Учителя СОШ №3 г. Шумерля  обобщили свой опыт работы


   Вышел в свет  методический сборник «В гармонии с природой» (из опыта работы по формированию экологической культуры).

 Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды.  С конца 60-х годов человечество столкнулось с проблемой глобального экологического кризиса и поставило перед  учеными задачу: разработать как стратегию, так и технологию выхода из него. Такой  социальный заказ обусловил усиление тенденции «экологизации» всей науки

Основными принципами экологического образования являются:

1.      Междисциплинарный подход к формированию экологической культуры обучающихся.

2.      Системность и непрерывность изучения экологического материала.

3.      Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.

            Сегодня, когда стали давно привычными спортивные школы, математические школы, гуманитарные школы, школы искусств и т.д.,  понятие  «экологическая школа» продолжает выглядеть несколько экзотично. В то же время комплексный характер экологического образования, его межпредметное содержание связаны с необходимостью координации усилий педагогов предметников в рамках единой педагогической системы, каковой и должна выступать экологическая школа. СОШ №3 школа является, прежде всего,  общеобразовательной школой и обеспечивает подготовку учащихся по всем предметам, согласно государственным стандартам. Эта школа не учебное заведение, готовящее профессиональных экологов, а школа, считающая своей главной задачей  формирование высокого уровня экологической культуры у своих выпускников. Специфика организации и содержания образования в школе позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции экологии  в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем или через создание специальных курсов, предметов,  кружков.

С 2004 года школа одним из генеральных направлений своей деятельности взяла экологическое воспитание обучающихся и осуществляет это по следующим направлениям:

1.      Максимальное использование эколого-образовательного потенциала всех учебных дисциплин.

2.      Наполнение экологическим содержанием формальных упражнений и задач по русскому языку, математике и т.д.

3.      Комплексное целенаправленное использование различных внеклассных форм экологического образования

4.      Специальная организация внеурочного образовательного пространства.

Стремление сделать процесс обучения и воспитания наиболее эффективным заставляет педагогов искать более эффективные способы формирования экологической культуры и познавательной активности обучающихся.  Так учитель начальных классов Рябова Н.В. реализует проект «Экологическое образование и воспитание младших школьников». Совместными усилиями учителей Силовой Т.Н, Рябовой Н.В. и Князьковой Е.П. для учеников начальной школы и родителей был подготовлен устный журнал «Берегите природу!». Катюшина С.Н. ведет кружок «В гармонии с природой», умело используя природоведческий материал в учебно-воспитательном процессе. Большая роль в формировании экологической культуры принадлежит учителям русского языка и литературы. Доночкина И.Н и Бочкарева Л.Ю.,  используя лучшие образцы мастеров художественного слова на уроках и во внеурочной деятельности,   формируют основы бережного отношения к природе, учат воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

              В сборнике обобщен опыт работы Бочкаревой Л.Ю.,  Гладковой О.Е., Головановой Е.Н., Доночкиной И.Н., Князьковой Е.П., Катюшиной С.Н.,  Морозовой Н.В., Рябовой Н.В., Силовой Т.Н., Сотниченко Е.В. Имеется медиоприложение уроков и внеклассных мероприятий.

В данном издании сделана попытка раскрыть  маршруты приобщение детей к эколого-природоведческому образованию через педагогические технологии, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческой деятельности. Рецензентами данного издания выступили  Иванов В.Н., профессор, доктор педагогических наук и Самойлова Н. И., учитель биологии, Заслуженный учитель Российской Федерации.