Проект  "ГОРОД  МАСТЕРОВ"

 

Введение

С точки зрения С.И. Ожегова народные промыслы это мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.  Выделяют:

            художественный промысел - изготовление народных  художественных изделий и  кустарный промысел – производство бытовых изделий ручным способом;

Народные ремесла и промыслы каждого народа являются национальным достоянием, а их произведения богатством,  создаваемым как  для современников, так и для будущих поколений. В народном искусстве существует непрерывная связь времен, что служит одной их самых ценных особенностей культуры общества: в нем сосредоточены и взаимосвязаны трудовые навыки и творческие принципы многих поколений.

Наш школьный музей одним из генеральных направлений своей деятельности взял изучение народных промыслов и их  пропаганду. При сборе материала обозначилась проблема. Что ни в каталоге мастеров народных промыслов. Выпушенным Чувашским книгоиздательством. Ни в городском краеведческом музее. Нив отделе культуры полной и подробной информации не было. Пришлось собирать материал по крупицам через знакомых,  знакомых знакомых, что было значительно облегчено в связи с малочисленность населения нашего города.

Таким образом, на  сегодняшний день в нашем городе нет систематизации мастеров народных промыслов, нет места, где люди могли бы соприкоснуться с этим величайшим пластом национальной культуры. Поэтому,  главной целью своей работы мы определили:

Принятие необходимых мер по сохранению, развитию и возрождению народных художественных промыслов нашего города, их поддержку и развитие;

Для реализации  данной цели  необходимо  решить ряд задач:

1.      Создать каталог мастеров народных промыслов по городу Шумерля      

2.      Разработать комплекс мер, предусматривающих открытие центра  народных промыслов в нашем городе;

3.      Пропагандировать  и развивать народные промыслы;

4.      Повышать  их значимость в культурной жизни народа;

5.      воспитывать патриотизм;

6.      развивать нравственные и эстетические чувства;

7.      вести профориентационное знакомство с географией народных промыслов;

В работе выдвигались следующие гипотезы:

1. Существует связь поколений,  способная сохранить  лучшие традиции народных промыслов.

2.Сохранение и развитие народных промыслов возможно через пропаганду и передачу  из поколения в поколение и создание определенного образовательного пространства

3. Создание определенного информационного поля способно сделать более позитивным отношение людей к народным промыслам

      Актуальность работы в том, что в последнее время эта проблема, не раз освещаемая со  страниц газет, с экранов телевидения, так и не нашла своего решения в условиях нашего маленького города. Но ведь не зря этот год был объявлен Президентом ЧР Н.В. Федоровым Годом духовного просвещения. Духовность является основой наращивания силы и мощи народа, а значит, основой его достойного будущего. Реализация наших исторических планов и проектов требует не только напряженного труда, но и очень глубоких, творческих и нетривиальных решений. Но чтобы они были поняты и приняты народом, приносили всей республике успех, нам нужна фундаментальная, крепкая основа. Такой основой являются лучшие традиции и устои народа, его внутренняя самоорганизующаяся и непобедимая нравственная и духовная сила.          Президент надеется, что та тема, которая была поднята в сознании жителей республики ещё в Год молодежи и здорового образа жизни, – тема сохранения и развития Культуры – будет еще более активно развита в целом ряде государственных, муниципальных и общественных проектов в наступающем году.

Научная новизна данного проекта заключается в том, что:

Впервые изучена география мастеров народных промыслов. Создана картотека и издан буклет о творчестве каждого мастера, определены маршруты  формирования  психологии отношения к народным промыслам и мастерам нашего города.

Сделаны выводы, предложения и рекомендации для решения данной проблемы.

           Объектом исследования явились народные промыслы  и их носители, проживающие в городе Шумерля

           Субъектом исследования  стала ситуация, разворачивающаяся в городе  за последние несколько лет.

Выполнение работы было разделено на три взаимосвязанных этапа: результаты деятельности на I этапе –  анализ  и сбор материала в  имеющейся литературе, (февраль-сентябрь 2005г.) становятся основой для реализации  II этапа – создание картотеки и оформление экспозиции школьного музея  февраль - ноябрь  2005 года. III  этап, заключительный позволил оформить  собранный материал в буклеты  «Народные умельцы г. Шумерля».

