ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД         

заместителя директора образовательного учреждения  МОУ «СОШ№1» г .Шумерля ЧР

Дроздовой Елены АнатольевныОт Президентской программы «Новая школа» к программе развития МОУ "СОШ №1" «Вертикаль роста».

В этой школе я работаю более десяти лет, поэтому неудивительно, что для меня – это не просто место работы, а нечто большее. А значит – о любой школьной радости говорю с восторгом, любые неудачи переживаю глубоко пи искренне. Знаете, недавно я задумалась над тем, куда бы школа могла потратить миллион, если бы его вдруг выиграла. А что? Наши коллеги из гимназии № 8 смогли, чем мы хуже? Чем мы хуже, лучше? Наверное, сама постановка вопроса не корректна. Правильнее было бы отметить: каковы наши планы, возможности, каково наше стратегическое планирование. Ответив на вопрос в такой формулировке, можно определить все плюсы и минусы нашего бытия.

Итак, каковы ближайшие перспективы школы? Организационной основой осуществления наших планов, стратегических целей, конечно же, является программа развития школы на ближайшие 5 лет. Разрабатывая её, мы ориентировались на реалии школы, накопленный опыт, при этом,  руководствовались  желанием сохранить  сложившиеся традиции и идти в ногу со временем, основывались на современных педагогических технологиях. Возможно ли это? – спросите вы. Сейчас мы с уверенностью можем сказать: Да!

Участвуя в реализации программы «новая школа», мы не только накопили определённый опыт, но и реформировали многие направления деятельности школы. Вот лишь некоторые примеры.

Одним из важных инновационных проектов для системы образования республики стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в вузы. На основе результатов ЕГЭ наши учащиеся большим процентом от общего числа окончивших школу учащихся поступают в престижные вузы страны. Причём, что более всего радует, высок процент поступивших на бюджетной основе (в прошлом учебном году 40% от общего числа поступивших). ЕГЭ является одним из индикаторов качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса. Вот почему ближайшей задачей на будущее, которая нашла  отражение и в нашей программе, мы выделяем работу  по индивидуальным учебным планам (с учётом индивидуальных запросов обучающихся) в рамках предпрофильного и профильного обучения, особый акцент мы делаем на авторские программы наших педагогов.

В республике за годы реализации программы «Новая школа» сложилась эффективная система выявления и поддержки одарённых детей.

Одарённые школьники получают именные стипендии президента ЧР, на местном уровне – стипендии главы администрации города.  Стабильно наши учащиеся становятся лауреатами подобных поощрений. На уровне школы существует также стипендия для одарённых учащихся имени бывшего директора школы Кутырёвой А. А.  по 3 номинациям и гранты победителям олимпиад  и  творческих конкурсов.

Что дальше? А дальше поэтапная реализация «Концепции школы творческого самоопределения», в основе которой лежит принцип творческого самоопределения и самореализации. Действие этого принципа распространяется как на учителей, так и на учащихся. Суть его заключается в том, что каждый выбирает и решает наиболее интересные и значимые для него творческие задачи и проблемы. Учащимся предоставляются широкие возможности для творческого самоопределения  и самореализации как учебной, так и внеучебной деятельности, особенно в условиях профилизации по направлениям:

a)                        естественно-экологическое;

b)                        гуманитарно-языковое;

c)                        художественно-эстетическое;

d)                        математическо-экономического.

Введение изучения иностранного языка на начальной ступени обучения способствовало расширению сети классов, занимающихся по программе с углубленным изучением иностранного языка.

В наших планах в дальнейшем введение в профильном классе гуманитарно-эстетического цикла второго иностранного языка с целью расширения компетенций учащихся в коммуникативном общении, необходимом для соответствия мировым стандартам.

Но на фоне сформировавшейся системы поддержки и развития одарённых детей за эти годы тем не менее процент школьников, которые имеют невысокий уровень  учебной мотивации пока ещё довольно высокий – 30%. А ведь в современном постиндустриальном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и внедрять гипотезы, работающие в проектном режиме.

