Тема урока: Способы словообразования.
Цель урока:
1. выработать исследовательские навыки над словом;
2. научить понять, какими способами образуются слова в языке;
3. научить и тренировать учащихся образовать новые слова, используя разные способы словообразования;
4. повышать орфографическую грамотность учащихся;
5. обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока.
Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:
Подготовительный – стадия вызова;
Собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
Присвоение информации – стадия рефлексии.
Составим технологическую карту урока.
Этап |
Содержание |
Разминка |
Формирование групп с использованием лингвистического материала |
Стадия вызова |
Индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно конкретной темы |
Смысловая стадия |
Знакомство с новой информацией «Присвоение» полученной информации. Индивидуальное определение степени достижения целей, постановка дальнейших целей |
I. Стадия вызова
Ученик сам определяет знания и незнания. Какие цели преследует учитель на каждой стадии?
На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Стадия вызова – это целеполагание. Ученик определяет свои знания и «незнания».
Итак, тема урока «Способы словообразования». Какой может быть стадия вызова? Тема «Способы словообразования» идет после темы «Состав слова» Школьники уже научились выделять в слове морфемы. Однако часто ребята забывают какую-то информацию. Задача педагога – организовать первый этап урока таким образом, чтобы каждому стало понятно, что он конкретно не помнит и в чем сомневается. Задаем вопросы и задания: « 1. Закончить и записать предложение: Значимые части слова – это…, …, … и …. 2. Какая значимая часть является главной? Почему? Вспомните, что вы знаете о значимых частях слова».
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Результат |
Вспомните все, что вы знаете о значимых частях слова. Индивидуально запишите всю информацию в тетрадь. Вы можете дописывать не только то, что вы знаете, но и то, что не знаете точно. (Учитель формулирует задание, не участвуя в самом процессе припоминания информации.) |
Работают индивидуально. |
У каждого в тетради появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Данный этап – самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. |
Объединитесь в пары и обсудите. Информацию, с которой согласны оба, оставляйте, информацию, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?» Предполагаю, что в ходе обсуждения вы могли бы затрагивать следующие вопросы: 1) Что такое…? 2) Для чего служит в языке? 3) Где обычно стоит в слове? (Учитель участвует в обсуждении в парах как слушатель) |
Работают в парах, обсуждают моменты, которые вызвали затруднения, сразу маркируют опорную информацию. |
1. Во время парной работы достигается двойной эффект, а именно: - происходит приращение знаний за счет припоминания того материала, который ребенок не вспомнил, работая индивидуально; - происходит «сортировка» первичных представлений, начальная проверка их на подлинность. 2. Ученики первично структурируют материал, используя те аспекты, которые предложил учитель знающий структуру текста и , таким образом, направляющий поток информации. 3. Парная работа способствует развитию толерантности, умения прислушиваться к мнению партнера. Ребята общаются на языке предмета.
|
Давайте составим на доске список знаний и предположений. Если кто-то из вас имеет возражение, против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Учитель записывает на доске всю информацию, которая звучит от детей даже ошибочную, на его взгляд. При этом важно, чтобы учитель поощрял не правильные ответы, а активную работу учеников. Желательно, чтобы запись была минимально структурирована (под предложенными на втором этапе вопросам записываются ответы из списков учеников). Важно также, чтобы учитель как можно чаще обращался с вопросом к ученикам: «Все ли согласны с этой информацией?» В случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное, ставится «?») |
Несколько пар зачитывают свой ответ, остальные дополняют его. При возникновении несогласия участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее. Если нет информации в тетради, то список может быть пополнен. Ученики заполняют «Лист целеполагания» |
1. На доске появляются слова, ключевые понятия: морфема корень приставка (префикс) суффикс окончание основа слова формы слова морфемный разбор слова (разбор слова по составу) 2. Огромное значение имеют поставленные в ходе обсуждения знаки «?», так как именно они выделяют для восприятия спорную информацию – следовательно, большее внимание ребята обратят на эти ответы. |
II. Смысловая стадия
Вторая стадия – непосредственное восприятие новой информации. Как направить восприятие информации? Сделать степень ее усвоения выше? Ответ прост: эффективно провести стадию вызова. Задача учителя – организовать процесс. Логическим завершением работы с информацией будет скорее всего дискуссия.
Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Способы словообразования». Лучше, если ставит вопросы ученик. Задача учителя – стимулировать учащихся, чтобы они поставили вопросы к этой теме, чтобы решить противоречие |
Дети задают проблемные вопросы: «Для чего нужно словообразование?» Какая она наука? Какие навыки, умения нужны нам, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать. Рисуют на доске и в тетрадях условные обозначения частей слова |
У учащихся появляется противоречие между знанием и «незнанием», то есть, потребность в познавательной деятельности |
На доске и в тетрадях записывается связный текст |
Дети пишут связный текст |
|
Осины. Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий безветренный летний день листья осины дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой. Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под ними видны красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков.
|
||
Повторите орфограммы и пунктуационные правила. От чего и с помощью чего образованы однокоренные слова? Учитель подводит к способам словообразования. |
Дети находят однокоренные слова, формы слова. Отвечают на вопросы |
В результате этой работы дети хорошо понимают, как образуется форма слова и как образуется новое слово с новым лексическим значением. |
На доске показ образования слов от основы осин(а) (Дети используют словообразовательный словарь) Появляется запись осин-к-а осин-ник – осиннич ек к//ч осин-овик Осин(а) осин-ов-ый под-осин-овик под-осин-ник |
||
Что же меняется и что остается одним и тем же у однокоренных слов и форм слова? |
Ответ учащихся (У однокоренных слов меняется лексическое значение, а форм только грамматическое значение) |
Эта работа оправдана и подчеркивает учащимся, что окончание участвует в образовании слова |
Что же участвует одновременно в образовании нового слова? |
(Приставка и суффикс присоединяются одновременно) |
Вводится понятие приставочно-суффиксальный способ. Дети «присваивают» новое и записывают в тетради примеры. |
Работа с текстом учебника. От педагога требуется, чтобы дети сами поставили к упражнениям вопросы и ответили к упражнениям вопросы и ответили на них. Дети пошагово постигают все способы словообразования и письменно оформляют.
Работа со словом лес
лесной лесник
лесок лесочек
лес
облесить
лесхоз
лесовоз
Вводится понятие сложение
Творческое упражнение
Вот мы сейчас узнали о способах словообразования. Я попрошу вас посмотреть в окно. За окном зима. В саду лежит белый пушистый снег. Запишите снежные слова. а)прочитайте слова; б)найдите друг у друга однокоренные слова; в)определите самое неожиданное слово. г)каким способом они образованы? д)составьте по одному простому предложению со своим словом. |
Дети пишут слова. Затем работают в парах и индивидуально |
Показ стилистической роли новых слов в тексте |
III. Стадия рефлексии
Это логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового. Важно, чтобы каждый запомнил ту информацию, которая для него оказалась актуальной, которая пригодится ему в дальнейшем. Ненужная информация забывается, тогда как остаются знания по тем вопросам, которые нас волнуют. Стадия рефлексии выглядит так.
Просмотрите свой текст, индивидуально заполняйте таблицу. Особое внимание обращайте на информацию, помеченную знаками «-», «+», «?». Можете составить графическую схему |
Ребята заполняют таблицу, для чего им необходимо еще раз обратиться к тексту, еще раз осмыслить информацию, которая возникла на стадии вызова, и оценить ее качество (новая, знакомая и т.д.) |
Графическое оформление вообще очень важно для того, чтобы информация «отложилась» в памяти. Заполняя таблицу, схему, ребенок, помимо мысленного, создает графический образ текста, в котором информация маркирована не по степени важности, а по ее отражению в голове. |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
результат |
Поделитесь своими записями, которыми вы сделали в таблицу. Начнем с новой информации. Какие ваши предположения оказались неверными? |
Ученики (по желанию) рассказывают о том, что они узнали. Ученики рассказывают о том, что они пометили знаком «-», объясняя, почему информация является неверной |
Озвучивается новая и неправильная информация. Поскольку дети переформулируют то, что написано в тексте, они первично «присваивают» новое и отказываются от неверного |
Давайте проверим ту информацию, которая была написана нами на доске на стадии вызова |
Ученики проверяют, доказывая правильность своих утверждений |
На доске только правильная информация |
Объединитесь в группы и составьте кластер. Напомню, что в центре страницы вы записываете тему, а вокруг располагаете информацию, которую почерпнули на уроке |
Ребята обсуждают в группах кластеры, составляют их и вывешивают на доску. Один человек от группы при необходимости и наличии времени озвучивает свою схему |
В результате работы у ученика имеется схема, в которой отражена и обобщена вся истинная информация
|
Кластер – один из способов графической организации труда.