Как воспитать толерантное сознание
В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношениям к мнениям, отличающимся от своего.
В «Программе формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» выделен ряд условий противостояния интолерантности. Это наличие законодательной базы, повышение образовательного уровня, доступ к информации, осознание проблемы на личном уровне и др. Отметим, что, безусловно, правительство каждой страны несет ответственность за применение законодательной базы в целях защиты прав человека, что государство должно обеспечить одинаковую для всех возможность отстаивать свои права. Однако мы считаем, что именно образование играет ведущую роль в противодействии нетерпимости на уровне индивидуального сознания. Корни нетерпимости уходят в невежество и страх перед неизвестным -- культурами, нациями, религиями представление о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме. Следовательно , среди названных условий акцент должен быть сделан на образовании, основном на принципах толерантности.
С каждым годом в школу приходит все большее количество детей резных национальностей. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить красивые слова, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.
Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих на территории со смешанным составом жителей, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.
В процессе обучения происходит активное общение детей. С первого дня обучения в школе они сообща выполняют разные виды деятельности, а в процессе выполнения совместной творческой деятельности возникают общие интересы, склонности, потребности, адекватное отношение к тем или иным явлениям, фактам, процессам, событиям. Очень важно отметить, что все это развивает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручку. Систематическое общение в разных сферах жизни и деятельности детей и подростков разнообразных национальностей, совместно обучающихся в одном классе, часто формирует и развивает общие и близкие интересы, потребности и идеалы. Их сближает адекватное восприятие сказочных и художественных героев, имеющих похожую судьбу, отраженную в разных этнических культурах и изображенную в произведениях художественной культуры данного региона.
Дружеские и товарищеские отношения детей разных национальностей в процессе современного обучения в одном и том же классе или в одной и той же школе оказывают благотворное влияние на процесс формирование их личности. Довольно часто можно встретиться с фактом, когда на основе дружбы, возникшей между детьми, развиваются добрые отношения между их родителями, а затем между семьями. А такие отношения часто способствуют тому, что друзья перенимают друг у друга вкусы, интересы, увлечения. Стало быть, такая дружба имеет благотворные социальные последствия, она способствует развитию толерантных отношений между народами, проживающими на данной территории.
Работу по формированию толерантного сознания, выработке умений и навыков доброжелательного поведения в школах со смешанным национальным составом учащихся целесообразно начинать с первых дней поступления детей в школу. Она должна проводиться с учетом национального состава учащихся и места расположения школы.
Большое значение в решении этих задач имеют начальные классы, где должно происходить начальное становление личности ребенка, развитие его интеллектуальных и художественных способностей, опыта общения и сотрудничества, овладение культурой своего и других, рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности. При целенаправленных усилиях школы здесь наряду с другими могут быть успешно решены задачи по формированию основ толерантного сознания и соответствующего ему поведения, закладываются основы умений, навыков и привычек определять свое отношение к окружающим людям не по их национальным принадлежностям, а по их исконно культурным качествам и социальной ценности.
В обычных условиях, когда дети растут и развиваются в однородной этической среде, на их эстетическое развитие огромное влияние оказывают различные формы их национальной культуры. Определенную роль играет бытовая культура, сказки данного народа, его песни и сказания, национальная музыка и танцы, различные виды декоративно-прикладного искусства. Национальный колорит сохраняется и в организации художественной самодеятельности, различных кружков и т. д. однако определенная часть детей, проживающих в районах со смешанным национальным составом жителей, подвергается систематическому воздействию своей национальной художественной культуры, получая первоначальные сведения о ней в семье. Особенно сложным в этом отношении является положение детей тех культур, которые в данной школе и в данном классе представлены единицами. Так как они лишены возможности приобщаться к национальной культуре народа, к которому принадлежат, то происходит процесс обогащения сведениями из культуры других народов, что в определенной степени компенсирует культурный дефицит, однако происходит ассимиляция культур. Культурное развитие некоторых учащихся ущемляется еще из-за слабого владения русским языком. Многие учащиеся не воспринимают в полном объеме красоту и язык читаемых и разбираемых в классе литературных произведений: им недоступны сравнения, эпитеты и другие способы языкового выражения чувств
Таким образом, в условиях, когда в школе совместно обучаются представители разных этических, расовых и религиозных групп, образование должно быть построено с учетом этнического состава учащихся. Этническое содержание необходимо интегрировать во все преподаваемые в школах предметы на протяжении всех лет обучения.
Определенная роль в системе формирования толерантного сознания школьников принадлежит внеклассной и внешкольной работе. Она позволяет связать гражданское просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Классные часы и коллективно – творческие дела направленные на воспитание терпимости по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только в жизни, но и за её пределами.
Обучение толерантности может быть предусмотрено по следующим направлениям:
Учитывая возрастные особенности первоклассников, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные мероприятия, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, узнать что-то новое о ребятах, знакомых уже не первый год, может быть, найти новых друзей. Поскольку для них очень важно признание и одобрение взрослых людей, необходимо опираться на доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса.
Для психологического комфорта ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушать ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом. Также важно для ученика, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе. Поэтому целью воспитательного процесса становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Наряду с этическими беседами, праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо приводить психологические тренинги, которые показывают учащимся реальные выходы из конфликта. Психологические знания, полученные на занятиях, помогут им и во взрослой жизни решать конфликты без насилия.