Две жизни - две судьбы                                          


Выполнили:

Кулина Ольга,Становова Елена - ученицы 10 класса

Руководитель: Алексеева Т. А. - учитель истории

 

 

Введение

Глава I. Основание и становление школы в 1936- 1945гг.

1.1. Открытие школы.

1.2. Деятельность учебного учреждения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Глава II. Реализация школьной реформы XX века и реорганизация школы.

Глава III. Состояние школы в конце XX – начале XXI в.в.

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

Введение

 

На рубеже XX-XXI веков школа, система образования в целом, педагогическая наука во всем мире переживает период переосмысления философских оснований образования, стратегических направлений систем образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Проблема образования, школы стала одной из центральных проблем человечества. Это обусловлено, прежде всего, развитием человеческого общества. Поиск путей совершенствования образовательной системы невозможен без  всестороннего  критического  анализа  и обобщения  имеющегося  опыта.

В  этом  плане на наш взгляд, работа, посвященная  истории  становления и развития средней общеобразовательной школы №3 г.Шумерли, ее  деятельность  по  подготовке гармонично, социально развитой, активной, творческой личности является  актуальной.

В 2006 году МОУ СОШ №3 исполняется 70 лет.  За  время своего  функционирования  она  выпустила  немало замечательных  людей, чьи имена  широко  известны  общественности. Так, только  по фамилиям  Хромины, Лермонтовы  учились  в  школе  несколько  поколений  учеников. О  многих  выдающихся  людях  рассказывают  материалы  школьных  альбомов, в  создании  которых  принимала  участие  вся  школа, многие  ее  бывшие  учителя  и  воспитанники. Вспомним  славные  вехи  из  истории  школы.

Хронологические  рамки  исследования  охватывают  весь период  существования  данной школы с 1936 года по 2005 год. 

Цель данного исследования – написать историю  становления  и развития  средней школы №3 г.Шумерля.

Выбор  проблемы  цели ставят  перед нами задачи:

1)осветить историю  становления школы в 1936-1945гг..

2)показать реализацию  школьной реформы XX  века и реорганизацию школы.

3)осветить состояние  школы  на рубеже XX-XXI вв.

Для решения поставленных задач исследования нами изучен и проанализирован широкий круг источников: мемуарно-публицистическая  литература, воспоминания учителей, директоров школы; опубликованные сборники  документов, материалы справочников, периодическая печать. Документы  об  отводе  земли  под  строительство  школы  и  сдачи  ее  в  эксплуатацию  не  сохранились. Мы  воспользуемся  только частичными  сведениями  ЦГА  ЧР .

Хочется надеяться, что фактический материал, выводы, изложенные в  работе, окажутся полезными для  музея  школы и публикаций статей в периодической  печати.

Исходя из  вышесказанного, мы решили построить исследовательскую  работу  по следующей структуре: введения, трех  глав, заключения, списка  использованных  источников и литературы, приложений, которые включают в  себя  копии  архивных  документов, фотографии, хронику событий  истории  школы.                              

 

 

Глава I . Основание и становление школы

1.1.Открытие школы.

 

История становления школы №3 берёт своё начало в 30-е годы ХХ века. Она неразрывно связана с историческим развитием народного образования, тогда ещё    рабочего посёлка Шумерля. 

С ростом масштабов промышленного строительства и ощущался недостаток учебных заведений. К 1936 году в городе работало две средние, одна начальная школы. Количество учащихся в классах средних школ составляло 50-55 человек. Трудно было учителям и учащимся, поэтому Шумерлинским Поселковым Советом народных депутатов и отделом народного образования было принято решение о сдаче к началу 1936-1937 учебного года в эксплуатацию неполной средней школы №3.

Она была открыта 8 октября 1936 года.

«Славная  весна  была  в  1936-м  году», - вспоминает  директор  школы  Михаил  Ксенофонтович  Сырцов.  Первый   кирпич   здания   школы   №3   был  заложен   в   апреле   месяце.  По  проекту   строителей    школа   двухэтажная,  с   печным   отоплением,   располагавшаяся   по   улице   Интернациональная,  с   общей   площадью   732м2.  Общая   площадь   классных   комнат   384м2 .  Это  было   едва  ли   не  первое   каменное   строение   в   посёлке.

