Утверждена на заседании Совета Отдела

( протокол №3 от 30 ноября 2006 года)

 

ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ШЕМУРШИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2007-2010 г.

 

1.Анализ состояния и проблемы развития системы дошкольного  образования в Шемуршинском районе.

 

В районе функционирует 12 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и 1 начальная школа - детский сад.

На фоне отрицательных  демографических тенденций велась целенаправленная работа по сохранению контингента воспитанников ДОУ. Процент охвата детей 3-7 лет системой ДОУ увеличился с 48% в 2000г. до 52.2% в 2006 году. Этому способствовало сохранение сети  дошкольных образовательных учреждений и внедрение форм краткосрочного пребывания детей. За счет дифференциации родительской платы в дошкольных учреждениях и кратковременного бесплатного пребывания детей в ДОУ до 2 часов в день без питания удалось привлечь детей из малообеспеченных семей к дошкольному образованию и детей из отдаленных сел. Обновлено содержание дошкольного образования. Если в 2000 году по программам нового поколения обучалось 32% воспитанников ДОУ, то в 2005 – 65 %.

Освоен механизм лицензирования образовательных учреждений, аттестации ДОУ и введена массовая аттестация в соответствии с федеральными документами. Прошли аттестацию и государственную аккредитацию 11 дошкольных образовательных учреждений (91,6%), 1 общеобразовательное учреждение начальная  школа -детский сад (100%).  Из них аккредитованы на III категорию  11 дошкольных образовательных учреждений (91,6%) и 1 общеобразовательное учреждение начальная  школа -детский сад (100%).За последние годы несколько улучшились качественные характеристики кадрового состава ДОУ. Укомплектованность  кадрами составляет 100%, но всего 12% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 87% педагогов имеют квалификационные категории, в том числе 6.3 % - первую квалификационную категорию. Не происходит омоложение педагогического корпуса, средний педагогический стаж работников 20-22 года.

Размер платы взимаемой с родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях составляет не более 10% затрат. Распоряжением Главы Шемуршинского района установлена льгота для детей из многодетных семей (оплачивают 50% от установленной суммы), для матерей – одиночек (75%  от установленной суммы), дети инвалиды детства посещают детские сады бесплатно.

На фоне позитивных тенденций в системе дошкольного образования существуют проблемы.

Значительная часть родителей не осознала важности дошкольных образовательных услуг, обеспечивающих успешное вхождение ребенка в последующую школьную жизнь. Отделом образования района недостаточно ведется работа по объединению усилий дошкольных образовательных учреждений и школ для пропаганды дошкольного образования. Отсутствуют специальные кадры для работы с семьями, воспитывающими детей на дома.

Педагоги дошкольных учреждений не владеют методами и приемами с одаренными детьми. Отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях логопедов, психологов делает невозможным оказание своевременной коррекционной педагогической помощи нуждающимся детям. Из-за отсутствия необходимой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений  дети с легкими отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида без необходимого  коррекционно-педагогического  сопровождения.

Преемственность между дошкольным и начальным уровнем общего образования строится в основном  в организационном аспекте, дублирования содержания, форм и методов в дошкольном и школьном обучении, что отрицательно сказывается  на состоянии здоровья и развитии познавательных интересов детей. У детей, поступающих в первые классы, слабо сформирована общая готовность к обучению, что приводит к сложности адаптации их к обучению в начальной школе.

Увеличивается количество детей с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии, связанное  с неблагоприятными семейными отношениями. Оздоровительная работа, проводимая в дошкольных образовательных учреждениях, пока не дает заметного улучшения здоровья детей и слабо влияет на снижение количества дней, пропущенных по болезни.

Система дошкольного воспитания в силу своей специфики остается относительно изолированной системой образования, отсутствуют критерии и показатели, которые позволяют оценить степень подготовки выпускников ДОУ.

В динамично развивающемся вариативном дошкольном образовании недостаточна  оперативность информирования участников образовательного процесса о происходящих в нем изменениях.

В районе нет ни одного дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением образовательного процесса по какому-либо направлению.

Низкий образовательный ценз педагогов ( всего 12% имеют высшее образование)

Отсутствует система отслеживания качества работы педагогов и вводимых инноваций.

2. Цели и задачи подпрограммы.

