Министерство образования ЧР
Добро пожаловать на сайт отдела образования, молодежной политики и культуры  Шемуршинского района

Портал органов власти

Информация

о ходе реализации районной целевой программы развития образования

в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы на 31.12.2009г.

   В Шемуршинском районе с 2006 года реализуется муниципальная целевая программа развития образования (решение Шемуршинского районного Собрания депутатов от 18 ноября  2005г. №8). Разработчик программы – отдел образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района. Цель программы – обеспечение современного качества образования в районе. Сроки реализации – 2006 -  2010 г.

Исполнители программы: отдел образования, молодежной политики и культуры, образовательные учреждения района.

Объемы и источники финансирования: общая сумма финансирования – 210000 тыс. рублей, в том числе внебюджетные источники – 3500 тыс. рублей.

Все программные мероприятия в соответствии с задачами программы разбиты на 4 кластера:

·         Разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей

·         Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования в районе

·         Формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием

·         Создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования

 

  1. Разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей

Несмотря на то, что до конца реализации Программы остался 1 год, большая часть намеченного реализована. Значительные изменения произошли в системе общего образования района. В настоящее время функционируют 12 школ, из них 4 – средние, 7 – основные и 1 начальная школа-детский сад, в них обучаются 1819  учащихся. Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в программах развития, основу их составляют компетентностный подход в содержании образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения.

Для создания сетевого взаимодействия  с базовыми и другими общеобразовательными школами в районе созданы три ресурсных центра:  МОУ «Шемуршинская СОШ», МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ», МОУ «Трехбалтаевская СОШ».

Ресурсные центры оснащены необходимой учебно-материальной базой, современным компьютерным оборудованием. Школы укомплектованы высококвалифицированными педагогическими кадрами. В этих школах наибольшее количество награжденных: Заслуженный учитель РФ, «Заслуженный учитель ЧР», нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», Почетная грамота МО РФ, наибольшее количество учителей с высшей категорией.

Проводятся конференции, семинары, тренинги по вопросам управления и организации системы образования в условиях инновационного развития экономики.

 Осуществляется участие в реализации программы «Школьный автобус»: в ресурсные центры и базовые школы ежедневно подвозятся  619 (34%) учащихся из  21 деревни. Для организации подвоза учащихся в школах района имеется 11 школьных автобусов, в том числе по 2 автобуса в МОУ «Шемуршинская СОШ» и в МОУ «Ьичурга-Баишевская СОШ». Реализация данной программы способствует широкому развитию творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей. Задача: обеспечить их устойчивое функционирование школьных автобусов. 

Ежегодно растет количество участников олимпиад, соревнований, конкурсов, расширились возможности получения школьниками дополнительного образования. Из  125   призе­ров районных предметных олимпиад 94 - из ресурсных школ, что составляет  75%. 

 

Введен новый Базисный учебный план в образовательных учреждениях района. Иностранные языки и информатика изучаются с начальной ступени образования (иностранный язык - со 2-го, информатика – с 3-го класса). В трех школах района: в МОУ «Шемуршинская СОШ», в МОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», в МОУ «Старочукальская ООШ» открылись классы с углубленным изучением английского языка.

Введена предпрофильная подготовка учащихся 9-ых классов и профильная подготовка учащихся старших классов.

   Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2009-2010 учебном году 100% старшеклассников занимаются по 7  профильным направлениям: 25 % учащихся выбрали социально-гуманитарный  профиль, 22 % - физико-математический, 21% оборонно-спортивный профиль, 12 % химико-биологический профиль, 10 % технологический, по 5% социально-экономический и естественно-научный профили. Задача: не лопускать сокращения имеющихся профилей. Для повышения эффективности  профильного обучения в школах требуется учёт потребностей рынка труда с привлечением заказчиков – представителей работодателей, органов местного самоуправления, членов управляющего совета.

С открытием профильных классов  заметно увеличилось количество выпускников, сдающих предметы профильного обучения, 80 % выпускников 2009  года  сдавали экзамены  по профилю обучения.