 Много   было   забот   и   хлопот,   также  по   старому   обычаю   на  счастье   в   фундамент   заложили    серебряную   монету.

  День   открытия   школы   был   настоящим   праздником.   Тогда   школа   называлась   неполной   средней   или  семилеткой.   Было  в  ней   немало   учащихся  -  около  720  человек.   Школа   обслуживала  большой  район.  Дети  ходили  с  посёлка   Большевик,  с   улиц   Завокзальная,  Вокзальная,  К.  Маркса,  Интернациональная,  с   Ядринского  проезда   дома  1-10,  с  улицы   Октябрьской   и   даже  с   пристани   на  Суре.   Первым   директором   работал  Сырцов  М.К..  Преподавательский   состав  по   своей   подготовке  и  опыту  был   неоднороден.  Завуч   школы   Никифоров   Арсений   Никифорович  вспоминает:  «  Коллектив   учителей  был   замечательным.   Всего  19   учителей:  Сырцов  М.К.,  Кудряшов  А.В.,    Кудряшова  Е.И.,  Фёдоров  П.К.,  Ижеева  А.И.,  Сырцова  Е.Я.,  Малышкина  М.Н.,  Замброжицкая  А.А.,  Белякова  А.А.,  Рейтаровская  А.К.,  Герасимов  Г.Г.,  Сутормина  Е.И.  и  др.

Школа   работала  в   две   смены,   существовало  18  классов-комнат,  наполняемость  была  высокой.  В  начальных   классах  сидело   по  40-44   человека  в  каждом.  Работать  в   таких   условиях   было  сложно. Ребята  не  боялись  трудной, грязной работы, после уроков  помогали заготавливать  дрова  для  школы. Это  было  важное  и  нужное  дело. Осенью  и  ранней  весной ученики  шли  в  школу  по  дороге, и  у  них  промокали  ноги. И  пока  шли  уроки, обувь  сушилась  на  печках.  Несмотря  на  все  житейские трудности, работа  в   школе кипела.  Были   созданы   комсомольская  и   пионерская   организации.  Комсомольцев  в  начале  было  примерно  30-40   человек.  Первыми  комсомольцами были:  Лебедева  Прасковья,  Сутормина  Елизавета,  Чернова  Людмила,  Урукова  Искра,  Петров  Борис,  Димитриев  Павел, Дубровина Мария  и многие  др. Пионерская   организация  насчитывала  в своих  рядах 200  человек  во главе со  старшей   вожатой   Торгашовой   Елизаветой.

У школы возник призыв: «Ни одного школьника без интересного    увлекательного дела». Учащиеся строили авиамодели, учились стрелять,   участвовали в художественной самодеятельности, танцевали и пели. Проводили    литературные вечера. Не было актового зала, но ученики из парт выстраивали   сцену, играли и с присутствием учителей, но атмосфера была теплой и   доброжелательной  Успеваемость учащихся в первые годы работы школы была    высокой.  Из информационного отчета о неполной средней школе за 1938/1939    учебный год видно, что успеваемость выросла от 82%  в 1937/1938 г. до 87,1%.

Для повышения успеваемости между классами заключались  социалистические  договора, и результаты их опубликовывались в  стенных  газетах.

Успехи  школы   множились   трудом   учителей. Много  сил отдал делу   подготовки    выпускников   школы  к   жизни    Михаил Ксенофонтович   Сырцов  -  директор   школы  с   1936 г.  по  1940 г.   Как   интересно  он   вёл  историю  древнего  мира, средних  веков. По  истории  учебников  было  мало и приходилось  вести  краткие  записи. Неторопливая, спокойная  речь Михаила Ксенофонтовича   нравилась  всем. Закончив  урок, он  никогда  не торопился  уходить  из  класса. Казалось,  он  знал каждого  ученика.  Никогда  ни  с кем не разговаривал  на  повышенных  тонах. Директор    был идеалом  для  всех. Красивый, благородный,  безукоризненно одетый  в  тёмный  костюм,  всегда при  галстуке, он  воспитывал  аккуратность, уважение  к  окружающим. Поистине  в  нём  было  «всё  прекрасно: и  лицо, и  душа,  и  одежда и мысли».

