Это интересно     

 

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом . Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка?

В одной из школ был проведен эксперимент: учитель предложил детям рассказать, что они думают о своих отцах. Что же оказалось?
· Во-первых, более чем у половины детей не было отцов - большинство из них ушли из семьи, когда дети были совсем маленькими и перестали с ними общаться.
· Во-вторых, незначительная часть детей высоко оценивала достоинства своих отцов, а большинство отзывались о них неопределенно. Лишь единицы гордились своими отцами. Многие вообще старались не упоминать о своих отцах или скрывали их очевидные недостатки. Учитель знал, что у таких детей отцы либо пьяницы, либо ведут асоциальный образ жизни. Среди отцов были и такие, что вели себя внешне благопристойно, но авторитетом у детей не пользовались.

Причины тому были разные, но сводились они к следующим:
· отцы не обращали внимания на воспитание своих детей;
· говорили одно, а поступки совершали совсем иные- это двуличие больно ранило подростков и без того, в силу особенностей подросткового периода, крайне обостренно относившихся ко всякому лицемерию;
· недостойно вели себя дома, хотя на производстве высоко оценивались руководством.

Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца»- это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого. Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать- отцу или матери.

Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет. Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом.

Опрос старшеклассниц, молодых женщин и зрелых матерей позволил сформулировать своеобразный «нравственный кодекс» настоящего отца: ответственность, чувства долга, физическая и нравственная сила, смелость и мужественность, верность, надежность, великодушие. Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина- существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы. В заключение, хотим пожелать отцам большей уверенности в собственных силах. Пробуйте, пытайтесь, ошибайтесь, наконец, но, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к своим детям.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

На основе анализа были выделены три подгруппы детей, которые различаются:
1. по внешним поведенческим проявлениям агрессивности;
2. по своим психологическим характеристикам;
3. по социальному статусу в группе сверстников.

В первую группу вошли дети, которые чаще используют агрессию как средство привлечения внимания. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции; их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. У таких детей агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Дети этой группы игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным.

Вторую подгруппу составили дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. Среди всех форм агрессивного поведения у таких детей чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Положительная оценка взрослого важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения цели. Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.

В третью подгруппу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянные жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Но всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Как бы себя не вел ребенок: кидался песком, дрался, мучил животных, тиранил все и вся, под этой маской скрывается маленькое несчастное существо, глубоко неуверенное в себе. Им движет единственное желание – обратить на себя внимание, если нужно – даже при помощи силы. В демонстрации силы и власти – выражение глубокой беспомощности. Такому ребенку в первую очередь не достает стабильного чувства собственного достоинства. Наука едина во мнении: чрезмерно агрессивное поведение зарождается от невнимания к детской личности. Такие дети считают, что их недостаточно любят, им не хватает внимания родителей. Находясь в состоянии стресса или втянутые в вереницу будничных дел, они не замечают, что ребенок испытывает чувство одиночества. Более того, они и не предполагают, что он может чувствовать себя одиноким. Занятые своими проблемами, родители сводят свое внимание только к контролю. Еще один фактор, который нельзя недооценивать: в настоящее время нагрузки на детей довольно велики. Дети пытаются этому воспротивиться, снять напряжение, чаще всего это выливается в ярость. Что же делать, если ситуация обострилась? Даже если она крайне обострилась – только одно: посмотреть на себя критически, проверить, правильно ли вы обращаетесь с ребенком.
 

Очень важно:

1. показать ребенку, что вы его любите и цените, даже если это трудно сделать, потому что ребенок разбушевался.

2. хвалить ребенка при каждом удобном случае. Но не стоит говорить: Хороший мальчик или Хорошая девочка . Дети часто не обращают на это внимание. Лучше сказать: Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом . Признание успехов, гордость и похвала родителей необходимы ребенку для развития стойкого чувства собственного достоинства. Если ему не удается завоевать внимание родителей хорошим поведением, то он пытается обратить на себя их внимание плохим поведением.

3. установить разумные границы. Нельзя все время все запрещать ( Не делай этого, не трогай того! ), эти замечания действуют на нервы, приводят в бешенство. Но нельзя и все разрешать, это ведет к вседозволенности, ребенок теряет чувство меры.

4. определить четкие правила, ритуалы. Очень важный ритуал ежедневный совместный ужин, во время которого ребенок ощущает семью как единое целое. Другой ритуал приготовление ребенка ко сну. У родителей должно быть отведено для этого достаточно времени.