Внедряются в практику новые организационно-экономические механизмы управления системой школьного образования. С 1 сентября 2007 года  введена новая система оплаты труда учителей в рамках КПМО.   Реализован основной принцип дифференциации в оплате труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс. Стимулирующая часть выплачивается в зависимости от результата деятельности учителя, который поставлен в зависимость в том числе и от достижений учащихся. Это главный стержень при определении критериев. В сознании педагогических работников и руководителей формируется понимание, что  уровень заработной платы теперь действительно зависит от их собственных усилий и результатов труда. Повысилась ответственность за результаты обучения, повысилось качество подготовки учащихся, активизировалась диагностическая, аналитическая, прогностическая деятельность учителей. Если сравнить средний балл ЕГЭ за последние три года , то по всем предметам идет повышение: средний балл по русскому языку в 2007г – 51,61; в 2008г – 53,65; в 2009г – 59,59; по химии в 2007г – 40,33; в 2008г – 52,69; в 2009г – 64,33; по обществознанию в 2007г – 46,74; в 2008г – 53,80; в 2009г – 61,30; по физике в 2007г – 43,27; в 2008г – 53,33; в 2009г – 60,24; по истории в 2007г – 42,27; в 2008г – 59,36; в 2009г – 62,25 и т.д. В оценке педагогов и в распределении стимулирующей части зарплаты участвуют не только руководители школ, но и общественные организации, участвующие в управлении образованием. Результативность труда работников школ оценивается по критериям два раза в год.  Новая система оплаты труда работников общего образования определяет  связь заработной платы с качеством труда, нормирование и «прозрачный учёт» в оплате труда всех видов деятельности учителей. Практически все школы устанавливали стимулирующие надбавки и обслуживающему персоналу.

   Активно идет процесс внедрения инновационных образовательных технологий.

             МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» является Республиканской экспериментальной площадкой по внедрению модели образовательной деятельности на основе информационных технологий, МОУ «Шемуршинская СОШ» является муниципальной экспериментальной площадкой по пяти направлениям: «Углубленное изучение английского языка в школе», «Организация учебно-воспитательного процесса в школе с этнокультурным компонентом «Мы, Шемуршинцы», «Комплексный подход к системе психолого-педагогического сопровождения профильного обучения», «Профилактика правонарушений и асоциальных явлений «Надежда», «Дистанционное обучение информатике». МОУ «Трехбалтаевская СОШ», МОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», МОУ «Большебуяновская ООШ» являлись Республиканскими экспериментальными площадками по апробации кадетских классов в общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики, с 2009 года вошли в ассоциацию кадетов Чувашии.

   Осуществляется грантовая поддержка эффективных моделей, педагогов-новаторов. В рамках приоритетного национального проекта «Образование»   2 школы – МОУ «Шемуршинская СОШ» и МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» получили 1 млн. рублей, поощрение в сумме 100 тыс. рублей получили 3 учителей, 10 тыс. рублей – 1 учитель и 1 педагог дополнительного образования.

   В районе сформирована система поддержки развития одаренных и талантливых детей. Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» 11  учащихся удостоены специальной стипендии Президента Чувашской Республики,  ежегодно 12 талантливым учащимся района назначается специальная стипендия Главы района в размере 200 руб.

В 2009 году 5 учащихся стали победителями и призерами  республиканских предметных олимпиад по 3 предметам (в 2007 году – 6, в 2008 году –4). Задача: добиться увеличения количества призеров республиканских олимпиад.

           Создаются условия и механизмы устойчивого развития системы дошкольного образования и воспитания в Шемуршинском  районе, цель которого - равные стартовые возможности перед школой для всех детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования насчитывается 11 детских садов с числом детей 593  в 27 группах. Число ДОУ стабильное в течение 4-х лет, наблюдается тенденция роста охвата детей. Введены новые модели дошкольного образования. Для детей из отдаленных деревень на базе МДОУ - Большебуяновский детский сад «Улыбка»  открыта 1 группа кратковременного пребывания для 18 детей из двух деревень. Осуществляется подвоз этих детей на школьном автобусе. Открылись две дополнительные дошкольные группы на базе МДОУ-Чепкас-Никольский детский сад «Чебурашка» и МДОУ - Малобуяновский детский сад «Колосок» с охватом 39 детей  по подготовке  к школе. В МОУ ««Шемуршинская СОШ» были перепрофилированы пустующие помещения на две дошкольные группы с охватом 45 детей.

