"Проект озеленения школьного двора"


 

                   Выполнила: Грачёва Мария - ученица 7 "а" класса

Руководители: Голованова Е. Н.,

                     Гладкова О. Е.

Ввдение

Природа милая, тебе одной внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и землю,
И их помощником я буду век за веком
Лишь оттого, что я родился человеком.
                      
                       М. Чоконаи

 

Человек как биологический вид развивался на фоне природного окружения. Его окружали небо, леса, поля – все это менялось по цвету, переливалось. Человек активно реагировал на это движение, и вдруг он попал в город, оказался закованным в бетон, т.е. он оказался окруженным «агрессивной» средой. Зрительное восприятие «агрессивных» полей отрицательно сказывается на самочувствии человека, способствует усилению воздействия стрессовых ситуаций, рассеиванию внимания. Более привычны и «приятны глазу» неправильные линии: ветви деревьев, естественный рельеф местности с переходами линий его элементов.
      В настоящее время учеными доказано, что одним из способов минимизации влияния «агрессивных» полей в окружении (среде обитания) человека является «возвращение» его хотя бы время от времени на эстетические лона природы.
   Целью моей работы изучение специальной литературы и такая планировка пришкольного участка и школьного двора, где бы человек чувствовал себя комфортно, мог бы хоть на время окунуться в мир природы. В процессе достижения цели решались следующие задачи:
• изучить публикации о влиянии окружающей среды на самочувствие человека;
• попробовать смоделировать такой школьный двор, в котором все бы смогли чувствовать себя комфортно.
• Провести анкетирование среди учеников нашей школы по выявлению предложений по благоустройству школьного двора.
     Работа на компьютере позволила нам смоделировать цветовую гамму школьного двора. Подготавливая проект мы работали с новым видом информации - графикой и изображениями, а именно с рисунками, которые нужно создавать самостоятельно, пользуясь специальными инструментами, в том числе сканером и фотографиями – зафиксированными цифровым фотоаппаратом. Word позволил нам напечатать красиво оформленную работу, а PowerPoint помог в создании презентации.
Объектом исследования явился школьный двор, а также чувства и эмоции учеников нашей школы по поводу содержания школьного двора.
Субъектом исследования стали учащиеся 7 «а» класса МОУ «СОШ №3» г. Шумерли ЧР (26 человек).
Выполнение работы проводилось в II взаимосвязанных этапа:
I этап – работа со справочной литературой, анкетный опрос (сентябрь 2004.г.)
II этап – проектирование озеленения и благоустройства школьного двора.
Инструменты исследования: метод полевых наблюдений, методика «сочинение», в качестве дополнительных - анкетный опрос. Анкетный опрос проводился среди моих одноклассников, которые вначале ответили на вопрос: Каким бы вы хотели видеть школьный двор? Используя прилагательные, дети сформулировали ответ на этот вопрос. Проанализировав их ответы у меня появился ещё один вопрос: Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьный двор? Ответы получились разные. В основном дети хотят благоустроить школьный двор используя футбольную площадку, теннисный корт, цветочный сад, для получения эстетического удовольствия, каток, как одно из зимних развлечений.
Так как все одноклассники заинтересованы в благоустройстве школьного двора, то мы поинтересовались, а кто же должен заниматься уборкой и благоустройством школьного двора.

СТИЛИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Существуют два стиля планировки участков: регулярный (геометрический) и ландшафтный (естественный) В первом случае посадки располагают симметрично по отношению к главной оси композиции. В них выдерживают строгие геометрические формы размещения деревьев и кустарников, соблюдают прямолинейность рядов и садовых дорожек, одинаковые расстояния между растениями каждой породы. Схемы посадки деревьев и кустарников может быть квадратной, прямоугольной шахматной. Характерна и строгая расстановка декоративных элементов: беседок, фонтанов и скульптур. Особенность ландшафтного стиля заключается в свободном размещении растений близкому к тому, которое наблюдается в природе. Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у городских жителей. Оказывается, на самочувствие и настроение горожанина влияет загрязненная «визуальная» среда, незапоминающийся ландшафт города, где нет зелени. От того, в каких условиях живет человек, зависит его настроение, трудоспособность. Особую угрозу представляют голые стены, глухие заборы, большие поверхности стекла, асфальтовые покрытия, ровные линии крыш домов). И это не только эстетически непривлекательно, но и опасно для здоровья. Более привычны и «приятны глазу» неправильные линии элементов рельефа, изгибы ветвей деревьев и т.д. Зрительное восприятие поверхностей с повторяющимися одинаковыми элементами, прямые линии и правильные геометрические фигуры сказываются на самочувствии человека отрицательно, поэтому свободная планировка садовых, огородных и декоративных растений придаст участку особую привлекательность, ландшафтный стиль предусматривает более широкое использование различных декоративных растений. При этом, важное значение имеет использование неровностей микрорельефа участка. Так при наличии на участке ямы можно устроить в ней водоем, а на возвышенности - альпийскую горку, на склонах можно заложить террасу. Пришкольный зелёный участок должен занимать не менее 45% – 50% общей площади. Размещать и подбирать следует таким образом, чтобы можно было использовать пришкольный сад в течение всего года. На территории пришкольного участка должно быть место для учебно-опытный плодово-ягодного сада и огорода, декоративные и защитные древесно-кустарниковые насаждения, цветники, газоны и живые изгороди. Участок под декоративные культуры отводят вблизи зданий. Ассортименты растений должны быть по возможности разнообразнее, для того чтобы учащиеся могли познакомиться с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений. Для этого рекомендуется групповые и одиночные посадки растений на фоне газона. В местах отдыха высаживают деревья с широкими кронами для защиты от солнечных лучей