Значит, необходимы определённые условия. Разрабатывая свою программу, мы учитываем, что решением обозначенной проблемы будет переход от стандартных приёмов к инновационным технологиям.  Для этого были специально разработаны несколько школьных проектов, которые успешно реализуются в школе учащимися и педагогами:

1.      «Театральная технология в учебном и воспитательном процессах школы».

2.      «Проектный метод в научной и методической работе школы».

3.      «Видеостудия «Радуга»».

4.      «Музей «Школа в развитии».

5.      Спортивный проект «Большие гонки».

В последние годы в республике принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и 4укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. С 2003 года стала проводиться олимпиада по физической культуре. Учащиеся нашей школы ежегодно являются её призёрами. Поскольку Чувашия в числе первых ввела в учебную программу 3-часовые занятия физической культуры, то популяризация и расширение подходов по внедрению новых форм работы в этом направлении стала очевидна – вот почему одним из направлений программы является реализация спортивного проекта «Большие гонки». Это театрализованные, яркие, всегда необычные соревнования скрепляют всех субъектов общеобразовательного процесса: учеников, учителей и родителей. Особое внимание уделялось Программе «Новая школа» и психологическим службам как одному из гарантов создания условий здорового образа жизни. В  Программе нашей школы мы планируем легализовать работу психолога и социального педагога в «Службу доверия», которая могла помочь учащимся реабилитироваться  в связи с создавшимися затруднениями, обстоятельствами, а также способствовала бы предотвращению правонарушений, и, как говорят учителя школы и дети, стала бы «спасательным кругом» для тех, чьи семьи не взяли на себя таких обязанностей.

Научному обществу «София»  в нашей школе 5 лет. На сегодняшнем этапе научная деятельность – это новый подход в образовательной системе, который зиждется на старой прочной основе. Что я имею в виду? Школа занималась научной деятельностью ещё тогда, когда словосочетания «научно-исследовательская работа» не было.  Тем не менее за последние 5 лет наших 24 выпускника являются  кандидатами различных наук – 16 из них медицинских и биологических, 32 выпускника стали врачами, 6 – доктора наук.  На сегодняшний день некоторые учителя нашей школы также учатся в аспирантуре.

Выпускники школы ежегодно присылают нам отчёты о своей научной практике, которые мы с удовольствием разбираем на заседаниях НОУ.

Каковы перспективы? Создание на базе НОУ лаборатории проектирования, а затем кафедры проектных технологий.

Есть ли будущее у школы? – вопрос, который неумолимо встаёт в условиях жёсткой конкуренции, сокращения численности учащихся.  Решать Вам. Я же скажу лишь некоторые факты.

На сегодняшний день в МОУ «СОШ №1»  работают 14 учителей – выпускников нашей школы.

И вновь к вопросу, который я подняла в начале своего выступления: «Куда бы мы могли потратить миллион?» Я думаю, с этим проблем не будет, так как есть четкая стратегия и, самое главное, мы полны сил.

И несколько слов о нашем участии в национальном проекте. Идея национального  проекта проста и в то же время всеобъемлюща: постичь самих себя, мобилизовать всё лучшее, что накоплено школой и реформировать в связи с запросами общества в современных условиях.

Что дало нам участие в национальном проекте? Во-первых, это огромная практика по всем направлениям. Это толчок для создания новых форм работы. Для участия в таком конкурсе в школе необходим командный дух. Создание ситуации, когда « и верхи хотят, и низы могут». Одним из главных документов,  которые были представлены на конкурс, является программа развития школы. Нашу программу мы модернизировали и назвали «Вертикаль роста». Но свою модернизацию мы не превратили в модничество, а реформирование в деформацию, чётко понимая, что всякая, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение учителя, воспитателя, остаётся мёртвой буквой, не имеющей действительной силы. Национальный проект – это ярмарка идей и главное – в них не утонуть, выбрать свой приемлемый путь, довести намеченное в процессе до вершины.

В последних номерах учительской газеты один из лучших педагогов современности Шота Амонашвили буквально кричит со страниц газет: «Друзья школы! Родная Школа в опасности. Мы стоим на перепутье. Какова сегодняшняя истина школы?..»

Задумались над этим и мы.