цыфаркина Людмила Александровна

На главную<

 

Зодчий  строит  храмы  и  дворцы.  Композитор  создает  музыкальные  произведения,  художник - живописные  полотна,  драматург -  произведения  для  театра.  А  учитель,  если  он  не «урокодатель»,  создает  урок  как  произведение  педагогического  мастерства  для  детей  и  вместе  с  детьми.  Вот  с  таким  педагогическим  настроением  хожу  каждый  день  в  школу.  В  данной  школе  работаю  с  15  августа  1986  года.  Педагогический  стаж  -  19  лет.  Я  преподаю  уроки  чувашского  языка  и  литературы.  На  своих  уроках  стараюсь  заинтересовать  учащихся  историей,  культурой,  жизнью  языка  своего народа.

«Материнский  язык -  величайшая  из  духовно - нравственных  сил  народа,  главная  его  опора.  Неограниченное  применение  родного  слова  в  школе -  первое,  решающее  условие  народности  образования,  гуманности  воспитания.  Родной  язык  является  не  только  свидетельством  жизненности  народа,  но  есть  именно  сама  жизнь  народа»,-  как  гимн  звучит  для  меня  слова  великого  чувашского  просветителя  И. Я. Яковлева.

Несколько  лет  назад  я  задумалась  над  тем,  как  развивать  у  учащихся  самостоятельность  и  активность  мысли,  творческую  инициативу?  Как  вовлечь  всех  учащихся  в  активную  учебную  деятельность  на  протяжении  всего  урока   с  учетом  их   возможностей  и  способностей?  Как  изменить  урок,  чтобы  каждый  ученик смог  проявить  себя?  На  эти  вопросы  я  нашла  ответ,  изучив  литературу  об  инновационных  технологиях  обучения.  В  отличие  от  традиционной  системы  обучения  в  основе  построения  урока  по  новым  технологиям  лежит  активная  самостоятельная  деятельность  ученика,  полное  вовлечение  его  в  учебный  процесс  в  соответствии  со  способностями  и  возможностями.

В  современном  мире  стало  привычным  использование  учителями  различных,  современных  образовательных  технологий:  проектная,  здоровьесберегающая,  модульная,  интерактивные  технологии  и  т. д.

В  настоящее  время  метод  проектов  все  чаще  и  чаще  рассматривают  как  систему  обучения,  при  которой  учащиеся  приобретают  знания  и  умения  в  процессе  планирования  и  выполнения  постепенно  и  последовательно  усложняющихся  практических  заданий -  проектов.  При  обучении  чувашского  языка  и литературы  я  использую  такие  виды  проектов,  как  информационные,  игровые,  исследовательские,  творческие.  Вид  проекта  зависит  от  возраста  учащихся  и  темы.  В  8  классе  по  чувашской  литературе  изучаем  « Духовное  завещание  И. Я. Яковлева».  Восьмиклассники  изъявили  желание  в  школе  создать  детскую  общественную  организацию  в  честь  Великого  Патриарха.  Исследовательская  проектная  работа   прошла  удачно.  В  школе  возродилась  детская  общественная  организация  « Ростки  И. Я. Яковлева».   Организация  работает  по  7  заповедям  чувашского  просветителя  И.  Я.  Яковлева:

1. Верьте  в  силу  труда  и  любите  ее.

2. Верьте  в  Россию  и  любите  ее.

3. Учитесь  на  совесть  и  помогайте  другим  в  учебе.

4. Будьте  милосердны.

5. Будьте  дружны  между  собой.

6. Честь  и  достоинство -  величайшие  ценности.

7. Берегите  здоровье.

На  основе  этих  заповедей  созданы  семь  центров:  «Трудолюбие»,  «Патриотизм»,  «Учеба»,  «Милосердие»,  «Дружба»,  «Честь  и  совесть»,  «Здоровье». 

Управляет  всеми  этими   центрами    председатель.

Использование  технологии  модульного  обучения  на  уроках  чувашского  языка  и литературы  позволяет  развивать  у  учащихся  самостоятельность  и  активность  мысли,  творческую  инициативу.

Ученики  Чубаевской ООШ  свой  интеллектуальный  уровень  по  чувашскому  языку  и  литературе  проверяют  на  республиканских,  районных олимпиадах.  На  районных  предметных  олимпиадах  ежегодно  занимают  призовые  места.  Об  этом  свидетельствуют  копии  дипломов  учеников,  копии  приказов  из  ОУО.