Сроки работы: работа была начата в январе 2005 года.

           Инструменты и методы исследования: исторический, аналитический, статистический, социологический, сравнительный.

Глава 1 Истоки и развитие народных промыслов 

 

Предпосылками для возникновения народных промыслов в России стали сезонность работ и невозможность, занимаясь только сельскохозяйственной деятельностью прокормить  свою семью.

Познание истоков художественных промыслов и ремесел позволяет оценить их современное состояние и решать насущные вопросы сегодняшнего дня, поскольку каждый вид народного творчества требует к себе особого индивидуального подхода.

Вместе с тем в городской жизни и в близлежащих городах развивалась иная форма специализированного труда. С 1722 г. в городах Чувашского края, как и во всей России, стали создаваться ремесленные цехи. Особым почетом среди них пользовались серебряники, оловянники,  колокольники, кузнецы. Кустарное и кустарно-ремесленное производство большое развитие получило в Ядрине, Цивильске, Алатыре.

Особенно большие перемены в развитии кустарных промыслов и ремесел происходили в 20-30 годы, что было связано с изменениями социально-экономической и политической жизни страны.  Промыслы, отнесенные новым строем к «промышленности», и в этот период были сосредоточены, главным образом. в сельской местности .

            Если в XVIII- начале XX в. художественные промыслы были заняты в основном изготовлением гнутой мебели, плетеных изделий, гончарным, иконописным и некоторыми другими производствами, то в 20 годы появляются новые формы творческого труда, что привело с одной стороны, к зарождению специализированных артелей  с художниками, конструкторами, рабочими мастерами, с другой – к расширению круга создаваемых произведений.

 В октябре 1920 года в Чувашии было образовано областное управление по делам кустарной и мелкой промышленности и промысловой кооперации, в задачу которой входило, прежде всего объединение кустарной промышленности и введение ее в общегосударственный план.

II(VII)съезд Советов Чувашской Республики в 1927 году подчеркнул, что кустарная промышленность  - один их основных  источников дохода населения Чувашии и ее развитию следует уделять больше внимания.

В годы ВОВ и в послевоенный период промыслы Чувашии, как и во всей стране, оказались в труднейших условиях, и большинство перестали существовать.

 Сохранившиеся промыслы в 1960 гг. подверглись реорганизации. Однако теперь уже видно, что промышленная форма, не соответствует структуре и творческим принципам промыслов, затрудняет и даже сковывает их художественное развитие.  

            В годы перестройки и реформ большинство центров художественных промыслов прекратили свое существование, закрылись предприятия, заводы и фабрики прекратили выпускать изделия декоративно-прикладного искусства. В связи с эти теряются традиции и уникальные технологии таких производств, беднеет ассортимент, сокращается число мастеров.

Сложившиеся обстоятельства привели к сложнейшим проблемам развития национальных художественных промыслов и ремесел.

Республика обладает достаточными ресурсами и возможностями по восстановлению и развитию лозоплетения и изготовления гнутой мебели.

Организация выставок, конкурсов, разработка практических и научных вопросов должны помочь подняться еще на одну ступеньку к возрождению народного искусства, художественных промыслов и ремесел.

Реализация программы сохранения, развития и возрождения художественных промыслов и ремесел позволит обеспечить преемственность искусств, обогатить социально-экономическую и культурную жизнь народа. В этом отношении в Республике делается немало. Особенно большую работу ведут Департамент развития предпринимательской деятельности и торговли Министерства экономического развития и торговли  Чувашской Республики, Ассоциация народных художественных промыслов и ремесел и Гильдия ремесленников Чувашской Республики. Весной 2004 года Департамент и Торгово-промышленная палата провели II  Республиканский конкурс мастеров народных художественных промыслов «Мастер – наследие народного искусства», где участвовало 198 мастеров почти их всех районов и городов республики. Принятие «Республиканской программы сохранения, развития и возрождения народных промыслов и ремесел в Чувашской Республике» на 2003-2005 годы» и ее реализация связаны, прежде всего, с заботой и государственной политикой Правительства Чувашской Республики  сохранить и развить  их на территории нашей республике. В своей основе она полностью опирается на глубокие художественные корни и традиции, связи поколений мастеров и времен.

