресса человек наоборот не может «собрать» себя и здесь ему помогут упражнения на волевую мобилизацию ».

Упражнение 4 «Стряхни»

«Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы, плохие мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода.

Потом отряхните свои ноги – с носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если при этом вы будете издавать какие-то звуки… Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.

Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее».

(Примеры других  упражнений см. в Приложении 2)

Заключительная часть.

Упражнение «Свеча»

Ведущий. «У меня в руках горящая свеча. И я хочу, чтобы в ваших руках все горело, спорилось и получалось так, как надо.

У кого в руках окажется горящая свеча, должен загадать желание (про себя), и оно обязательно сбудется».

Упражнение «Итоги»

- Что я получил на этих занятиях?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ТЕСТ

  1. По каким предметам проводится ЕГЭ?
    • по всем школьным предметам
    • по списку школьных предметов, за некоторым исключением
    • по всем предметам – вступительным экзаменам в вузы и ссузы
  2. Кто дежурит в аудитории во время проведения ЕГЭ?
    • должны быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников соответствующих или родственных предмету; как правило, преподаватели из других школ
    • выразившие свое желание наблюдатели, прошедшие подготовку
    • преподаватели той школы, в которой проводится ЕГЭ
  3. На ЕГЭ учащийся должен явиться?

·        за 5 минут до начала экзаменов

·        за 1 час до начала экзаменов

·        за 30 минут до начала экзаменов

  1. Участник ЕГЭ должен иметь при себе?

·        только гелевую ручку с черной пастой

·        паспорт, пропуск, гелевую ручку с черной пастой

·        ничего

  1. Можно ли пользоваться калькулятором на ЕГЭ по математике?

·        да

·        нет

·        не знаю

  1. Кто и как обрабатывает результаты ЕГЭ?

·        местные преподаватели вручную

·        в региональном центре обрабатывается информация на компьютере

·        в федеральном центре тестирования на компьютере обрабатываются ответы А      и В, а ответы на задания С – местными экспертами

  1. Принимается ли апелляция по ЕГЭ?

·        не принимается никакая апелляция, так как это автоматизированная процедура

·    принимаются апелляции по процедуре проведения и по обработке, но не по содержанию заданий

·        принимаются апелляции по содержанию заданий, но не по процедуре обработки

  1. По какой шкале выставляются тестовые баллы в свидетельство с результатами ЕГЭ?

·        по 100-балльной шкале, где 90 баллов означают 90% решенных заданий

·        по 100-балльной шкале, где 90% участников выполнили предмет хуже

·        по 100-балльной шкале, в которой балл выражает уровень подготовки участнике, измеренный с помощью специальной математической процедуры шкалирования

  1. Можно ли сдавать ЕГЭ по одному предмету дважды (в школе и в вузе (ссузе)?

·        нет, это невозможно,

·        не знаю

·        можно

  1. В  какие сроки участники ЕГЭ узнают свои результаты?

·        через 1 день

·        через 7-10 дней

·        через11-30 дней вместе со свидетельством

  1. Каков срок действия свидетельства ЕГЭ?

·        на всю жизнь

·        на 1 год

·        до 31 декабря текущего года

  1. В какие вузы  (ссузы) можно послать заявки с результатами ЕГЭ?

·        только в 1 вуз (ссузы), в который передан оригинал аттестата зрелости

·        только в вузы (ссузы) своего региона

·        и в вузы (ссузы) своего региона и в вузы (ссузы) за его пределами на специальности, по которым вуз (ссузы) засчитывает результаты ЕГЭ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИЕМЫ СОВЛАДАНИЯ

С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

 

1. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».

2.«Разговор с самим собой». Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того, чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзаменов, можно порекомендовать им поговорить с самим собой (можно с родителями или с товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какова реальная опасность таится в  этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

3.Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:

·                          Встать утром и выслушать мамины указания.

·                          Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.

·                          Поездка на место проведения экзамена.

·                          Рассаживание по местам.

·                          Получение тестовых бланков.

·                          Заполнение бланков – титульных листов.

·                          Решение заданий…

После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по собственной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать шаги.

4. «Ха-дыхание». Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняться вперед, руки сбрасываются вниз пред собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «ха». Помогает сбросить эмоциональное напряжение.

5. «Самоконтроль внешнего выражения эмоций». В момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо задать себе вопросы самоконтроля:

§         как выглядит мое лицо?

§         не скован ли я?

§         не сжаты ли мои зубы?

§         как я сижу?

§         как я дышу?

Если выявлены признаки напряженности, необходимо:

А. Произвольно расслабить мышцы. Используя следующие формулы:

§         мышцы лица расслаблены,

§         брови свободно разведены,

§         лоб разглажен,

§         расслаблены мышцы челюсти,

§         расслаблены мышцы рта,

§         расслаблен язык, расслаблены крылья носа,

§         все лицо расслаблено и спокойно.

Б.  Удобно сесть, встать.

В. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащенное дыхание.

Г. Установить спокойный ритм дыхания.

            6. «Убежище». Представьте себе, что у вас есть удобное, надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе хижину в горах, лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок… мысленно опишите это удобное место. Когда ложитесь спать, представьте, что направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. Закройте глаза на несколько минут и войдите в свое личное убежище.