       Школьники активно  участвуют  на  республиканских  творческих  конкурсах.  Коллективная  работа  учащихся  8 класса  (кружок  «Кайкар»)  заняла  2-ое  место  в  открытом  конкурсе  творческих  работ  учащихся  «Таван  ен»,  посвященном  95-летию со  дня  рождения  В. Е. Митта  в  номинации  «Конкурс  исследовательских  работ». Также  участники  кружка  «Кайкар»  были  награждены памятным  призом в  республиканской  викторине «О вас  болел  я  душой»,  посвященной 150- летию  со  дня  рождения  И.Я. Яковлева.

        В  2006  году  первой  Чувашской   газете  «Хыпар»  исполнилось  100 лет. Ученики 7 – го класса  Теплов Владимир,  Сидорова  Светлана,  Вавилова  Татьяна  с большим  энтузиазмом  участвовали на  республиканском  творческом  конкурсе, посвященном  100 - летию  газеты «Хыпар». Комиссия Министерства  образования и  молодежной политики  высоко  оценила  исследовательскую  работу этих  учеников.  Ребята  ежегодно  пробуют  свои  силы  на  Республиканском  конкурсе  по  чувашскому  языку «Чувашская ласточка». В  2004-2005  учебном  году  победителями  стали  Пугачева Т. (3 кл.), Константинов А. (4 кл.), Егорова  К. (5 кл.), Теплов В.(6 кл.), Галкина С. (8 кл.), Константинова А. (9 кл.) (Копии дипломов, 2005год).  В  этом учебном  году  победителями  конкурса    «Чувашская  ласточка»-языкознание  для  всех!  стали  следующие   учащиеся: Пугачева  Т. (4кл.),  Никифорова  Ж. ( 5кл.),  Долгова  Е. (5  кл.),  Теплов  В. (7кл.),  Тимофеева  Т.(8 кл.),  Галкина  С.(9кл.)

Для  выявления  и поддержки  одаренных детей  каждый  год в республике  проводится  фестиваль детской  поэзии «Костры  Сеспеля». Васильева  Анастасия, ученица  8 класса, заняла  2 место на  республиканском  фестивале детской  поэзии «Костры  Сеспеля»  в номинации «Авторская  поэзия». (Копия диплома)

На  районном   фестивале  детской  поэзии  « Костры   Сеспеля» ученик  9  класса   Иванов  Владимир  занял   2  место  в  номинации   «Поэзия  Сеспеля»,  ученица  7  класса  Вавилова   Татьяна  заняла  3  место.

Кабинет  чувашского  языка  и литературы  Чубаевской ООШ  был   призером   республиканского  конкурса «Лучший  кабинет чувашского  языка  и литературы».

В школе  вошло  в  традицию  проведение  недели  чувашского  языка  и литературы.  Каждый  класс  активно  участвует  в  проводимых  мероприятиях.  На  вечер  поэзии  Михаила Сеспеля  пригласили  Народного  поэта  Чувашии  Юрия  Семендера.  Под  моим  руководством  работает  фольклорный  кружок. С концертными  программами  выступаем  перед населениями  деревень Новое Шептахово,  Батеево, Чубаево.

 Часто  навещаем  Чубаевский  детский  сад «Солнышко».

 Каждый  год  в районе  проводится  детский  фольклорный  фестиваль «Перепелочка».  Фольклорный  коллектив  Чубаевской ООШ  ежегодно   становится лауреатом  районного  фестиваля  детского  фольклора «Перепелочка»  за  высокое  исполнительское   мастерство.

История  родных  мест  дорога  и  близка  сердцу  каждого  человека.  Она  вокруг  нас  в  памятниках,  обелисках,  в  великих  и  малых  событиях  прошлого  и  настоящего,  в  самих  людях — творцах  истории.  История  родного  края—благодатный  материал для  духовного  просвещения  подрастающего  поколения. Я как  учитель  чувашского  языка  и  литературы  активно  использую  краеведческий  материал  в  учебно—воспитательной  работе.  Учебные  занятия  часто  провожу  в школьном  краеведческом  музее. С  учащимися  школы  веду  поисково—собирательскую,  исследовательскую  работу. Благодаря  неустанной  поисково—собирательской  и  общественно—массовой  работе  музей  стал  творческой  лабораторией  по  пропаганде памятников  истории  и  культуры  на  местном  материале  не  только  среди  учащихся  школы, но  и  жителей  села,  района, республики.                                       

Я  являюсь  классным  руководителем 7 класса.  Конечная  цель  моей  работы  как  классного  руководителя  мне  видится  в том,  что в  результате  моих  педагогических   усилий будет  воспитана  личность; способная   самостоятельно  строить  свою  жизнь; умеющая  взаимодействовать с другими   людьми  и  получать  от этого  удовольствие; стремящаяся  к духовному  осмыслению  происходящего с ним  и с тем, кто её окружает; испытывающая  гордость  за   свою   республику, уважение  к её истории,  культуре, обладающая  гражданской  позицией, чувствующая  сопричастность  с  судьбой  страны.

