ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
директора образовательного учреждения МОУ «СОШ№1» г .Шумерля ЧР
Козина Виктора Михайловича
"1997-2007 - путь к новому качеству образования".
Общая характеристика школы
Школа удовлетворяет образовательным запросам государства и родительской общественности, вырабатывая положительную систему мировоззрения у учащихся, при этом создаются условия для саморазвития каждого школьника, условия для сохранения его физического и психологического здоровья, оказывает помощь учащимся в их социализации.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»была организована в 1934 году. С августа 2000 года учредителем школы является Администрация города Шумерля Чувашской Республики. Школа размещена в двух зданиях ,начальная школа(1-4) классы –в здании бывшего садика «Рябинушка» ,среднее и старшее звено в основном четырёх этажном здании .
Школа имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности за № 217 от 10 сентября 2004 года , свидетельство о государственной аккредитации, аттестацию сроком на 5 лет.
Структурно школа состоит из трех звеньев: начального (1-4 классы), основного (5-9 классы), среднего (10-11 классы). В школе обучается 706 учащихся, существует 28 классов-комплектов. К сожалению, за последние годы наблюдается снижение численности учащихся, прежде всего за счет уменьшения численности первоклассников и оттока первоклассников в новое здание МОУ «СОШ № 3», которое расположено недалеко от нашей школы. Первые классы формируются по микрорайонному принципу.
Анализ итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется следующими признаками:
- достаточно высокий уровень образованности (с высшим образованием -50%);
- высокий уровень обшей культуры (частный сектор (всего – 15%);
- достаточно высоким процентом малообеспеченных (18%), многодетных (12%), неблагополучных семей (3,5%);
- некоторой маргинальностью (2%): бывшие служащие, рабочие, инженеры, работники государственных предприятий, ищущие себя в предпринимательстве;
- вместе с тем до 74% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям;
- среди мам большой процент (12%) либо бывших педагогов, либо закончивших педагогическое училище, но не работающих в педагогике.
Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики микрорайона.
Картина довольно пестрая, представлена вся школа развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих интеллектуальными и творческими способностями, до детей с низким уровнем готовности к обучению в школе.
Удовлетворение образовательных запросов осуществляется через внутрипредметную, внутриклассную уровневую дифференциацию, внимание к личности ученика.
Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента в совокупности со спектром услуг, предоставляемых другими образовательными учреждениями микрорайона, и определяет единственно возможную, по нашему мнению, модель образовательного учреждения - образовательная школа адаптивного характера, способная удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных категорий учеников и их родителей. За 73-летнюю деятельность школы накоплен серьезный педагогический, методический, профессиональный опыт. Сложился стабильный работоспособный коллектив с творческим потенциалом (21 учитель - выпускники школы), для которого характерно оптимальное сочетание здорового консерватизма и чувства нового. Не боимся новаций, не отказываемся от добрых традиций.
В школе работают 53 педагога, из них: 5% - высшей категории, 43% - I категории, 44% - II категории, 8% - 8-12 разряда; 86% имеют высшее образование, 14% - среднее специально образование.
В своем представлении о том, какой должна быть наша школа, мы исходим из следующих позиций:
1. Школа - образовательное учреждение, призванное обеспечить образовательные потребности микрорайона (микросоциума) в первую очередь.
2. Школа должна быть конкуренто-способной, а это возможно в режиме непрерывного развития, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровнях.
3. Решая образовательные задачи в самом широком смысле, школа обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы.
4. Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного педагогического пространства.
Инновационные процессы в школе в содержании образовательных технологиях образования
В содержании образования | В образовательных технологиях | В управлении |
1.Надомное обучение
2.Апробация элективных курсов
3.Апробация учебников для 3-х классов по системе «Гармония» и «Мир в XXI век »
4. Тематическое планирование часов школьного компонента и надомного обучения.
5. Апробация авторских программ по истории, чувашской литературе, чувашскому языку.
6. Апробация элективных курсов в предпрофильных и профильных классах.
|
1.Проектная технология «Формирование экологической культуры»
2. Видеоуроки по литературе, истории, географии.
3. Проведение нестандартных
Театрализованные
уроки-зачеты по литературе, уроки-зачеты (практически по
4 Проведение школьных научно-практических конференций
5. Работа Школы ликвидации политической неграмотности (учителя истории администрации).
