![]() |
Чубаевская основная
общеобразовательная школа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Республиканский смотр-конкурс
«Лучший учебно - опытный участок»
Участник:МОУ «Чубаевская основная общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики
Чубаево 2006
Рабочая документация:Утверждаю:_________________Директор МОУ «Чубаевская ООШ» А.К.Димитриев
ПОЛОЖЕНИЕоб учебно-опытном участке Чубаевской основной общеобразовательной школы
Назначение учебно-опытного участка, его структура
1. Учебно-опытный участок создан в МОУ «Чубаевская ООШ» для проведения в I – IХ классах уроков по трудовому обучению, природоведению, биологии; организации общественно - полезного, производительного труда; опытнической и природоохранительной работы; экологического воспитания, профориентации, социализации детей. 2. На учебно-опытном участке школы организованы отделы: полевых, овощных и плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный, животноводческий, начальных классов. Площадь участка определяется руководством школы с учетом местных условий и количества обучающихся, привлекаемых к работе. 3. Отдел начальных классов школы (учебно-опытный участок начальных школ) состоит из участка, на котором учащиеся I – IV классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению. 4. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. 5. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодника. 6. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. 7. В коллекционном отделе возделываются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для данной местности культуры. 8. В животноводческом отделе содержится крупный рогатый скот. 9. В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды для школьной столовой. Защищенный грунт создается для выращивания овощных и цветочно-декоративных растений, рассады, размножения плодово-ягодных и декоративных растений. Он состоит из парника. 10. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий. Для хранения семенного и посадочного материала, выращенной продукции на территории земельного участка школы создается хранилище. 11. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с образовательными программами, планами и объемами работ. Вокруг участка созданы естественная (из зеленых насаждений) и искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений. 12. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации и удешевления питания обучающихся в школьной столовой.
Содержание и организация работы обучающихся на учебно-опытном участке1. Основными направлениями деятельности обучающихся на участке являются выращивание растений и животных, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов. Для работы на участке из обучающихся каждого класса формируются звенья. 2. Обучающиеся работают на участке в процессе освоения программ трудового обучения, природоведения, биологии, экологии, дополнительного образования. На участке организуются общественно-полезный, производительный труд, трудовая практика школьников, внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно – опытном участке определяется образовательными программами, правилами техники безопасности и установленными санитарно-эпидемическими правилами и нормативами.
3. Работа обучающихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. В него включены такие разделы: - планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборот, их площадь, распределение территории участка между классами, звеньями, кружками, группами продленного дня); - содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, выращиваемых животных; тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями; список изготовляемых учебно-наглядных пособий; календарные сроки и порядок выполнения обучающимися работ; расписание учебных, кружковых занятий; график работы учащихся в процессе общественно-полезного, производительного труда, в том числе в период летних каникул); - руководство работой обучающихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за отделами участка, график их работы в период летних каникул); - материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах, кормах для животных и пр.). 4. Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке, организуется выставка, проводится Праздник урожая. 5. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с учителем биологии школы, ответственным за организацию общественно-полезного, производительного труда, трудового обучения, профессиональной ориентации обучающихся, обеспечивает: - расстановку учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, лаборантов для руководства работой учащихся; - развитие материальной базы учебно-опытного участка; 6. Непосредственное руководство работой на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий учебно-опытным участком, назначенный директором школы, учитель биологии. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, кормами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, техслужащих, привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Имущественно-материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет учет этих ценностей в установленном порядке. Учителям за заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата в соответствии с Трудовым кодексом РФ. 7. Директор школы принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, кормами для животных, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на учебно-опытном участке, охрану участка. 8. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря. 9. Урожай, продукция, полученные с учебно-опытного участка, используются школой в соответствии с действующим законодательством. Доходы и расходы, связанные с работой учащихся по выращиванию растений и разведению животных на учебно-опытном участке, планируются и рассчитываются по сметам специальных (внебюджетных) средств.
Задачи и цели учебно-опытного участка :
--Привлечение учащихся к учебно-исследовательской и опытнической работе ; --Развитие практических умений и навыков , закрепление теоретических знаний ; --Трудовое , экологическое воспитание ; --Ознакомление детей с новыми технологиями в области сельского хозяйства , современными подходами и методами исследовательской и природоохранной работы , привитие им навыков труда в рыночных условиях ; --Изготовление наглядных пособий к школьному курсу биологии ; --Проведение экскурсий в природу.