План озеленения пришкольной территорииКЛУМБЫ, РАБАТКИ, БОРДЮРЫ. Клумбы, рабатки, бордюры - элементы цветника. Они служат для декоративного оформления участка. 1.2.1Клумба может быть округлой, прямоугольной, квадратной. Ромбовидной формы. Центр клумбы должен немного возвышаться над краями. Декоративные растения на клумбе сажают от центра к периферии (бортам). Высокорослые культуры размещают в центре, низкорослые ближе к бортам. В центре клумбы обычно высаживают крупные красивые цветы. 1.2.2.Рабатка. Длинная и сравнительно узкая прямоугольная грядка с ровной поверхностью. Служит для оформления проезжей дороги, пешеходных дорожек. Ширина колеблется от 0.3 до 1 метра, длина произвольная. Однако длинные рабатки лучше делать прерывистыми, чтобы избежать однообразия 1.2.3.Бордюр. Это узкая (10-20 см) полосная посадка низкорослых декоративных растений в виде одноцветной обрамляющей каймы по краям газонов, клумб, рабаток. При цветочном оформлении клумб, рабаток и смешанных бордюров важно учитывать правила сочетания различных колеров. Различают цвета активные и теплые (красный, оранжевый, желтый), пассивные или холодные (зеленый, синий, фиолетовый). Белый и черный считают нейтральными. лучшие сочетания цветов - красный с зеленым. Оранжевый с синим, желтый с фиолетовым. Расположение таких растений рядом дает весьма эффективное, гармонически контрастное сочетание, цвета взаимно дополняют друг друга и кажутся интенсивнее. Менее гармонично и менее эффективно, но допустимое сочетание красного с желтым, желтого с синим, зеленого с фиолетовым. Не рекомендуется сочетать оранжевый цвет с красным или желтым, синий с фиолетовым или зеленым. Такое сочетание негармонично, малоприятно для глаза. В случае необходимости высадки не гармонирующих по колеру растений между ними размещают растения, нейтральные по цвету (белые)
АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА. Альпинарий, или альпийская горка — цветник ландшафтного типа, напоминающий фрагмент горного пейзажа, на котором размещают камни и высаживают декоративные растения. Его устраивают на имеющейся или искусственно созданной возвышенности с уклоном на юго-запад или юго-восток. Высота горки зависит от ее площади: чем больше площадь, тем выше она должна быть. На приусадебном участке обычно делают небольшую горку площадью 6—10 м2, высотой 50—70 см. С площадки, отведенной под альпинарий, снимают лопатой рыхлый плодородный слой почвы. При этом удаляют все многолетние сорняки. Образовавшееся углубление заполняют щебнем, битым кирпичом или шлаком, формируя горку запланированной высоты и формы. Верхний слой горки толщиной не менее 20 см должен состоять из плодородной почвы. Если снятая почва глиняная, к ней добавляют песок или супесь, а если песчаная — глину или суглинок, после чего вносят органические и минеральные удобрения, тщательно перемешивая их с почвой. Затем приступают к раскладке камней. Наибольшего декоративного эффекта достигают при использовании одинакового материала: песчаника, доломита, известняка, ракушечника, гранита или валунов. На горке хорошо выглядят крупные камни (диаметром 25-60 см.) Мелкие и одинаковые по размеру и форме камни применять нежелательно, они создают впечатление однообразия. Раскладывать камни нужно параллельно поверхности участка, добиваясь максимальной естественности их размещения. Камни на альпийской горке должны служить фоном для декоративных растений и составлять вместе с ними живописную композицию. Для устойчивости камни вкапывают в предварительно уплотненную почву на одну треть или половину их высоты. Декоративные растения, разные по форме и размерам, размещают между камнями на расстоянии 30-40см. друг от друга. Для альпийской горки выбирают в основном низкорослые и стелящиеся многолетние декоративные растения: подснежник, пролетку, гиацинт мышиный, колокольчик, крокус, тюльпан низкорослый, бурачок, резуху, тимьян ползучий, кошачью лапку, астру альпийскую, веронику ползучую. Теневыносливые растения высаживают на восточных и северных склонах горки. Устойчивые к засухе – на солнечных местах и на вершине. По срокам цветения растения выбирают так, чтобы добиться непрерывного цветения в течение всего вегетативного периода. Уход за альпинарием заключается в прополках, рыхлении, поливах и подкормках, а осенью в период листопада – систематической уборке листьев.