            Все дошкольные учреждения имеют  лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам  дошкольного образования. Предоставлена возможность выбора программ. Эффективно используется программа «Детство». Основное направление - развитие и подготовка детей к школе. 

          В целом дошкольным образованием охвачено 593 ребенка  от 1,5 до 6,5 лет, что составляет  62,86 % (в 2007 г- 62,15 %). Но данный показатель ниже республиканского. Охват детей от 5 до 6,5 лет  предшкольной подготовкой составляет 84,23 %, в 2008 году,  это лучший показатель среди сельских районов республики.  Задача: продолжить обеспечение охвата детей ДОУ, доведя до республиканского показателя (85%); не допускать закрытия сельских ДОУ, увеличивать количество групп.

         Активизировались дошкольные учреждения в плане участия в республиканских конкурсах. МДОУ – детский сад «Ромашка»  победил в республиканском конкурсе грантов «Поддержка эффективных моделей организации предшкольного образования».    МДОУ Карабай-Шемуршинский детский сад «Василек»  принимал участие в  республиканском конкурсе проектов по благоустройству территории с проектом «Там на неведомых дорожках…».

В детских садах и дошкольных группах оказываются дополнительные образовательные услуги по оздоровлению детей, развитию художественных способностей и другие. В 13 кружках занимаются 212 детей, из них без предъявления оплаты 212 (100%). Детские сады работают в социуме с общеобразовательными учреждениями. Режим работы детских садов учитывает интересы родителей, работают по 5 дней в неделю. Два дошкольных учреждения работают 12 часов, остальные 10 часов. В группах развития и подготовки к школе режим работы составляет  5 часов в день. Во всех дошкольных учреждениях имеются медицинские кабинеты, медицинское обслуживание осуществляется по договору учреждениями здравоохранения. Ежегодно проводится углублённый осмотр детей педиатром и врачами - узкими специалистами. В МДОУ детский сад «Ромашка» психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогом - психологом. В детских садах осуществляется медико – психолого -педагогическая поддержка семьи, но остается проблема создания консультационных пунктов помощи семьям, воспитывающим детей дома. Дошкольные учреждения посещают трое  детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Укрепляется материальная база дошкольных учреждений. Обновлено оборудование пищеблоков ( холодильное оборудование, электроплиты), игровая среда ( мебель, мягкие модули, сухой бассейн). Все дошкольные учреждения обеспечены горячей водой. Проведена замена мягкой кровли на  железную  (МДОУ детский сад «Василек»). Во всех ДОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация.

В развитии системы дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. Главные из них – обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей, доведение охвата детей до 85%, открытие дополнительных групп на базе общеобразовательных учреждений.

Реализуется дифференцированная родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях в зависимости от набора услуг, длительности пребывания детей, вида и типа дошкольного учреждения. При возросшей потребности в услугах дошкольных учреждений сохраняется их доступность. Родительская плата составляет в месяц:  центр - 400 руб., село - 300 руб., ГКП – 200 руб., что составляет соответственно15%, 10%, 6,4 % от стоимости содержания детей в детском саду. Стоимость содержания 1 ребенка в год в среднем составляет: в ДОУ – 33827 руб., в ГКП - 8038 руб. В дошкольных образовательных учреждениях организовано четырехразовое ( с 12 часовым пребыванием),  трехразовое питание (( с 10 часовым пребыванием), стоимость которого в день составляет соответственно 29 и 22 руб.

В соответствии с  Законом Российской Федерации «Об образовании» (ч. 2 с. 52.1 от 10 июля 1992 года № 3266-1) осуществляется выплата части родительской платы: на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении; на второго ребенка – в размере 50 процентов и на третьего и последующих детей – в размере 70 процентов указанной родительской платы. Численность детей, родители которых получают компенсацию, составляет 100%. Имеются льготы по родительской плате для родителей, имеющих 3 и более детей. 75 человек оплачивают 50% за содержание ребёнка в детском саду. Родительская плата не взимается с трех детей, имеющего отклонения в развитии.