План
годовой работы на учебно-опытном участке Сентябрь. Вводная экскурсия на пришкольный опытный участок. Определение задач и разработка тем опытной работы. Взятие образцов почв для последующего анализа. Уборка урожая картофеля, корнеплодов. Подведение итогов сортоизучения. Знакомство со способами вегетативного размножения плодово-ягодных культур. Октябрь-ноябрь. Изучение почв местного края, определение физических свойств почвы. Оформление результатов опытной работы и подготовка экспонатов на школьную выставку. Приготовление учебно-наглядных пособий. Декабрь. Определение потребности почв в фосфатных удобрениях. Знакомство с методикой опытной работы по выведению новых сортов растений методом вегетативной гибридизации. Приготовление учебно-наглядных пособий в помощь преподаванию биологии, на основе работы в кружке. Январь. Разработка тем, иллюстрирующих минеральное питание растений. Каникулы. Февраль-март. Начало опыта по изучению и выявлению стадийной разнокачественности глазков картофеля и т.д. Яровизация клубней с целью пробуждения почек. Работа по ускоренному размножению картофеля. Закладка опыта по сортоизучению томатов, перцев, баклажанов. Подготовка семенников двулетних овощей к высадке. Апрель. Знакомство с сортами ведущих сельскохозяйственных культур, их биологическая характеристика. Знакомство с организацией сортоизучения. Выращивание рассады томатов и тыквенных. Яровизация клубней картофеля. Подбор компонентов для вегетативной гибридизации и прививки. Май. Подготовка почвы, внесение удобрений и посев культур, закладка опытов с удобрениями, опытов по сортоизучению с/х культур, получению семян отличного качества. Высадка клубней картофеля. Высадка рассады томата, перца, цветочных культур, капусты в парники. Июнь. Высадка рассады томатов, картофеля, тыквенных. Работа по уходу за подопытными культурами и проведение наблюдений за ними. Июль. Уход за растениями на пришкольном участке. Подкормка. Работа по индивидуальному отбору кустов и плодов томатов. Учет урожая. Август. Уборка зерновых, учет урожая, определение структуры урожая. Работа по отбору томатов, сбор плодов, выделение семян. Описание тыквенных и пасленовых. Уборка семенников. Индивидуальный отбор. Массовые мероприятия:
Бизнес-план развития на 2006-2007 учебный год 1. Описание вида деятельности. Экономическая ситуация в России продолжает оставаться напряженной. В тяжелых жизненных условиях в настоящий момент в России оказалось большинство населения и многие вынуждены обращаться к самостоятельному производству продуктов питания для личных нужд. Естественно - сложившаяся экономическая ситуация не обошла и учреждения образования. Поэтому образовательные учреждения стали не только зарабатывать дополнительные финансовые средства, активно привлекая к этому учащихся, но и формировать их новое экономическое мышление: учить считать заработанное и планировать расходы. Одним из значительных нормативных актов, существенно повлиявших на формирование новых экономических отношений в образовании республики стал Указ Президента Чувашской Республики «О развитии подсобного хозяйства в образовательных учреждениях», принятый в 1995 году. На основании распоряжения главы администрации Урмарского района №71 от 04 марта 1993 года школе на бессрочное пользование предоставлено 15,42 га земли для ведения подсобного хозяйства. Для возделывания овощных культур используется земельный участок площадью 2,5 га. Наше расположение в
сельской местности по соседству с сельхозпредприятиями позволяет нам на
условиях взаимозачета приобретать органические и минеральные удобрения
на приемлемых для нас условиях, что несомненно скажется на себестоимости
получаемой продукции. Целью деятельности нашей организации является: - Привлечение учащихся к учебно-исследовательской и опытнической работе; -Развитие практических умений и навыков, закрепление теоретических знаний. 2.Оценка рынка сбыта и прогнозирование продаж. Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, мы должны досконально изучить свой рынок - другими словами, людей и предприятия, которые покупают наш товар. В нашу школу приходят учащиеся из трех деревень: Чубаево, Батеево, Н_Шептахово. В последние годы в микрорайоне школы нет действующих сельхозпредприятий. Поэтому школа является единственной организацией, удовлетворяющей население сельскохозяйственной продукцией.Мы предлагаем рассаду томатов, капусты, цветочных культур местным жителям путем расклеивания объявлений. Из года в год покупателей становится все больше и больше, потому что мы уделяем огромное внимание качеству продукции. Прежде чем потенциальный покупатель делает заказ на определенный объем нашей продукции, он может наглядно с ним познакомиться. По желанию клиента партия товара может быть доставлена ему на дом силами учащихся школы. З.Конкуренция и конкурентное преимущество. То, чем мы планируем заняться и получить выгоду, конечно же, не ново. Производителями аналогичного товара являются пенсионеры, но они не в силах обеспечить потребности жителей деревень. А так как в микрорайоне есть только рынок в поселке Урмары, до которого нужно доехать, то выгоднее закупить рассаду у нас. Мы считаем, что местные жители потянутся к нам. Для этого мы выращиваем капусту 5-6 сортов, несколько сортов помидоров и цветочно-декоративных культур, постоянно обновляем семенной материал. Таким образом, любой человек, придя к нам может получить возможность выбора сортов. 4. Оценка риска Основными факторами риска при выращивании рассады овощных и цветочно-декоративных культур, а также овощей и фруктов является: - неудачно сложившиеся погодные условия; - вредители сельскохозяйственных культур; - не своевременное проведение агротехнических мероприятий; - риск снижения цен на сельхозпродукцию. Сотрудники нашей школы считают, что имеющиеся у нас ресурсы должны способствовать удачному преодолению факторов риска. 5. Резюме Реализация бизнес-плана имеет огромное педагогическое значение и вместе с тем ее реализация позволяет улучшить и удешевить питание школьников, приобрести учебно-наглядные пособия, сельскохозяйственный инвентарь, сортовые семена овощных и цветочно-декоративных растений, проводить ремонтные работы в школе, получить часть средств на проведение культурно-массовых мероприятий, обновление материальной базы школы.
Структура и содержание отделов УОУ
I. Отдел начальных классов Занимает площадь – 80 м2 Учащиеся 1-4 классов под руководством своих учителей выращивают здесь цветы и овощи
У каждого класса имеется свой участок. Они составляют график дежурства и по нему все лето сами ухаживают за грядками, клумбами. Делают они это с большим увлечением. II. Плодово-ягодный отдел Общая его площадь м2 В таблице приведены культуры и сорта, выращиваемые здесь.
