Утверждена на заседании Совета Отдела
( протокол №3 от 30 ноября 2006 года)
ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ШЕМУРШИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2007-2010 г.
1.Анализ состояния и проблемы развития системы дошкольного образования в Шемуршинском районе.
В районе функционирует 12 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и 1 начальная школа - детский сад.
На фоне отрицательных демографических тенденций велась целенаправленная работа по сохранению контингента воспитанников ДОУ. Процент охвата детей 3-7 лет системой ДОУ увеличился с 48% в 2000г. до 52.2% в 2006 году. Этому способствовало сохранение сети дошкольных образовательных учреждений и внедрение форм краткосрочного пребывания детей. За счет дифференциации родительской платы в дошкольных учреждениях и кратковременного бесплатного пребывания детей в ДОУ до 2 часов в день без питания удалось привлечь детей из малообеспеченных семей к дошкольному образованию и детей из отдаленных сел. Обновлено содержание дошкольного образования. Если в 2000 году по программам нового поколения обучалось 32% воспитанников ДОУ, то в 2005 – 65 %.
Освоен механизм лицензирования образовательных учреждений, аттестации ДОУ и введена массовая аттестация в соответствии с федеральными документами. Прошли аттестацию и государственную аккредитацию 11 дошкольных образовательных учреждений (91,6%), 1 общеобразовательное учреждение начальная школа -детский сад (100%). Из них аккредитованы на III категорию 11 дошкольных образовательных учреждений (91,6%) и 1 общеобразовательное учреждение начальная школа -детский сад (100%).За последние годы несколько улучшились качественные характеристики кадрового состава ДОУ. Укомплектованность кадрами составляет 100%, но всего 12% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 87% педагогов имеют квалификационные категории, в том числе 6.3 % - первую квалификационную категорию. Не происходит омоложение педагогического корпуса, средний педагогический стаж работников 20-22 года.
Размер платы взимаемой с родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях составляет не более 10% затрат. Распоряжением Главы Шемуршинского района установлена льгота для детей из многодетных семей (оплачивают 50% от установленной суммы), для матерей – одиночек (75% от установленной суммы), дети инвалиды детства посещают детские сады бесплатно.
На фоне позитивных тенденций в системе дошкольного образования существуют проблемы.
Значительная часть родителей не осознала важности дошкольных образовательных услуг, обеспечивающих успешное вхождение ребенка в последующую школьную жизнь. Отделом образования района недостаточно ведется работа по объединению усилий дошкольных образовательных учреждений и школ для пропаганды дошкольного образования. Отсутствуют специальные кадры для работы с семьями, воспитывающими детей на дома.
Педагоги дошкольных учреждений не владеют методами и приемами с одаренными детьми. Отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях логопедов, психологов делает невозможным оказание своевременной коррекционной педагогической помощи нуждающимся детям. Из-за отсутствия необходимой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений дети с легкими отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида без необходимого коррекционно-педагогического сопровождения.
Преемственность между дошкольным и начальным уровнем общего образования строится в основном в организационном аспекте, дублирования содержания, форм и методов в дошкольном и школьном обучении, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и развитии познавательных интересов детей. У детей, поступающих в первые классы, слабо сформирована общая готовность к обучению, что приводит к сложности адаптации их к обучению в начальной школе.
Увеличивается количество детей с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии, связанное с неблагоприятными семейными отношениями. Оздоровительная работа, проводимая в дошкольных образовательных учреждениях, пока не дает заметного улучшения здоровья детей и слабо влияет на снижение количества дней, пропущенных по болезни.
Система дошкольного воспитания в силу своей специфики остается относительно изолированной системой образования, отсутствуют критерии и показатели, которые позволяют оценить степень подготовки выпускников ДОУ.
В динамично развивающемся вариативном дошкольном образовании недостаточна оперативность информирования участников образовательного процесса о происходящих в нем изменениях.
В районе нет ни одного дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением образовательного процесса по какому-либо направлению.
Низкий образовательный ценз педагогов ( всего 12% имеют высшее образование)
Отсутствует система отслеживания качества работы педагогов и вводимых инноваций.
2. Цели и задачи подпрограммы.