В целях  системных изменений в сфере воспитания, дополнительного образования в районе разработана и реализуется  подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2006-2010 годы», утвержденная районным Собранием депутатов.        В основу  стратегии  развития системы дополнительного образования детей в подпрограмме заложен проектно-целевой метод, согласно которому  каждый проект играет роль конкретного шага развития системы.                        Система дополнительного образования детей в Шемуршинском районе представлена 2 учреждениями дополнительного образования, творческими объединениями различной направленности на базе общеобразовательных учреждений.      Речь идет о различных видах творческой, исследовательской, эстетической, коммуникативной деятельности. В 2009-2010учебном году в кружках и секциях школ  занято  1138   воспитанников, что составляет 63% от общего кол-ва обучающихся 1-11  классов.

  Охват учащихся системой дополнительного образования в 2006-2007г – 74,8%., в 2007-2008г - 75%, 2008-2009г.- 60 %. В разрезе УДО: ДЮСШ соответственно 13,9%; 13,9%; 15%;  ДШИ -6%; 5,6%; 5,6%. Республиканский показатель – 95%, мы существенно отстаем от него. Задача: увеличить охват детей дополнительным образованием, большей частью за счет разнообразия кружков и секций.

АНАЛИЗ НАПОЛНЯЕМОСТИ ДЕТЕЙ  В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

в учреждениях дополнительного образования

Учебный год

 

учреждение

2006

2007

2008

2009

  1. Детско-юношеская спортивная школа

 

305

 

 

 

305

 

280

 

270

  1. Детская школа искусств

 

 

 

128

 

114

 

114

 

111

  1. Детские объединения

(на средства местного бюджета)

 

 

300

 

314

 

257

 

 

Анализ наполняемости детей в детских объединениях в образовательных учреждениях района

за три года

Учебный год

 

 

 

школы

 

 

2006-2007

 

2007-2008

 

2008-2009

Число учащихся в школе

Количество объединений

Число учащихся в кружках

Число учащихся в школе

Количество объединений

Число учащихся в кружках

Число учащихся в школе

Количество объединений

Число учащихся в кружках

Всего объединений и учащихся в том числе

2199

103

1647

2021

69

1484

1879

56

1090

МОУ «Шемуршинская СОШ»

742

29

497

637

17

468

601

12

324

МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ»

 

224

13

224

244

4

180

231

4

130

МОУ «Трехбалтаевская СОШ»

248

7

195

226

6

90

201

6

103

МОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ»

226

-

-

209

5

107

181

3

48

МОУ «Чукальская ООШ»

 

96

6

96 

98

7

87

76

4

76

МОУ «Старочукальская ООШ»

130

9

90

98

7

87

97

4

73

МОУ «Байдеряковская ООШ»

77

4

77

77

4

70

67

4

65

МОУ «Малобуяновская ООШ»

95

8

95

92

5

92

90

2

50

МОУ «Трехизб-Шемуршинская ООШ»

59

5

59

59

4

40

57

4

36

МОУ «Чепкас-Никольская ООШ»

148

9

120

139

5

139

108

6

85

 

МОУ «Большебуяновская ООШ»

148

11

148

152

3

90

144

5

74

МОУ «Асановская начальная школа-детский сад»

36

2

36

34

2

34

26

2

26

          

  В настоящее время система дополнительного образования детей  Шемуршинского района развивается по следующим основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое, культурологическое.

         С детьми и подростками работают  28  педагогов. Из них  высшую квалификационную категорию имеют - 28%; первую квалификационную категорию - 39%, вторую квалификационную категорию - 11%. Учебно-воспитательный процесс основывается на реализации дополнительных образовательных программ. Из реализуемых программ 2 авторские: программа занятий для авиамодельного кружка «Пестрое небо». Автор- педагог высшей категории Еремеев Александр Сергеевич.   Программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей воздушных змеев, планеров, самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизма и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов-спортсменов. Детское объединение «Пестрое небо» - призер республиканского фестиваля воздушных змеев.  (2008, 2009г.)