Главной целью Программы является развитие системы дошкольного образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности как одного из факторов экономического и социального развития района.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- восстановление массового дошкольного образования

- обеспечение общедоступности услуг образовательных учреждений

- внедрение гибких программ дошкольного образования для 5-6 летних детей с посещаемостью 2-3 раза в неделю,

- сохранение и развитие  системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования

- содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения,

-расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающих дошкольные учреждения,

- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей,

- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе  с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода,

-поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях,

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, внедрение новых образовательных технологий, устанавливающих преемственную связь дошкольного и начального образования на содержательной основе, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего  и дополнительного образования.

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:

- увеличение до 85% охвата детей с 1,5 до 6 лет системой дошкольного образования

- охват ежемесячной консультативной помощью всех семей, имеющих детей дошкольного возраста, проживающих в отдаленных селах

- создание эффективной системы консультативно - диагностической помощи детям на дому

- введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.

 

3. Мероприятия по реализации подпрограммы:

 

№ №

 Мероприятия

Сроки

Сумма (тыс)

1

Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

 

 

1.1

Реконструкция здания начальной школы под две дошкольные группы.

2008-

2009

300,

300

1.2

Реконструкция групповой комнаты МДОУ детский сад «Аленушка» под музыкально-спортивный зал.

2008

30,

1.3

Создание условий для открытия дополнительной группы в МДОУ детский сад «Колосок»

2007-2008

40,

1.4

Ремонт групповой комнаты в МДОУ детский сад «Василек»

2007

25,

2.

Развитие новых форм и повышение качества дошкольного образования

 

 

2.1

Создание банка данных детей дошкольного возраста.

Ежегодно

 

2.2

Подготовка нормативно-правовой базы по организации предшкольной подготовки.

2007

5,

2.3

Открытие групп кратковременного пребывания, в том числе на базе общеобразовательных школ

2007-2010

50,

2.4

Проведение серии социологических исследований с целью разработки механизма развития новых форм дошкольного образования.

2007-2010

10,

2.5

Организация экспериментальных площадок по предшкольной подготовке на базе МОУ «Больше-Буяновская СОШ», МОУ «Асановская начальная школа – детский сад»

2007- 2008

20

2.6

Подготовка нормативно- правовой базы по аттестации ДОУ  с приоритетным направлением (МДОУ – детский сад «Ромашка»)

2008

20,

2.7

Организация взаимодействия педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов в целях обеспечения преемственности образования.

2007- 2010

10,

2.8

Организация дополнительных платных образовательных услуг  для детей ДОУ (обучение иностранному языку).

2007- 2010

40

2.9

Анализ и обобщение опыта работ ДОУ района по внедрению новых образовательных программ и педагогических технологий.

2007- 2010

20,

2.10

Изучение и внедрение опыта других районов по использованию новых форм дошкольного образования.

2007- 2010

12,

2.11

Разработка образовательного стандарта по дошкольному воспитанию.

2007- 2008

 

2.12

Повышение квалификации педагогов. Аттестация педагогов.

2007- 2010

12,

2.13

Проведение смотров – конкурсов:

- по использованию здоровьесберегающих        

   технологий в ДОУ

ежегодно

5,

- «Малышиада»

ежегодно

5,

-«Умники и умницы»

ежегодно

5,

- «Лучший детский сад»

2009

20,

- «Светофорик»

ежегодно

5,

- «Педагогические инновации»

ежегодно

5,

- «Благоустройство территории»

ежегодно

40,

2.14

Развитие сотрудничества с другими организациями района по оказанию спонсорской помощи ДОУ.

2007- 2010

 

2.15

Развитие сотрудничества со СМИ по пропаганде дошкольного образования.

2007- 2010

 

3.

Укрепление материально-технической базы ДОУ.

 

 

3.1

Приобретение  и замена:

- детской мебели

 

50,

- игрового и спортивного оборудования

2007- 2010

50,

-мягкого инвентаря

 

30,

- оборудование для игровых и спортивных участков

 

100,

- оборудования и инвентарь для пищеблоков

 

50,

- Компьютерная техника

 

50,

3,2

Косметический ремонт групповых помещение, ремонт канализации и водопровода.

2007- 2010

50,

3.3

Ремонт пожарной сигнализации.

Ремонт электропроводки.

2007- 2010

300,0

32,