Работы учителей |
||||
Вотякова Людмила Николаевна, учительница русского языка и литературы
|
КЛАССНЫЙ ЧАС «Всему начало – отчий дом». Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества. Задачи: 1. формирование нравственного долга перед родителями; 2. определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений; 3. развивать способности коммуникативного общения; 4. развивать положительные эмоции и чувства связанные с заданной проблемой. Оборудование: 1. Плакат с высказыванием: «Семья – это место, куда приходят победные силы человека» А.С.Макаренко. 2. Плакат – рисунок «7 Я – моя радость». 3. «Дом»: фасад и камни (фасад прикреплен сверху камина). 4. «Тучи» (5 штук) и «солнце». 5. «Поленья дров» (20 штук). 6. «Пламя». План проведения. 1. Вступительное слово. Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Я не случайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете – почему?. Да, круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия вашей защищенности. Я напомню вам несколько неотложных правил, которые при этом нужно выполнять: 1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих. 2. Говорит один, все слушают, не перебивая. 3. Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете. Тренинг «Как вы себя чувствуете?». Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. (Все высказываются по очереди). Мы сегодня будем говорить по теме «Всему начало – отчий дом». Чтобы перестроиться на этот разговор, прослушаем небольшой фрагмент песни. ( Песня «Родительский дом»). Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом? (Отвечают все по кругу). Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Когда – то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье? Каждому из нас нужно такое место, где надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место семья, дом. ( Показываю плакат «7Я – моя радость»). Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7Я? Как появилась слово «семья»? Когда- то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос, подруга моя…? - «Я, я, я» - Ева молвила – «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья. А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить. Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе… Откройте глаза. Вам понравился этот дом? Теперь разведем очаг и согреем наш дом. (Снимаю «фасад дома», под ним виден «камин»). У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. (Поочередно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос): - Кто эту обязанность выполняет у вас дома? Надписи на «поленьях дров» ( с обратной стороны): 1. Стирать. 2. Приготовить обед. 3. Мыть обувь. 4. Ухаживать за домашними животными. 5. Готовить ужин. 6. Пылесосить в доме. 7. Готовить завтрак. 8. Поливать комнатные растения. 9. Позаниматься с младшими братьями, сестрами. 10. Вынести мусор. 11. Подоить корову. 12.Сходить в магазин. 13. Прополоть грядку. 14. Отнести бабушке продукты. 15. Вымыть посуду. 16. Вымыть полы. 17. Вскопать грядки. В «камин» положены все «поленья», прикрепляю «пламя». И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет… Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония. Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении. Мы сейчас определим, какие бывают семьи. ( Разделим участников на 4 команды по принципу: зима, весна, лето, осень. Пересели.) Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья»: 1. «С» - счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная… 2. «Е» - единая, единственная, единомыслящая,… 3. «М» - маленькая, милая, музыкальная, многолетняя, мечтательная,… 4. «Я» - ясная, языковедческая, яркая,… В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддержать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить. - В гостях хорошо, ( а дома лучше). - Дом вести, не бородой ( трясти). - Без хозяина дом (сирота). - Дом невелик, (да лежать не велит). - Дом построить – (не шапку на голову надеть). - Домой придешь – (хлеб – соль найдешь) - Домом жить – (обо всем тужить). - Не красна изба углами, (красна пирогами). ( тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме») - В семье разлад, так и (дому не рад). - Семья без детей, что (цветок без запаха). - Согласную семью и (горе не берет). - Не нужен клад, когда (в семье лад). (продолжает звучать песня «Погода в доме»). Обратите внимание на слова этой песни. Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают и тучи. Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?. А теперь разгоним тучи над домом. (Участники снимают «тучи» над домом, читают надписи на них и откладывают в сторону.) Надписи на тучах: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость. Вот уже засияло солнышко. (Прикрепляет «солнце» над домом). Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом и от нас самих и вашего поведения… Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности гласит: «Почитай отца своего и мать», - это первая заповедь с обетованием (т.е с обещанием). «Да будет тебе благо и будет долголетие на земле»…В послании апостола Павла Ефесянам сказано «почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно, долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к страшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это будет и примером нравственного долга. (стихотворение) предлагаю поразмыслить над следующими вопросами: 1. Что вы думаете о супружестве ваших отца и матери (довольны ли они тем, как сложилась их жизнь)? 2. Хотите ли вы, чтобы ваш брак был таким же? Почему? 3. С кем из родителей у вас больше сходства в характере? 4. Из – за чего ссорятся ваши родители? 5. К кому вы чаще обращаетесь со своими проблемами? 6. Возникают ли у вас разногласия с родителями? Раздаю листы и карандаши. А теперь ещё одно задание. В листочках «Дети советуют родителям» пометьте карандашом те пункты, которые вы хотели бы посоветовать вашим родителям. Подведение итога. Повторим упражнение, с которого начали встречу. Кратко, с помощью описания погоды сообщите: как изменилось у вас настроение? Как вы себя чувствуете? Что у вас на душе? (Ответы участников, рефлексия ведущего). И ещё попрошу вас высказать мнение о сегодняшней встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось? Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго! Дети советуют своим родителям. 1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. 2. Не бойтесь быть твердым со мной. 3. Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас. 4. Иногда я говорю или делаю что – то только затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации. 5. Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно. 6. Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам. 7. Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность. 8. Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а, не подчиняясь нравоучениям. 9. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. 10. Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. 11. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. 12. Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь.… А вот уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь. 13. И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.
|
«СЕМЬЯ – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» А.С.Макаренко
это тогда, когда тебя понимают»
Ты, отчий дом, являешься основой всякого естественного истинного воспитания человека. Отчий дом, ты – школа нравов и государства. И.Песталоцци. Отцы и матери! Вам басни сей урок. Я рассказал её не детям в извиненье… Но если выросли они в разлуке с вами, И вы их вверили наемничьим рукам, Не вы ли виноваты сами, Что в старости от них утехи мало вам? И.А.Крылов
|
||