Работу  с детьми  третий год  строю  по  следующим  направлениям:

 1) индивидуальная  работа с учащимися  с целью  создания  оптимально  комфортных  условий  для   развития личности,  сохранения  её  неповторимости  и раскрытия её  потенциальных  способностей;

 2)  развитие  коллектива;

 3) интеллектуально - познавательная  деятельность  с целью  обогащения  представлений  об   окружающем  мире,  формирования   потребности  в  образовании,  развития  интеллекта;

  4) патриотическое  воспитание, формирование  гражданской  позиции, привитие  чувства   сопричастности к судьбам  отечества  и родного города;

  5) осмысление  общественных  ценностей;

  6) пропаганда  здорового  образа  жизни;

  7) формирование  уважительного   отношения  к  труду;

  8) эстетическое  воспитание;

  9) работа  с родителями.

В 7 классе  обучаются 13  учеников, из них  5 мальчиков  и 8 девочек. Для 5  учащихся   характерен  повышенный  уровень  познавательного  интереса, для 7 – средний, а для  1 – низкий  уровень. В классе  выделилась  группа учащихся  (5 человек) с высокой  степенью  развития  познавательного  интереса. Уровень  знаний этих учащихся  возрастает, из  года  в год  растет  их активность  во  внеклассной   познавательной  деятельности.

Сидорова С., Вавилова  Т., Теплов В.  с большим энтузиазмом  участвовали  на   республиканском   творческом  конкурсе,  посвященном  100 - летию  газеты «Хыпар».  Комиссия  министерства  образования  и молодежной  политики  высоко  оценила  исследовательскую  работу этих  учеников.

В 2005  году  Теплов Владимир  стал  победителем  конкурса  по  чувашскому  языку «Чувашская  ласточка». Каждый  год   фольклорный  коллектив  7  класса  становится  лауреатом  районного   фестиваля  детского   фольклора  «Перепелочка»  за  высокое  исполнительское  мастерство. Коллектив  7 класса  занял  1 место в районном   конкурсе  - игре   «Ростки  возрождения», посвященном 60-ю   Победы  в ВОВ (1941-1945) в викторине   «Культура родного  края».

Большая  работа  проводилась  по  вовлечению  учащихся  в спортивные  секции. В них  занимались 8 учащихся. Ученики  7 класса  успешно защищали честь  школы  на республиканских, районных соревнованиях. Никифорова  Л. заняла  1  место  в  открытых  соревнованиях  Урмарского  района  по  лыжным  гонкам   в  память  о мастерах  спорта  СССР  братьев  Ивановых, Кириллова  А.  заняла  3  место.

 25—26  марта  2006  года  в  городе  Новочебоксарск  проводился  традиционный   Всероссийский  турнир  по  легкой  атлетике, где Никифорова  Л.  заняла  3 место.

 Мои методические разработки  были напечатаны  в  профессиональном  журнале  «Народная школа»:

В соавторстве  с Цыфаркиным В.Е. выпустила   методическую  разработку «Челхепе  литература  верентессин  хаш – пер ыйтавесем»  (1993г), книгу «Пирен  ентешсем - унер  есченесем».

Стараюсь  активно  участвовать  на  различных  профессиональных  конкурсах. В 2004  году  на смотре   художественного творчества   работников  образования стала  дипломантом. В 2005  году стала  лауреатом  районного  профессионального  конкурса «Учитель года – 2005».  Заняла 3 место в номинации  «Учитель- предметник»,  2 место  в номинации «Самопрезентация».

 

    

Победители  районных  олимпиад по  чувашскому  языку  и  литературе

 

№№

Фамилия,  имя

Учебный  год

Место

1

Цыфаркина  Татьяна

10  класс

 

1998-1999

 

1

2

Кириллова  Ирина

9  класс

 

1998-1999

 

3

3

Цыфаркина  Татьяна

11  класс

 

1999-2000

 

1

4

Михайлова  Марина

9  класс

 

1999-2000

 

2

5

Димитриева  Ольга

10  класс

 

2001-2002

 

1

6

Васильева  Екатерина

9  класс

 

2002-2003

 

3

7

Константинова  Анастасия

9  класс

 

2003-2004

 

3

 

Презентация по произведению Василия Алендея "Сосны вечно зеленые".

