Анализ работы за  2006-2007 учебный год

заместителя директора МОУ «СОШ №1» по ИКТ

Федуловой Елены Александровны

 

В 2006-2007 учебном году была успешно продолжена реализация Программы информатизации образовательного пространства Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1» .

Обоснование актуальности программы.

В соответствии с требованиями Концепции модернизации российского образования, республиканской целевой программы «Развитие единой образовательной среды»,  а также в соответствии с  проектом школы  «Вертикаль роста» главной задачей современной школы является обеспечение доступного качественного образования каждому учащемуся.

Для выполнения данной задачи необходимо включить каждого ученика в активную учебную деятельность, а для этого надо вносить изменения в организацию учебной деятельности учащихся, используя современные образовательные технологии, в том числе ИКТ.

Важным условием обеспечения нового качества образования является формирование у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности. Ведь человек, умело, эффективно владеющей информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникших проблем, к организации своей деятельности.

Для формирования ИКТ-компетентности у учащихся необходимо широкое использование ИКТ в образовательном процессе, что невозможно без сформированности ИКТ-компетентности у педагогических кадров, а также технической оснащенности образовательного учреждения.

В Образовательной программе школы определены приоритетные направления развития школы, среди которых:  информатизация образовательного процесса.

Программа информатизации, которая является составной частью Образовательной программы, необходима для координации действий в процессе информатизации.       

Основным направлением Программы информатизации является формирование ИКТ-компетентности педагогов для внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Сроки реализации программы определены концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г

Идея.

В основе Программы информатизации лежит следующая идея.

Сформированность ИКТ-компетентности у педагогических кадров позволит в системе использовать ИКТ в образовательном процессе. Произойдут изменения в содержании и организации образовательного процесса. Сочетание ИКТ с педагогическими технологиями будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса, а значит повышению качества образования учащихся.

 Анализ.

Работа по информатизации школы была начата в 2004 г. Анализ ситуации показывает, что за прошедший период достигнуты определённые результаты.

За последние два года значительно улучшилась материальная база информатизации. В настоящее время в школе 22  персональных компьютера: 18 в компьютерном классе, 4  - на рабочих местах директора, заместителей директора, секретаря, бухгалтеров, один в библиотеке. Школа имеет переносной персональный компьютер – ноутбук, четыре лазерных принтеров, один струйный, 3 сканера, мультимедиапроектор с экраном, цифровую видеокамеру, цифровой фотоаппарат.  Доступ в Интернет по выделенной линии имеют 12 компьютеров.

В школе имеются цифровые учебные материалы.

За последние два года 24 учителя прошли курсовую подготовку по использованию ИКТ в учебном процессе.

Многие учителя проводят уроки с использованием ИКТ, используя электронные учебники, собственные и ученические  презентации. Используются информационные технологии на факультативных занятиях, спецкурсах, в проектной деятельности.

В школе проводится мотивационная работа с педагогами. Проведены педсовет, семинары, открытые уроки с использованием ИКТ. Учителя, эффективно использующие ИКТ в своей деятельности, поощряются администрацией. Организовано обучение учителей пользовательским навыкам.

Создаётся банк данных об имеющихся в школе электронных ресурсах.

Таким образом, для реализации Программы информатизации школа имеет определённый ресурс:

- техническая оснащенность;

- подготовленные кадры;

- программные продукты.

   Проблемы.

Однако наряду с положительными моментами в результате анализа были выявлены проблемы.

Недостаточно использование ИКТ в управленческой деятельности.

Большинство учителей не осознают важности использования ИКТ в учебном процессе. Лишь третья часть коллектива применяет ИКТ в своей деятельности. Проведение уроков с использованием ИКТ носит эпизодический характер. Не всегда применение ИКТ на уроках является эффективным. Изучение курса «Информатика» не обеспечивает в полной мере формирование ИКТ-компетентности у учащихся. Не в полной мере используется технический потенциал.

Таким образом, отсутствует сформированность ИКТ-компетентности у педагогов школы, что не позволяет вносить эффективные изменения в образовательный процесс для формирования ИКТ-компетентности учащихся и обеспечения качественного образования учащихся. 

Цель.

На основании выявленных проблем определена цель:

Сформировать ИКТ-компетентность у большей части педагогов для внесения изменений в содержание и организацию образовательного процесса посредством использования ИКТ для повышения качества образования учащихся.

 Задачи.

В соответствии с поставленной целью Программа направлена на решение следующих задач.

1. Создание системы формирования ИКТ-компетентности администрации и педагогов.

2. Совершенствование управленческой деятельности на основе использования ИКТ.      

3. Создание единой базы данных об использовании ИКТ в образовательном процессе педагогами школы.

4. Пополнение школьной медиатеки.

5. Расширение материально-технической базы процесса информатизации.

6. Развитие сайта школы.

Результаты.

При реализации поставленных задач на данный момент получены и прогнозируются в будущем учебном году следующие результаты:

· Повышение эффективности и качества управленческой деятельности за счет использования ИКТ: создание информационного взаимодействия между администрацией и педагогами (отчетность, контроль и учет успеваемости и качества образования, взаимообмен информацией в электронном виде).

· Педагоги овладевают навыками использования ИКТ в образовательном процессе, что позволяет внести изменения в его содержание и организацию, это, соответственно, влияет на качество образования учащихся.