III. Отдел овощных культур Овощные культуры выращиваем применяя севооборот, со следующим чередованием культур.
Севооборот – агротехническое средство борьбы с болезнями, вредителями и сорными растениями. Севооборот повышает плодородие почвы, помогает рационально использовать ее питательные вещества и вносимые удобрения. Повышается урожайность, улучшается качество продукции. В овощном отделе выращиваются следующие культуры:
IV. Отдел цветочно-декоративных культур Общая площадь составляет примерно 500 м2
В школе цветочно-декоративные растения прежде всего должны служить для эстетического воспитания учащихся. На ряду с этим цветочно-декоративные растения на пришкольном участке являются очень удобным объектом для организации с учащимися опытно-практических работ по биологии и как демонстрационный раздаточный материал. На клумбах, вдоль основных дорожек возле зеленого класса мы выращиваем следующие растения:
Однолетники:
Чтобы школьный цветник был красивым с ранней весны до поздней осени, мы подбираем растения, цветущие в различные месяцы. Вместо заборчиков высадили кустарники спиреи. Цветочно-декоративные растения являются наглядным материалом ко многим темам школьного курса биологии. V. Отдел полевых культур В этом отделе выращиваем все те культуры, которые культивируются в нашем районе.
Характеристика участка :
Площадь УОУ: 2,5 га Рельеф : Равнинный Почва : Дерново-среднеподзолистый суглинок Водоснабжение : Колодезное
Экологическое состояние : УОУ находится рядом с шоссейной дорогой с асфальтовым покрытием со средним транспортным потоком. По периметру территории УОУ растут деревья ( акация , клен американский ) , задерживающие воздушный поток с дороги , снижая тем самым загрязнение участка тяжелыми металлами и пылью . Других источников экологического загрязнения на территории УОУ и вблизи него не распологается .
Наличие связи с другими хозяйствами : Школа имеет приусадебное хозяйство площадью 15,41 га . Других связей школа и УОУ не имеют , т. к. в микрорайоне школы нет действующих хозяйств .
Материальная база пришкольного учебно-опытного участка :1.Техника: Трактор Т – 40 Автомашина ГАЗ – 53 Автобус Кубань Зерносеялка Культиватор Окучник Картофелекопалка
2.Помещения : Овощехранилище Склады
3.Инвентарь :
4.Минеральные удобрения : хлористый калий 2 т. диаммофоска 0,5 т.
Культура оформления УОУ: Цветочно-декоративный отдел (1)
Цветочно-декоративный отдел (2)
Цветочно-декоративный отдел (3)
Общий план-схема пришкольного УОУ
Организация и реализация образовательной деятельности: Утверждаю: Директор школы: ___________ А.К.Димитриев
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛАГЕРЕ ТРУДА И ОТДЫХА Чубаевской основной общеобразовательной школы Особое место в реализации летних оздоровительных программ занимают лагеря труда и отдыха - форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечение их в общественно-полезную деятельность, сочетающую формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул. 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет условия проведения смен лагерей труда и отдыха обучающихся и воспитанников в период летних каникул. 1.2.Лагерь труда и отдыха – форма практического приобретения школьниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, предупреждения правонарушений и обеспечение занятости несовершеннолетних в летний период. 1.3.Основные задачи ЛТО: · Адаптация подростков к современным условиям жизни через трудовую деятельность; · Привитие трудовых навыков подросткам; · Социальная поддержка подростков; · Организация досуга школьников. 1.4. Руководитель ЛТО несет ответственность за: · Обеспечение жизнедеятельности смены лагеря; · Соответствие форм, методов и средств организации ЛТО возрасту, интересам и потребностям детей; · Жизнь и здоровье подростков и работников ЛТО; · Соблюдение трудового законодательства; · За соответствие состояния лагеря требованиям санитарно -эпидемиологической службы и органов Пожнадзора; · За организацию производственной деятельности; · За своевременное и качественное ведение документации. 1.5. При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользуются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из малообеспеченных и социально-неблагополучных семей. 1.6. При определении допустимости применения труда обучающихся и воспитанников следует руководствоваться СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков». 2. Организационная структура лагеря труда и отдыха. 2.1. Смена лагеря в зависимости от направленности проводится на стационарной базе – на базе образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования или в полевых условиях (в палатках). 2.2. Во время смены лагеря дети объединяются в одновозрастные или разновозрастные группы (отряды) наполняемостью 20-25 человек. 2.3. Продолжительность смены лагеря труда и отдыха составляет не менее 18 календарных дней в период летних каникул. 2.4. Продолжительность работы лагеря труда и отдыха составляет 6 часов в день. При этом продолжительность времени работы, часовой недельной нагрузки и общего времени трудовой деятельности обучающихся и воспитанников в смене лагеря труда и отдыха определяется законодательством Российской Федерации о труде для данного возраста обучающихся и воспитанников. Во второй половине дня организуются спортивные мероприятия, викторины, конкурсы, экскурсии, работа в кружках. 2.5. Основа содержания деятельности смены лагеря труда и отдыха – трудовая деятельность в образовательном учреждении, подшефном дошкольном образовательном учреждении, в микрорайоне школы, а также оздоровительная деятельность. 2.6. Питание обучающихся и воспитанников организуется в столовой образовательного учреждения или на предприятиях общественного питания, определенных на конкурсной основе в соответствии с установленными нормами и объемами финансирования. 2.7. Членами ЛТО могут быть подростки в возрасте от 14 до 18 лет. 2.8. Основанием для приема в ЛТО является наличие следующих документов: · Медицинская справка (форма 086-у) с заключением врача об отсутствии медицинских противопоказаний к заявленному виду деятельности (труда).; · Копия свидетельства о рождении или копия паспорта;
·
Заявление о согласии родителей либо лиц, их заменяющих, на работу
подростка в дни школьных каникул. 2.10. Руководитель лагеря труда и отдыха должен иметь пакет документов, необходимых для функционирования лагеря (приложение №5). 3. Охрана труда в ЛТО. 3.1. Руководитель ЛТО создает безопасные условия труда для подростков. 3.2. Подростки, принятые в лагеря труда и отдыха, проходят обучение по безопасности труда в виде инструктажа (вводного, первичного на рабочем месте и повторного) с записью в типовом журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. 3.2. Руководитель ЛТО отвечает за своевременное проведение инструктажей по технике безопасности по всем видам работ и по правилам безопасности в быту; осуществляют строгий контроль за выполнением требований по созданию безопасных условий труда членов лагеря; за ведением журнала инструктажей (приложение №6). 3.3. Члены лагеря обязаны неукоснительно соблюдать требования инструкций по охране труда и правил техники безопасности, а также санитарных норм и правил. 3.4. При грубом нарушении дисциплины члены лагеря исключаются из состава ЛТО.