 

                                    Урок  теми%

Т.нчере  чи  хитри- пурнё=! ( Василий   Алентей.н   « Хырсем  .м.рех  ем- еш.л» пове=.  тёрёх)?

                           

                           Урок  т.с.% шухёшлав- тишкер\  урок.?

 

                           Урок  т.ллев.сем?

П.л\  т.ллев.сем%  Василий  Алентей.н  « Хырсем  .м.рех  ем- еш.л»  пове=не  тишкересси%

 

_=ырав=ё  =ын  чун-ч.рине  вит.мл.н  кётартакан  сёнлёхсене  тупма:  курма: ёнланма  в.рентесси*

- =ырав=ё  =ын  чун- ч.рине  у=малли  мелсене ( символ: пейзаж)  м.нш.н  тунине  ёнлантарасси?

 

 

Воспитании  т.ллев.%

-пурнё=  илемне курма  в.рентесси?

_пу=  хунё  паттёрсене  пу= тайма  в.рентесси?

 

Илемл.х( аталантару)  т.ллев.%

 

_ачасен  чун  илемне  вёратасси: чётёмлёха:  =ир.пл.хе  аталантарас

си?

 

                             Урок  эпиграф.%

 

                      «????    Пурнё=а  юратса:  эп хупатёп  ку=а:

                                +.р  =инче  ман  юлать  ырё  ятём?»

                                                  Александр  Алка  «Ырё  ят»

 

                             Урок  юхём.%

 

1? В.ренекенсем    Александр  Алка  =ырнё  «  Ырё   ят»  сёввине  выляса  кётарта==.?

Пир.н  ума  кам  тухса тёч.;  Гриша  Антонов?

2?Произведенири  герой  кёмёл.пе  =ут  =анталёк  м.нле  =ыхёнса  пынине  тишкересси? Ачан  пурнё=не  кётартакан  символсемпе  .=лесси?

Хирти  пурнё=_К.ркурин  п.ртен –п.р  савёнё=.?

Шурё  п.л.тсем_ ачан  малаллахи  .м.ч.сем?

Кёвак  шевле-  К.ркурие  вёхётлёха  юмах  т.нчине  илсе  =итерни?

Шёрчёксем_ К.ркурин  сиксе  выляс  шухёшлё  ачалёх.?

Утмёл  турат  чечек._К.ркурин  ачалёх.нчи юрату?

 

+ак  символсем  пурте  пурнё=па  =ыхённё?

-Чи  хитри- пурнё=:  ачам?  Пурнё=:- тет Тимахви  мучи?

3?Василий Алентей  К.ркурин  ачалёхне  сёнланё т.ссемпе  .=лесси?

Шурё-  тасалёха  п.лтерет: кёвак- асамлёха:  ем-еш.л- =амрёклёха?

4?Сарё  =\=л.: кёвак  ку=лё  Гриша  =инчен  кала=асси?

Символсемпе  .=лесси?

+ир.п  туйра_Гриша  тёлёххён  \сн.  пулин  те:  вёл  ним.нле  хуйха- суйха   парёнманни?

Шурём  пу=_  Гришёпа  Марукён  таса  юратёв.?

5? Каччён  илемл.  вёхётне  сёнлакан  т.ссемпе  .=лесси?

Кёвак_тасалёха:  сарё-=утё  пуласлёха?

 

6? Гриша  Антонов  салтак  =инчен  кала=асси?

Символсем?

Салтак  т\ми  чечек_ Гриша  Антонов  Тёван  =.р_шыва  х\т.лекен  салтак  пулса  тёни?

+ёлтёр  \кет_Гришён  пурнё=.?

Улём  п.рчи  в.=._ пурнё=  в.=.?

+амрёк хыр_ =амрёк  салтак  Гриша?

+амрёк    пилеш  касёлса  \кни_ Гришён  пурнё=не  п.лтерет?

Вёрём  туна  юпи- вил тёпри  =инчи  юпа?

Урапа  к\лн.  =\рен  лаша_   тёван  ял.пе  =ыхённё  пурнё=?

Сар  кайёк-  йывёр  аманнё  Гришёна   пурнё=  илем.  =инчен  аса  илтерет?

Улаппа(у-у! у-у!) кайёк сасси_ Гришёшён  Марук  кулянни?

