Условия, обеспечивающие укрепление здоровья и безопасность в образовательном процессе
Шумерлинская санаторная школа-интернат расположена на обособленном зеленом участке в лесной зоне пригорода. Земельный участок имеет ограждение. На участке школы-интерната выделены следующие функциональные зоны: зона застройки (учебный корпус, спальный корпус), физкультурно- спортивная, учебно-опытная, зона отдыха, хозяйственная зона (баня, прачечная, столовая). Физкультурно-оздоровительная зона включает в себя: площадку для спортивных игр (волейбол, баскетбол), специализированную площадку для гимнастики, комбинированное поле для футбола.
Учебный и спальный корпуса обеспечены всем необходимым набором помещений согласно СП 2.4.990-00. Для внутренней отделки помещений использованы материалы, разрешенные в строительстве образовательных учреждений и прошедших гигиеническую оценку. Основные помещения имеют непосредственное естественное освещение. Естественное освещение в помещениях для занятий осуществляется через боковые светопроемы с левосторонней направленностью. Источники искусственного освещения (люминесцентные лампы и лампы накаливания) обеспечиваются достаточное и равномерное освещение.
Здания школы- интернат оборудованы централизованным холодным и горячим водоснабжением, канализацией. Система центрального отопления и вентиляции обеспечивают благоприятные микроклиматические условия среды в течении всего отопительного сезона. Для обеспечения здоровой воздушной среды учебных кабинетов, спальных комнат ежедневно проводится аэрация помещений. За своевременное проветривание классных комнат отвечает учитель, ведущий занятия; за проветривание спальни-дежурный воспитатель.
В целях предупреждения инфекционных и простудных заболеваний и соблюдения правил личной гигиены воспитатели учат детей ухаживать за своими вещами, одеждой, обувью. По мере загрязнения вещи сдаются в прачечную. Помывка детей в бане проводится 1 раз в неделю, а при необходимости и чаще. Смена постельного белья проводится 1 раз в 7 дней.
Режим дня и организация учебно-воспитательного процесса воспитанников строится с учетом особенностей учебно-воспитательной и оздоровительной работы дифференцированно для школьников различных возрастных групп. Построение учебного процесса проводится с учетом биоритмологических закономерностей умственной работоспособности детей и подростков:
· Проведение школьных занятий в первую смену;
· Преподавание наиболее трудных предметов на 2-3 уроках;
· Приготовление домашних уроков в интернате 17.00-18.50;
· Организацией в середине школьных занятий «Час здоровья» с активными играми на свежем воздухе.
Физическое воспитание осуществляется с типовыми программами воспитания и обучения. Дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам по рекомендации врача.
Физическое воспитание включает в себя различные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, «Час здоровья», физкультурные минутки, подвижные игры на прогулке, ЛФК.
Питание воспитанников школы- интернат полностью обеспечивает растущий организм энергией и основными пищевыми веществами, согласно нормам физиологических потребностей детей разного возраста. Рациональное питание обеспечивается 5-ти кратным приемом пищи с интервалами в 3,5-4 часа. В школе- интернат имеется 10-ти дневное примерное меню, разработанное на основе физиологической потребности в пищевых веществах. Для воспитанников, страдающих хроническими заболеваниями желудочно- кишечного тракта организовано щадящее, диетическое питание. С целью обеспечения детей витамином С проводится витаминизация напитков аскорбиновой кислотой из расчета 35% средней суточной потребности (20-25 мг). В целях профилактики йоддефицитных состояний воспитанников используется йодированная соль.
Пищеблок, его оборудование, инвентарь, обработка сырья, приготовление пищи и личная гигиена персонала соответствуют гигиеническим требованиям к организации общественного питания. Каждые 10 дней проводится контроль за выполнением утвержденных норм продуктов питания для проведения своевременной коррекции в меню следующей декады. Ежемесячно проводится подсчет количества пищевых веществ (белки, жиры, углеводы) и калорийность рациона (среднее за месяц на одного ребенка в день).
В эпидемически благополучный период уборка помещений проводится 2 раза в день с применением моющих средств. При возникновении инфекционных заболеваний проводится заключительная дезинфекция, с применением дезинфицирующих средств.
В основе медицинского обслуживания школы- интернат лежат следующие принципы: профилактическая направленность, этапность наблюдения, диспансеризация, широкая пропаганда санитарно-гигиенических знаний.
Медицинским персоналом проводятся следующие мероприятия:
· Медицинские осмотры детей при поступлении;
· Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей;
· Работу по организации профилактических осмотров детей;
· Распределение детей на медицинские группы для занятий физкультурой;
· Ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи, выявление заболевших детей;
· Систематический контроль за санитарным состоянием помещений;
· Проведение работы по формированию здорового образа жизни;
· Медицинский контроль за организацией физического воспитания.
После углубленного осмотра всем детям назначается лечение, которое включает в себя:
· 2 спец. препарата;
· курс витаминотерапии, куда входят- поливитамины, витамин В6 для снятия побочного действия спец. препаратов;
· курс общеукрепляющей терапии;
· принятие профилактической дозы антиструмина для предупреждения эндемического заболевания- зоб.
Курс химиопрофилактики проводится 2 раза в год: осенью и весной по 3 месяца каждый. После проведенного лечения всем детям ставится контрольная реакция Манту, по результатам которой оценивается эффективность оздоровления детей.
Кроме лечения основного заболевания активно выявляются больные с сопутствующими заболеваниями, которые проходят дополнительное обследование у соответствующих специалистов, или в станционере, берут на диспансерный учет и получают соответствующее своему заболеванию лечение.
Для эффективности основного лечения проводится комплекс оздоровительных мероприятий, включающий в себя:
· физиотерапевтические процедуры;
· групповые ингаляции;
· курс лечения в соляной камере;
· курс ЛФК;
· курс лечебного э/фореза и массажа (для детей страдающим энурезом);
· лечебные ванны (для детей с вегето-сосудистой дистонией).
Уголок психологической разгрузки
Медицинский осмотр детей
Прием спец. препаратов
Лечебные ингаляции
Лечение в солевой комнате
Лекарственный электрофорез
Лечебный массаж
УФО - облучение
Индивидуальная ингаляция
Занятия лечебной физкультурой
УВЧ - терапия