6. Внедрение и апробация школьных проектов: «Проектный метод в научно-исследовательской и методической работе школы»; «Маршруты театральной технологии»; программы «Информатизация образовательного пространства МОУ «СОШ № 1». |
1. Использование компьютера. Создание пакета документов административной и диагностической деятельности зам. директора второй и третьей ступеней обучения в электронном виде.
2.Организация начальной школы с продленным днем обучения
3. Реализация модели профильной школы, создание предпрофильных классов
4. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
5. Апробирование материалов красноярских исследователей (модель ШСО) в области управления и образования.
|
Учителя школы были подготовлены и внедряли в практику преподавания новые системы и курсы:
- развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова;
- система обучения Л.В. Занкова;
- развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова по русскому языку и математике в основной школе (5-7-е классы);
- факультативные занятия по психологии, экономике;
- иностранные языки в начальной школе;
- факультативы в начальной школе: «Речь и культура», «Детская риторика», «Экология», «Логика и мышления», хореография;
- театральная студия;
- журналистский кружок;
- школьная видеостудия;
- Школа ликвидации политической неграмотности.
С развитием образовательной среды микрорайона (введение в эксплуатацию нового здания МОУ «СОШ №3», расширение спектра дополнительных образовательных услуг ДДТ) наступило переосмысление роли школы в социуме микрорайона: мы строим хорошую общеобразовательную школу равных возможностей с широким диапазоном деятельности.
Коллектив школы имеет реальные подтверждения успешности своей работы по многим направлениям:
- работа с одаренными детьми;
-городские, республиканские ,российские спортивные соревнования; в которых учащиеся имеют большой процент призовых мест (см. приложение «Грамота»).
- городской и республиканский конкурсы «Учитель года г. Шумерля - 2001» - Гладкова О.Е.; «Учитель года г. Шумерля - 2001»; III место в республиканском конкурсе в номинациях: «Традиции и новаторство»; «Учитель-исследователь» - Дроздова Е.А. ( 2004 ).
Система повышения квалификации учителя складывается из самообразования, методической работы, работы теоретико-методического семинара и курсовой подготовки педагогов.
Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.
Из года в год процент педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории увеличивается. Коллектив учителей находится в постоянном творческом поиске. Уроки педагогов, проводимые на школьных и городских практикумах, получают высокие оценки специалистов. За последние 3 года проведено 12 городских практикумов, т.е. показано 20 открытых уроков для учителей города, внутришкольных практикумов - 3 (32 открытых уроков и мероприятий для учителей школы). Педагоги школы с 2001 г. являются участниками (и призерами) городских конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный», «Мастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», республиканского конкурса «Учитель года».
В работе теоретико-методического семинара за последние три года приняли участие 35 педагогов по проблемам: «Современный урок. Психолого-педагогические требования к нему», «Школьные технологии. Технологии дифференцированного обучения», «Подготовка к ЕГЭ», «Оценочная деятельность учителя», «Приемы педагогической техники», «Современные теории образования и технологии проведения уроков», «Общеучебные умения и навыки обучающихся», «Организация исследовательской деятельности учащихся».
Для обеспечения успешности обучения педагогический коллектив создает благоприятные условия. Учителя строят свою работу, опираясь на индивидуальные способности ребенка, отслеживая результаты контрольных срезов, тестов. Изучение способностей обучающихся осуществляется педагогом-психологом школы.
Развитию познавательных интересов способствуют предметные недели, олимпиады, конкурсы. Число обучающихся, занимающих призовые места в городских олимпиадах и конкурсах, за последние три года практически стабильно (10-12 человек). Важно отметить, что успехов добиваются в разных предметных областях.
Одним из факторов мотивации на успешную учебу является традиционный Бал интеллектуалов хорошистов, торжественное вручение именных и президентских стипендий отличникам и активистам школы (до 20 человек ежегодно).
Динамика изменения количества обучающихся, награждённых именной стипендией (по итогам года).