       Вторая авторская образовательная программа дополнительного образования «Кудесники» разработана педагогом дополнительного образования высшей категории, призером республиканского конкурса авторских программ Шамеевой Мариной Анатольевной. Программа направлена на создание условий для формирования бережного отношения к народной культуре, сохранение и развитие народных промыслов; интеграции народных промыслов в современные направления развития дизайна; формирования творческого подхода к труду.  О результативности реализуемых программ  свидетельствуют  достижения учащихся.    Воспитанники детского объединения «Золотые руки» под  руководством Шамеевой М.А. принимают активное участие в республиканских, всероссийских конкурсах. Объединение – победитель Международного детского фестиваля в г.Астрахань в конкурсе «Узоры России».

      «Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года», нацеливает   учреждения дополнительного образования детей на создание  равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым детям. Это направление деятельности реализуется в соответствии с  районной  программой «Одаренные дети». Основная идея программы – создание межшкольной интеллектуально развивающей среды, в том числе и на основе детской научно-исследовательской деятельности; активизации проектно-исследовательской деятельности детей в учреждениях системы общего и дополнительного образования. Ежегодно воспитанники принимают участие в Московском Международном Форуме «Одаренные дети»:  детский Образцовый ансамбль танца «Фламинго» - лауреат первой степени Московского Международного Форума «Одаренные дети- 2007», Алимова Лилия –  лауреат первой степени в номинации «Конкурс «Хореографический» (2008г.); Шамеева Наталья,  Ельцова Светлана, Матросова Кристина – лауреаты Гран-при в номинации  «Конкурс «Хореографический;  Филиппова Ольга – лауреат первой степени в номинации «Народное творчество» Московского Международного Форума «Одаренные дети», Яковлев Атнер - лауреат республиканской научно-практической конференции «Поиск». Воспитанники детской юношеской спортивной школы - чемпионы Республиканских и Всероссийских турниров по борьбе дзюдо и самбо. Футбольная команда (тренер Хафизов А) - чемпионы республиканских соревнований по футболу на приз клуба «Кожаный мяч» (младшая группа), чемпионы Чувашии по мини-футболу среди школьников, Участники финальных Российских соревнований по футболу «Кожаный мяч» г.Уфа (5 место). Воспитанники ДШИ активно принимают участие в республиканских, всероссийских смотрах, конкурсах, фестивалях : два  первых места  в республиканском  конкурсе  детских рисунков «Все краски, кроме черной» ; 2 место в республиканском конкурсе  детского художественного творчества по декоративно - прикладному  искусству «Чудеса своими руками».  Муромцева Екатерина (класс преподавателя Яковлевой Татьяны Борисовны) – лауреат 2 степени Всероссийского конкурса «Содружество-2008» в номинации «Эстрадная песня».

            С целью поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, занимающихся в различных детских  объединениях, секциях, кружках и достигших высоких результатов в учебной, исследовательской, творческой, спортивной, общественной деятельности в районе учреждены специальные стипендии: стипендия Главы района.  Это позволяет постоянно стимулировать, совершенствовать и активизировать творческие возможности и способности учащихся, влияя в конечном итоге на выбор дальнейшей профессии.

Учебный год

Количество детей, получающих стипендию Президента ЧР Федорова Н.В.

Количество детей, получающих стипендию главы районаФадеева Валерия Петровича

Всего

2006-2007

1

12

13

2007-2008

3

12

15

2008-2009

4

12

16

 

     Однако для увеличения охвата детей различными формами дополнительного образования необходимо укрепить и выделить финансирование материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования. Имеется  ряд проблем, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию дополнительного образования. К их числу относится:

  • Недостаточное количество программ дополнительного образования;
  • Недостаточная мотивация учащихся и их родителей к систематическим занятиям;
  • Недостаточное количество высокопрофессиональных специалистов

     Перед нами стоят следующие задачи:

1. Дальнейшая разработка и рецензирование авторских, адаптированных образовательных программ  дополнительного образования. 

2.   Организация деятельности и стимулирование творческой активности детских творческих коллективов.

3.   Изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений.

4.   Расширение количества видов кружков и секций дополнительного образования, увеличение охвата образовательными услугами.