Математику  вел в  старших  классах  Александр Ильич Куприянов. Казалось, это  человек—огонь  и  пламя. Очень  энергичный. Быстрой, шумной  походкой   он  входил  в класс, обращаясь  к  кому-нибудь  из  мальчишек  с доброй  шуткой, вызывая  в   классе  смех, а через  1-2 минуты  при  полной  тишине  начинал  урок. Объяснял  темпераментно, увлеченно,  решал  много  задач. Важно  отметить, что  для  него не было  трудных  тем  и  задач.

Творческая энергия, знания и мудрость учителей, любящих и понимающих  детей, живущих их проблемами, помогали учителям справиться с трудностями  30-40-х годов.

Школа  №3   с   первых же   шагов своей деятельности   успешно  развивалась,   мужала  и   крепла   как  «единая   трудовая   школа».  Она   играла   большую   роль   в   подъёме   культуры   и   просвещения    Чувашской   области.

Высокообразованными, преданными  стране людьми  стали  вышедшие  из  стен  школы №3  её  ученики. Они  проявили  на  разных  участках народного  хозяйства    достойными сынами и дочерьми своего  отечества. Это подтверждает    альбомами  о первых  выпускниках.  Приведем  отдельные  факты   из  них:

Итак, двадцать  первых  выпускников   неполной  средней школы №3.   Из  двадцати  выпускников одиннадцать человек  получили  высшее  образование.

Нина  Викторовна  Федорова (а тогда  Нина  Разумова), окончив учительский  институт, почти сорок лет проработала учительницей русского языка  и литературы  в  п. Красный  Октябрь.

Елизавета Ивановна Сутормина, так же закончив Чебоксарский  педагогический институт  им. И.Я.Яковлева, долгое  время работала  в  школе №1,  получила   звание  Заслуженного  учителя.

Среди  первых  выпускников  школы  №3  была  и  сестра  Героя  Советского  Союза  В.И.Урукова Искра Урукова.

То, что большинство тех первых выпускников получили высшее  образование, стали высококвалифицированными инженерами, врачами,  педагогами,    военными  специалистами  -   это  заслуга  школы  и  её  учителей.

Открытие неполной средней школы №3 сыграло значительную роль в развитие народного образования Шумерли. К концу  30-х  годов  было  завершено   выполнение  плана   обязательного всеобщего   первоначального  обучения  детей,  к  этому  времени  ей   было  охвачено 126  человек, окончивших  начальные   классы.  Благодаря   неустанной  работе  педагогического  коллектива  постепенно  были   решены   задачи  всеобщего   семилетнего  образования. Было  набрано  три  пятых   класса,  т.е.   охвачены   все   дети   школьного  микрорайона.

 

 1.2.Деятельность учебного учреждения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

 

Трудный  экзамен  пришлось  выдержать  общеобразовательной  школе  № 3  в  годы  Великой  Отечественной  войны. Большой  наплыв  детей  из  районов, временно  оккупированных  фашистами-захватчиками, а  также  из  прифронтовой  полосы  увеличил  трудности  в  обеспечение  школы.

Учителя   школы  с честью выполнили свою   основную   задачу. Они  заявили   о своей   готовности отдать   свои   силы,  а  если   потребуется  - и   жизнь,   во   имя   защиты своей Родины. В первые же дни войны  много из них ушли   добровольцами на   фронт:  математик Александр Ильич Куприянов, биолог Павел Владимирович  Кудряшов, бывший директор Михаил Ксенофонтович   Сырцов.   Ушли  и  не   вернулись.

В  школе по  инициативе  учащихся  было организовано  тимуровское  движение. Ребята  расчищали  железнодорожные  пути  от  снежных  заносов , пилили  и  грузили  дрова. Об  отзывчивости  и  широте  души  всего  коллектива  учителей  и  учащихся  неполной  средней  школы  №3  говорит  такой  факт.

