Учимся общаться. Эффективные методы общения.
Что
мешает и что способствует общению? Причины непонимания между
людьми могут быть разные: политические, религиозные взгляды,
мировоззрение, психологические особенности. Однако основная
причина кроется в неумении услышать собеседника. Важнейшая часть
процесса общения — умение слушать. Если человек внимательно
слушает своего собеседника, значит он воспитан, вникает в
проблему говорящего и как бы помогает ему правильно
формулировать свои мысли. Процесс общения сложен, на него влияют
различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер
человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В
зависимости от вида общения, формального или неформального,
необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты,
слова и выражения.
Неформальное общение — это общение дома, с родителями и
друзьями; формальное — на работе, во время учебы, с
малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то, что
мешает взаимопониманию. Это использование обидных слов и
выражений, оскорбительных прозвищ, ненужных сокращений.
Способствуют налаживанию межличностных отношений знаки внимания,
способные успокаивать и оказывать длительное воздействие.
«Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините»... — эти
простые слова имеют власть над нашим настроением. Очень важно,
чтобы они всегда присутствовали в общении людей на работе, в
общественных местах, употреблялись в семье.
Так что же такое культура общения? Если человек грамотно
излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к
собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет
культурой общения.
Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие
отношения с людьми:
- Общение на равных, без грубости и подобострастия.
- Уважение личного мнения собеседника.
- Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.
- Общение на уровне просьб, а не приказов.
- Поиск компромиссных решений.
- Умение ценить решение другого.
- Умение принимать опыт других.
Если человек не знает, как вступить в разговор, то следует
выбрать любую интересную тему для беседы и время, когда человек,
к которому обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда
следует помнить, что другой человек — не такой, как вы, и нужно
уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных
ситуациях.
Уважительное отношение к человеку невозможно без уважения его
точки зрения, даже если она не сходится с вашей. Воспитать в
себе уважительное отношение к людям можно только в том случае,
если научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то
есть те черты характера, которые присущи только ему.
Каждый из нас достоин уважения. Уважая другого, вы уважаете
себя, поэтому, если у вас с кем-то не сложились отношения, в
вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в
порядок. Психологи дают хороший совет, который заключается в
следующем: не забывайте об интересах вашего собеседника. Ваш
живой и искренний интерес к тому, чем он интересуется, вызовет у
него оживление и энтузиазм.
Существует несколько важных правил ведения открытого и честного
разговора с «неудобным собеседником», которые надо знать и
взрослым, и подросткам:
- Используйте «язык-Я». Начиная фразу со слов: «С моей точки
зрения...» или «То, как я это вижу...», вы смягчите разговор и
покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения,
не претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы
признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка вас
выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.
- Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не
переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут
обобщения вроде: «Не было случая, чтобы ты вовремя приходил
домой (сделал уроки)». Такое начало разговора даст подростку
возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он начнет вспоминать и
доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.
- Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую
очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать условия,
при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое
поведение, необходимо попытаться объяснить, как много они теряют
в жизни из-за своего собственного поведения.
- Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните
ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для того,
чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите
его обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду.
Однако помните: промолчав, вы можете нанести ему вред.
Беседуя с подростком или взрослым человеком, не рассчитывайте,
что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в разговоре
собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо
объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к
его реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться
взаимопонимания, используйте возврат к сказанному,
переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих
вопросах и о подведении итогов услышанного... Конечно, кому-то
такое налаживание отношений может показаться делом слишком
долгим, однако все это отнимет гораздо меньше времени, сил и
эмоций, чем общение типа действие—противодействие, поскольку
такой разговор вообще не дает никакого результата.
Чаще всего честность — лучшая политика в отношениях с людьми.
Удивительно, как часто мы начинает общение с хитроумных
стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто
высказаться начистоту. Честный диалог — самое эффективное,
простое и надежное средство для превращения конфликта в
сотрудничество.
Я сейчас перечислю некоторый их ряд.
- Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим
данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет
смысла их применять.
- Речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5
слов в секунду.
- Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает
осознаваться.
- Мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а
после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора.
- Человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а
слышащие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают же - 60%,
а в памяти у них остается лишь от 10 до 15%.
- Лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9
часов вечера, хуже всего - сразу после обеда.
- Лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько
хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается.
- Память человека способна сохранить до 90% из того, что человек
делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит.
- Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в
два раза лучше, чем законченные.
- Слишком значительный объем информации сбивает с толку и
препятствует ее переработке.
- Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над
сидящим.
- Располагаясь за столом, друг против друга вы создаете
атмосферу конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров.
Запрещенные приемы во время беседы.
Ни в коем случае не следует:
- Перебивать партнера,
- Негативно оценивать его личность,
- Подчеркивать разницу между собой и партнером,
- Резко убыстрять темп беседы,
- Избегать пространственной близости и не смотреть на партнера,
- Пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на
то, что партнер возбужден,
- Не понимать или не желать понять его психологическое
состояние.
|