Марук  т.л.к._Гриша  Антоновён вил.м.?

Ем- еш.л  хыр_(м.нш.н-ха  автор  сим.с хыр темен;) _=амрёк  салтак?

 

7?Василий  Алентей  Гриша  Антонова  вёр=ёра  сёнланё т.ссемпе  .=лесси?

Сим.с  гимнастерка:  ем-еш.л хыр- чёрёш  вёрман.: сим.с т.т.м:  хуп-хура  ушкён:  хуп-хура  тёпра:  хуп- хура  стена:  хуралнё  хир:  х.п-х.рл.  =ырлисем:  сарёрах  хёмёр  кайёк?

 

8?П.т.млетни?

+ак  .=  Ленинград  обла=.нчи  Курголово  сёмсах.нче  пулса  иртн.?  Хыр  вёрман.нче? Тин.срен  ин=е  те  маар? Унти   хырсем   тин.срен  в.рекен  у=ё  =илпе яланах  хыттён:  тунсёхлён   кашла==.?  В.сем  яланах:   .м.рех  ем-  еш.л? Них=ан та  кивелмест  хырсен   тум.?  Них=ан  та???Совет  салтак.н  паттёрлёх.  те   яланах  =ап- =уттён   =уталса тёрать?  Них=ан  та  т.кс.мленмест?  Них=ан  та???

 

9? Ачасен  п.л.вне хакласси?

10? Киле  .= парасси?

 

 

 

Тема  урока%

«П\ч\к  черккерен  пыс=к  инкек  тухать»

 

 

Учитель%    Ёак=  ёут=  т\нчере в=йли  ёук  та этемрен:             

               Шывсем  ёинче:  ё\р  ёинче  хуёа  пулса  в=л  т=рать*

               Анчах  в=йл=  этем  те  х=й  т\нчине  п=х=нать:

               Укёапала  эрехех  ёынна  =сран  к=ларать?

 

Урок  теми%   «Шух=шлар-ха:  тишкерер-ха :» Х=наран»  калавра  п\ч\к  черккерен  пыс=к  инкек  м\не  пула  сиксе тухать-ши;»

        

Урок  т\ллев\%  В\ренекенсемпе  ё.лте пан=  ыйт=ва  калава  тишкерсе:  шух=шласа  хурав  парасси?

         

В\рент.  хат\р\сем% мультимедиапроектор:  ачасен  .керч\к\сем?

        

Урок  юх=м\%  Ёыравё=  вулакана  х=й  м\н  калас  тенине:  шух=ш-к=м=л\пе  туй=мне  камсем  урл=  ёитерме  т=р=шать; 

         № Ачасен  хурав\сем№

№ Экран  ёине с=нарсен  яч\сем  тухса  пыраёё\№                 

Учитель% Ёапла  вара:  с=нарс=р  илемл\  хайлав  пулмасть?                  

        №В\ренекенсем  « Х=наран»  калаври  с=нарсене  туллин  тишкереёё\?№  Крикка_ё.ё\  к=вакарма пуёлан=  лутрарах  старик:  к=м=лл=  питл\-куёл=скер:  х=нисене  \ётерет: ёитерет*  п\ринпе  те  тепринпе  уёё=н    калаёать?

Крикка  карч=к\  шур= к\пепе: сурпан-чалма  сырн=: с\тел  пат\нчен  с\тел  патне  кускаласа  ё.рет?

 

К\терук  х\рл\  сатин  к\пепе:  й=р=с  п.лл\:  т=п-т=п  питл\-куёл=? Пуё\нче  илемл\ тут=р? Х=насем  ум\нче  илемл\н  яр=нса утса  ё.рет?

Сар  Ванюк_сар=: к=тра: й=пш=м питл\  ёын? 

Санькка_сар=  ё.ёл\: х\рл\  сатин  к\пепе:  хура  ёытмапа:  пушмак: ч=лха  т=х=нн=?

Экран  ёине  ыйту тухать% м\нш\н  М? Трубина  1-м\ш  сып=кра Санькка  ёине  тимл\х  уй=рать;   Ачасем  х=йсен  шух=ш\сене  калаёё\?