5. иногда требовать, чтобы ребенок отказался от своего желания. Если ребенок не научен уступать, реакция его всегда агрессивна. Очень важно, чтобы он научился терпеливо ждать исполнения своих желаний и требований.

6. старайтесь избегать крика и наказаний это не пресечет плохого поведения, а лишь еще больше взведет .

7. старайтесь сразу же реагировать на агрессивное поведение, не дожидаясь, пока ребенок сам поймет , что так делать нельзя. Если он сделал что-то неправильно, он должен узнать об этом немедленно.

8. объявите тайм-аут. Период успокоения является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение. Маленькие дети должны быть усажены на стулья на две-три минуты, а дети постарше отправлены по своим комнатам. Только не делайте из этого наказание. Просто объясните, что предпринимаете такой шаг, потому что хотите, чтобы все пришло в порядок и чтобы все остались довольны.

9. старайтесь перевести агрессивное поведение в словесное русло: дождитесь, когда ребенок успокоится и поговорите о том, что вызвало столь бурную реакцию. Подчеркните, что такое поведение недопустимо и попытайтесь вместе найти альтернативное решение.

10. обязательно требуйте, чтобы за каждый проступок ребенок извинялся. Пусть сначала это будет лишь следствие вашей настойчивости, но постепенно ребенок привыкнет, что обиженного надо жалеть и просить прощения за неприятности, которые он причинил.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК УХОДИТ ИЗ ДОМА?

В чем же тут дело? Почему ребенок уходит из дома?

Надо отметить, что до семилетнего возраста дети дом не оставляют. Их психологическая зависимость от родителей еще очень сильна. Если малыш и оказался один на улице, то это скорее всего означает, что он просто потерялся или заблудился.

С наступлением школьного возраста психологическая зависимость слабеет, и уход из дома становятся возможен. Иногда основным побудительным мотивом становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далекие страны (чаще всего знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

Гораздо чаще дети уходят из дома просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неодержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений. Такое поведение является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. В большинстве случаев уход из дома это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни.

Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10 13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослых. Обычно это ограничивается расхождением музыкальных и галантерейных пристрастий. Но нередки и более острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе. Хроническая неуспеваемость ребенка, пренебрежительное отношение одноклассников порождает ощущение изоляции. Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение, но это обычно приводит лишь к усилению педагогического давления. В данном случае от родителей требуется умение тактично, не подрывая авторитета школы, встать на сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие проблемы.

Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети , чьи родители, действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода. Большая часть побегов длиться по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, которые не должен быть проигнорирован.

Нет нужды говорить о том, что предоставленный сам себе, ребенок легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если такой неприятности не случилось, уход из дома не проходит бесследно. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Будет правильно, если в какой-то момент вы находясь на улице, укажете своему ребенку на жесткую реальность жизни детей, сбежавших из дому: голод, лишения, опасности.

Что бы ни случилось с вашими детьми, помните, что вы очень далеки от того, чтобы быть полностью в ответе за их поведение и жизнь. Ребенок это личность со своими правами, совершающая свои ошибки и осуществляющая свои попытки сеять и пожинать плоды . Говорят: от хороших родителей не убегают. Наверное, хорошие родители это те, кто способен так построить отношения с ребенком, чтобы избавить его от разочарований.

 

Детские страхи - это серьезно.

Как родители могут помочь своему ребенку справиться с возникшей у него проблемой?

Рецепты от страха.

Никогда не фиксируйте страх, не поддерживайте его. Категорически запрещены разговоры в присутствии ребенка: Нет, этого мультика нам не надо, мы пугаемся... , Знаете, он у меня боится кошек уберите кошку и т.п.

Попробуйте, например, страх нарисовать (слепить, сшить из любого материала, свернуть хоть из целлофанового пакета). Главное, чтобы ребенок осознавал, что это изображение страха. Чем больше ребенок будет говорить, объяснять изображение тем лучше. Теперь нужно порвать рисунок, спустить в туалет, сжечь под маминым руководством, хоть заморозить в морозилке. Внимание: нельзя просить рисовать страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укусила собака и т.д.