Глава 2. Описание видов народных промыслов,

послуживших основой для творчества наших мастеров

 

1.      Дымковская игрушка

Родина дымковской игрушки – село Дымково, что на реке Вятке (приток Камы).

В XIX в. в Дымково жил ремесленный люд – рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечницы, авторы небольших ярко раскрашенных игрушек. Делали их в основном зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к большой весенней ярмарке. Это традиционная ярмарка приходила ежегодно в мае в Кирове (раньше этот город назывался Вяткой). Отличительной чертой этого праздника был свист, отчего и сама ярмарка получила название «Свистопляска».

Все посетители ярмарки посчитали своим долгом посвистеть в свистульки.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и барашки, и всадники на конях, уточки, лошадки, расписные птицы и многое другое.

Стихотворение:

Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна рядком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары – баловни –

Кавалеры наши.

Мы игрушки знатные,

Складные да разные.

Мы повсюду ставимся,

Мы и вам понравимся.

Честь и хвала дымковским мастерицам!

2. Хохломская роспись

Хохломская роспись – древнее и искусство. «Золотая хохлома» - вид расписной деревянной посуды и мебели. Это золотой фон или золотой орнамент на красном, черном или зеленом фоне. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже красивейших предметов из дерева, дало название промыслу, широко известному в нашей стране и за рубежом.

Мастера хохломы – жители села Семенова.

3. Лаковая живопись

Лаковая живопись – развивается в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе. Палешане расписывают преимущественно шкатулки, коробки, портсигары, броши, используя фольклорные, историко-литературные, героические и бытовые сюжеты. Росписи выполнены звучными, яркими красками по черному фону, рисунок плавен и точен. Произведения художников из древнего русского села принесли Палеху широкую известность и славу.

4. Кружевоплетение

Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII в. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева. Основными центрами русского кружевоплетения является Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, районы в Кировской и Рязанской областях.

5. Вышивка

Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнамент народной  вышивки уходят своими корнями в глубокую древность. Вышивка развивается в русских и национальных регионах России (Нижегородской, Рязанской, Новгородской областях, р-нах Поволжья и Сибири, Сев. Кавказа).

6. Резьба по дереву

В быту крестьянской семьи повседневной посудой служили деревянные блюда, чаши, миски. Солонки, ковши. Чувашские мастера славились изготовлением телег, саней, были хорошими бондарями.

7. Лозоплетение  считается самым древним из ремесел, которые мы сейчас знаем. Разнообразие плетеных изделий было удивительно: от колыбели до колясок, от шляп до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели. Чувашские мастера плели своеобразной формы корзины, короба, сосуды для хранения соли, лапти, мебель, женские сумки и многое другое.

 

Глава 3. Народные мастера г. Шумерля

 «Я не хочу,  чтобы мой дом окружала

высокая стена, и окна его были заколочены.

Я хочу, чтобы культуры всех народов свободно

продували его, но я не хочу, чтобы хоть

одна их культур сбила меня с ног».

(Махатма Ганди).

Познание истоков художественных промыслов и ремесел позволяет оценить их современное состояние и решать насущные вопросы сегодняшнего дня, поскольку каждый вид народного творчества требует к себе особого индивидуального подхода. Наш город, возникший при строительстве железной дороги,  стал местом, куда съезжались представители различных этносов, носители различных культур. Это были  в основном молодые люди, многие из которых не могли в силу различных причин быть носителями народных промыслов.  Поэтому по сравнению с более старшими по возрасту населенными пунктами Чувашии в городе малое количество людей занимается традиционными ремеслами, поэтому очень важно обобщить информацию об этих людях с целью ее дальнейшей трансляции на все слои городского населения.