В  суровые  годы   войны пожар уничтожил   деревянное  здание   образцовой  средней   школы   имени   Кирова,   которая   стояла   на   месте   теперешнего   Дома   Культуры.  Случилось   это   в   разгар   учебного  года,   зимой   сорок   третьего   года.   И   двери   школы   №3  гостеприимно   распахнулись   перед   «кировцами».   За   каждой   партой   сидели  по  3   человека,   занимались  по   три   смены,  но   учебная   программа    не   была   сорвана. Сама  же  школа  в  годы страшной  войны  приютила  в  своих  стенах  воинскую  летную  часть из города Орши.

Таким  образом, в  годы  суровой  войны  неполная  средняя  школа  №3  жила  общими  заботами  страны, вносила  свой посильный  вклад в  дело  защиты  родины  и  разгрома  фашизма.

 

Глава  2. Реализация школьных реформ и реорганизация  школы

 

Тяжёлые раны, нанесённые войной нашей  экономике  и культуре, народ   залечивал сравнительно быстро. В послевоенный период в республике   осуществлялась   большая работа   в области   культурного строительства.

В  1946 /1947   учебном году в семилетней школе №3 г. Шумерли   насчитывалось   636   учащихся: 485   учащихся с 1 по 4   классы и   151   учащийся   с   5 по   7   классы.

В   школу   пришли   учителя,   которые    составили   цвет  учительства:   М.Т.  Табункина,   В.С.   Макаров,   Л.С.   Коростелёва,   Е.Д.   Макарова,   К.А.   Окина,   В.Б.  Пухова,   Н.Ф.   Тюрина,   А.Д.  Угодина, А.К.  Яружин,  В.Г. Тюрина.   Директором     был   Оборин   Пётр (1945-1947г.г.),    затем   его   сменила   молодая   энергичная    В.А.  Евгеньева (1947-1953г.г.).   Новому   директору    пришлось   много   поработать   по   укреплению   материальной    базы    школы.  Школа,    рассчитанная   на   280   мест,   вмещала  к    1947  /  1948   учебному   году   729   учащихся. Занимались   в    две   смены,    не   хватало    парт  (было   всего  177   двухместных),   стульев, отсутствовали   кабинеты химии, физики,   естествознания.   Всё же эти   недостатки   сказывались   на успеваемости   учащихся.    Успеваемость   резко   снизилась.    Если    в   1938/1839   учебном   году   была   81  %,   то   в   1947/ 1948   учебном   году   78   %.

В   1953   году   приказом   №114   от   16 ноября  семилетнюю  школу  №3    реорганизовали   в   среднюю.   Первым   директором    средней   школы   №3  был    Владимир    Николаевич    Багров.   

В   1956   году  средняя школа сделала свой первый выпуск   десятиклассников в   26   человек многие из   этих   ребят   пришли   работать   на   экстрактовый    завод, получив   специальности   лаборанта,    токаря   и   т.д.  А    некоторые   стали   учителями, которые   вернулись   в   свою   школу. Киселева  Мария  Александровна  окончила  ЧГУ  в  1972  году. Преподавала  историю  и  КРК  в  школе  №3, в  настоящее  время  является  директором  историко-краеведческого  музея  г. Шумерля.

В  1960 г. была    утверждена    новая  учебная программа по всем   предметам.   В   связи   с   тем, что    вводилась    профессиональная подготовка     учащихся,    в 

 

  средней    школе срок  обучения увеличился   на один год. 11    класс появился    в    1963 /1964    учебном   году.

В   период,   с   1951   по 1958   годы, педагогическим коллективом средней   школы   №3   сделано было   немало для получения детьми квалифицированного    политехнического обучения: закуплено оборудование для физического,   химического, биологического и других практикумов в старших классах, различные   приборы   и   инструменты.  

В   60-е   годы    резко увеличивается   контингент      учащихся,     он   к   1967 / 1968   учебном   году   достиг    897    уч-ся. Это   благодаря    труду   педагогического   коллектива: Н.А. Пономарёва,   К.А. Кирель,  А.М. Архангельская,    А.А. Хромина,   З.А.  Болотина,   Е.В.  Смирнова,   В.Г. Гусев,  Д.Ф.  Ржаницына   и    многие    другие. 