Можно создать защитника реального (папа или дедушка, который поймает страшное и ему наподдаст ) или выдуманного. Изолируйте пугающий персонаж, лишите его силы: Змей Горыныч летал без шарфа, простудился и разучился летать. Ищите, во что поверит ребенок. Дайте вашему чаду самому примерить роль защитника, силача, бесстрашного героя: пусть играет в Бэтмена или в Илью Муромца, представляет себя не маленьким и слабым, а напротив отважным и непобедимым.

Не упускайте случая сказать ребенку, что мама-папа-бабушка его любят и в обиду никогда не дадут.
Кому-то может помочь Волшебный зонтик. Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный: раскрасьте, приклейте яркие, красивые аппликации. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним волшебный зонтик и скажите, что теперь он будет видеть разноцветные сны.

Сказкотерапия. В сказках есть ответы на многие детские вопросы. Не всякому взрослому под силу говорить с ребенком о смерти. Доверьтесь, например, Андерсену ( Ангел , Девочка со спичками , Дочь болотного царя в переводе Анны Ганзен, а не адаптированные!). Творите сами расскажите старую печальную сказку с другим, счастливым концом.

Религия. Священники говорят, что возрастной страх смерти быстро проходит у воцерквленных детей. В религиозной семье ребенок с пеленок знает, что смерти нет, а душа бессмертна.

Однако, если страх навязчив, отличается яркостью и сюжетностью, мучает ребенка долгое время лучше обратиться к детскому психологу. Если ребенок говорит неправду.

Большинство из родителей вскипают гневом, когда уличают детей во лжи. Однако неблаговидное поведение родителей - лишь одна из причин, объясняющих, почему одни дети лгут больше, чем другие. Интеллект ребенка, особенности его личности, круг общения также играют немаловажную роль. В возрасте 5-6 лет ложь детей носит характер некого "полета", похожего на бегство от действительности, и тут скорее подходит определение фантазирования, а не ложь. Дети бывают захвачены своими фантазиями настолько, что сами верят в реальность своей фантазии.

Существует много видов лжи, как впрочем, и правды. Причины, по которым люди лгут, простираются от стремления избежать наказания, до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир. Важно знать те способы, к которым прибегает ребенок, чтобы солгать, а также мотивы, которыми он при этом руководствуется.

Виды лжи.

· 1. Умолчание. В случае умолчания обманщик может считать (а пойманный- клясться), что он собирался покаяться и не стал лгать в ответ на прямой вопрос.

· 2. Оправданная ложь. Большинство родителей учат своих детей солгать в том случае, когда сказать правду может быть опасно.

· 3. Жульничество.

· 4. Хвастовство и преувеличение. Это еще один вид лжи, весьма характерный для детей. Мотив этой лжи очевиден - повысить свой социальный статус, выглядеть в глазах других людей более важным, привлекательным, интересным.

Мотивы лжи.
· 1. Стремление избежать наказания.
· 2. Страх унижения.
· 3. Ложь с целью защиты товарищей.
· 4. Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь.
· 5. Ложь ради проверки собственной силы.
· 6. Самозащита или защита другого человека.
· 7. Желание не создавать неловкую ситуацию.
· 8. Желание выразить свою враждебность к нам.

Дети прекрасно осознают, что ложь раздражает взрослых, но они именно этого и добиваются- хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание. Ложь- это их способ отплатить нам той же монетой- ведь это такой "подвиг": заставить родителей выйти из себя! Они доказывают себе, что не зависят от отца и матери, иной раз даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям. Правильно прореагировать на детскую ложь и на то, что она призвана скрыть- важная задача для родителей. Когда отец объясняет, что ребенок, не пришедший вовремя домой заставляет его сильно беспокоится, он преподает куда более надежный урок, нежели выходя из себя, тем самым, подталкивая ребенка ко лжи.

 

Бить или не бить?

Доказано, что ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их.
Как вести себя родителям?
· избегайте применять физические наказания;
· отделяйте наказание за ложь от наказания за скрываемый ложью поступок;
· доверяйте вашему ребенку.

Ложь- это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. В случае, если ваш ребенок постоянно обманывает, не зависимо на кого направлена его ложь, сопровождаемая агрессией, необходимо обратиться к специалисту.


 

Когда возникает интерес у детей к наркотикам?

8 – 10 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способы употребления. Наркотик – это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не воспринимали всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы; возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителей (передаточное звено).

11-13 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ, аддиктивное поведение.

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне – в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный - через близких знакомых и друзей.

Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.