Народные мастера и умельцы  города  демонстрируют чудо рукотворного искусства. В городе по данным отдела культуры насчитывается   всего восемь, это:

 - Жданович Н.Н  - керамика,

 - Аношин А.П. – роспись по дереву,

  - Разгудаев С.Г. – резьба по дереву (шкатулки),

  - Гаврилин С.П. – резьба по дереву ( картины),

 -  ООО «Элита»  Мельников В.Е. – сувенирная продукция, резьба по дереву,

 - Доронин А.Н. – лозоплетение,

 - Солдатов О.И. – резьба по дереву,

 - Щербакова Е.А. – резьба по дереву (член Союза мастеров народных художественных промыслов и ремесел г. Москва.)

Дерево всегда почиталось на Руси, от него шло тепло. А  в сочетании с теплом душевным, идущим от художника все изделия из дерева приобретают особый смысл, становятся более теплыми, близкими, живыми, дорогими.    Не случайно,  в нашем лесном краю многие мастера  отправной точкой своей профессиональной карьеры взяли в качестве материала дерево

Екатерина Щербакова,  выпускница школы №2 1963 года на многие годы оказалась вдали от родных  пенатов. По окончании факультета иностранных языков Чувашского педагогического института она жила на Дальнем Востоке, В Москве, в Грузии. По специальности работала недолго. Благодаря многогранному таланту ей пришлось испытать себя в разных сферах профессиональной деятельности. Успех ждал ее везде: ее французско0русские переводы были всегда востребованы издателями, а число обучиться искусству моделирования одежды год от года не уменьшалось. Но судьба-злодейка, словно компенсируя профессиональный триумф. Наносила женщине удар. За ударом. И когда оказывалось нестерпимо больно, Екатерина Алимзяновна находила успокоение в стихотворных строках, которые рождались в голове и как бальзам заживляли душевные раны, помогали ей продолжать любить жизнь, потому, как она пишет,

Все в жизни есть, но жизнь одна.

Прижить ее лишь сможет тот сполна,

Кто, ратуя и другу, и врагу

Солгать не сможет сердцу своему.

А еще она брала в руки деревянные заготовки, резцы и приступала к работе…

И тогда новый сюжет – плод ее фантазии - находил воплощение на деревянной «болванке», которая на глазах превращалась в книгу сказок, «где чудеса. Где леший бродит, русалка на ветвях сидит…»

Удивительно. .. женщина и резьба по дереву… Это казалось несовместимым.

Но  Екатерина Алимзяновна считает, что дерево любит женские руки. У мужчин порой не хватает женской усидчивости и терпения.

Многие ее работы пополнили коллекции истинных ценителей резьбы по дереву в России и за рубежом.

Пять альбомов с фотографиями уникальных в своем роде шкатулок и панно, выполненных в технике горельеф и барельеф. – летопись жизни Е Щербаковой, больше известной в творческих кругах под псевдонимом Е. Рубейкина.

Особое внимание в ее «творческой семье» отводится шкатулке «Котик». И совсем не случайно. Свой первый диплом Е. Рубейкина Получила именно за эту работу, будучи участницей Всероссийского конкурса Народного и декоративно-прикладного искусства  «Русь мастеровая» в номинации «За сохранение национальных традиций в художественном творчестве и оригинальность в создании произведений декоративно-прикладного искусства».

В настоящее время ее талант по достоинству оценен дипломом  Правительства г. Москвы, серебряными и золотыми медалями международных салонов,  как в России, так и за рубежом. Е. Щербакова – член палаты ремесел г. Москвы, международного салона промышленных собственников «Архимед». После участия в Международной выставке «Золотые руки мастеров» ей присвоено звание «Мастера -ремесленника»

 Разгудаев Сергей Геннадьевич учился в нашей школе  - школе №3. Его любимым учителем был учитель рисования, технического труда и черчения, замечательный человек, художник -  Шкунов Вячеслав Александрович. Сергей Геннадьевич говорит, что уже с пятого класса знал, кем он будет, чем будет заниматься в своей жизни. Этим он обязан Шкунову В. А., человеку широкой души, редких человеческих качеств, отдающему тепло своим ученикам.  Он благотворно повлиял и на судьбу Сергея.  Учился в художественной школе в нашем городе, в классе художников Сапожникова Владимира Николаевича и Будникова Александра Михайловича  и окончил ее в 1985 году, имея хорошие и отличные отметки. Решив окончательно связать свою жизнь с искусством, он поступает в Павловское художественное училище и заканчивает его с отличием по профессии «Изготовитель художественных изделий из металла».