В   это  время  в   школе   от   Дворца   пионеров    действовал    кружок   кинодемонстраторов.   Работал   он     в   лаборатории.  Дети   со   всего   города   занимались   в   нём   и   получали   права   кинодемонстратора   от    Республиканской   фильмотеки.

В   мастерской    несколько   лет    работал    планерный   кружок.   Ребята   с   удовольствием  его   посещали.

В   школе   за   последнее    время    возникли  новые    организационные    формы     внеклассной  работы:   клубы,   общества,   школьный   театр.

В   1967   году   в   школах   ввели    должность   организатора   внеклассной   работы – Надежда   Фёдоровна   Тюрина   стала   первым     организатором   ВР   в    третьей   школе   и   проработала   на  этом   посту   13   лет.  Ею  был   создан    в   школе   театр миниатюр,    куда   входили    практически   ребята   с   1   по   11   классы.   Этот   театр   был  популярен   во   всём   городе.  Ни   один   городской,    школьный   вечер   не   обходился   без   выступления   этого   театра.    Многие   ученики   даже   из   других   школ   переходили   в  третью,   чтобы   только   быть  актёром    этого    театра.   Каждая   программа    театра -  это   несколько   месяцев    воспитательной    работы.   Ребята  были   и   актёры,   и   художники  по    костюмам,   декораторы,   музыканты.

   Заслуженную  славу себе приобрел   школьный  Театр миниатюр, который  после  Н.Ф.Тюриной  продолжила  З.В.Шурыгина. Три поколения  артистов  воспитала  Зинаида  Вадимовна. «Живи,  театр!» - говорили  зрители  и  сами  артисты. Выступления  театра  ждали  не  только  в  городе, но и  на  селе.

Вся   эта    воспитательная   работа   способствовала   всестороннему   гармоничному   развитию    личности.

Замечательной   традицией   стали   в   каникулярное   время    экскурсии   ребят   в   города-герои:   Москву,   Ленинград,   Одессу,   Севастополь,   Волгоград.   Эти   поездки   стали    стимулом   для   повышения    успеваемости,   т.к.   на   экскурсии   брали    только   тех,     кто    участвовал   во   внеклассной   работе    и   хорошо    учился.    Статистические   отчеты   городского   отдела   народного   образования    подтверждают,   что   в   школе  к   началу   70-х    годов   выходит   на   первое   место   в    соревнованиях   на   успеваемости    96,7%,   при    качестве    знаний    45%.

Благодаря слаженному    педагогическому    коллективу,   целостному   учебно-воспитательному    процессу   модернизации  содержания   школьного   образования    школа   в   50-е –70-е   годы   добивается   высокой    результативности.

В   условиях   обострения     основных    противоречий    была   проведена     реформа    школы,    начатая   в 1984 году.

Реализовывая реформу 1984 года, вновь пришлось вводить одиннадцатые классы. Изменилась в этот период и структура образования: в начальной школе - 1-4 классы, наметился переход к обучению детей 6-летнего возраста. Это потребовало создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров.

По  этому  вопросу  много  пришлось  поработать  учителю  начальных  классов  Филимоновой  Вере  Михайловне, которая  первая  согласилась  принимать  участие  в  эксперименте.

Огромная   заслуга   всех   преобразований    в   школе    принадлежала   директору      А.А.  Хроминой,   которая   проработала   на   этом   посту   пятнадцать   лет.   Анастасия    Афанасьевна     стремилась   развивать   и   укреплять      материально-техническую   базу   школы.    К    1981   году    закончили   строительство    спортзала,   строился   он   мучительно   долго.         

Претворяя   в   жизнь    поставленные   задачи     реформы   1984   года,   к   1985    году    были   созданы     классы      с   механическими     затемнениями,    установлены    киноаппараты   в   физическом,   химическом,   историческом    и    литературном    кабинетах.   Хорошо    была     оборудована   мастерская   под   руководством    учителя     труда   В.А. Дворцова.  

Со   вкусом     оборудована    и     обставлена    библиотека   под    руководством     Антонины    Васильевны    Лоскутовой.