П Р О Г Р А М М А ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА при Чубаевской ООШ на летний период 2006 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа является оздоровительно-образовательной и направлена на раскрытие индивидуальных способностей учащихся в процессе организации совместной деятельности. В летний период подростки смогут хорошо отдохнуть и увидеть много интересных изменений в природе. В программу включены мероприятия по оздоровлению учащихся, экологическому мониторингу за окружающей средой села. Кроме того, предполагается трудовая, развлекательно - досуговая деятельность и краеведческая работа. Программа лагеря труда и отдыха МОУ «Чубаевская ООШ» реализует следующие задачи: ü Развитие интеллектуальных и творческих способностей, овладение навыками исследовательской деятельности; ü Формирование потребности в здоровом образе жизни; ü Привитие практических навыков работы с растениями на учебно-опытном участке и питомнике; ü Изучение исторического прошлого деревни Чубаево, формирование чувства гордости, любви к родному краю; ü Обучение учащихся способам снижения негативного влияния различных видов загрязнения на здоровье ребенка; ü Привитие навыков дружелюбного общения со сверстниками. ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ Развитие индивидуальных качеств ребенка и становление активной гражданской позиции в период работы летнего трудового лагеря. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ü Беседы; ü Исследовательские работы; ü Лекции – консультации; ü Интерактивные технологии; ü Семинар-практикум; ü Походы; ü Акции, операции; ü Самоуправление; ü Экологическое проектирование
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы предусматривается в школьном лагере труда и отдыха д.ЧубаевоУрмарского района. Для эффективной работы необходимо: 1. Создание коллектива заинтересованных педагогов; 2. Разработка нормативно-правовой базы педагогического коллектива; 3. Обновление материально – технической базы школы, приобретение: а) садово-огородного инвентаря: лопаты, грабли, лейки, вёдра; б) спортинвентаря: настольные игры, мячи, скакалки и т.д.; в) канцтоваров; г) плёночного укрытия для парника; д) семян овощей, цветов, посадочного материала плодовых и декоративно – кустарниковых культур; е) видеокассет, фотопленок. 4. Предварительная работа с родителями (ознакомление с правилами внутреннего распорядка работы лагеря). АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Наша деревня имеет удобное месторасположение. Живя в условиях деревни, учащиеся в процессе обычной жизни имеют возможность общаться с природой. А это в настоящее время необходимо подрастающему поколению для того, чтобы снять психическое напряжение. Специалисты в области медицины утверждают, что постоянные школьные нагрузки приводят к снижению качества здоровья. Данная программа предусматривает занятость учащихся в летний период полезным делом, направлена на восстановление утраченного здоровья. В процессе реализации программы осуществляется экологическое, трудовое, патриотическое воспитание учащихся, развивается творческая активность и в целом происходит социализация личности. Сама природа обогащает наш внутренний мир и, поэтому способствует гармоничному развитию личности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1. Полное наименование программы: Школьная программа летнего лагеря труда и отдыха
2. Автор программы: Яковлева Любовь Алексеевна – учитель трудового обучения
3. Цель программы: Социальная адаптация и становление личности через активное общение и взаимодействие с природой.
4. Образовательная область: v Овладение навыками исследовательской деятельности.
5. Оздоровительная область: v Создание условий и формирование потребностей в здоровом образе жизни.
6. Трудовая деятельность: v Приобретение навыков практической работы с растениями на учебно-опытном участке.
7. Краеведческая область: v Организация совместных акций культурно-патриотического движения.
8. Досуговая деятельность: v Создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе через игровую и театрализованную деятельность.
9. Специализация, профиль программы: v Экология, исследование природы, валеология, овощеводство, садоводство, цветоводство, краеведение.
10. Возраст школьников, для которых предназначена программа: v Ребята 12-15 лет.
11. С какого времени используется данная программа: v Программа используется в течение трех лет.