ВОДОЕМ. Человек интуитивно чувствует в себе потребность удовлетворить запросы глаза – усладить его красочным зрелищем. И человек устремляется на берег моря, реки, озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Именно поэтому санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках Земли, на побережьях различных волдоемов. И это не случайность. Наукой доказано, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на наше психоэмоциональное состояние. Декоративный водоем предназначен для украшения места отдыха на пришкольном участке. В спокойной воде водоема отражается голубое небо, силуэты деревьев. А также цветов, посаженных по краям его. В водоеме размещают водную растительность. Устройство небольшого фонтана придаст водоему оживленность и дополнительную красоту. Водоем надо сделать небольшим и неглубоким (до 1 метра), разнообразной формы, объемом до 2-3 м3). Самый простой по устройству водоем можно сделать с помощью полиэтиленовой пленки толщиной 0,1-0,15 мм. Вначале выкапывают яму с пологими стенками глубиной 50-60 см. дно и стенки ямы хорошо утрамбовывают и затем застилают в 1-2 слоя пленкой, которую укрепляют по краям ямы камнями или дернинами. Затем на дно ямы ставят ящики с высаженными в них водными растениями и заполняют водоем водой. Вода в водоеме должны быть все время чистой. Поэтому при его строительстве необходимо проложить сточную и приточную трубы. Сточную трубу выводят в осушительную сеть или канаву, расположенную ниже водоема. Приточную трубу соединяют с водопроводом. Для более продолжительного сохранения чистой воды в водоеме можно применять марганцевокислый калий (3г на 1м3), задерживающий появление водорослей на 3-4 недели.Нагретую на солнце воду водоема можно использовать для полива выращиваемых на участке растений. Для водоема можно использовать водокрас обыкновенный – свободноплавающее растение с округло-серцевидными листьями и белыми цветками и кубышку желтую - растение с широкими округло-серцевидными листьями и ярко-желтыми душистыми цветками. Для выращивания водяной растительности на дно бассейна надо положить слой (15-20 см) плодородной огородной почвы, на нее - слой (3-4 см0 речного песка и сверху небольшой слой гравия. Гравий и песок предохраняют почву от размывания, а воду от замутнения. Для выращивания водяных растений достаточна глубина водоема 40-50 см. растения можно посадить в ящики, плетеные корзины, установленные на дно водоема. Вокруг водоема надо насыпать плодородную почву слоем 25-30см и посадить влаголюбивые многолетние цветы: астильбу, лилейник, ирис сибирский. Их листья и цветки будут красиво отражаться в воде К перезимовке растения надо подготовить с осени. Если растения были высажены в бассейн в ящиках, то их переносят на зиму в подвал или погреб. Растения, высаженные непосредственно в грунт водоема, после слива воды из бассейна укрывают на зиму опавшими листьями и ветками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На сегодняшний день одним из самых важных факторов сохранения физического и психического здоровья человека является обучение здоровому образу жизни, в том числе, обучение приемам снятия психологического напряжения и физической усталости. И в этом ключе я считаю возможным благоустроить школьный двор для психической саморегуляции, в качестве профилактики эмоциональных стрессов, а также как материала для эколого-трудового воспитания школьников. Городской житель, с его бурной деловой жизнью, не видит той красоты природы, которая окружает его. Но все-таки общение с окружающим миром, работа с природным материалом, может стать очень эффективным, главное, доступным средством для самоутверждения как личности, проявления творчества и фантазии.  

<< в начало