Учитель%  паё=р й\ркелл\ калаёса  ларакан  ёынсем  хал\  чылай=ш\  картран тухн=?  М\н-ши  в=л  карт;№ ачасем  х=йсен  шух=ш\сене  калаёё\№

Экран  ёине  ыйту тухать%  К\терук  м\н  с=лтавпа  эрех  \ёет;

№ ачасен  хурав\сем№

Учитель ахр=м  сасл=  микрофонпа  калаёать% лаша  пуёне  ухса: ёилхине  в\ётерсе  чупать? Ёантал=к  т.лек? Шартлама  сив\? К=вак  т.пере  ё=лт=рсем: шултран  кур=нса:  урисене  в\лт\р-в\лт\р  вылятса  т=раёё\? Кат=лн=  уй=х  куёне  х\ссе  п=хать?

Ыйту% м\нле шух=шл ат=р: ачасем: м\нш\н  автор уй=х  куёне  х\ссе  п=хать  тесе  ёырать-ши;    №в\ренекенсен  шух=ш\сем№

Учитель% ача  ёуна  хыёё=н  чупнине  автор  м\нле  илемл\х  мел\семпе  ус=  курнине  тишкерер:  м\нш\н  в\сене  илнине  =нлантарар?

В\ренекенсемпе к=штах  канса  илмелле  хусканусем  т=ватп=р?

Учитель% ё\р  ёаврака:  ч\ркуёёисемпе  ёавр=нар-ха:  унтан  в=й  илер? Ё.лти  п\л\трен  ал=семпе  в=й- х=ват туртар? Асамат  к\пер\  пек  ёич\  хут  ав=нар?

Учитель  микрофонпа% ача  вилнине  никам  та  курмар\? К=вак  т.перен  ёеё  ё=лт=рсем куё\сене  чарса  п=хса т=ч\ё?

Ыйту%  ача  вилн\  саманта  трагедилл\  тума  автор  м\нле  илемл\х  мел\семпе  ус=  курн=;

Экран  ёине  ыйту  тухать% ачи  .ксе  юлнине  =нлансан  Ванюк=н  м\нш\н  ёан-ёур=м\  в\риленсе:  сив\нсе  каять;  Ванюк=н  хуйхине  к=тартма  автор  тата  м\нле  с=махсемпе  ус=  курать?

№ачасен  хурав\сем№

Экран  ёине  ыйту  тухать% нумаях  пулмасть  ёынсене  ташласа:  ч\в\л-ч\в\л  пуплесе  сав=нтарн=  Санькка  п=р  татки  пек  хытса  выртни  ёынсене  м\н  ёинчен  аса илтерет;

П\т\млет.% шух=шлар=м=р: тишкерт\м\р? « Х=наран» калавра  п\ч\к  черккерен  пыс=к  инкек  эрехе  виёес\р  \ёнине  пула сиксе  тухать?

Экран  ёине  В=рмар  район\н  2005-м\ш  ёулхи  статистики  тухать?

П\т\мпе  46  пушар  пулн=?

Пушарта  9  ёын  вилн\?

Ёул  ёинче  25  авари  пулн=?

6        ёын  вилн\: 31  ёын  аманн=?

     Районта  244  преступлени  пулса  иртн\?

Ёавсенчен  23  преступление  шкул  ёул\нчи  ачасем  тун=?

Районта  28  пине  ях=н  ёын  пур=нать?

Раёёей  Федераций\н  статистики  п\лтерет?

Кашни  кун  Раёёей\пе  40  пин  ёын  вилет?

Вил\м  с=лтав\сем% алкоголь: ч\репе  ёых=нн=  чирсем?

 

Медицина ас=рхаттарать%

Эрех  \ёекен  ачан  пуё  мими  шух=шлама  п=рахать?

Ч\ре: п\вер  тата  ытти  органсем  чирлеме  пуёлаёё\?

Ачан  пуласл=х\ п\тет?

Сыв=  =ру  ёуралассин  шан=ё\  п\тет?

 

Киле  пан=  \ё% эрех  сиен\  ёинчен  .керч\ксем  туса  килмелле?

 

 

                                     2

 

              Тема% В?Е?Рсай?  С=хман  ай\нчи ача  ам\ш\?

                      Калав=н  с=нарл=х\: шух=ш\?

 

 

              В\рент. т\ллев\сем%

 

-         Ентеш-ёыравё=  пултарулл=х\пе  палашасси?

-         С=нарл=ха: илемл\хе  туйма  в\ренесси?

Кил\ш.лл\  вуласси?

 

 

             В\рент.  хат\р\сем%

                         Литература  справочник\: «Ч=ваш  писател\сем»

                         справочник: «Ялав» журнал: 1990: 2№:

                       В?Е? Цыфаркин? Пир\н ентешсем-.нер \ёчен\сем?

                       Писатель порптреч\?

