Физическая культура и оздоровительные мероприятия в режиме дня РГОУ «Шумерлинская основная общеобразовательная санаторная школа-интернат» на 2010-2011 учебный год.
№ п/п |
Мероприятия |
Когда проводится |
Время проведения |
Ответственный за проведение |
1 |
Утренняя зарядка |
ежедневно |
7.30 - 8.00 |
Физорги, воспитатели |
2 |
Гимнастика до занятий |
ежедневно |
2-3 мин |
Учителя, физорги |
3 |
Физкультурные минутки во время уроков |
ежедневно |
2-3 мин |
Учителя, физорги |
4 |
Гимнастика для глаз во время уроков |
ежедневно |
1-2 мин |
Учителя |
5 |
Прием лекарственных препаратов |
ежедневно |
8.30 – 10.00 |
Медсестры |
6 |
Час здоровья |
ежедневно |
10.50 – 11.40 |
Инструктор ЛФК, учителя |
7 |
Физиотерапевтические процедуры |
ежедневно |
13.00 – 15.00 |
Жирнова В.И. |
8 |
Прогулки и игры на воздухе. Дыхательная гимнастика. |
ежедневно |
12.00 – 14.00 19.00 – 20.00 |
Воспитатели, физорги |
9 |
Уроки физической культуры |
по расписанию |
3 х 40 |
Учителя физкультуры |
10 |
Спортивно-оздоровительные кружки и секции |
по расписанию |
2 х 40 |
Инструктор физкультуры |
11 |
День здоровья |
воскресенье |
10.30 – 12.00 90 мин |
Инструктор физкультуры, воспитатели |
12 |
Физкультурные праздники, спортивные соревнования, викторины, КВНы |
по плану работы |
в графике |
Учителя, воспитатели |
Учителя физкультуры: Иванова Ф.И., Сидоров В.Н.
Медицинские работники: Жирнова В.И., Пахинова Е.А.
Физическое воспитание – одно из важнейших направлений деятельности санаторной школы-интерната. Оно регламентировано Уставом основной общеобразовательной санаторной школы-интерната. В Уставе подчеркнуто, что охрана здоровья учеников - забота всех преподавателей, независимо от того, какой предмет они ведут.
Таким образом, не только специалисты физического воспитания, но и преподаватели литературы, истории, математики, физики и других предметов могут внести большой вклад в физическое развитие школьников. Физические упражнения до занятий, физкультминутки, и гимнастика для глаз, спортивные и подвижные игры на часе здоровья – все это будет способствовать бодрому настроению, повышению творческой активности учащихся, а в конечном счете – всестороннему развитию физических и духовных сил школьников, их готовности к труду и защите Родины.
В процессе физического воспитания учащихся основной общеобразовательной санаторной школы-интерната решаются задачи укрепления здоровья воспитанников, развития их физических способностей, расширения функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственных и волевых качеств.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И
СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА.
Физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. Основными формами физкультурно-оздоровительной работы являются:
Утренняя гимнастика (зарядка) – выполняется ежедневно воспитанниками под руководством физоргов групп. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры под руководством учителя. Упражнения просты, легкие для усвоения, разнообразные, динамичные по ритму, интересные и выполняются с большой амплитудой движений. Каждое упражнение воздействует на основные мышечные группы. В комплексе включены 8-10 упражнений соответственно возрасту школьников.
Гимнастика до занятий – проводится в школе ежедневно до начала каждого урока. В комплекс входят 5-6 несложных упражнений, которое оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Особое внимание уделяется упражнениям, способствующим улучшению осанки и дыхания под музыкальное сопровождение.
Физкультминутки – проводятся в классе во время уроков по усмотрению учителя, в зависимости от степени утомления учащихся и содержания занятия.
Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз, и выполняются под руководством физорга и учителя класса. Движения обычно простые, хорошо знакомые для детей и соответствуют возрастным особенностям.
Гимнастика для глаз – для снятия напряжения зрения на уроках проводится зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1-1,5), при регулярном проведении она является эффективной процедурой профилактики утомления. зрительная гимнастика проводится в середине урока.
Час здоровья – большое оздоровительное значение в режиме учебного дня учащихся имеет «Час здоровья», проводимый после третьего урока на свежем воздухе в течении всего учебного года.
Физические упражнения, командные игры и эстафеты, подвижные и спортивные игры проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность школьников. Содержание занятий на часе здоровья может быть разнообразным. Дети играют, выполняют различные гимнастические упражнения, участвуют в аттракционах, катаются на санках и лыжах. Игры и развлечения используем несложные, заранее разученные, соответствующие возрастным особенностям и физической подготовке школьников, не утомлять их и излишне не возбуждать (фото 1).
Прогулки и игры на свежем воздухе – имеют большой оздоровительный эффект для детей, имеющих заболевания верхних дыхательных путей. Сосновый бор, воздух, насыщенный запахами хвои, в сочетании с подвижными играми и дыхательной гимнастикой, благоприятно воздействуют на организм ребенка. Ежедневно воспитанники в течение 2-ух часов совершают вместе с воспитателями оздоровительно-познавательные прогулки по специально разработанным маршрутам, что добавляет еще 12 часов - недельную двигательную активность.
Одной из форм внеклассной спортивно-массовой работы в школе-интернате являются кружки и спортивные секции.
Они созданы для детей, желающих заниматься любимым видом спорта. При создании секций и кружков прежде всего учитывали условия, позволяющие обеспечить им успешную работу. Руководит работой секций инструктор физической культуры, который привлекает учителей и общественных тренеров.
Итак, в школе работают следующие кружки и секции:
Клуб «Здоровячок» - для учащихся младших классов (3-4кл.), с охватом 35 учащихся. Ежедневно дети под руководством общественных тренеров выполняются физические упражнения, играют в подвижные игры и эстафеты.
Лечебная Физическая Культура – неотъемлемая часть лечебного процесса школы. На этих занятиях 20 детишек укрепляют сердечную мышцу, исправляют осанку и плоскостопие.
В секции баскетбола – занимаются 15 мальчиков и девочек старших классов, которые с большим удовольствием участвуют в дружественных встречах с детьми из других школ – интернатов и детских домов.
Учащиеся 5-7 классов с удовольствием занимаются в секции пионербола, стараются освоить начальные азы волейбола.
20 будущих солдат и офицеров занимаются в секции общефизической подготовки. Кроссовая подготовка, атлетическая гимнастика и силовая подготовка неотъемлемая часть занятий детей.
Кто из русских не любит промчаться с ветерком на лыжах, скатиться с гор, принять участие в лыжных занятиях. Все это познают дети в секции по лыжной подготовке.
Большое место в организации внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы занимают физкультурные праздники, спортивные соревнования и Дни здоровья. Важным условием их проведения являются массовость, стабильность, организованность, а также соблюдение норм нагрузок для учащихся соответствующих возрастов.