   Совершенствуется организация каникулярного времени детей: расширяется сеть пришкольных оздоровительных лагерей за счет средств регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике. Пришкольные оздоровительные лагеря организуются для детей работающих родителей, застрахованных по обязательному социальному страхованию. Идет процесс профилизации реализуемых воспитательных программ, разрабатываются тематические проекты отдыха детей (экскурсии, слеты), расширяется сотрудничество с Шемуршинским Центром занятости населения по трудоустройству школьников.  Охват пришкольными оздоровительными лагерями детей из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей,  а также детей безработных родителей, составил 56 детей. Необходимо создать все условия для обеспечения организованных форм отдыха и оздоровления детей из семей  социально незащищенных слоев населения.

Год

Количество оздоровленных детей

2008

506

2009

565

 

   С целью своевременного выявления учащихся с девиантным поведением и семей группы социального риска  и организации своевременной   коррекционной и профилактической работы  в ОУ района  проводится работа по социальной диагностике. Специалистами  службы психолого-педагогического сопровождения  (социальными педагогами и педагогами–психологами)  в ОУ района были   проведены следующие виды работы: 

 

Направление работы

Кол-во детей, подростков

Кол-во семей

Консультирование

49

38

Диагностика

1353

643

Коррекционно-реабилитационная работа

229

22

 
    Развитие национальных школ
  Проделана значительная работа по развитию этнокультурного (национального) образования. Все учащиеся имеют возможность изучать чувашский язык. В этих целях школы обеспечены республиканским комплектом учебников, фонды школьных библиотек пополняются электронными учебными изданиями и пособиями, словарями, методической  и художественной литературой на чувашском языке. Образовательные учреждения обеспечены квалифицированными кадрами. Активно работает по внедрению инновационных технологий в преподавание чувашского языка и литературы РМО учителей чувашского языка и литературы. Растёт количество участников и результативность участия в республиканских конкурсах, фестивалях «Чувашская ласточка», «Искорка дружбы».  В республиканском фестивале «Искорка дружбы»: в 2008 г. – 2 призера, в 2009 г. – 1. Учитель чувашского языка и литературы Треизб-Шемуршинской основной школы Семенова Л.А. участвовала в конкурсе «Учитель года-2009» среди учителей чувашского языка и литературы и стала победителем в номинации «Учитель-новатор».

            Развивается сеть дошкольных образовательных учреждений, внедряющих национальные культурные традиции. Стало традицией ежегодно проводить во всех детских садах и школах День чувашского языка. В этот день проводятся праздники, конкурсы, тематические мероприятия.   Во многих детских садах организованы уголки национального быта, где собран богатый материал предметов народного быта, национальные костюмы. Во всех русскоязычных дошкольных образовательных учреждениях  ведется обучение чувашскому языку как языку межнационального общения.

  1. Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования в районе

 

Формируются современные педагогические и управленческие кадры системы образования:

С началом реализации муниципальной  целевой программы развития образования нужно было строить новое мышление, новое видение, новое поведение. Необходимо было переучивать и самих учителей, так как в школу пришли компьютеры. На сегодня компьютеров в образовательных учреждениях 194: на 1 компьютер приходится 9,4 учащихся. Все образовательные учреждения района подключены к широкополосному Интернету по тарифному плану «офис Республика».  Завершена работа по созданию сайтов общеобразовательных учреждений на едином портале образования. Внедряются дистанционные технологии  по  обмену информацией, по проведению интеллектуальных игр, олимпиад, конкурсов,  курсов, используя возможности широкополосного Интернета.   Открытие в районе межшкольного методического центра в апреле 2007 года на базе МОУ «Шемуршинская СОШ» позволило подготовить учителей для того, чтобы они использовали компьютер и как консультанта, и как методиста, и как первейшего помощника в самообразовании. На базе ЭММЦ осуществлена реализация модульной программы повышения квалификации педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий. Прошли обучение 103 педагога по программам:   «Формирование базовой ИКТ-компетенции учителя-предметника», « Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися информационно-коммуникационных технологий». Ставится задача продолжения данной работы.