Несмотря    на   большую    работу,    проведённую   коллективом   по   оснащению   и   укреплению    материально-технической   базы   школы,   работа  в   условиях    школы    была    трудной     из-за    большой    перегруженности.    Школа,    рассчитанная   на    360    мест,    обучала     свыше    700    человек.    Вся      внеклассная     работа    проходила    после второй    смены   или    по    субботам   и    воскресеньям.     И,    тем   не    менее,    педагогический    коллектив   работал   спокойно   и    уверенно.

Ветераны   педагогического    труда,   с   почётными     званиями   и    без званий,   а   рядом   с   ними   молодые   педагоги,   для   которых     школа стала   родным   домом,   приносили    славу   ей,   обучая   и   воспитывая детей. Они   неуклонно   претворяли   в   жизнь  все    задачи,    поставлены школьной  реформой.

 

 

Глава 3. Состояние школы в конце ХХ- начале ХХI в.в.

 

В конце ХХ века значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х начала 90-х годов оказали существенное влияние на систему образования.

В школах России, в том числе и Чувашии в начале 90-х годов приходит полоса сплошных экспериментов в программах, методиках, педагогических системах, структуре школьного образования, включающая в себя формы отрицающие старые и зарождающиеся новые. В республике постепенно осуществляется переход на развивающее обучение и вариативное образование, что позволяло обеспечить обновление содержания образования.

В школе  №3 педагогический коллектив с директором Лермонтовой Людмилой Ильиничной решился на преобразования программ, методик, подготовки учащихся к жизни и труду, формирование личности гражданина Отечества. Для этого педагогический коллектив познакомился с теоретическими основами направлений тенденций развития образования и опытом работы многих школ России и Чувашии и решил создать свою модель школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранного языка, математики, физики, литературы, физкультуры. 13 ноября 1993 года школа прошла лицензирование. Ей был присвоен статус МОУ «Средняя школа №3».

В школе работали 4 учителя с высшей квалифицированной категорией, 10 имеют I категорию, 21 учитель- II категорию. Проблемы, над которой работала школа  в данный период: «Каждому уроку современное содержание и современную форму», «Роль школы в формировании семейных отношений».

В основу организации учебно-воспитательного процесса положены следующие идеи:

1.     Идеи гуманизма и демократизации

2.     Идеи природосообразности воспитания;

3.     Идея единства воспитания, обучения и развития;

4.     Идея оптимизации учебно-воспитательного процесса;

5.     Идея опоры в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, привычки;

6.     Идея целенаправленной педагогизации и психологизации среди школьного воспитания;

Переход к новой модели общеобразовательной школы потребовал изменения управлением школой и организации на основе внутреннего контроля. Опытно-экспериментальная работа, проводимая в школе, внесла определённые коррективы в учебный план школы, цели, мотивацию, содержании, методы, средства обучения. Особое внимание в школе уделяют работе с одарёнными детьми.


 

 

3.2 Реализация Президентской программы «Новая школа» в общеобразовательном учреждении №3.

 

В соответствии с Законом Чувашской Республики «Об образовании» организационной основой государственной политики Чувашской Республики является Программа развития образования. Изменившиеся условия жизни, углубление и усложнение социально-экономических процессов. Вступление страны после президентских выборов 1996 года в новую полосу демократического развития требуют существенной корректировки ранее намеченных планов и программ, в том числе Программы развития образования Чувашской республики на 1994-2000 годы.

В целях удовлетворения интеллектуальных и творческих запросов учащихся школа стала работать по индивидуальному учебному плану, позволяющему школьникам старших классов выбирать дополнительные курсы, нетрадиционные и профильные предметы.

Применяются на практике достижения педагогической науки, новые технологии, (элементы систем Занкова, Эльконина-Давыдова), используются пробные учебники по русскому языку, литературе, математике, химии, географии, иностранным языкам.

Начальное звено поднимает рейтинг школы путём внедрения развивающего обучения. Бочкарева Александра Петровна, Рябова Наталья Викторовна, Иванова Ирина Николаевна, Катюшина Светлана Николаевна, Кашкарова Марина Николаевна из года в год работают по нетрадиционной системе обучения, и это, даёт свои результаты. Их учащиеся постоянно занимает призовые места в интеллектуальных играх для младших школьников.

