ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД         

директора образовательного учреждения  МОУ «СОШ№1» г .Шумерля ЧР

Козина Виктора  Михайловича

"1997-2007 - путь к новому качеству образования".

 

 Общая характеристика школы

Школа удовлетворяет образовательным запросам государства и родительской общественности, вырабатывая положительную систему мировоззрения  у учащихся, при этом создаются условия для саморазвития каждого школьника, условия для сохранения его физического и психологического здоровья, оказывает помощь учащимся  в их социализации. 

 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»была организована в 1934 году. С августа 2000 года учредителем школы является Администрация города Шумерля Чувашской Республики. Школа размещена в двух зданиях ,начальная школа(1-4) классы –в здании бывшего садика «Рябинушка» ,среднее и старшее звено в основном четырёх этажном здании .

Школа имеет  лицензию на право осуществления образовательной деятельности за    № 217 от 10 сентября 2004 года , свидетельство о государственной аккредитации, аттестацию сроком на 5 лет.

      Структурно школа состоит из трех звеньев: начального (1-4 классы), основного (5-9   классы), среднего (10-11 классы). В школе обучается 706 учащихся, существует 28  классов-комплектов.   К сожалению, за последние годы наблюдается    снижение  численности учащихся, прежде всего за счет уменьшения численности      первоклассников и оттока первоклассников в новое здание МОУ «СОШ № 3», которое    расположено недалеко от нашей школы. Первые классы формируются по   микрорайонному принципу.     

  Анализ итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется следующими признаками:

- достаточно высокий уровень образованности (с высшим образованием -50%);

- высокий уровень обшей культуры (частный сектор (всего – 15%);

- достаточно высоким процентом малообеспеченных (18%), много­детных (12%), неблагополучных семей (3,5%);

- некоторой маргинальностью (2%): бывшие служащие, рабочие, инженеры, работники государственных предприятий, ищущие себя в предпринимательстве;

- вместе с тем до 74% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям;

- среди мам большой процент (12%) либо бывших педагогов, либо за­кончивших педагогическое училище, но не работающих в педагогике.

Данные обследования уровня личностного развития детей, поступаю­щих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики микрорайона.

Картина довольно пестрая, представлена вся школа развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих интеллектуальными и творческими способностями, до детей с низким уровнем готовности к обучению в школе.

Удовлетворение образовательных запросов осуществляется через внутрипредметную, внутриклассную уровневую дифференциацию, внимание к личности ученика.

Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического контин­гента в совокупности со спектром услуг, предоставляемых другими образова­тельными учреждениями микрорайона, и определяет единственно возможную, по нашему мнению, модель образовательного учреждения - образовательная школа адаптивного характера, способная удовлетворить образовательные за­просы столь разнообразных категорий учеников и их родителей. За 73-летнюю деятельность школы накоплен серьезный педагогический, методический, про­фессиональный опыт. Сложился стабильный работоспособный коллектив с творческим потенциалом (21 учитель - выпускники школы), для которого ха­рактерно оптимальное сочетание здорового консерватизма и чувства нового. Не боимся новаций, не отказываемся от добрых традиций.

В школе работают 53 педагога, из них:  5% - высшей категории, 43% - I категории, 44% - II категории, 8% - 8-12 разряда; 86% имеют  высшее образование, 14% - среднее специально образование.

 В своем представлении о том, какой должна быть наша школа, мы исходим из следующих позиций:

1.  Школа - образовательное учреждение, призванное обеспечить об­разовательные потребности микрорайона (микросоциума) в первую оче­редь.

2.  Школа должна быть конкуренто-способной, а это возможно в режи­ме непрерывного развития, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровнях.

3.  Решая образовательные задачи в самом широком смысле, школа обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внекласс­ной сферы.

4.  Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжела­тельности,  доверия,   сотрудничества,   ответственности   на   всех  уровнях школьного педагогического пространства.

 Инновационные процессы в школе в содержании образовательных технологиях образования

В содержании образования В образовательных технологиях В управлении

1.Надомное обучение

2.Апробация элективных курсов

3.Апробация учебников для 3-х классов  по системе «Гармония» и «Мир в XXI век »

4.   Тематическое планирование часов школьного компонента и надомного обучения.

5. Апробация авторских программ по истории, чувашской литературе, чувашскому языку.

6. Апробация  элективных курсов в предпрофильных  и профильных классах.

 

 

1.Проектная технология «Формирование экологической культуры»

2. Видеоуроки по литературе, истории, географии.

3. Проведение нестандартных
уроков: урок-диспут, урок откры­тых мыслей, брейн-ринг ролевые
игры, урок-экскурсия (биология, химия литературы
, география, история).

Театрализованные уроки-зачеты по литературе,  уроки-зачеты (практически по
всем предметам в средней школе).