План работы пришкольного лагеря в 1 смену (июнь 2006 г.) (по дням)
1 день 1. Организационное мероприятие-собрание «Здравствуй, лагерь!»: - беседа «Я и моя деревня» - принятие правил поведения в лагере. 2. Операция «Уют» - обустройство и оформление лагеря. 3. Игра «Расскажи мне о себе». 4. Занятия по интересам, игры, конкурсы. 2 день 1. МЗ «Друзья Мойдодыра и наше здоровье». 2. «Ярмарка идей» (обсуждение плана проведения праздника, посвященного открытию лагеря). 3. Подготовка к празднику открытия лагеря. 4. Занятия по интересам. 5. Работа на УОУ. Посадка рассады цветов. 3 день 1. МЗ «Как поднять настроение?» 2. Подготовка к празднику открытия лагеря. 3. Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй лагерь!». 4. Игра «Здоров будешь – все добудешь». 5. Игры на воздухе. 6. Работа на УОУ. Посадка рассады цветов. 4 день 5. МЗ «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». 2. Игра «Зоологические забеги». 3. Занятия по интересам. 4. Викторина «Домашние животные». 5. Подготовка к празднику «Танцуй и пой! Пой и танцуй!». 6. Работа на УОУ. Посадка рассады капусты. 5 день 1. МЗ «Гигиена тела». 2. Праздник «Танцуй и пой! Пой и танцуй!». 3. Интеллектуальная игра «Сильное звено». 4. Подготовка к празднику «Фабрика звезд». 5.Работа на УОУ. Посадка рассады томатов. 6 день 1. МЗ «Закаливание». 2. Разучивание чувашских и русских национальных игр. 3. Шахматно-шашечный турнир. 4. Подготовка к конкурсу «Фабрика звезд». 5. Работа на УОУ. Полив саженцев. 7 день 1. МЗ «Берегите глаза». 2. День музыки (беседы о музыке, конкурсы, викторины). 3. Конкурс «Фабрика звезд». 4. Подвижные игры на воздухе. 5. Работа на УОУ. Полив саженцев. 8 день 1. МЗ «Правильное питание». 2. Беседа «История нашего поселка». 3. Экскурсия «Лекарственные растения нашего края». 4. Викторина «Знаешь ли ты родной край? 5. Занятие по рисованию «Мой край родной». 6. Подвижные игры на воздухе.
9 день 1. МЗ «Осанка – основа красивой походки». 2. Беседа «Как вести себя в театре, Доме культуры». 3. Инсценировки сказок. 4. Интеллектуальная игра «Звездный час». 5. Подвижные игры на воздухе. 10 день 1. МЗ «Твой режим дня на каникулах». 2. Беседа «Художники Чувашии». 3. Рисование на тему «На каникулах». Подготовка к конкурсу рисунков. 4. Конкурс рисунков. 5.Работа на УОУ. Рыхление междурядий. 11 день 1. МЗ «Путешествие в страну Витаминию». 2. Час творчества. Разучивание народных танцев. 3. Занятия по интересам. 4. Игра «Угадай мелодию». 5. Подвижные игры на воздухе. 6.Работа на УОУ. Прополка грядок. 12 день 1. МЗ «Зеленая аптека». 2. Занятия по интересам. 3. Игра «День юмора». 4. Работа на УОУ. Прополка цветочных культур. 13 день 1. МЗ «Как ухаживать за кожей лица и рук». 2. Спортивные тренировки. 3. Проведение соревнований на первенство лагеря по различным видам спорта (по возрастным группам). 4. Занятия по интересам. 5. Работа на УОУ. Замена саженцев. 14 день 1. МЗ «Как снять усталость ног?». 2. Занятия по интересам. 3. Подготовка к конкурсу поделок из различных материалов «Умелые руки». 4. Конкурс поделок. 5. Подвижные игры на воздухе. 6. Работа на УОУ. Уборка территории. 15 день 1. МЗ «Книги о здоровье». 2. Беседа «Такие разные, неодинаковые книги». 3. Конкурс инсценировок по литературным промзведениям. 4. Экскурсия в библиотеку. 5. Подвижные игры на воздухе. 6. Работа на УОУ. Очистка парников. 16 день 1. МЗ «Гигиена в доме». 2. Беседа «Планеты солнечной системы. Галактика». 3. Занятия по интересам. 4. Беседа о Ю.А.Гагарине, о А.Г.Николаеве и других космонавтах. 5. Рисование на тему «Каким я вижу космос». 6. Игра «Полет на Марс и Венеру». 17 день 1. МЗ «Закаливание». 2. Экологический десант. 3. Занятия по интересам. 4. Экскурсия «Полевые цветы». 5. Подготовка к конкурсу фантастических проектов. 18 день 1. МЗ «Как ухаживать за зубами». 2. Конкурс фантастических проектов. 3. Подвижные игры на воздухе. 4. Подготовка к празднику закрытия лагеря. 5. Работа на УОУ. Посев огурцов. 19 день 1. МЗ «Первая помощь другу. 2. Поход в лес. 3. Подвижные игры на воздухе. 4. Подготовка территории лагеря к закрытию лагеря. 5.Работа на УОУ. Ремонт изгородей. 20 день 1. МЗ «Мой рост и вес». 2. Занятия по интересам. 3. Подготовка к празднику закрытия лагеря. 4. Праздник закрытия лагеря – «Конкурс «Мисс и Мистер лагеря». 5. Итоговая линейка.
Методическое обеспечение реализуемых образовательных программ:
«Утверждаю» Директор школы:____________ /А.К.Димитриев./ «___» __________ 200__ года
Программа уроков сельскохозяйственного труда для учащихся 5 –8 классов.