 Его дипломная работа -  боевой топор, одно время экспонировался в  Чувашском Национальном музее.

Творческая траектория вывела Сергея Геннадьевича на работу с деревом и мягкими металлами. На нашей выставке вы можете увидеть его работы, которые пользуются большой популярностью не только  у жителей нашего города.

После окончания училища он работал в ООО «Элита», а потом создал свою мастерскую.

Направление его деятельности:

Резьба по дереву, роспись, инкрустация, маркетри. Основные произведения: шкатулки, барометры, эксклюзивная мебель.

         С 2003 года он является членом Гильдии ремесленников Чувашии.

Участие в выставках:

1992 год - г. Нижний Новгород

2001год  -  г. Москва

с 2002 года - в г. Чебоксары

2003 год - участник конкурса «Мастер-наследие прошлого»

Его произведения хранятся в музеях г. Павлово Нижегородской области, В Нижнем Новгороде, в частных коллекциях.

          Сергей Геннадьевич художник щедрой души, великолепный мастер, умеющий в каждую  вещь, вдохнуть вторую жизнь, сделать ее особенной,  не похожей на другую, чтобы она прожила свою судьбу и имела свою индивидуальность.

Маркетри – это  вид декоративно-прикладного искусства: мозаичное изображение или орнаментальная композиция, выполненные набором наклеиваемых  на основу тонких фигурных пластинок фанеры из различных по цвету и структуре пород дерева. Иногда добавляются пластинки слоновой кости, перламутра, металла. Эта техника получила широкое распространение еще в XVII- XVIII веках. Наиболее известными мастерами были французские и немецкие,  например,  Буль, Рентген. Такой техникой занимались издавна и русские мастера.

На  одной  из картин, выполненной в технике маркетри,  Сергей Геннадьевич изобразил Кремль, Красную площадь, Собор Василия Блаженного (Покровский собор). От нее веет стариной. Москва столица Российской Федерации, Красная Площадь – центр Москвы в прямом и переносном смысле: к ней испокон веков прикованы взоры, здесь в Кремле вершатся судьбы российского народа. Возле Собора Василия Блаженного сооружен  памятник Минину и Пожарскому – защитникам Руси в войне 1612 года.

 С прошлого года это событие стало Красной датой 4 ноября.

Президент ЧР Н.В. Федоров 2006 год провозгласил Годом Духовного просвещения. Собор Василия Блаженного - символ России, это дорога к духовности нации. Ритм картины, ее композиционное решение имеют большой нравственный,  патриотический смысл.

В дни празднования  Дня города, Дня Республики ежегодно в городе Шумерля проходит выставка изделий мастеров народных художественных промыслов.

Народные мастера принимают активное участие в республиканских выставках народных художественных промыслов  «Регионы – сотрудничество без границ», «Русь мастеровая», «Мастер – наследие прошлого». Результатом нашей поисковой работы стало выявление умельцев,   которые также способны демонстрировать  свое мастерство жителям нашего города,  поэтому мы предлагаем расширить список этих умельцев и внести в  него целый ряд народных умельцев.

Глава 4.  Народные умельцы г. Шумерля

 

Шишкина Надежда Ивановна

Адрес:  ул. Интернациональная,33-61

Телефон: 5-95-34

Дата рождения  и место:

27 января 1924 года Порецкий район с. Семеновское

Образование: Канашский учительский институт, Горьковская зубоврачебная школа, курсы прикладного искусства при доме народного творчества г. Харьков

Где начинала учиться творчеству, рукоделию училась у тетушки, в девичьих хороводах,  зимой у других девушек, у дочки тетушки, в Шумерле через два дома жила портниха