4 Проведение школьных научно-практических конференций

5. Работа Школы  ликвидации политической неграмотности (учителя истории администрации).

6. Внедрение и  апробация школьных проектов: «Проектный метод в научно-исследовательской и методической работе школы»; «Маршруты театральной технологии»;  программы «Информатизация образовательного пространства МОУ «СОШ № 1».

1. Использование компьютера. Создание пакета до­кументов административной и диагно­стической деятель­ности зам. директора второй и третьей ступеней обучения в электронном виде.

2.Организация начальной школы с продленным днем обучения

3. Реализация модели профильной школы, создание предпрофильных классов

4. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

5. Апробирование материалов красноярских исследователей (модель ШСО) в области управления и образования.

 

 

Учителя школы были подготовлены и внедряли в практику преподавания новые системы и курсы:

- развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова;

- система обучения Л.В. Занкова;

- развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова по русскому языку и математике в основной школе (5-7-е классы);

- факультативные занятия по психологии, экономике;

- иностранные языки в начальной школе;

- факультативы в начальной школе: «Речь и культура», «Детская риторика», «Экология», «Логика и мышления», хореогра­фия;

- театральная студия;

- журналистский кружок;

- школьная видеостудия;

- Школа ликвидации политической неграмотности.

            

С развитием образовательной среды микрорайона (введение в эксплуатацию нового здания МОУ «СОШ №3», расширение спектра дополнительных образовательных  услуг ДДТ) наступило переосмысление роли школы в социуме микрорай­она: мы строим хорошую общеобразовательную школу равных возможно­стей с широким диапазоном деятельности.

 

Коллектив школы имеет реальные подтверждения успешности своей работы по многим направлениям:

- работа с одаренными детьми;

 -городские, республиканские ,российские спортивные соревнования; в которых учащиеся имеют большой процент призовых мест (см. приложение  «Грамота»).

- городской и республиканский  конкурсы «Учитель года г. Шумерля - 2001» - Гладкова О.Е.; «Учитель года г. Шумерля - 2001»; III  место в республиканском конкурсе в номинациях: «Традиции и новаторство»; «Учитель-исследователь» - Дроздова Е.А.  ( 2004 ).

 Система повышения квалификации учителя складывается из самообразования, методической работы, работы теоретико-методического семинара и курсовой подготовки педагогов.

Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.

Из года в год процент педагогов, имеющих высшую и первую квалифи­кационные категории увеличивается. Коллектив учителей находится в по­стоянном творческом поиске. Уроки педагогов, проводимые на школьных и городских практикумах, получают высокие оценки специалистов. За послед­ние 3 года проведено 12 городских практикумов, т.е. показано 20 открытых уроков для учителей города, внутришкольных практикумов - 3 (32 открытых уроков и мероприятий для учителей школы). Педагоги школы с 2001 г. яв­ляются участниками (и призерами) городских конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный», «Мастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», республиканского конкурса «Учитель года».

В работе теоретико-методического семинара за последние три года приняли участие 35 педагогов по проблемам: «Современный урок. Психоло­го-педагогические требования к нему», «Школьные технологии. Технологии дифференцированного обучения», «Подготовка  к ЕГЭ», «Оценочная деятельность учителя», «Приемы педагогической техники», «Современные теории образования и технологии проведения уроков», «Общеучебные умения и навыки обучающихся», «Организация исследовательской деятельности учащихся».

Для обеспечения успешности обучения педагогический коллектив соз­дает благоприятные условия. Учителя строят свою работу, опираясь на ин­дивидуальные способности ребенка, отслеживая результаты контрольных срезов, тестов. Изучение способностей обучающихся осуществляется педа­гогом-психологом школы.

Развитию познавательных интересов способствуют предметные неде­ли, олимпиады, конкурсы. Число обучающихся, занимающих призовые мес­та в городских олимпиадах и конкурсах, за последние три года практически стабильно (10-12 человек). Важно отметить, что успехов добиваются в разных предметных областях.

Одним из факторов мотивации на успешную учебу является традици­онный Бал интеллектуалов хорошистов, торжественное вручение именных и президентских стипендий отличникам и активистам школы (до 20 человек ежегодно).

Динамика изменения количества обучающихся, награждённых именной стипендией (по итогам года). 