 

Учитель \ё\% п\р в\ренекене  В?Е?Рсай пурн=ё\пе  пултарулл=х\  ёинчен  доклад  й\ркелеме  хушмалла?  Кирл\  Материалсем «Ч=ваш писател\сем» справочникре: «Пир\н ентешсем-.нер  \ёчен\сем» брошюр=ра: «Ялав»  журнал=н  1991 ёулхи 2-м\ш  номер\нче  пур? Ыттисем энциклопедирен: литература  термин\сен  справочник\сенчен танлаштару: олицетворени:  эпитет ёинчен  ёырса  илеёё\?  Ялти  библиотек=ран: шкултан:  килтен «Ялав» журнал=н  1990 ёулхи 2-м\ш номерне тупса  килеёё\?

 

          Урок  юх=м\%

    1? В?Е? Рсай – ч=ваш  литературинче 20-30-м\ш  ёулсенче  пал=рн=  ёыравё=?

      Доклад итлени? 8-м\ш класра  В?Е? Рсай  пултарул=хне  в\реннине  аса  илни?

     2? Класри  вулав? Шух=ша  кура кил\ш.лл\  вулав?

     3? Калава  с=нарл=х  енчен тишкерни? Илемл\х  мел\сене пал=ртни?

«С=хман  ай\нчи ача ам\ш\»  калав  пыс=ках  мар? Журнал=н  пер  страницинчен  ытларах  выр=н  ёеё  йыш=нн= в=л? П\ч\к  пулин  те х=йлав  с=нарл=х\пе: шух=ш илем\пе ил\рт.лл\? Ё=м=лл=н  вуланать: =шра  тем  т\рл\  шух=ш  в=ранать- пурн=ё  пирки:  ёынл=х  пирки: чыс пирки: \нен.пе ултав  пирки?  Ёак=  мар-и-ха: произведенин  чи  =сл=  пахал=х\- шух=шлаттарма  пултарни?

Калав 4 п\чек  пайран  т=рать? Кашнинех  п\р ачана  вулаттармалла? Кил\ш.лл\  вулава  ас=рхасах  т=малла: т\р\с  маррине  т.рлетмелле: теп\р  хут  вулаттармалла?  Кашни  пай=н  х=й\н  к\вви: х=й\н  шух=ш\  пуррине  пал=ртмалла?

 

 

 

                                   3

 

«Ёемёе  с=пка  ёинче  ёыв=рса  кайн= ача  пек:  л=пк=:  ёилс\р  каё? №Танлаштару№? Таёал  ял\ №метоними№ ёыв=рать:  п.ртсен  ум\нчи  ват=  й=мрасем  пуё\сене  ё\релле  усн=№ч\р\летни№*  п\л\т шур утилл\  ул=х  пек: - ниёта  та  хура т\м  ёук №С=нарл=  танлаштару№*  уй=х  халь  анчах  ёуралн=  тиха  майл=:  аран-аран  ш=вать №танлаштару: олицетворении№?

Ёак=н  пек  с=нарл=  выр=нсем  калав  т=р=шш\пех?  Анчах  в\сене  х=йсемш\н  ёеё  ус=  курман?  Кашний\  калав  шух=ш\н  к\ввипе  кил\ш.лл\?  П\ррем\ш  пай\нче в\сем  ёут=  та хитре- юрату: савн=  ёынна  чунтан  пар=нни: тасал=х: тен айванл=х  та: телей  паллисем? Ёут  ёантал=к  .керч\к\сенче  те с=нарл=  танлаштар=ва  курат=н?  Малтан  в=л л=пк=  та ачаш пек: кайран: Санюк  Пет\ре  пар=нсан: теме  систерн\н  «уй=х\  С=ртсем  хыёне  ш=пп=н: темрен  в=танн=  пек пулса  кайса: вырнаёр\»?

Икк\м\ш  пай\нче Санюк  п\ччен? В=л Пет\ре  к\тет? Анчах  Пет\р\ кил\-ши;  «С\тел  ёинче  ларакан лампа: краёёын  п\тсе  килн\рен  х=й\н  х\рл\  ч\лхине  к\скетме  пуёлар\? Пурт  т\тт\мленет? +ёта кирл\  унта  пытанн=  таракансем  п.рт   п\ренисем  ёине  ёиеле  тухр=ё: таёта  васкаёё\»? Пет\р  килес  шанч=к   лампа ёунма  чар=нн= пек  с.нет? Т\рл\  шух=ш таёта васкакан  таракансем  пек: пуёра  яваланать?