Год |
Кол-во |
ФИО ученика |
Класс |
Наименование стипендии |
2002 |
2 |
Герасимова Александра Николаевна |
11 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
Платонова Наталья Леонидовна |
9 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
2003 |
4 |
Алексеев Владимир Анатольевич |
9 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
Алексеев Фёдор Вячеславович |
8 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Игнатьев Александр Русланович |
8 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Лушин Илья Александрович |
8 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
2004 |
9 |
Лушин Илья Александрович |
9 |
Стипендия Президента ЧР |
Вершинин Пётр Николаевич |
9 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Кондратьев Роман Витальевич |
11 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Куксёнкова Наталья Вячеславовна |
9 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Пронина Дарья Александровна |
8 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Фомин Александр Евгеньевич |
7 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Данилова Александра Борисовна |
11 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
||
Кучаев Дмитрий Вячеславович |
10 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
||
Фёдорова Екатерина Валерьяновна |
11 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
||
2005 |
5 |
Егоров Владимир Юрьевич |
10 |
Стипендия Президента ЧР |
Орешников Александр Михайлович |
9 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Аюпов Тимур Шевкетович |
9 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
||
Тихонова Ксения Александровна |
9 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
||
Усманова Дания Мухаметовна |
9 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
||
2006
|
9 |
Аюпов Тимур |
10 |
Именная стипендия Президента ЧР |
Рубцова Екатерина |
9 |
Стипендия главы администрации г.Шумерля |
||
Рубцова Екатерина |
9 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
||
Театральная студия "Дрозды" |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
|||
2007 |
3 |
Каткова Ксения |
9 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
Романов Роман |
10 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
||
Кох Ирина |
11 |
Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А. |
Стабильным остается количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями:
- 2002 год - 4серебряных
- 2003 год - 2 золотых, 4 серебряных
- 2004 год – 2 золотых, 4 серебряных;
- 2005 год – 2 золотых, 9 серебряных;
- 2006 год - 6 серебряных;
- 2007 год - 5 золотых, 2 серебряных.
Положительной является динамика поступления выпускников в вузы, колледжи, техникумы. Данный показатель возрос среди выпускников 11-х классов. (см. приложение).
Воспитательная работа в школе строится, исходя из общепринятого понимания, что воспитание - это процесс управления развитием личности, способной к самосознанию, самоусовершенствованию, самореализации. Гуманистический характер образования в школе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности ребенка.
Снижается количество обучающихся, не устроенных в учебные заведения.
Перечень функциональных обязанностей классного руководителя включает достаточно глубокое знакомство с особенностями личности каждого обучающегося, знание семейной ситуации, создание сплоченного коллектива, проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий, планирование работы и ее самоанализ.
Все классные руководители имеют высшее образование.
Методические объединения классных руководителей, решая проблему школы «Гуманизация образования и воспитания», подчинили свою деятельность этому.
На заседаниях М/О решаются теоретические вопросы («Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие» и др.), изучаются исследовательские методы педагогической психологии, рассматриваются новые формы работы.
Классные руководители находятся в тесном контакте с психолого-педагогической службой (педагог-психолог, социальный педагог).
Важнейшим аспектом системы воспитания является снижение негативного влияния социума на личность ребенка и использование позитивных возможностей для развития личности. 80 % обучающихся посещают кружки, секции, клубы внешкольных заведений. Культурологический подход к воспитанию базируется на организации школьных кружков (36- в 2006/07 учебном году).
Важной частью системы воспитания является формирование школьных традиций, к которым можно отнести День знаний, Дни здоровья, Дни творчества, Последний звонок.
Воспитание в школе опирается на следующие виды деятельности:
- познавательную;
- игровую;
- спортивную;
- досуговую;
- допрофессиональную.
Таким образом, завершая этап усовершенствования модели школы, коллектив добился положительной динамики по следующим показателям развития школы:
- готовность педагогов к саморазвитию; готовность учащихся к саморазвитию;
- успешная адаптация учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
- рост профессионализма учителей;
- снижение тревожности учащихся;
- снижение тревожности учителей.
На современном этапе выделены такие показатели, как:
- положительная динамика здоровья;
- снижение тревожности учащихся.
Непрерывно на перспективу ведётся работа над следующими показателями:
- соответствие ценностных ориентаций учащихся гуманистическим ценностям;
- удовлетворённость учащихся отношениями в школе;
- удовлетворённость учителей отношением к школе.
В школе используется режим шестидневной рабочей недели, нагрузка на учащегося не превышает максимально установленных типовыми учебными планами её значений и соответствует санитарным правилам и нормам. Отслеживается динамика заболеваний среди учащихся, внедряются здоровьесберегающие технологии.
В 2004 году в здании школы установлена новая система пожарной безопасности, с января 2006 года имеется кнопка вызова вневедомственной охраны. В настоящее время решается вопрос о введение дежурства внутри здания вневедомственной охраны.
В начальной школе охват горячим питанием составляет 65-70% ,значительно меньше в среднем и конечно в старшем звеньях.