обратно

Как воспитать толерантное сознание

 

     В современном  мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношениям к мнениям, отличающимся от своего.

     В «Программе формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» выделен ряд условий противостояния интолерантности.  Это наличие законодательной базы, повышение образовательного уровня, доступ к информации, осознание проблемы на личном уровне и др. Отметим, что, безусловно, правительство каждой страны несет ответственность за применение законодательной базы в целях защиты прав человека, что государство должно обеспечить одинаковую для всех возможность отстаивать свои права. Однако мы считаем, что именно образование играет ведущую роль в противодействии нетерпимости  на уровне индивидуального сознания. Корни нетерпимости уходят в невежество и страх перед неизвестным -- культурами, нациями, религиями представление о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме. Следовательно , среди названных условий акцент должен быть сделан на образовании, основном на принципах толерантности.

     С каждым годом  в школу приходит все большее количество детей резных национальностей. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

     В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить красивые слова, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

     Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих на территории со смешанным составом жителей, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

     В процессе обучения происходит активное общение детей. С первого дня обучения в школе они сообща выполняют разные виды деятельности, а в процессе выполнения совместной творческой деятельности возникают общие интересы, склонности, потребности, адекватное отношение к тем или иным явлениям, фактам, процессам, событиям. Очень важно отметить, что все это развивает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручку. Систематическое общение в разных сферах жизни и деятельности детей и подростков разнообразных национальностей, совместно обучающихся в одном классе, часто формирует  и развивает общие и близкие интересы, потребности и идеалы. Их сближает адекватное восприятие сказочных и художественных героев, имеющих похожую судьбу, отраженную в разных этнических культурах и изображенную  в произведениях  художественной культуры данного региона.

Дружеские и товарищеские отношения детей разных национальностей  в процессе современного обучения в одном и том же классе или в одной и той же школе оказывают благотворное влияние на процесс формирование их личности. Довольно часто можно встретиться с фактом, когда на основе дружбы, возникшей между детьми, развиваются добрые отношения между их родителями, а затем между семьями. А такие отношения часто способствуют тому, что друзья перенимают друг у друга вкусы, интересы, увлечения. Стало быть, такая дружба имеет благотворные социальные последствия, она способствует развитию толерантных отношений между народами, проживающими на данной территории.

      Работу по формированию толерантного сознания, выработке умений и навыков доброжелательного поведения в школах со смешанным национальным составом учащихся целесообразно начинать с первых дней поступления детей в школу. Она должна  проводиться с учетом национального состава учащихся и места расположения школы.

      Большое  значение   в решении  этих  задач  имеют  начальные  классы,  где должно происходить  начальное становление личности ребенка, развитие его интеллектуальных и художественных способностей, опыта общения и сотрудничества, овладение культурой своего и других, рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности. При целенаправленных усилиях школы здесь наряду с другими могут быть успешно решены задачи по формированию основ толерантного сознания и соответствующего ему поведения, закладываются основы умений, навыков и привычек определять свое отношение к окружающим людям не по их национальным принадлежностям, а по их исконно культурным качествам и социальной ценности.

      В обычных условиях, когда дети растут и развиваются в однородной этической среде, на их эстетическое развитие огромное влияние оказывают различные формы их национальной культуры. Определенную роль играет бытовая культура, сказки данного народа, его песни и сказания, национальная музыка и танцы, различные виды декоративно-прикладного искусства. Национальный колорит сохраняется и в организации художественной самодеятельности, различных кружков и т. д. однако определенная часть детей, проживающих в районах со смешанным национальным составом жителей, подвергается систематическому воздействию своей национальной художественной культуры, получая первоначальные сведения о ней в семье. Особенно сложным в этом отношении является положение детей тех культур, которые в данной школе и в данном классе представлены единицами. Так как они лишены возможности приобщаться к национальной культуре народа,  к которому принадлежат, то происходит процесс обогащения сведениями из культуры других народов, что в определенной степени компенсирует культурный дефицит, однако происходит ассимиляция культур. Культурное развитие некоторых учащихся ущемляется  еще из-за слабого владения русским языком. Многие учащиеся не воспринимают в полном объеме красоту и язык читаемых и разбираемых  в классе литературных произведений: им недоступны сравнения, эпитеты и другие способы языкового выражения чувств

     Таким образом, в условиях, когда в школе совместно обучаются представители разных этических, расовых и религиозных групп, образование должно быть построено с учетом этнического состава учащихся.  Этническое содержание необходимо интегрировать во все преподаваемые в школах предметы на протяжении всех лет обучения.

      Определенная роль в системе формирования толерантного сознания школьников принадлежит внеклассной и внешкольной работе. Она позволяет связать гражданское просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Классные часы и  коллективно – творческие дела направленные на воспитание терпимости по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только в жизни, но и за её  пределами.

       Обучение толерантности  может быть предусмотрено по следующим направлениям:

  1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
  2. Понимание того, что требуется уважать различия между людьми.
  3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что различия выступают как дополняющие друг друга элементы.
  4. Понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий. Учащихся следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий – это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
  5. И как результат – приобщение к культуре мира. Школьники на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для создания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляет их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

     

      Учитывая  возрастные особенности первоклассников, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные мероприятия, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих  интересах и увлечениях, узнать что-то новое о ребятах, знакомых уже не первый год, может быть, найти новых друзей. Поскольку для них  очень важно признание и одобрение взрослых людей, необходимо опираться на доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать  родителей к делам класса.

       Для  психологического комфорта ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушать ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом. Также важно для ученика, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание  получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.  Поэтому целью воспитательного процесса   становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

       Наряду с этическими беседами, праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса  более дружным, необходимо приводить психологические тренинги, которые показывают учащимся реальные выходы из конфликта. Психологические знания, полученные на занятиях, помогут им и во взрослой жизни решать конфликты без насилия.

обратно