Объяснительная записка. Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям и в сфере образования. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для саморазвития и самореализации личности школьника, личности творческой, социально-активной, способной мыслить и действовать общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений, с высокой степенью адаптивности в современном обществе, с высокой культурой труда и экологической культурой, способной делать выбор и нести за него ответственность. Возможности трудового обучения как учебного предмета в реализации стратегической направленности школы на развитие личности ученика поистине уникальны. Именно здесь закладываются основы социально-активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельность, уважение к людям труда. В системе трудового обучения учащихся важное место занимает организация сельскохозяйственного труда на учебно-опытном участке школы, которая выступает первым звеном в трудовом воспитании школьников, в подготовке их к жизни и труду в новых экономических условиях, к сознательному выбору профессии. Для нашей школы характерна непосредственная близость к сельскохозяйственному производству и живой природе, что создаёт благоприятные условия для формирования системы глубоких, осознанных и конкретных знаний о научных основах важнейших отраслей сельского хозяйства, систематического привлечения школьников к непосредственному участию в посильном сельскохозяйственном труде, воспитания любви к родному краю, эстетических чувств, уважения и творческого отношения к сельскохозяйственному труду. Таким образом, основной целью организации сельскохозяйственного труда в школе является развитие у школьников культуры труда и межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности, обеспечение возможностей для прикладной творческой деятельности и профессионального самоопределения. Приобщение школьников к сельскохозяйственному труду позволяет им осознать себя как личность, которая может давать оценку социальной значимости процесса и результатов своего труда, прогнозировать потребительскую ценность того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния процесса и результатов труда на окружающих людей и среду, акцентируя внимание на экологических аспектах трудовой деятельности. Принятые в программе подход к определению целей позволяет показать связи между общепедагогической целью работы школы, которая заключается в развитии личности школьника и целями обучения предмету. Последние конкретизированы в виде задач обучения сельскохозяйственному труду: 1/ формирование базовых знаний и умений по выращиванию растений с помощью ручных инструментов, приспособлений, технологических машин; 2/ формирование умений решать технические, технологические, экономические задачи, способствующие развитию экономического мышления, творческих способностей, осознанному выбору профессиональной деятельности; 3/ воспитание чувства ответственности за качественное выполнение процессов, связанных с выращиванием растений; реализация поставленных задач осуществляется через содержание уроков сельскохозяйственного труда, которое включает в себя: - выращивание цветочно-декоративных растений, овощных, полевых, плодово-ягодных; По своей структуре технология земледелия /агротехника/ общая для всех растений и включает в себя обработку почвы, внесение удобрений, подготовку посадочного материала, посадку, уход за посевами, борьбу с болезнями и сельскохозяйственными вредителями, уборку урожая. В процессе объяснения и демонстрации приёмов работы внимание акцентируется на применении их в различных ситуациях. В работе по выращиванию растений особое внимание уделяется сходным способам их размножения, что способствует получению учащимися представлений о единстве растительного мира. - основы проектной и исследовательско-опытнической работы; - проблемы выращивания экологически чистой продукции; - организация и планирование рабочего места, обеспечение безопасности труда, культуры труда и общения; - требования, предъявляемые профессией к человеку, соотнесение приобретённых знаний о профессиональной деятельности с интересами и склонностями, личностными качествами учащихся; Для решения задач, связанных с воспитанием личности, используется специальная информация, а также организационные формы и методы, активизирующие умственную и практическую деятельность учащихся, способствующую проявлению инициативы и их самостоятельности в работе. Это могут быть деловые игры, решение агротехнических и экономических задач, составление проектов и их самостоятельное выполнение. При проведении занятий упор делается на знания учащихся в области естественно-биологических наук. Для профессионального самоопределения школьников включена информация о мире труда и профессий, качествах личности, связанных с профессиями в области растениеводства. Настоящая программа по сельскохозяйственному труду в 5 – 8 классах представляет собой часть содержания образовательной области «Технология», включенной в учебный план общеобразовательных заведений России. В программу внесены изменения согласно материально-техническим возможностям школы, площади и назначению учебно-опытного участка школы, основной целью которого является познание окружающего мира и своей роли в нём как преобразователя.
Количество часов на каждый раздел программы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
5 класс Тема: Выращивание многолетних цветочно-декоративных растений открытого грунта
6 класс Тема: Выращивание овощных культур рассадным способом. Уборка и учёт урожая. Выращивание полевых культур озимых и яровых.
7 класс Тема: Выращивание земляники и картофеля.
8 класс Тема: Выращивание овощных культур /чеснок, лук, морковь, петрушка, картофель и др./, зелени. Выращивание декоративных кустарников.
Учебники и учебные пособия Клепиник З., Трайтак Д.И. Учебник по трудовому обучению 5-7 классы. Сельскохозяйственные работы.
Постникова Е.А. Основы естетвеннонаучных и сельскохозяйственных знаний. 1-2 кл.
Рациональное использование возможностей УОУ:
Хозрасчетная деятельность и организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ школы. Организация работы на учебно-опытном участке школы не только важная часть учебно-воспитательного процесса, но и непременное условие улучшения экономического состояния. Основная часть всей сельскохозяйственной продукции, полученной с УОУ, используется для организации питания детей в школьной столовой. Она реализуется при приготовлении супов, гарниров, консервированных салатов и овощей, компотов, варенья. Благодаря этому происходит удешевление обедов. За счет этого учащиеся нашей школы платят в месяц всего лишь 20 рублей, в то же время едят и первое, и второе, и салаты, и различные чаи и компоты. В рацион питания включаются салаты из свежих овощей /капуста, морковь, свекла/ и организуется чай из лекарственных трав, выращенных на участке, что способствует витаминизации питания школьников, укреплению их здоровья. Остальная часть продукции реализуется населению поселка и сотрудникам школы. На средства, полученные в результате этого, обновляется семенной фонд, приобретается сельскохозяйственный инвентарь, минеральные удобрения, поощряется труд школьников.
Сведения о расходовании денег, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции с УОУ школы.