Год

Кол-во

ФИО ученика

Класс

Наименование стипендии

2002

2

Герасимова Александра  Николаевна

11

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Платонова Наталья Леонидовна

9

Стипендия главы администрации г.Шумерля

2003

4

Алексеев Владимир Анатольевич

9

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Алексеев Фёдор Вячеславович

8

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Игнатьев Александр Русланович

8

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Лушин Илья Александрович

8

Стипендия главы администрации г.Шумерля

2004

9

Лушин Илья Александрович

9

Стипендия Президента ЧР

Вершинин Пётр Николаевич

9

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Кондратьев Роман  Витальевич

11

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Куксёнкова Наталья Вячеславовна

9

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Пронина Дарья Александровна

8

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Фомин Александр Евгеньевич

7

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Данилова Александра Борисовна

11

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

Кучаев Дмитрий  Вячеславович

10

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

Фёдорова Екатерина  Валерьяновна

11

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

2005

5

Егоров Владимир Юрьевич

10

Стипендия Президента ЧР

Орешников Александр Михайлович

9

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Аюпов Тимур Шевкетович

9

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

Тихонова Ксения Александровна

9

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

Усманова Дания Мухаметовна

9

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

2006

 

9

 Аюпов  Тимур

 10

Именная стипендия Президента ЧР

Рубцова Екатерина

9

Стипендия главы администрации г.Шумерля

Рубцова Екатерина

9

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

Театральная студия "Дрозды"

 

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

2007

3

Каткова Ксения

9

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

Романов Роман

10

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

Кох Ирина

11

Именная стипендия памяти директора школы №1 Кутырёвой А.А.

 

Стабильным остается количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями:

- 2002 год - 4серебряных

- 2003 год - 2 золотых, 4 серебряных

- 2004 год – 2 золотых, 4 серебряных;

- 2005 год – 2 золотых, 9 серебряных;

- 2006 год -  6 серебряных;

- 2007 год - 5 золотых, 2 серебряных.

Положительной является динамика поступления выпускников в вузы, колледжи, техникумы. Данный показатель возрос среди выпускников 11-х клас­сов. (см. приложение).

Воспитательная работа в школе строится, исходя из обще­принятого понимания, что воспитание - это процесс управления развитием личности, способной к самосознанию, самоусовер­шенствованию, самореализации. Гуманистический характер об­разования в школе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной ра­боты, нацеленной на развитие личности ребенка.

 Снижается количество обучающихся, не устроенных в учебные заведения.

Перечень функциональных обязанностей классного руководителя включает достаточно глубокое знакомство с особенностями личности каж­дого обучающегося, знание семейной ситуации, создание сплоченного кол­лектива, проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий, плани­рование работы и ее самоанализ.

Все  классные  руководители имеют высшее образование.

Методические объединения классных руководителей, решая проблему школы «Гуманизация образования и воспитания», подчинили свою деятельность этому.

На заседаниях М/О решаются теоретические вопросы («Воспитатель­ная система класса как педагогическое явление и понятие» и др.), изучают­ся исследовательские методы педагогической психологии, рассматривают­ся новые формы работы.

Классные руководители находятся в тесном контакте с психолого-педагогической службой (педагог-психолог, социальный педагог).

Важнейшим аспектом системы воспитания является снижение нега­тивного влияния социума на личность ребенка и использование позитивных возможностей для развития личности. 80 % обучающихся посещают кружки, секции, клубы внешкольных заведений. Культурологический подход к воспи­танию базируется на организации школьных кружков (36- в 2006/07 учеб­ном году).

Важной частью системы воспитания является формирование школь­ных традиций, к которым можно отнести День знаний, Дни здоровья, Дни творчества, Последний звонок.

Воспитание в школе опирается на следующие виды деятельности:

- познавательную;

- игровую;

- спортивную;

- досуговую;

- допрофессиональную.

Таким образом, завершая этап усовершенствования модели школы, коллектив добился положительной динамики по следующим показателям развития школы:

- готовность педагогов к саморазвитию; готовность учащихся к само­развитию;

- успешная адаптация учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

- рост профессионализма учителей;

- снижение тревожности учащихся;

- снижение тревожности учителей.

 На современном этапе выделены такие показатели, как:

- положительная динамика здоровья;

- снижение тревожности учащихся.

Непрерывно на перспективу ведётся работа над следующими показателями:

- соответствие ценностных ориентаций учащихся гуманистическим ценностям;

- удовлетворённость учащихся отношениями в школе;

- удовлетворённость учителей отношением к  школе.

 

В школе используется режим шестидневной рабочей недели, нагрузка на учащегося не превышает  максимально установленных типовыми учебными планами её значений и соответствует санитарным правилам и нормам. Отслеживается динамика заболеваний среди учащихся, внедряются здоровьесберегающие технологии.

В 2004 году в здании школы установлена новая система пожарной безопасности, с января 2006 года имеется кнопка вызова вневедомственной охраны. В настоящее время решается вопрос о введение дежурства внутри здания вневедомственной охраны.

В начальной школе охват горячим питанием составляет 65-70% ,значительно меньше в среднем и конечно в старшем звеньях.