Методические рекомендации
по использованию пособия «Моя родословная».
(Автор-составитель В.С. Василевская; издательство «Вита-Пресс», 2008.)
Уважаемые коллеги! Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение её в наших детях. Педагогу надо понимать необходимость взаимной смены и духовной преемственности поколений в основе основ народа – в семье. Лингводидакты особо отмечают важность собственно-методического принципа культуросообразности, предполагающего усвоение учащимися в процессе изучения гуманитарных предметов жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственных и эстетических ценностей) для надлежащего духовного воздействия на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.
В связи с вышесказанным, в начальной школе необходимо формировать представление о том, что народ – это цепь поколений, множество родов, семей, людей, связанных друг с другом и общим происхождением, и межсемейными узами, и общей памятью. Естественно, духовно-нравственное начало человека закладывается в семье. Учебное издание В.С. Василевской «Моя родословная» призвано развивать трепетное, бережное отношение к связи поколений (дети, родители, деды, прадеды), уважение к старшим членам семьи. Оно состоит из двух частей: альбома «Моя родословная» и сборника заданий к нему «Твоя родословная», также имеется обращение к ученику, начинающему весьма значимую работу по составлению своей родословной.
Структура и содержание пособия продуманы основательно. Учителю для проведения отдельных занятий на определенных этапах учебно-воспитательной деятельности достаточно следовать авторской логике развертывания процесса построения генеалогического древа. Тем более, многие авторы ныне созданных постнеклассических учебно-методических комплектов для начальной школы рекомендуют не отходить от предложенного автором методического аппарата. На наш взгляд, в данном случае В.С. Василевской максимально облегчена работа учителя: определен стиль общения с учеником – с членом семьи, имеются предупреждения о возможных непредвиденных ситуациях во время сбора информации и фотодокументов. Сборник заданий к составлению родословной служит своеобразным методическим аппаратом для учителя при работе над отдельными страницами. Обратите внимание, как доступно вводятся автором термины по сути сложные для учащихся начальных классов и остерегайтесь усложнений в их объяснении.
Рекомендуем до начала работы по данному пособию проанализировать используемый Вами учебно-методический комплект («Школа России», «Школа 21 века», «Гармония», «Система Л.В. Занкова» и т.д.) и план воспитательных классных часов и мероприятий, определяя, на сколько авторы Вашего УМК дают возможность интегрировать данное пособие в учебно-воспитательный процесс. Обобщенно можно сказать, что кроме самостоятельной работы в домашних условиях, классические темы по русскому языку («Правописание имен собственных» и т.д.), по окружающему миру, по литературному чтению позволяют использовать данное пособие в рамках любого учебно-методического комплекта. Кроме того, при наличии в комплекте других пособий такого плана (к примеру, в «Классической начальной школе» имеется «Введение в народовведение» М.Ю. Новицкой) желательно пересмотреть планирование в пользу интегрирования.
В школах с родным (нерусским) языком обучения в начальных классах следует вести работу по данному пособию на родном языке. Ещё раз отметим, что на мысли и чувства ребенка младшего школьного возраста эффективно воздействует лишь то слово, которое сказано на языке родной матери.
Составила А.Р. Кульева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Чувашского республиканского института образова