Основные произведения: подушки-думки, салфетки, выбитые скатерти

Материал: ткани, пряжа, нитки

Техника: вязание,  лоскутная техника,выбивка

Участие в выставках: на Украине, в г. Чебоксары,  в Москве, в Шумерле на День Города. День Республики

Где хранятся произведения:   в музеях и частных коллекциях

Звание:-------

Сидякина Надежда Михайловна

Адрес: К. Маркса,15-49,

Телефон: 5-27-70

Дата рождения  и место: г. Шумерля 14 июня 1939 года

Образование: техникум Связи

Где начинала учиться творчеству: учиться ходила в клуб «Октябрь» на курсах кройки и шитья и в 35 пошла на курсы вязания спицами в клуб мебельного комбината(сейчас «Восход»), в 40 лет научилась вязать крючком, ва 50 лет курс художественной вышивки(«выбивки»)

Основные произведения: скатерти, шали, вышитые панно и картины

Материал: нитки, пряжа. Ткани

Техника: вышивка, художественная вышивка на машине, вязание крючком, вязание спицами

Участие в выставках: г. Чебоксары в Республиканском доме народного творчества (10-летний юбилей) в г. Шумерля

Где хранятся произведения: дома, в городском музее, в частных коллекциях

Звание ---

Заключение

 

Связь времен неразрывна. Сегодняшний день, как бы он не отличался от дня вчерашнего, корнями уходит в прошлое. Завтрашний день рождается сегодня, зависит ото того, что мы сейчас делаем. Эту данность важно помнить всегда, ибо все национально окрашенное укоренено в истории – истории нации, в истории территории, как и в собственной, личной истории каждого человека.

 Республика обладает достаточными ресурсами и возможностями по восстановлению и развитию народных промыслов

        Но  «даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит, более того - приводит и отдельного человека, и цивилизации на край гибели. Тот же Запад демонстрирует нам, что там, где в погоне за меркантильно-материальным забыли о Душе, о Морали, там приходит конец и стабильности, и материальному благополучию.

Чувашия - и исторически, и географически, и этнически - находится на стыке цивилизаций. Повышая уровень материальной жизни наших граждан, мы должны осознавать, что всё-таки и главное, и основа для счастья и гармонии – это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, защитит его природную колыбель, обеспечит здоровое потомство для будущего» (3)

Организация выставок, конкурсов, разработка практических и научных вопросов должны помочь подняться еще на одну ступеньку к возрождению народного искусства, художественных промыслов и ремесел.

Реализация  Республиканской программы сохранения, развития и возрождения художественных промыслов и ремесел позволит обеспечить преемственность искусств, обогатить социально-экономическую и культурную жизнь народа.

Наш небольшой городок, имеющий небольшую историю в преддверии своего девяностолетия смог аккумулировать значительный творческий потенциал народных умельцев,  которые привнесли в культурную историю нашего города лучшие традиции российских народных промыслов. Для того  чтобы сохранить этот многовековой пласт народной культуры необходимо:

·        шире пропагандировать мастерство народных умельцев через местную прессу, радио и телевидение

·        осуществлять преемственность поколений  через приобщение к народному творчеству младшее поколение нашего города;

·        возродить исторический опыт города,  когда в клубах и школах работали кружки вязания,  вышивания;

·        привлекать  к ведению  таких кружков  или для проведения мастер-классов народных мастеров;

·        организовать в городском музее стационарную экспозицию «Народные промыслы города Шумерля»;

·        сделать доступным для всех пользователей созданный нами каталог и буклет о мастерах народных промыслах  г. Шумерля

·        учредить звание «Мастер земли шумерлинской»;

 

  Библиографический список

  1. Алексеев А.Н., Николина В.В. География: население и хозяйство России, Учебник для 9 класса, «Просвещение», 1999 г. ,319 с.

  2. «Вперед», №11, 2006 г . – Шумерлинская общественно-политическая газета

  3. Иванов В.П. Этническая карта Чувашии,-  Чебоксары,1997год,176с.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под редакцией Н.Ю Шведовой, М.: Рус. Яз.; 1990.-917с.

  5. Федоров Н.В. «Думать  по-новому, работать творчески», Послание Президента, Чебоксары, 2006 год