1. минеральные удобрения: 4 кг х 15 руб = 60 руб
2. ядохимикаты для борьбы с вредителями с/х растений: 10 штук х 5 руб = 50 руб
3. семена овощных и цветочных культур: 150 рублей
4. с/х инвентарь: - лопаты – 3 штуки х 65 руб = 195 руб - ведра – 3 штуки х 50 руб = 150 руб - пленка – 10м х 12 руб = 120 руб - опрыскиватель - 50 руб - секатор – 70 руб - коса – 130 руб
5. призы для награждения победителей конкурсных программ, лучших работников на УОУ - 639 рублей;
6. оплата транспортных услуг:
- по доставке торфа – 100 рублей; - перепахивание земли трактором – 100 рублей;
Результаты использования УОУ: План работы оытнической, исследовательской деятельности, практическая значимость результатов опытнической и исследовательской работы.
План работы на УОУ как составная часть плана учебно-воспитательной работы школы рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы. Составляется тематический план опытной работы на участке, размещение опытных делянок для работы по классам и график работы учащихся в летний период. До окончания учебного года (за 2 недели) вывешивается график дежурства ребят на участке, где указывается Ф.И.О., класс, время, срок работы. Опытническую работу ведут особые звенья, где состоят учащиеся с 5 по 11 класс в звене не менее 8 человек. А те ребята, которые приходят на дежурство тоже ведут уход за посевами, знакомятся с методикой опыта. За ведением наблюдений учетом, за порядок в дневнике отвечают члены звена.
План агротехнических мероприятий
План опытническо-исследовательской работы по заданиям специалистов :
Результаты опытнической и исследовательской работы
I. Отдел начальных классов
Каждый класс закладывает опыт Опыт 1. Тема: Влияние густоты посева семян моркови на её урожайность. 1 вариант – контроль, нормальный посев семян. На 10 м2 – 4-5 гр. Между семенами 1-2 см. 2 вариант – густой посев семян, на 10 м2 – 10-12 гр. семян. Выводы: 1 вариант Урожайность в 10 м2 – 35 кг. т.е. 350 ц/га 2 вариант Урожайность в 10 м2 – 26 кг. т.е. 260 ц/га
Опыт 2. Тема: Влияние сроков прореживания всходов на урожайность свеклы. 1 вариант – контрольный, прореживание после появления первого настоящего листа. Оставить по одному лучшему растению на расстоянии 3 см друг от друга. 2 вариант – прореживание при наличии трех настоящих листков. Выводы: 1 вариант Урожайность в 10 м2 – 40 кг. т.е. 400 ц/га 2 вариант Урожайность в 10 м2 – 34 кг. т.е. 340 ц/га
Опыт 3. Тема: Влияние пасынкования на урожайность томатов. 1 вариант – контрольный, не пасынковать 2 вариант – удалить все побеги в пазухах листьев, оставив на кусте 1-2 стеблей. Пасынкование производить несколько раз по мере образования новых пасынков. Выводы: 1 вариант Урожайность в 10 м2 – 30 кг. т.е. 300 ц/га плоды крупные 2 вариант Урожайность в 10 м2 – 21 кг. т.е. 210 ц/га плоды средние
II. Плодово-ягодный отдел
Опытно-практические работы в школьном саду расширяют кругозор учащихся по плодоводству, знакомят с содержанием труда сада. Ведутся фенологические наблюдения цветение черёмухи наблюдалось 18 мая. Это указывает на то, что пора производить посадку картофеля. В настоящее время работаем по омоложению природно-сортового состава плодово-ягодного участка. Опыт 1. Тема: Выращивание высокого урожая ягод смородины. Цель: Добиться наибольшей приживаемости одревесневших черенков. 60 шт. кустов смородины уже потеряли свою урожайность т.к. им уже 20 лет. Смородину размножаем черенками и выращиваем, применяя передовую агротехнику. Мы получаем большой урожай яблони и земляники. Культура земляники очень доходна и быстро окупает затраты, на закладку плантации и уход за ними. Осенью на 50 м2 земли землянику размножали посадкой усов.
III. Отдел овощных культур
Учащиеся V-VII классов проводят опытно-практические работы. Для удобства закрепляем отдельные участки за учащимися V-VII классов. Для опыта выделяется участок размером 20 м2. Тема, цель опыта заранее доводится до учащихся. Опыты проводятся по заданию учителя биологии. Опыты с картофелем Картофель относится к семейству пасленовых. Картофель размножается клубнями и их частями (верхушками клубней, глазками, ростками). Яровизация посевных клубней картофеля ускоряет развитие растения и повышает урожай. Хорошее действие на повышение урожая картофеля оказывают навоз и минеральные удобрения. Картофель светолюбивое растение. Многократное глубокое рыхление междурядий и содержание почвы чистой от сорняков являются важными условиями получения высокого урожая картофеля. Агротехнический план опыта. 1. Яровизация. За 35-40 суток до посадки клубни картофеля массой 60-70 гр. разложить в теплом светлом помещений на полу (10-15 апреля) 2. Подготовка почвы. Перед перекопкой на участок 10 м2 внести 30-40 кг навоза и минеральные удобрения: 0,15 кг селитры, 0,10 КСl, 0,25 кг суперфосфата. Забороновать в два следа (5-10 мая) 3. Посадка. Осветленные клубни высадить рядами (60х30 см). Глубина заделки 10-12 см (10-15 мая) 4. Рыхление. Через 5-10 суток после посадки произвести рыхление в два следа (15-25 мая) 5. Первое окучивание и прополка. Мотыгой привалить почву к нижней части стеблей с одновременным удалением сорняком ( 10-15 июня) 6. Подкормка. Раствор минеральных удобрений на ведро воды 30 гр сульфата аммония, 40 гр суперфосфата и 70 гр КСl. Внести в борозды между гребнями из расчета ведро раствора на 10-12 кустов (20 июня) 7. Второе окучивание. Произвести также, как и первое (25 июня-1 июля) 8. Уборка урожая. Сделать выводы (сентябрь) Опыт 1. Тема: Влияние минеральных и органических удобрений на урожайность картофеля Цель: Получение высокого урожая картофеля (с. Невский, Удача). Опыт проводился в пяти вариантах:
Вывод: Применяя NPK+1/2 навоз урожайность картофеля повышается на 28%.
