Конкурсы

 

Знакомый незнакомец
(участвуют обе группы болельщиков)


 

Максимальная оценка 3 балла.
Основная задача: выявить уровень знания художественной литературы.
Последовательность участия: по жребию.
Содержание конкурса: ведущий зачитывает описание героя. По данной характеристике нужно назвать имя этого героя и произведение, где он является персонажем.
Вариант 1.
1. Когда мы были еще маленькими
«На меня скорей садись
Только знай себе держись
Я хоть росту небольшого,
Да сменю коня другого»
(Конек – Горбунок, П.Ершов «Конек – Горбунок»).
2. Классика.
«В соседний бенуар вошла высокая красивая дама с огромной косой и очень оголенными белыми полными плечами и шеей, на которой было двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем».
(Елен Безухова, Л.Н.Толстой «Война и мир»).
3. Возможно встречались.

«На голове у меня высилась остроконечная высокая шапка из козьего меха с длинным ниспадающим на спину назатыльником, который прикрывал мою шею от солнца, а во время дождя не давал воде падать за ворот… Затем на мне был длинный камзол из того же материала, почти до колен, штаны были из шкуры очень старого козла с такой длинной шерстью, что они закрывали мне ноги до половины икр, чулок у меня совсем не было, а вместо башмаков я соорудил себе – не знаю, как и назвать – попросту полусапоги с длинными шнурками».
(Робинзон Крузо, Даниэль Дефо )
 

Вариант 2.
1. Когда мы были маленькими.

«Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? ».
(Царица, А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»).
2. Классика.

«В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которой она жила до сих пор выступила наружу. Вся ее внутренняя недовольная собой работа, ее страдания, стремления к добру, покорность, любовь, самопожертвование, все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черточке ее лица ».
(Княжна Мария Волконская, Л.Н.Толстой «Война и мир»).
3. Возможно встречались.
«В город вошел молодой человек в зеленом в талию костюме, его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфов, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинового цвета. Носков под штиблетами не было. В руках молодой человек держал астролябию»
(Остап Бендер, И.Ильф и Е.Петров «12 стульев»)
 

Игра-путешествие «По лесным тропинкам»

Ведущий:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Перед нами две команды: «Березка» и «Елочка». Они сейчас отправятся в путешествие «По лесным тропинкам».
 

В команде по 10-15 человек, у каждой команды своя эмблема.

I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

Команда «Елочка».
Под широкой темной елью
Прошлогодней пахнет трелью.
Подойдешь ты к ней – иголки
Под подошвами скользят,
Ведь в обычае у елки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной елки и праздника нет. Круглый год ель зеленая. А почему? Да потому, что листок-иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут.
Любят ель птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.
Команда «Березка».
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
 

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания. Из березы делают мебель, фанеру. А береста, кора березы – готовая природная бумага.
 

II. РАЗМИНКА КОМАНД.

Команде «Елочка».
1. Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2. Почему хвойное дерево лиственницей назвали?
 

Команде «Березка».
1. Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2. Чем отличается ель от сосны?
 

 

III. КОНКУРС «ГРИБНАЯ ПОЛЯНКА».

Ведущий:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
Что это?
 

Ведущий:
Берем по лукошку
И скорее в путь-дорожку.
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
 

Задание командам:
Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить (грибы из папье-маше или бумаги).
Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются – лисичка, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор и др.?

 

IV. КОНКУРС КАПИТАНОВ «ЛЕСНЫЕ ЖАЛОБЫ».

Задание дается в конвертах.
Команде «Елочка».
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова).
 

Команде «Березка».
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают . Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я? (Летучая мышь).
 

V. КОНКУРС «ЖИВОТНЫЙ МИР ЛЕСА».

Ведущий:
Все-все на свете,
На свете нужны.
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мед
И кто делает яд!
 

Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет животного (по 1 человеку от команды).
Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.
Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных (можно инсценировать сказки про животных).
 

 

VI. КОНКУРС «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»

Ведущий:
Так весело в лесу густом
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
 

Задание: Записать 5 зимующих птиц («Елочка»), записать 5 перелетных птиц («Березка»).
 

 

VII. КОНКУРС «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО … ?».

(каждая команда готовит интересные сообщения о природе, из жизни животных)
Команда «Елочка». 1. Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог. Сам весом 14 грамм может тащить груз в 1кг 580г?
2. А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба?
3. А знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода?
 

Команда «Березка». 1. А знаете ли вы, что кукушка за один час может съесть 100 гусениц?
2. А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда надо облететь 1000000 цветков?
3. А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?
 

 

VIII. СОВМЕСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ».

 

 

1. Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
 

2. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
 

 3. Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
 

4. Международную красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны.
 

5. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
 

6. Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
 

7. Чтобы пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
 

8. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
 

9. И тревога за жизнь неустанно:
Гибнут звери, птицы, цветы.
И гибнут люди беспрестанно,
Унося с собой часть красоты.
 

10. Так скорее под звездною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
 

Жюри оценивает конкурсы зеленым кружком за каждый правильный ответ. Дополнительные кружки даются команде, первой правильно справившейся с заданием. Побеждает команда, получившая в ходе игры больше кружков.

 

Типизация литературы

( участвуют капитаны команд)

 

Максимальная оценка 2 балла.

Основная задача: проверка знаний типологии литературы, а также умений определять вид конкретных изданий.

Последовательность участия команд: оба капитана одновременно получают по комплекту литературы.

Содержание конкурса: в комплект входят по одному образцу следующие типы документов: справочная, учебная, массово-политическая, художественная, научная (автореферат), научная статья, научная книга. По виду непериодическое, периодическое, неопубликованное издание.

Образец:

 

п/п

Издание

Тип

Вид

1.

Булучевский К.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся – 10-е изд. – Л.: Музыка, 1990. – 342 с.

Справочная

Непериодическое

2.

Попова А.Ф. Обучение болевым приемам в борьбе дзюдо и самбо: Авторефер. Дис. На соискание учен. сен. кнд пед Наук. – Омск, 1989. – 28 с.

Научная

Неопубликованное