   Всего в районе 201 педагог. Имеют квалификационную категорию 77 % учителей: из них с высшей категорией  -11 %, с первой и второй квалификационной категорией  - 66 %. Растет число педагогов с высшей категорией: в 2006г. – 9%, в 2009г. –11%.  Улучшилась ситуация с повышением квалификации работников системы образования. В этом году аттестованы 16 % педагогов. По ДОУ имеют квалификационные категории всего 69 % воспитателей, с высшей категорией - нет. Задача: повысить образовательный уровень и уровень категорий педагогов-воспитателей.

Аттестация педагогических кадров проходила  по новым вариативным формам с использованием инновационных технологий. Качественный уровень подготовки учителей района  к аттестации был выше, чем в предыдущем году. В детских садах района работают 49 педагогических работника, из которых 22% имеют высшее образование, из заведующих ДОУ -  58 %. Обучаются  в вузе 20% заведующих и 5% педагогов.

Формированию современных педагогических и управленческих кадров системы образования способствует проведение ежегодных районных профессиональных конкурсов:  «Лучшая школа района», «Самый классный классный», «Лучший урок с использованием ИКТ», «Лучший сайт образовательного учреждения», «Лучший руководитель РМО».

      Активно работают районные методические объединения учителей - предметников. Всего их 13. РМО направлены на эффективное использование творческого потенциала педагогов.

По внедрению новых образовательных технологий проведены конференции, совещания, обучающие семинары по использованию цифровых образовательных ресурсов, мастер-классы, тренинги.

Информационное, учебно-методическое сопровождение образовательного процесса. 

В районе выполнена республиканская программа вывода образовательных учреждений из аварийных и ветхих зданий. Все котельные объектов учреждений образования  газифицированы. В эти годы проводилась замена мягкой кровли на двускатные крыши в МОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», в МОУ «Трехбалтаевская СОШ», в МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ», в МОУ «Шемуршинская СОШ». Во всех ОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация, оборудована система холодного и горячего водоснабжения.

   В 2007 году Чувашская Республика стала одним из победителей конкурса на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию Комплексного проекта модернизации образования. В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования наш район на проведение капитального и текущего ремонта получил 1,126 млн. руб.,  поставили мебель для первоклассников, книги для школьных библиотек района.  В рамках реализации направления «Внедрение современных образовательных технологий» поступило  3 интерактивные доски,  3 комплекта учебного оборудования для кабинетов географии, химии, физики. Базовые школы и ресурсные центры получили современное высокотехнологичное  оборудование для школьных столовых.

Реализуется муниципальная программа оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений района. За последние годы в районе идет резкое сокращение численности учащихся в школах, так с 2005 года по 2009 год число детей сократилось на 674  учащихся. В 2005 году по таким показателям как наполняемость класса – 17 (респ.- 19,5) человек, количество детей на одного учителя - 8 (респ.- 12) человека,  район имел  данные показатели ниже среднереспубликанских. В связи с подушевым финансированием малокомплектные школы содержать очень сложно. В 2006 году Малобуяновская и Чукальская средние школы были реорганизованы в основные, ликвидированы Верхнебуяновская, Андреевская, Старошемуршинская, Нижнебуяновская начальные школы. В 2007 году Старочукальская средняя школа реорганизована в основную, ликвидирована Яблоновская начальная школа. В 2008 году Чепкас-Никольская средняя школа реорганизована в основную, в 2009 году – Большебуяновская средняя школа в основную. За последние годы школы основательно оснастились современным учебным оборудованием, компьютерной техникой, мебелью, кухонным оборудованием и автобусами для подвоза учащихся. Условия обучения и воспитания детей в этих школах значительно улучшились. Процесс реструктуризации  непростой, возникают трудности и с трудоустройством кадров. В ходе закрытия школ 12 учителей высвобождены, из них 7 были трудоустроены в  школах района, 4 ушли на пенсию, 1 учитель трудоустроен в другой отрасли народного хозяйства.

Реструктуризация привела к появлению ресурсных центров и базовых школ, а улучшение результатов единого государственного экзамена по ряду предметов и введение профильного образования повысило качество образовательных услуг и дало возможность поступлению наших учащихся в вузы (это ежегодно более 50 % выпускников), в том числе и престижные и более 70% на бюджетной основе. Действительно, до этих изменений наши дети на это рассчитывать не могли.

Всего 2 школы района имеют работающую систему канализации и теплый туалет. Задача: Во всех школах наладить систему канализации и оборудовать теплые туалеты в соответствии с СанПиН.