Школа является опорной в городе по многим направлениям: дифференцированное, разноуровневое, инновационное обучение; пути совершенствования преподавания иностранного языка и математики. Благодаря переходу на разноуровневое обучение по естественному, гуманитарному направлениям, количество выпускников, награждённых медалями, стабилизировалось. Ежегодно в школе 1-2 золотых и 4-5 серебряных медалистов. Поступаемость выпускников в вузы с 31% (1996) увеличилась до 59% (2000). Этому во многом способствуют подготовительные курсы «Школа молодого инженера», где в воскресные дни учащиеся получают дополнительные знания по физике и математике. Это помогло выпускникам успешно сдать вступительные экзамены на технические факультеты различных вузов.

Особый разговор о формировании у учащихся навыков ведения здорового образа жизни. Практическая реализация  программы «Здоровья» происходит постепенно. Регулярно проводятся дни здоровья, беседы с врачами по профилактике различных заболеваний, в том числе и ВИЧ-инфекции, наркомании и т.д.

Чтобы расширить возможности учащихся для самореализации, в школе созданы детские объединения, которые возглавляет Корнеева  Татьяна  Валентиновна – заместитель директора по воспитательной работе. Пионерии и комсомола сейчас уже нет, а вот желание детей собираться в неформальные группы осталось. Поэтому существует Школьная республика (ученическое самоуправление) со своим президентом и министрами, которые избираются путём общешкольного голосования, мэрами городов (старосты класса).

Воспитательная система школа  №3 – система открытая. Она не стоит на месте, развивается, обновляется постоянно, взаимодействует со средой, испытывает на себе её влияние, сама влияет на неё, педагогическую среду, интегрирует воспитательные силы в единую систему общественного воспитания в микрорайоне.

Благоприятному климату в коллективе способствуют укрепившаяся материальная база. Для организации труда и отдыха школа имеет 11 хорошо оборудованных классов-кабинетов, спортивный зал, кабинеты для кружков, компьютерный класс (5 современных компьютеров класса ПВМ, имеющие программное обеспечение Windows 98, пакет Microsoft office 2000, позволяющие изучать современные компьютерные технологии), медицинский кабинет, библиотеку, мастерские.

Но  администрация  школы  не  остановилась  на  достигнутых  успехах, в  перспективе  было  заложено  расширение  школы  в  виде  здания – пристроя – трехэтажного, расчитанного  на  10  классных  помещений ( 350  ученических  мест, с  актовым  залом  и  столовой  на  200  мест). . Новое  здание  школы  было  сдано 1 сентября  2003- 2004 гг.  Говоря  о  достоинствах  этого  проекта, следует  отметить, что каждый предметный  класс оснащен  лаборантскими, большая  часть здания отведена  под  зоны рекреации, которые  есть  на  каждом  этаже.

Новые  возможности  школы  способствовали  ее  участию  во  многих  эксперементах.

Все направления  работы психолого-педагогической службы обогащаются интересным практическим опытом и приобретают новое содержание, думается, что со временем школьная психолого-педагогическая служба обретёт более серьёзную техническую базу, что поможет по созданию и поддерживанию благоприятного психологического климата в коллективе школы  №3.

В школе разработана Программа эксперимента по обновлению и совершенствованию содержания физического воспитания в школе на основе интеграции образовательных программ основного и дополнительного образования.

Программа эксперимента  будет рассчитана на 2 года:

первый этап - 2005-2006 учебный год

второй этап -.2006-2007 учебный год,

В эксперименте будут участвовать  6 классов - комплектов. Учащиеся получат возможность  заниматься физической культурой 6 часов в неделю, из них 3 часа по программам основного образования, 3 - по программам дополнительного образования, которые базируются на легкой атлетике, баскетболе, хореографии и военно-спортивных играх и строевой подготовке.

МОУ  «СОШ №3» имеет статус «Республиканской экспериментальной площадки» по реализации проекта «Разработка моделей организации общего образование в школе ступеней обучения». Настоящий сертификат дает право на принятие нестандартных управленческих решений и образовательных задач в рамках проекта.