С=нарл=ха  =нланса  илсе  кашни  пай=н  шух=шне  пал=ртма пулать?  Ачасен  ёав=н  пек пултарул=хне  аталантарасси- учител\н  тив\ё\?

 

П\т\млетни% калава  м\нле  йыш=нн=; Вуланасл=х\  м\нле  шайра; Илемл\х  т\л\шпе  м\н  калама  пулать; М\нле  т\п  шух=ша  пал=ртать  х=йлав;  Калав  м\нле  туй=мсем  ёуратать;                                                  

 

Урок т\ллев\сем%
1?В\ренекенсен тавракур=мне аталантарасси*
2? Т=ван ё\р - шыв=н Асл= в=рёинче пуё хун= т=ван=м=рсене пуё таясси?

В=й= й\рки%
1 - м\ш ыйту 1 - м\ш ыйту 1-м\ш ыйту

2 - м\ш ыйту 2 - м\ш ыйту 2-м\ш ыйту

3 - м\ш ыйту 3 - м\ш ыйту

4 - м\ш ыйту

Сим\с ёул Сар= ёул Х\рл\ ёул

В=й= пуёланас ум\н в\ренекенсем х=ш т\сл\ ёула суйлассиш\н туп=шаёё\?
Х\рл\ ёул - чи к\ски? Финала тухас текен\н ик\ ыйт=вне те т\р\с хуравламалла? Т\р\с мар хуравласан: в=й=ё= тухса .кет?
Сар= ёул ёинче - виё\ ыйту? П\р ыйту ёинче ача й=н=шма та пултарать: теп\р этапа штрафлан= очкопа куёать?
Сим\с ёул ёинче - т=ват= ыйту? Ик\ ыйт=в\ ёине й=н=ш хуравлама та юрать: штрафпа куёать?


В=й= юх=м\%
Ертсе пыракан в=ййа хутш=накансенчен интервью илет?
(В=й=ё=сем х=йсемпе паллаштараёё\)?
В=й= пуёланас ум\нхи ыйту%
"Патт=рр=н пуё выртн=: тарк=н=н й\р юлн=" ваттисен с=махне илемл\ ч\лхепе =нлантарса пар=р?
Т\р\с: илемл\ хуравлан= в=й=ё= х=йне кил\шекен ёула суйласа илет? Теп\р ёулне икк\м\ш в=й=ё суйлать? Виёё\м\ш ёул - виёё\м\ш в=й=ёа лекет?

Сим\с ёул ёинчи валли ыйтусем%
_ Т=ван ё\р-шыв=н Асл= в=рёинче миёе ч=ваш ёынни Совет Союз\н Герой\ ятне илме тив\ёл\ пулн=; (65 ч=ваш ёынни)?
_ Вил\мс\р "Таня" поэм=ра патт=р х\ре м\нле йыв=ё ёумне пытарн=; (хур=н)?
_ Пир\н ентеш: хал=х ёыравёи: т=ван ё\р-шыв=н Асл= в=рёинче патт=рр=н к\решн\ салтак? (В?Алентей)
_ Шывра та путмасть: вутра та ёунмасть калар=ша илемл\ ч\лхепе =нлантарса пар=р?

Сар= ёул ёинчи валли ыйтусем%
_ В=рмар район\нчен тухн= Совет Союз\н Герой\? (А?Казаков)
_ Палл= ч=ваш ёыравёин М?Кипек\н "Патт=рсем??? ёухалмаёё\" ятл= роман пур? М\нс\р патт=рсем ёухалмаёё\ - ши; (хыпарс=р)
_ Т=ван ё\р-шыв=н Асл= в=рёинче ч=ваш ёыравёисем п=шалпа тата м\нпе ёап=ён= - ши; "Перопа"

Х\рл\ ёул ёинчи валли ыйтусем%
_ Ёак с=н .керч\к ёинче кама с=нласа пан=; Ун пирки м\н калама пултарат=р; (Н?Зарубин с=н .керч\к\)
_ Кам=н: Ч=ваш хал=х ёыравёин: патт=р салтак=н ч\ри Шупашкарта анатоми музей\нче упранать; (Пет\р Хусанкай=н)





Енчен те в=й=ё= т\р\с хуравлаймасан: куракансене ыйт=ва пама пулать? Т\р\с хуравлакансене медаль ёакса ямалла?

В=й= - =м=рт=ва п\т\млетни?

Ё\нтер.ё\не чыслани?
 

                                                                             Приоритетные национальные проектыСайт ЕГЭУчительская газетаПервое сентября