Ведется работа по  обеспечению прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями и переход на нормативно-подушевое финансирование. Сегодня все 100 процентов  общеобразовательных  школ получают финансирование на реализацию государственного стандарта общего образования на основе НПФ. Норматив на реализацию государственного стандарта общего образования, помимо средств на заработную плату, включает средства на учебные расходы, то есть на материальное обеспечение образовательного процесса. В 2008 году доля учебных расходов составила 3,1% (план по республике – 8), в 2009 году – 2% (план по республике – 10). Задача: увеличить долю учебных расходов.

 

  1. Формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием

Широкое обсуждение вопросов развития образования на всех уровнях позволило привлечь интерес граждан из различных слоев общества, представителей исполнительной, законодательной власти, представителей различных гражданских институтов. Граждане стали более осведомлены о происходящем в образовании. Открытости системы способствует появление школьных сайтов, ежегодных публичных отчетов директоров школ, электронный мониторинг образовательной деятельности школ.

Во всех школах района функционируют Управляющие советы, которые участвуют в разработке критериев по стимулированию и в распределении стимулирующей части. Некоторые из них стали реальным совещательным органом в управлении образованием.

Подготовлена нормативно-правовая база, наделяющая гражданские институты реальными полномочиями влияния на образование, утверждены необходимые регламенты.

 

Решение задач оптимизации образования в муниципальной системе образования в значительной степени зависит от поддержки ее идей со стороны всего общества. Поэтому одним из главных принципов деятельности отдела образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района является создание эффективной системы всестороннего информационного сопровождения развития образования в районе, результатом которого является постоянное освещение вопросов развития образования на сайте администрации Шемуршинского района, сайте отдела образования, молодежной политики и культуры и сайтах образовательных учреждений района.

  1. Создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования

В деле определения качества образования совершенствуется система мониторинга и образовательной статистики на муниципальном и школьном уровнях через развитие   аналитических и мониторинговых  исследований и формирование системы оценки качества в рамках Республиканской системы оценки качества образования (РСОКО). Формируются новые подходы к оценке качества образования через систему оценочных показателей работы педагога, учащихся,  образовательных учреждений; в проведении  ЕГЭ,  новой  формы итоговой аттестации в 9-х  классах,  единых муниципальных контрольных работ  по учебным предметам,  аналитических  отчетов. По рейтингу муниципалитетов (9-е классы), выстроенному Центром новых образовательных технологий, район по русскому языку занимает 5 место, по математике 6-ое из 26. ЕГЭ: в рейтинговой таблице на уровне республики по математике – 3-е;  по истории -4-е;  по обществознанию -6-е; по физике -6-ое; по русскому языку район занимает 16-е место; по химии- 17-е; по информатике – 21-е; по литературе и географии – 24-е; по биологии – 26-е.

   Район участвует  в реализации проекта обновления процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Из трех процедур оставлены две: лицензирование и аккредитация. Из 12 общеобразовательных учреждений и 11 дошкольных учреждений,  все имеют лицензию и аккредитацию на ведение образовательной деятельности. 2 учреждения  дополнительного образования имеют лицензию и сданы документы на аккредитацию.

Комплексный подход к развитию системы образования района  позволил совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе по внедрению нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, созданию государственно-общественной системы управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др. Идет успешное выполнение муниципальной целевой программы развития образования по большинству нормативных показателей.

Но несмотря на значительную работу по обеспечению доступности качественного школьного образования, существует ряд проблем, требующих решения в ближайшей и стратегической перспективе. Так, до сегодняшнего дня в качестве основного образовательного результата школы на технологическом уровне остаются знания, умения и навыки учащихся. Школьники, имея хорошие предметные знания, не могут осмысленно и эффективно применять их в нестандартной учебной и жизненной ситуации. Школа медленно переходит к образованию, ориентированному на компетентностный подход; недостаточно развиты инновационные формы получения образования (экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и др.). Не в полной мере используется потенциал школ, они не являются круглогодичными образовательно-информационными центрами для всего населения. Недостаточно активно внедряются инновационные индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения каждого школьника.