Статут «РЭП» предусматривает организационно-экономическую поддержку образовательного учреждения, реализующего педагогическую инициативу  из республиканского и местного бюджета.

В настоящее время существуют три определенные ступени школы: начальная школа - 1-4 кл., основная школа 5-9 класс и старшая школа- 10-11 класс.

Стратегия модернизации Российского образования предполагает также возрастное устройство средней школы. Это значит, что среднее образование рассматривается как образование, состоящее как минимум из трех возрастов и соответствующих им образовательных ступеней: младший школьный возраст – начальная ступень среднего образования, подростковый возраст – основная ступень среднего образования, юношеский возраст – старшая школа.

В заключении, можно сказать, что школа №3 – это школа, открытая с утра до вечера, где учатся, готовят уроки, слушают, смотрят, читают, работают, мастерят, соревнуются и т.д. Каждому ученику здесь по-настоящему интересно, увлекательно. Это школа с большими возможностями и широким выбором, это содружество детей и взрослых: учеников, учителей и родителей. Это  радость совместного творческого созидания. Это кузница знаний и мастерская дум, где ребёнка окружает красота, игра, фантазия, творчество. Это мастерская, где воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры. Это поиск смысла жизни и профессионального самоопределения.

  

Заключение.

 

В  данном  исследовании  авторы  на  примере  работы  средней  школы  №3  г.Шумерля  попытались  показать  становление  и  развитие  средней  городской  общеобразовательной  школы  в  середине  и  в  конце  XX  века. Всестороннее  и  глубокое  знание  истории  школы  позволяет  учителям  осуществлять  правительственную, культурную  политику, разработать  обоснованные  прогнозы  и  практические  рекомендации. От  успешной  работы  школы  во  многом  зависит  будущее  нашего  народа.

Реализовывая  первую  задачу  исследования, нами  документально  установлено, что  дата  открытия  школ – 8  октября  1936  года.

Школа  с  первых  же  шагов  своей  деятельности  успешно  развивалась, мужала  и  крепла, как  «единая, трудовая  школа».

В  первые  дни  Великой  Отечественной  войны  многие  учителя  ушли  на  фронт  добровольцами:  математик  А.И. Куприянов, биолог  П.В. Кудряшов. Бывший  директор  М.К.Сырцов. Ушли  и  не  вернулись.

Сама  же  школа  приютила  в  своих  стенах  летную  часть  из  города  Орши.

В годы суровой войны учителя школы №3 с честью выполнили свою  основную задачу: боролись за качество знаний, за успеваемость, с  беспризорностью.

В  1953 году  приказом  №114  от  16  ноября  семилетнюю  школу  №3  реорганизовали  в  среднюю. Анализ  состояния  школы  80 – х  годов  показал, что  она  имела  сложившуюся  отработанную  систему  обучения  и  воспитания. Именно  в  эти  годы  была  надежна  укреплена  материально – техническая  база  школы, сформирован  высококвалифицированный  педагогический  состав, позволивший  достигнуть  важных  результатов.

Осуществив  выполнение  третьей  задачи, мы  выяснили, что  в  связи  со  строительством  новой  школы, были  созданы  благоприятные  условия  для  модернизации , развития  и  участия   школы  в  различных  экспериментах.  Школа  стала  опорной  в  городе по направлениям: дифференцированное, инновационное  обучение, раннее  изучение  английского  языка.

  

Список  использованных  источников  и  литературы.

 

Источники.

 

1.1.          Краткая  Чувашская  Энциклопедия.- Чебоксары, 2001.

Периодическая  печать.

2.1   Бочкарева  А.П. Успехов  Вам, коллеги // Вперед. – 1995.- 11 октября.

2.2. Лермонтова  Л.И. Школа  №3  отмечает  свой  юбилей // Вперед.-1996.-18  апреля.

2.3.Шурыгина  З.В. Школа  в  поиске  новой  парадигмы. // Вперед.-1955.-13 мая.

Архивные  источники.

3.1.Устав  МОУ  « Средняя  общеобразовательная  школа №3».