Главной целью Программы является развитие системы дошкольного образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности как одного из факторов экономического и социального развития района.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- восстановление массового дошкольного образования
- обеспечение общедоступности услуг образовательных учреждений
- внедрение гибких программ дошкольного образования для 5-6 летних детей с посещаемостью 2-3 раза в неделю,
- сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования
- содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения,
-расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающих дошкольные учреждения,
- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей,
- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода,
-поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях,
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, внедрение новых образовательных технологий, устанавливающих преемственную связь дошкольного и начального образования на содержательной основе, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования.
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:
- увеличение до 85% охвата детей с 1,5 до 6 лет системой дошкольного образования
- охват ежемесячной консультативной помощью всех семей, имеющих детей дошкольного возраста, проживающих в отдаленных селах
- создание эффективной системы консультативно - диагностической помощи детям на дому
- введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.
3. Мероприятия по реализации подпрограммы:
№ № |
Мероприятия |
Сроки |
Сумма (тыс) |
1 |
Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. |
|
|
1.1 |
Реконструкция здания начальной школы под две дошкольные группы. |
2008- 2009 |
300, 300 |
1.2 |
Реконструкция групповой комнаты МДОУ детский сад «Аленушка» под музыкально-спортивный зал. |
2008 |
30, |
1.3 |
Создание условий для открытия дополнительной группы в МДОУ детский сад «Колосок» |
2007-2008 |
40, |
1.4 |
Ремонт групповой комнаты в МДОУ детский сад «Василек» |
2007 |
25, |
2. |
Развитие новых форм и повышение качества дошкольного образования |
|
|
2.1 |
Создание банка данных детей дошкольного возраста. |
Ежегодно |
|
2.2 |
Подготовка нормативно-правовой базы по организации предшкольной подготовки. |
2007 |
5, |
2.3 |
Открытие групп кратковременного пребывания, в том числе на базе общеобразовательных школ |
2007-2010 |
50, |
2.4 |
Проведение серии социологических исследований с целью разработки механизма развития новых форм дошкольного образования. |
2007-2010 |
10, |
2.5 |
Организация экспериментальных площадок по предшкольной подготовке на базе МОУ «Больше-Буяновская СОШ», МОУ «Асановская начальная школа – детский сад» |
2007- 2008 |
20 |
2.6 |
Подготовка нормативно- правовой базы по аттестации ДОУ с приоритетным направлением (МДОУ – детский сад «Ромашка») |
2008 |
20, |
2.7 |
Организация взаимодействия педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов в целях обеспечения преемственности образования. |
2007- 2010 |
10, |
2.8 |
Организация дополнительных платных образовательных услуг для детей ДОУ (обучение иностранному языку). |
2007- 2010 |
40 |
2.9 |
Анализ и обобщение опыта работ ДОУ района по внедрению новых образовательных программ и педагогических технологий. |
2007- 2010 |
20, |
2.10 |
Изучение и внедрение опыта других районов по использованию новых форм дошкольного образования. |
2007- 2010 |
12, |
2.11 |
Разработка образовательного стандарта по дошкольному воспитанию. |
2007- 2008 |
|
2.12 |
Повышение квалификации педагогов. Аттестация педагогов. |
2007- 2010 |
12, |
2.13 |
Проведение смотров – конкурсов: - по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ |
ежегодно |
5, |
- «Малышиада» |
ежегодно |
5, |
|
-«Умники и умницы» |
ежегодно |
5, |
|
- «Лучший детский сад» |
2009 |
20, |
|
- «Светофорик» |
ежегодно |
5, |
|
- «Педагогические инновации» |
ежегодно |
5, |
|
- «Благоустройство территории» |
ежегодно |
40, |
|
2.14 |
Развитие сотрудничества с другими организациями района по оказанию спонсорской помощи ДОУ. |
2007- 2010 |
|
2.15 |
Развитие сотрудничества со СМИ по пропаганде дошкольного образования. |
2007- 2010 |
|
3. |
Укрепление материально-технической базы ДОУ. |
|
|
3.1 |
Приобретение и замена: - детской мебели |
|
50, |
- игрового и спортивного оборудования |
2007- 2010 |
50, |
|
-мягкого инвентаря |
|
30, |
|
- оборудование для игровых и спортивных участков |
|
100, |
|
- оборудования и инвентарь для пищеблоков |
|
50, |
|
- Компьютерная техника |
|
50, |
|
3,2 |
Косметический ремонт групповых помещение, ремонт канализации и водопровода. |
2007- 2010 |
50, |
3.3 |
Ремонт пожарной сигнализации. Ремонт электропроводки. |
2007- 2010 |
300,0 32, |