· С помощью созданной единой базы данных об использовании ИКТ в образовательном процессе педагогами школы организован обмен опытом среди педагогов.

· В медиатеке собраны и систематизированы цифровые учебные и программно-методические материалы для использования учителями и учащимися.

· Активизируется процесс самообразования педагогов.

· Необходимо установление компьютера в учительской для использования учителями при подготовке к урокам. Компьютерный класс пополнится современными компьютерами. Будет приобретен медиапроектор для создания медиалектория.

· Развивается и систематически обновляется школьный сайт, что делает более открытой  жизнедеятельность школы.            

 План действий.

Мероприятия

Результат

Сроки

Ответственные

1

Пройдены курсы повышения квалификации на базе ММЦ (Гимназия №8).

Аймалетдинова О. Ю.

Алексеева Г. Н.

Гольдштейн М. М.

Данилова А. А.

Ермошина Г. П.

Ефремова Е. Г.

Жукова М. А.

Исакова Л. Б.

Кирюшина М. В.

Лушина Н. Г.

Никонова Т. Н.

Мухина М. В.

Фомина В. А.

 

Овладение навыками использования ИКТ в образовательном процессе

Май

2007 года

Федулова Е. А.

Ефремова Е. Г.

2

Методическое сопровождение учителей.

Изменения в образовательном процессе.

В течение года

Федулова Е. А.

Дроздова Е. А.

Зайцев А. М.

3

Собрана и систематизирована информация для создания базы данных

Единая база данных

В течение года

Федулова Е. А.

4

Собран  имеющийся материал для создания медиатеки.

Пополнена медиатека.

В течение года

Федулова Е. А.

Дроздова Е. А.

5

Описаны материалы медиатеки.

Создан каталог медиатеки.

В течение года

Федулова Е. А.

6

Составлено тематическое планирование с включением уроков с использованием ИКТ.

Проведение уроков с использованием ИКТ.

В течение года

Учителя-предметники

7

Осуществлен контроль тематического планирования.

Составлено тематическое планирование с включением уроков с использованием ИКТ.

В течение года

Федулова Е. А.

Дроздова Е. А..

8

Составлено расписание работы кабинета информатики с учетом проведения уроков учителями-предметниками.

Проведение уроков с использованием ИКТ в кабинете информатики.

В течение года

Ефремова Е. Г.

 

9

Назначить ответственного за обновление сайта.

Постоянное обновление сайта.

В течение года

Федулова Е. А. 

10

Систематически обновлять сайт.

Открытость жизнедеятельности школы.

В течение года

Федулова Е. А. 

11

Подготовка выпускников к ЕГЭ через тестирование на компьютерах.

Готовность выпускников к итоговой аттестации

март-апрель-май

Федулова Е. А.

Учителя-предметники

12

Участие в Конкурсе инновационных разработок Российского образовательного форума.

Повышение и упрочнение методической компетентности учителей

II полугодие

Федулова Е. А.

Дроздова Е. А.

13

Подготовка научных, исследовательских, творческих работ участниками НОУ с использованием ИКТ.

Участие и завоевание призовых мест  в школьной, городской, Республиканской научно-практической конференции

Январь – апрель

Федулова Е. А.

Рук. НОУ

14

Выпуск школьной газеты.

Освещение жизни школы

В течение года

Дроздова Е. А.

15

Работа школьной видеостудии «Радуга».

Создание методических, развлекательных, презентационных видеороликов. Создание фотохроники школьной жизни.

В течение  года

Федулова Е. А.

 Управление реализацией программы.

Управление реализацией программы осуществляется управленческой командой школы (администрация, учителя информатики, учителя-предметники). 

Планирование на будущий учебный год с учётом достигнутых результатов на данный момент и ожидаемым улучшением технической оснащенности школы в связи с освоением гранта в 1 млн. рублей.

Мониторинг результатов.

Планируется осуществлять мониторинг результатов реализации программы.

Для проведения мониторинга будет осуществляться посещение и анализ уроков (для анализа планируется разработать схему анализа урока с использованием ИКТ), анкетирование учителей и учащихся, собеседования с учителями.

Показателями достижения результатов мы считаем

- сформированность  ИКТ-компетентности администрации и педагогов школы;

- изменения в управлении образовательным процессом (базы данных, отчетность, взаимообмен информацией в электронном виде);

- изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы (формирование у школьников навыков самообразования, обучение способам деятельности,  формирование коммуникативных навыков и навыков работы с информацией);

- изменения в методах и организационных формах работы учителей и учащихся за счет использования ИКТ;

- наличие и использование медиатеки;

- улучшение технической оснащенности;

- участие учителей и учащихся в дистанционных курсах,  конкурсах, проектах, олимпиадах;

- состояние и использование школьного сайта.

Для оценки результатов планируется соотносить три состояния информатизации школы: исходное (на момент составления программы), планируемое, конечное (на момент завершения программы).

Ключевыми критериями оценки результатов можно считать:

- выполненность поставленных задач;

- очевидность появления изменений (новая техника, программное обеспечение, ИКТ на уроке в ежедневной практике);

- доступность ИКТ  (график, время доступа к технике, к программному обеспечению);

- эффективность применения ИКТ (в практике преподавания, в детских результатах).

В мае 2008 года планируется провести анализ реализации программы и её разработку на новый этап осуществления информатизации. 

  

Заместитель директора по ИКТ     Федулова Е. А.