Формы семейного устройства детей: плюсы и минусы.
1. Усыновление/ удочерение.
Принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником - дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Плюсы:
•Позволяет ребёнку
чувствовать себя полноценным членом семьи.
•Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из
несовершеннолетнего возраста.
•Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в
некоторых случаях, дату рождения.
Минусы:
•Требуется
утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
•Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на
усыновителей.
•Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному
положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.
•Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Финансовая поддержка государства:
Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка (в размере 8 000 рублей).
Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.
2. Опека и попечительство.
Принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Плюсы:
•Опека
устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего
оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
•На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие
опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
•По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
•Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных
условий.
Минусы:
•Ребёнок имеет
статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную
принадлежность к семье опекуна.
•Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на
усыновление ребёнка.
•Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками
ребёнка возможны.
•Смена фамилии ребёнку и изменение даты рождения невозможно.
Финансовая поддержка государства:
•На содержание ребенка
государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в
нормативу (на ребенка от 0 до 2 лет – 4000 рублей, на ребенка от 2 до 7 лет –
4160 рублей, на детей от 7 до 18 лет – 4570 рублей).
•В случае смерти кровного родителя ребенка, назначается пособие по потере
кормильца.
•Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия
собственного).
•Льгота при поступлении в учебное заведение.
•Льготы на санаторно-курортное лечение.
- выплачивается единовременное пособие в размере 8 000 рублей.
3. Приемная семья.
Форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у "приемного родителя" - воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
Плюсы:
•Возможно, передать
в семью детей, не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных
семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.
•Менее жёсткие требования к кандидатам - примерно такие же, как и при опеке.
Минусы:
•Постоянный контроль
и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
•Сложнее оформить, т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на
воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или
контракт).
•Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или
городе, т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.
•Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
Финансовая поддержка государства:
•На содержание
ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в области
нормативу (на ребенка от 0 до 2 лет – 4000 рублей, на ребенка от 2 до 7 лет –
4160 рублей, на детей от 7 до 18 лет – 4570 рублей).
•Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж (1-2 ребенка
– 2 500 рублей, 3 ребенка – 3 500 рублей)
• оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
•выплачивается единовременное пособие в размере 8 000 рублей.
•По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него
нет.
4. Патронат.
Форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях двухстороннего договора между учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства - социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в детском доме. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка.
Плюсы:
•Возможность
поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется
заменяющая семья или не имеющего статуса, позволяющего передать его под
постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в
приют, детский дом.
•Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие,
чем при опеке.
•Сторона в договоре, представляющая государство, организует обучение, отдых и
лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных
проблем.
Минусы:
•Работа по планам,
устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за
воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
•Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению учреждения.
•Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их
регламент определяется по согласованию сторон.
Финансовая поддержка государства:
•На содержание
ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному нормативу (на
ребенка от 0 до 2 лет – 4000 рублей, на ребенка от 2 до 7 лет – 4160 рублей, на
детей от 7 до 18 лет – 4570 рублей).
•По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового
нет.
5. Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня).
Форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении, и будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает его самооценку и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.
Плюсы:
•Как правило, более простое оформление, не требующее прохождения полного
медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.
•Возможно, взять ребенка/детей, изъятых из неблагополучных многодетных семей или
у осужденных родителей и тех, которым крайне сложно найти постоянную семью и (в
ином случае) обречённых жить в детском доме.
•Если наставничество предполагается как переходный этап перед опекой,
усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу,
позволяет понять, принято ли верное решение.
•При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию,
т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.
Минусы:
•Законодательно не
установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня
документов - все требования устанавливаются органами опеки и попечительства
местного муниципалитета и государственным опекуном ребенка - директором детского
учреждения.
•Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.
Финансовая поддержка государства:
На содержание ребенка выделяются продукты питания согласно установленным нормам.