Пояснительная записка

   Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

   В первую очередь, это идея формирования базовой культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.

   Формируя базовую культуру личности младшего школьника необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

   Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

   В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

   В-четвертых, целью воспитательной работы является сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

   В-пятых, идеи успешности процесса воспитания должны строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Свободная воля проявляется, если процесс воспитания опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

   В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятиии. тв

Постановка проблемы

 

Войдя в новый век, наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, идеологический вакуум, агрессивное наступление худших западных образцов массовой культуры являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в детской и подростковой среде. Причем проблемы эти касаются не только подростков и молодежи (как это было прежде), но и детей младшего возраста.

  В период социально-экономических коренных преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества.

  Ни для кого, ни секрет, что «улица» всегда была предметом наибольшей социальной опасности. Здесь царствует стихия, нередко приводящая к противоправному поведению.

  Когда в сознание детей активно внедряется циничное, безнадежное отношение к окружающей действительности, творчество помогает человеку найти жизненную опору, осознать смысл и перспективу своего существования, формирует адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в своих силах, способствует повышению уровня самооценки и, следовательно, формирует положительный взгляд на жизнь, культуру общения, помогает развивать коммуникативные умения.

Воспитательная среда школы создает условия для познавательного, созидательного творчества педагогов, детей и родителей, способствующего формированию достойного гражданина нашего общества.

Цель программы – создать условия: для формирования нравственной, духовно развитой личности, способной к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящейся к правде, добру, красоте.

 

Если мы хотим, чтобы наши дети были культурными, трудолюбивыми, вежливыми, здоровыми, честными и заботливыми, то именно мы должны создать нравственно благоприятные условия  в классе, в школе, в обществе.

Ожидаемый результат

 

         Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность коллектива, мы создаем условия для того, чтобы как можно больше проявилось положительных качеств, наших ребят, активизировалось и развивалось. И, следовательно, педагогический коллектив создает условия через нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое, физическое воспитание для того, чтобы каждый ребенок был положительно оценен и принят коллективом (а в последствии – обществом), чтобы он чувствовал себя нужным.

         Изменить полностью личность ребенка в процессе учения, конечно, нельзя, но можно дать толчок к размышлению о ценности здорового образа жизни и о ценности жизни вообще, попытаться осуществить свои мечты, иметь возможность услышать и быть услышанными, уметь оценить свой творческий рост и наметить пути духовного развития.

 

 

 

Направления деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание направлений

 

Общение

   Деятельность классного коллектива строится таким образом, чтобы максимально использовать творческие возможности детей, расширять их кругозор, раскрывать их творческий потенциал, осуществлять гармоничное развитие личности ребенка. Основой  являются интересы детей. Им предлагается развивать собственные идеи и выбирать виды творческой деятельности, которые им по душе.

Учеба

Разнообразные формы работы позволяют развивать и выявлять способности каждого. В плане работы большое значение уделяется духовному, патриотическому и экологическому направлениям.

  Формирование духовности невозможно без воспитания любви к отечеству. Воспитание чувства любви к Родине, к культуре своего народа, его традициям, патриотизма юных граждан России отражается в таких мероприятиях, как «Традиции и обряды», «Народные забавы», «Строки опаленные войной», конкурсы тематических плакатов и рисунков.

 Программа духовного развития содержит стержневые темы, представляющие собой жизненно важные, нравственные положения, которые помогают формированию мировоззрения человека и отражают такие аспекты бытия: «ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО», «ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА».

Мероприятия экологического характера предполагают воспитание ответственного отношение детей к природе родного края, позволяют развить чувство прекрасного, расширить интеллектуальный уровень, познать законы природы. Находясь в условиях постоянного общения с природой, дети имеют возможность познать ее законы, ознакомиться с разнообразием природной среды.

Образ жизни

Через творчество можно воспитывать детей ненавязчиво, без принуждения, ориентируясь на их задатки и потребности. Организация работы кружков и секций направляется на воспитание способностей детей и подростков эмоционально относится к красоте и на развитие потребности впечатлений эстетического характера. В школе создаются все условия для творческого общения детей.

  Запланирована организация  кружков:

- «Бусинка»;

- «Умелые ручки»;

- «Оригами»;

- «Страна игры»;

- изосекция для малышей;

- «Моделирование»

- спортивные секции.

Здоровье

Физическое воспитание  имеет задачей укрепление здоровья детей. Разностороннее физическое развитие, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом.

    Ежедневно перед первым уроком проводится утренняя зарядка. За учебный год проводятся малая «Спартакиада», «Веселые старты», «Зоологические забеги», активно-двигательные занятия, физкультминутки, гимнастика для глаз, для пальцев.

  Разнообразие форм работы дают возможность гармоничного развития личности ребенка. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, а межличностные отношения строились на принципах творчества и сотрудничества.

Работа с родителями

Огромную роль в воспитании играет семья. Общение с родителями позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своем классе. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий дает положительный пример для детей.

Цели и задачи

воспитательной программы

Цель:

 создать условия для  формирования нравственной, духовно развитой личности, способной к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящейся к правде, добру, красоте.

Задачи:

 - развивать у детей такие черты характера и качества личности, как честность, доброта, умение сочетать слово и дело;

- развивать интерес к знаниям, учиться пользоваться книгами; развивать наблюдательность, интерес к природе, общественной жизни людей;

- шире знакомить детей с традициями своего народа;

- воспитывать сознательное отношение к учению, труду, развивать познавательные интересы;

- воспитывать устойчивый интерес к чтению;

- сочетать различные формы игровой и развивающей деятельности;

- максимально включить детей в соуправление жизнедеятельностью класса через создание  детской организации;

- реализовать инновационно-творческий подход в учебной деятельности  и органов детского самоуправления;

- привлекать родителей к активному участию в налаживании интересной, содержательной жизни детей в школе и вне нее.

Сроки реализации

программы

 

 

1 класс 2005-2006 учебный год

 

2 класс 2006-2007 учебный год

 

3 класс 2007-2008 учебный год

 

4 класс 2008-2009 учебный год

 

 

Кадровое обеспечение

 

Классный руководитель и педагогический состав назначаются из числа педагогических и иных работников школы приказом директора.

 

Классный руководитель             1

Учителя-предметники                4

Воспитатели                                 1

Библиотекарь                               1

Мед. работник                              1

Руководители кружков              4 (не менее)

 

 

Традиционные мероприятия

1.       1 сентября

2.        Посвящение в ученики.

3.        Прощание с Азбукой.

4.       Выборы.

5.       Дни здоровья.

6.       Дни русской, чувашской, татарской культуры.

7.       Народные забавы.

8.       День самоуправления.

9.       День сказок.

10.Спартакиада.

11.Веселые старты.

12. «А ну-ка, девочки»

13. Рыцарский турнир.

14.В гостях у Осени

15. Мастерская Деда Мороза

16. Чудеса под новогодней елкой.

17. День рождения школы.

18. День семьи.

19. Презентации.

20. Рождество  

21. Конкурсы плакатов.

22.Экскурсии.

23.Масленица.

24. Зарница.

25. Пасха.

26. Прощание с начальной школой.

Ресурсное обеспечение

 

·                                    родительские взносы;

·                                    спонсорские средства.

 

 

 

 

 

 

       Составители программы

                      

 

 

                           Лушина

                Лариса Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание направлений