Воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно-личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе.
Воспитательную работу строим, опираясь на воспитательные технологии: Н.Е.Щурковой "Формирование образа жизни достойной человека" и Е.В.Бондаревской "Воспитание ребёнка как человека культуры". Основными ключевыми понятиями в воспитании являются: личность, образ жизни, доброта, культура, педагогическая помощь, поддержка.
Цель воспитания – личность, способная строить свою жизнь, достойную человека.
Задачи воспитательной работы:
1. Духовно-нравственное развитие личности.
2. Внедрение и активное освоение инноваций в воспитательном пространстве школы, способствующим повышению качества проведения внеклассных мероприятий.
3. Совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении воспитанников на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
4. Формирование активной жизненной позиции, включения воспитанника в различные виды деятельности через проведение КТД.
5. Активное участие воспитанников в самоуправлении.
Направления воспитательной работы в Шумерлинской санаторной школы-интернат:
1. Нравственно-правовое – воспитания у школьников ценностного отношения к себе и другим людям, понимания смысла человеческого существования, воспитание правового сознания.
2. Формирование положительных привычек – воспитание позитивного отношения к здоровью, здоровому образу жизни, к урокам физкультуры и занятиям спортом, соблюдению правил личной гигиены.
3. Познавательное – развитие познавательных интересов, увлечений, изучение и влияние на кругозор учащихся.
4. Художественно-эстетическое – развитие врожденных задатков и способностей, развитие культуры поведения и эстетического вкуса.
5. Трудовое – привитие любви к труду, основам самообслуживания, помощь в осознанном выборе профессии.
Принципы воспитания:
o Природосообразность (отношение к ребенку как к части природы);
o Культуросообразность (отношение к детству как к культурному феномену);
o Индивидуально-личностный (отношения к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке);
o Ценностно-смысловой (создание условий для обретения ребенка смысла своей жизни);
o Сотрудничество (объединение детей и взрослых, организация совместной деятельности);
Критерии эффективности воспитательного процесса:
- Внешний облик ребенка;
- Физическое и психическое развитие детей;
- Их поведение;
- Качественность разнообразной деятельности;
- Способности и самочувствия детей;
- Ценностные предпочтения;
- Отношения ребенка к своему «Я»