Опыт 2. Тема: Влияние ширины междурядий и густоты посадки на урожайность картофеля
Вывод: при широком междурядье и густой посадке урожайность больше.
Опыт с морковью. Морковь – двулетнее растение из семейства зонтичных: в первый год жизни образует корнеплод, а во второй – выгоняет цветоносный стебель и дает семена. Агротехнический план опыта. 1. Подготовка семян. 2. Подготовка почвы. На делянку 10 м2 равномерно внести 8-10 кг перегноя или минеральные удобрения (0,2 кг сульфата аммония, 0,4 кг. суперфосфата, 0,3 кг КСl. Почву перекопать на глубину 20-25 см. Забороновать в два следа (25-27 апреля) 3. Посев. Посеять семена на глубину 2 см. Расстояния между строчками 25 см (25-30 апреля) 4. Прополка и рыхление. (15-20 мая) 5. Прореживание. Расстояние между растениями оставить 3-4 см (1-5 июля). 6. Подкормка. (15-20 июля) 7. Уборка. (сентябрь)
Опыт 3. Тема: Влияние обработки семян на урожайность моркови с.Мо, Витаминная. Площадь каждого участка 20 м2. Опыт проводился в 5 вариантах. Повторность двукратная. 1 вариант – контроль. Сухие семена. 2 вариант – намоченные в воде 3 вариант – закаленные семена 4 вариант – выдержанные в борном растворе 5 вариант – выдержанные в никотиновой кислоте Цель опыта: Выявить влияние микроэлементов на рост и развитие на урожайность моркови Методика проведения опыта: Намачивание проводится в ограниченном количестве воды. Период замачивания 3-4 суток.
Вывод: семена моркови, вымоченные в никотиновой кислоте дают больше урожая, примерно на 28%.
IV. Отдел цветочно-декоративных культур
Опыт. Тема: Влияние пасынкования на ускорение зацветания и размер соцветий георгинов.
V. Отдел полевых культур
Проводятся опыты по сортоизучению важнейших полевых культур.
Публикации в СМИ:
Т?Цыфаркина ?«Шкул – ял управ=и»: «Х.рл. ялав» ха=ат: нарёс уйёх.н 4-м.ш.: № 10?
Участие в республиканских, районных массовых мероприятиях
1. 3 место в республиканском смотре – конкурсе «Лучшее подсобное хозяйство» среди средних общеобразовательных школ в 2002 году. 2. Лауреаты республиканского конкурса «Лучшая школа года» в номинации «Школа – хранительница села» - 3 место в 2002 году 3. Диплом 1 степени главы администрации Урмарского района за высокие результаты работы на пришкольном учебно-опытном участке и развитие подсобного хозяйства в 2003 году.
ЭКСКУРСИЯ: СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ И БОРЬБА С НИМИ
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : ПРИШКОЛЬНЫЙ УОУ ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ : ВЕСНОЙДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСКУРСИИ : 1 ЧАС ВОЗРАСТ ЭКСКУРСАНТОВ : УЧАЩИЕСЯ 6 КЛАССА ЦЕЛИ : 1) РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПОНЯТИЯ О СОРНЫХ РАСТЕНИЯХ, С ИХ ОСНОВНЫМИ ГРУППАМИ, БИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ ИХ ПРОЦВЕТАНИЕ; 2)ФОРМИРОВАТЬ ОБЩЕУЧЕБНОЕ УМЕНИЕ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА ОБ ЭКСКУРСИИ ; 3)ОТРАБОТАТЬ ПРИЕМЫ ФИКСАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ; 4)ОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ БОРЬБЫ С СОРНЫМИ РАСТЕНИЯМИ ; 5)ПОКАЗАТЬ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЧИВОСТИ СОРНЯКОВ. ОБОРУДОВАНИЕ : БЛОКНОТЫ , КАРАНДАШИ , ЛОПАТОЧКИ , ПЛАНКИ 50 СМ (8 ШТ.), ПАПКА ДЛЯ СБОРА ГЕРБАРИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1 КАРТОЧКА: Найдите какой – либо специализированный сорняк льна. Опишите это растение , зарисуйте. 2КАРТОЧКА: Возьмите 4 планки по 50 см и на участке расположите их в виде квадрата. Затем определите количество и виды сорняков на этой площади. Сделайте перерасчет на 1 м. 3КАРТОЧКА: Найдите сорные растения со стержневой и мочковатой корневой системой. Засушите их и сделайте наглядное пособие. 4КАРТОЧКА: Отыщите стручок редьки дикой и стручочек пастушьей сумки. Сосчитайте количество семян в каждом плодике и сравните. 5КАРТОЧКА: Отыщите сорные растения с различными формами листовой пластинки. Найденные листья засушите и сделайте наглядное пособие. 6КАРТОЧКА : При помощи учителя сделайте список видов сорных растений, встречающихся на участке.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Биологические экскурсии. Кн. для учителя (Измайлов И.В., Михлин В.Е.)-М.: Просвещение, 1983. 2. Широких Д. П. , Нога Г. С. Биологические экскурсии в с-х производство.- М .: Просвещение ,1979.
|